Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 14:42 |
|
|
Тема номера
|
Кто окажется первым
Китайская корпорация Yantai Raffles Shipyard Limited в октябре на международной конференции "Нефть и газ Сахалина" представила свои возможности, а также намерение инвестировать в строительство на российском Дальнем Востоке крупной верфи, способной возводить как суда, так и верхние основания нефтегазодобывающих платформ.
Эта инициатива заинтересовала аппарат полномочного представителя Президента РФ в ДВФО, интерес к проекту проявляет Правительство Хабаровского края, которое, по всей видимости, будет лоббировать его размещение на своей территории. На все это можно сказать - наконец-то на востоке страны появится современное судостроительное производство. Но, с другой стороны, на что в этом случае может рассчитывать Дальневосточный завод "Звезда", планирующий в составе Дальневосточного центра судоремонта и судостроения (ДВЦСС) стать главной верфью региона?
Крупнейший судоремонтный и судостроительный завод ФГУП "Дальневосточный завод "Звезда", расположенный в Большом Камне, в настоящее время находится в ожидании решения Росимущества об условиях акционирования. Данная процедура планировалась к проведению еще год назад, но так и не была реализована. Поговаривают даже, что именно с этим связана отставка бывшего директора завода Юрия ШУЛЬГАНА.
Новый директор, правда, все еще с приставкой и. о., Андрей РАССОМАХИН активно занимается процедурой акционирования. По его словам, в текущем году это стало главной задачей для руководства завода, а именно - завершить по возможности до конца года акционирование с последующей передачей 100% капитала завода в Дальневосточный центр судоремонта и судостроения, который в свою очередь станет частью Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), создаваемой в стране по заданию Роспрома.
На долю ДВЗ "Звезда" в новом качестве выпадут задачи исполнения государственного военного заказа и, прежде всего, выполнение подводного судоремонта, учитывая, что это пока единственное на Дальнем Востоке предприятие, способное ремонтировать подводные аппараты. Планируется также проводить ремонт военных атомоходов третьего и уже четвертого поколений. По словам Рассомахина, завод уже включен в соответствующую федеральную целевую программу и второй год получает финансирование на техперевооружение.
Второе направление, которым планирует заняться завод "Звезда", - это гражданское судостроение. По инициативе нового руководителя на заводе разработана концепция гражданского судостроения, которая подразумевает не только строительство судов, но и верхних строений для нефтегазовых добывающих морских платформ. Концепция прошла обсуждение научно-экспертного совета морской коллегии, где получила одобрение, и в настоящее время дорабатывается с учетом полученных замечаний. Правда, на реализацию этой грандиозной задачи потребуется около 45 млрд руб.
Ее создатели надеются заручиться поддержкой правительства на получение федеральных средств для модернизации, приобретение новых технологий, решения социальных вопросов. Понимая, что государство вряд ли выделит необходимое количество денег, завод подыскивает и потенциальных инвесторов. Руководство "Звезды" хотело бы в числе инвесторов видеть в первую очередь крупнейшие российские добывающие компании - "Газпром" или "Роснефть", участвующие в освоении дальневосточного шельфа. "Предоставив нам деньги на модернизацию, они уже через три года получат готовый завод, - уверенно заявляет Рассомахин, - где смогут разместить заказы на строительство платформ, газовозов, танкеров".
Есть у проектировщиков определенный расчет и на иностранных инвесторов, хотя, как замечает и. о. директора, опыт привлечения иностранцев показывает, что ни одна зарубежная компания не отдаст современные технологии. Несколько предложений, разосланных инвестиционным компаниям Юго-Восточной Азии, вернулись с положительными отзывами на участие в проекте, но с пожеланиями детальнее прописать выгоды, которые они смогут получить от такого участия. Одна из компаний даже выразила готовность профинансировать 10% требуемых инвестиций уже в этом году под гарантию того, что завод представит в качестве гарантии заказ на свою продукцию. Но как раз заказ и является на сегодня для завода главной нерешенной проблемой.
