Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:21 |
|
|
Тема номера
|
Что мешает сжижать: перспективы российского рынка СПГ
Перспективам производства сжиженного природного газа (СПГ) в России была посвящена Третья международная конференция СПГ-2014, состоявшаяся в Москве на минувшей неделе под эгидой компании CREON Energy. В ходе мероприятия участники - представители научного сообщества, конструкторских и производственных компаний обменялись своим видением того, какие существуют препятствия для развития рынка СПГ в стране, и что может помешать реализации амбиций России по завоеванию значительной доли на мировом рынке сжиженного газа.
Внешние рынки и российские проекты
По словам старшего преподавателя РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Анастасии Масалковой, мировой спрос на СПГ в 2013 году составил более 313 миллиардов кубометров. Основными потребителями выступили страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - Япония, Южная Корея и Китай. Предложение примерно соответствовало спросу, здесь бесспорным лидером является Катар с объемом экспорта в 102 миллиарда кубометров. На долю России пришлось около 14 миллиардов кубических метров сжиженного газа.
В ближайшие годы спрос на СПГ, по прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), будет расти - к 2040 году он увеличится на 50 процентов, главным образом за счет стран АТР. Основные крупные российские проекты СПГ ориентированы именно на этот регион, однако действует пока только один. Это "Сахалин-2" (контролируется "Газпромом"), производство которого составляет более 10 миллионов тонн СПГ (около 14,5 миллиардов кубометров).
Сроки сдвигаются - ниша сужается
На стадии строительства и проектирования находятся еще несколько проектов, рассчитанных на азиатский рынок. Компания "Новатэк" строит завод "Ямал СПГ", проектная мощность которого составит 16,5 миллиона тонн. "Роснефть" планирует в 2018 году запустить на Сахалине свой СПГ-проект "Дальневосточный СПГ" мощностью 5 миллионов тонн СПГ, с возможностью увеличения производства до 10 миллионов. "Газпром" также намерен построить СПГ-завод во Владивостоке, рассчитанный на выпуск 10 миллионов тонн, и рассматривает возможность увеличения мощности действующего завода на Сахалине за счет строительства третьей очереди еще на 5 миллионов тонн в год.
"Из перечисленных проектов лишь "Ямал-СПГ" уже прошел стадию обоснования инвестиций и находится на этапе строительства. Остальные можно назвать "бумажными", - отметила Анастасия Масалкова. По ее словам, существует риск того, что из-за проблем с финансированием, технологических санкций и трудностей с ресурсным обеспечением проекты будут сдвинуты на несколько лет. Для России это означает новые риски: "потребности стран АТР растут, растет и предложение, а вместе с ним и стремление потребителей к снижению цен на СПГ. Затягивание проектов будет чревато совершенно другой рыночной конъюнктурой", отметила эксперт. По ее словам, при цене на нефть ниже 70 долларов за баррель (а к нефтяным ценам привязаны и цены на сжиженный газ) СПГ-проекты России становятся нерентабельными.
Внутренний рынок как компенсация?
По этой причине, указывает Анастасия Масалкова, необходимо торопиться и стараться наращивать мощности. При наиболее удачном раскладе Россия сможет экспортировать в АТР около 15 миллионов тонн СПГ дополнительно к имеющимся сегодня объемам. "В условиях растущего стремления западных партнеров к снижению от зависимости от России нам необходимо не упустить азиатского покупателя", - говорит она.
Альтернативный вариант компенсации экспорта на Запад предложил на конференции начальник отдела перспективных разработок "Газпром Газэнергосети" Николай Геско. По его словам, России в своей стратегии развития СПГ следует сконцентрироваться на внутреннем рынке - ресурс для этого колоссальный, утверждает он.
В компании "Газпром Газэнергосеть" (а это оператор "Газпрома", специализирующийся на реализации сжиженного газа и автономной газификации регионов России) уверены в том, что потребность России в СПГ огромна. Предполагается, что его главным потребителем должен стать транспорт: автомобильный, морской и речной, строительный, муниципальный и даже железнодорожный. Второй по степени важности получатель - население удаленных регионов (сегодня в некоторых из них уровень газификации не достигает и 10 процентов - это, например, Бурятия, Забайкальский край и Мурманская область).
Что мешает сжижать?
И хотя внутрироссийские проекты предполагается реализовывать с помощью развития малотоннажных производств СПГ, не требующих таких крупных инвестиций, как дальневосточные экспортно ориентированные заводы, проблемы имеются и здесь. "Одна из главных - это отсутствие инфраструктуры, транспортных коридоров, - объяснил Николай Геско. - Также это нехватка свободных земельных участков, недостаток административной помощи, нехватка электроэнергии. Вам, конечно, проведут линию электропередач, но заломят такую цену, что вы сами тут же откажетесь".
Негативную роль играют и технологические санкции. "Оборудование установлено в основном западное, недешевое. С учетом нынешнего курса и санкций - это тупик", - признал эксперт. Немаловажную роль в определении потенциального потребителя играет и его платежеспособность. "Для пенсионера это зачастую неподъемные цены, а потому нам нужны "якорные" потребители - например, котельные, фабрики и так далее", - объяснил специалист. Пока с привлечением таковых тоже имеются трудности. Таким образом, заключил сотрудник структуры "Газпрома", направление очень перспективно - и в плане диверсификации экспорта и в плане решения внутренних энергетических и экологических проблем, но пока недооценено.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%