Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 10:08 |
|
|
Тема номера
|
Инвестиционный драйвер
За любым экономическим кризисом, тем более мирового масштаба, какой разразился в прошлом году, следует корректировка бизнес-планов компаний, регионов и страны в целом. Процесс этот неизбежный. Сокращение затрат выступает как защитный механизм сохранения бизнеса. Этот тезис хорошо сформулирован заместителем генерального директора по инвестициям и развитию ОАО "РАО Энергетические системы Востока" Николаем БРУСНИКИНЫМ в комментарии для "ДК":
- Глубокий кризис меняет горизонты планирования. Прогнозирование возвратности средств в долгосрочной перспективе из-за множества неопределенностей в этом случае не может быть точным. Как следствие, компании концентрируются на оперативных и среднесрочных планах. Из общего количества проектов они стараются вычленять драйверы - те точки роста, работая над которыми можно получить более значимый положительный эффект.
Ряд компаний уже подтвердили это мнение, озвучив в новом году скорректированные инвестиционные планы. И не исключено, что госинвестиции в Дальний Восток тоже могут быть урезаны, хотя еще в конце прошлого года чиновники разных уровней твердили нам о том, что все, что запланировано в программах экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья и развития г. Владивостока, как центра проведения саммита АТЭС, будет выполнено.
Существенная доля инвестиций, которые уже пошли в Дальневосточный регион, связана с реализацией инфраструктурных проектов, обеспеченных государственным финансированием. Самые заметные - объекты к саммиту АТЭС во Владивостоке, трубопроводные системы, новые дороги, в том числе и железные, в Якутии, Амурской области, Хабаровском крае. Правда, кризис заставил усомниться в возможности полной реализации этих планов. Появились высказывания о сокращении госзатрат, переносе сроков строительства и даже о пересмотре места проведения саммита АТЭС. Все это не могло не обеспокоить региональные и федеральные власти.
Премьер-министр Владимир ПУТИН ответил на них категорическим высказыванием о том, что местом проведения саммита АТЭС будет Владивосток, а труба придет в п. Козьмино. А если так, то инвестиционным драйвером на ближайшие кризисные годы станет государство. В начале февраля первый вице-премьер Игорь ШУВАЛОВ уточнил на форуме "Тройки-Диалог" "Россия-2009", что государство будет финансировать в приоритетном режиме инфраструктуру и энергетику, однако не будет начинать новых строек. В этой связи и компании, поддержанные госучастием, получат финансовую помощь и продолжат реализацию начатых проектов. Другим же придется рассчитывать на свои силы или искать крепких партнеров.
Осенью прошлого года на Дальневосточном международном экономическом форуме в г. Хабаровске заместитель генерального директора по инвестициям и развитию ОАО "РАО Энергетические системы Востока" Николай Брусникин говорил о том, что в строительство, модернизацию и развитие энергетической инфраструктуры Дальнего Востока с 2009 по 2013 год планируется вложить около 200 млрд руб. Сегодня холдинг вынужденно скорректировал эти планы, ограничив временные рамки до 2011 года.
- Кризис сделал нашу работу более точечной, - говорит Николай Брусникин. - По нашим расчетам, программа на 2009 год может быть сформирована в объеме 23 млрд руб., в том числе средствами федерального бюджета в размере 3,4 млрд рублей. К драйверам можно отнести строительство линии нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", необходимо энергообеспечение этой линии и других, находящихся в непосредственной близости потребителей. Сегодня конъюнктура мирового рынка углеводородов негативная, но от этого сырья никто в ближайшие 50-100 лет не откажется. Несмотря на кризис, речь идет уже о начальном этапе реализации проекта ВСТО-2, это означает, что бизнес, государство видят в этом серьезную перспективу, реальную отдачу. Другим прорывным проектом является развитие портовой особой экономической зоны в Советско-Гаванском транспортном узле. И соответственно строительство ТЭЦ в г. Совгавань.
В числе основных объектов - строительство и реконструкция сетей на юге Приморья к саммиту АТЭС, реконструкция Партизанской ГРЭС, мероприятия по приросту мощности на Владивостокской ТЭЦ-2, строительство резервного источника на Якутской ГРЭС, четвертого энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ, оптимизация локальной энергетики в Якутии, а также обновление сетей, опор, реконструкция подстанций в центрах деловой активности ДВФО.
Дефицит инвестиционной программы "РАО ЭС Востока" на 2009 г. составляет около 10 млрд руб. Значительная его часть предназначена для решения ключевой задачи по обеспечению энергоснабжения объектов саммита АТЭС во Владивостоке. Энергетики рассчитывают, что государство свое финансовое обещание по развитию инфраструктуры выполнит, учитывая, что для России проведение саммита АТЭС является одним из внешнеполитических приоритетов.
Строительство газопроводов на территории Дальнего Востока - это еще один реальный драйвер для дальневосточной экономики. Мы готовимся к приходу газа, чтобы соответствовать тем возможностям по использованию газового топлива, которые предоставят нам газовики. К сожалению, пока прогнозная стоимость газа, пересчитанная за тонну условного топлива, в два раза превышает стоимость того же угля. Колебания цены на топливо сегодня таковы, что нам просто необходимо диверсифицировать наши возможности. Угольная генерация пока может быть эффективнее и выгоднее, поэтому, принимая решение строить во Владивостоке газовую генерацию, мы не отказываемся в полном объеме от угольной, - замечает энергетик.
Полную версию статьи читайте в печатной версии журнала "Дальневосточный капитал" (март 2009 года)
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%