Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 10:19 |
|
|
Тема номера
|
Можем справиться и без поддержки
В беседе с корреспондентом "ДК" бизнесмен рассказал, почему он не продает FESCO и не уповает на помощь государства.
Группа "Промышленные инвесторы" владеет 53,81% акций ДВМП, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - 3,76%, шведский инвестиционный фонд East Capital - 8,29%, менеджмент ООО "Фирма "Трансгарант" через "Инвестиционно-промышленную группу "Гарант" владеет 7,84% акций группы. В группу FESCO, помимо ДВМП, входят "Национальная контейнерная компания", управляемая совместно с группой First Quantum; ООО "Фирма "Трансгарант"; ООО "Русская Тройка", созданная на паритетных началах с ОАО "Российские железные дороги"; (РТС: RZHD) Fesco ESF Ltd - фидерный контейнерный перевозчик на Балтике; "Дальрефтранс"; ОАО "Владивостокский морской торговый порт"; "Владивостокский контейнерный терминал"; "Феско Интегрированный Транспорт".
- Сергей Владимирович, сколько, на ваш взгляд, сегодня стоит FESCO и нет ли у вас желания продать этот актив?
- Вопрос продажи FESCO в принципе не рассматривается. Четко заявляю, что пока нет цены, по которой мы готовы расстаться с этим активом. Мы убеждены в огромном нереализованном потенциале группы, которую построили на базе ДВМП. Поэтому мы не рассматриваем компанию как объект продажи. Что касается капитализации - ее несколько раз оценивали. Поскольку группа достаточно агрессивно росла последние годы, мы три раза за последние два года проводили дополнительную эмиссию акций пароходства, что может быть рекордом среди всех российских компаний. В 2007 году мы провели два выпуска, один - в 2008 году. Деньги привлекались для обеспечения агрессивного роста группы. В последний раз допвыпуск мы провели в июле-августе прошлого года. Акции на сумму примерно $640 млн были проданы исходя из курса 1 доллар 8 центов за одну акцию, что дает капитализацию компании с учетом нового количества акций чуть больше $3 млрд.
Понятно, что эти цифры сейчас имеют очень относительное значение. Сегодня капитализация как таковая не существует не только у FESCO, но и у других российских компаний, так как российский фондовый рынок просел больше, чем другие. И эти цифры никаким ориентиром ни для компании, ни для ее акционеров не являются. Пока мы оцениваем FESCO во столько, во сколько ее оценили инвесторы, которые вложили живые деньги, включая и "Промышленных инвесторов".
Другое дело, что сейчас необходимо сосредоточиться не на надувании капитализации каким-то образом, а на том, чтобы операционная деятельность компании была построена так, чтобы минимизировать влияние кризиса и неизбежного сокращения объема перевозок, перевалки в портах и т.д. Это сегодня главный приоритет руководства компании.
- Испытывает ли группа проблемы с банками, в частности, с рефинансированием долга?
- С банками ситуация абсолютно рабочая. У нас есть пара кредитов, которые истекают в этом году. И оба банка уже представили свои предложения по рефинансированию. Кризис никоим образом не повлиял на возможность компании привлекать деньги. Да, банки стали кредитовать хуже, но это из-за того, что сейчас налицо не кризис ликвидности, а кризис доверия. Да, кредитовать стали меньше, но лимиты на проверенных заемщиков увеличены. Если у нас в ВТБ был лимит 3,1 млрд рублей, сейчас рамки лимита могут быть расширены до 10 млрд рублей. Это один из примеров, который показывает, что у надежных заемщиков нет проблем взять кредит. С удорожанием денежных ресурсов мы пока можем справляться.
- Будет ли из-за кризиса корректироваться инвестиционная программа?
- Инвестпрограмма по сути уже пересмотрена. 6 марта совет директоров в очередной раз собирается адаптировать эту программу к изменениям внешней среды. Для нас сейчас с точки зрения планирования самым тяжелым фактом является курс рубля к доллару. У нас есть разные сектора, и каждый по-своему зависит от этого. Если брать ДВМП как шиппинг, то налицо определенный выигрыш от курса доллара, из-за того что часть затрат идет в рублях, а выручка в основном валютная. Если брать железнодорожный дивизион, то там ситуация иная, поскольку выручка в рублях, расходы тоже в рублях, но кредиты, которые брались под новый подвижной состав, номинированы в валюте. Здесь есть обратное влияние. Портовый бизнес тоже скорее в плюсе.
На 2009 год мы базово планируем пока 20%-ное снижение по объему выручки в долларах. И строим свою расходную, инвестиционную часть бюджета исходя из этого параметра. Пока результаты группы, включая все дивизионы, в январе, несмотря на то, что этот месяц был одним из самых тяжелых, в целом в пределах этой цифры. Наша команда работает чуть лучше, чем в среднем по рынку. Поэтому есть уверенность, что кризис переживем нормально, поскольку главное достижение - это создание сильнейшей команды во всех частях транспортной группы. И не только во Владивостоке, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Гонконге. Профессионализм команды как раз и позволяет надеяться на успех. Несмотря на то, что все вокруг непросто.
- FESCO включена в список стратегических предприятий России. Что это дает на практике?
- Во-первых, сразу хочу сказать: не надо отождествлять понятие "господдержки" сразу с живыми деньгами. Если говорить о механизмах, которые будут доступны, наверное, это механизм 50%-ной госгарантии по кредитам. Как он будет работать, пока до конца непонятно. Но в целом надеемся, что нам помогут решить вопрос с достаточностью обеспечения под кредиты банков. Если цены на предмет залога резко падают, то у банка начинаются проблемы. По двум кредитам мы сделали частичную предоплату, чтобы остаться в пределах этих требований залога банка. Конечно, если механизм дополнительной гарантии будет действовать, то банки будут чувствовать себя более комфортно и дадут нам деньги на лучших условиях. Но при этом мы не прекращаем параллельно работать и над другими вариантами решения стоящих перед FESCO финансовых задач. Мы понимаем, что надеяться нужно на собственные силы, а не уповать только на помощь, которая теоретически возможна со стороны государства. Если она будет, мы ею воспользуемся, если нет - справимся самостоятельно.
- В свое время Евгений Амбросов говорил, что зарплаты в компании последнее время росли быстрее инфляции. Что сейчас?
- Никаких проблем с оплатой труда в компании нет. Все зарплаты, которые установлены, выплачиваются четко и вовремя. То, что касается премиальных выплат, они будут соотнесены с реальными успехами компании, и это в том числе касается премий за прошлый год. Очевидно, что те бонусы, которые компания должна, она заплатит. Другой вопрос, что мы не планируем на первое полугодие этого года никаких повышений или сокращений зарплат. Проблема с курсом доллара не дает нам возможности этот вопрос планировать больше чем на полгода. Что касается второй половины года, будем смотреть, как реально покажут себя доходы, насколько нам удастся оптимизировать расходы. Но на ближайшие полгода прогноз стабильный.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%