На сегодняшний день ДВЗ "Звезда" имеет в портфеле только гособоронзаказ. Заказов на гражданские суда нет, хотя потребность во флоте нарастает. Дело доходит до того, что страховщики отказываются перестраховывать старые суда из-за повышенных рисков. "Звезде", несмотря на все ее попытки наладить серийное производство нескольких проектов гражданских судов, так и не удалось этого сделать. Те единичные гражданские суда, что были построены заводом за последние три года, так и остались единственными, головными, а значит, дорогими корпусами. К сожалению, заводу не удалось выпустить ни одной серии.
Руководство завода надеется, что объединение в составе ДВЦСС поможет сообща пробиться на мировой рынок гражданского судостроения. Одной из основных задач Дальневосточного центра как раз и должна стать работа с потенциальными заказчиками и формирование для них единого портфеля заказов. А кроме этого, с учетом 94-го федерального закона об обязательном проведении конкурса для нужд федерального правительства через корпорацию получить статус единственного исполнителя заказа.
В добрый путь, как говорится, но пока завод "Звезда" из некогда 10-тысячного коллектива превратился в 4-тысячный, с уровнем среднемесячной зарплаты в 14,5 тыс. рублей. Износ производственных мощностей предприятия достигает 70%. "Конечно, есть вещи, которые еще способны послужить", - сказал в беседе Андрей Рассомахин и привел слова министра обороны после посещения завода, - "чисто, но бедно". Хочется добавить - очень бедно.
Между тем, по мнению наблюдателей, потенциал завода "Звезда" гораздо шире объявленных проектов. Да и сам Андрей Рассомахин признает: "Мы можем делать все, что не запрещено законом". Но не на что. Правда, предложение одной из компаний наладить производство вагонов и полувагонов серьезно не рассматривается, хотя на сегодня Россия испытывает в них острую нехватку.
Но вернемся к судостроению. Люди, строящие сегодня суда за границей, говорят, что главное препятствие для развития российского судостроения - это наличие НДС. На "Звезде" в стоимость проекта приходится закладывать также и обслуживание мобилизационных мощностей. Рассомахин не назвал конкретную цифру, в то же время признав, что федеральный бюджет, который должен покрывать эти затраты завода, фактически возвращает заводу лишь около 13% понесенных затрат.
- Корпорация так или иначе будет создана в апреле следующего года, - говорит Андрей Рассомахин. - Мы не сидим на месте. Я готов рискнуть и уже сейчас пойти на модернизацию отдельных цехов. Подсчитано, что модернизация только одного цеха металлообработки и сварки обойдется нам примерно в 150 млн руб., а реализовать ее можно за три месяца. После чего я смогу сказать тем же мостовикам: ребята, я готов работать в ваших технологиях, только давайте заключим контракт.
Но и здесь как-то не получается. Из-за того, что не договорились по цене на металл, завод потерял заказ на изготовление металлоконструкций для порта Козьмино.
- Мы провели переговоры с Роснефтепорт, который получил распоряжение построить определенное количество единиц портофлота. Возимся с ними с ноября прошлого года, - признается Рассомахин, - но контракта пока так и нет.
Оставшаяся перспектива до конца года и на будущий - ремонтировать атомную подводную лодку "Иркутск", утилизировать другое военное судно - "Урал", принято решение Минобороны на утилизацию еще двух подводных лодок, а в конце года, возможно, будет конкурс на утилизацию двух атомоходов. Вот пока и все реальные контракты, которые завод "Звезда" может продемонстрировать инвесторам. А этого мало.
Может, нынешний директор и действовал бы более решительно, если бы не приставка и. о. к его должности. Не все, кто работает рядом, согласны с его планами. И не согласны порой настолько, что ему приходится объяснять свои действия в прокуратуре и в судах.
- Жду решения Росимущества об утверждении меня в должности. Минус завода и в том, что старое предприятие не может работать командой. Чтобы что-то родилось новое, нужен, как в подводной лодке, экипаж, а его пока нет, - сетует Рассомахин. Вот так невнятно идет развитие "Звезды". Как, впрочем, и развитие всего дальневосточного судостроительного комплекса. Что-то не заладилось у завода с Ассоциацией дальневосточных нефтегазовых проектов, которая отвернулась от него и теперь лоббирует интересы китайского инвестора.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%