Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 13:16 |
|
|
Тема номера
|
Колыбель для роботов
Автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) решают множество научных и народнохозяйственных задач: осматривают трубопроводы и буровые платформы, своевременно выявляя повреждения, изучают геологию мест для бурения или прокладки подводных кабелей. С каждым годом спектр их использования расширяется, что неудивительно, ведь они могут трудиться на таких глубинах и в таких условиях, в которых человек не может находиться, не подвергая жизнь и здоровье опасности.
Единственный в России Центр по проектированию и эксплуатации подводных роботов для изучения и освоения ресурсов Мирового океана строится сейчас во Владивостоке. На базе этого суперсовременного комплекса ученые Института проблем морских технологий ДВО РАН (ИПМТ) смогут наконец опробовать свои самые смелые гипотезы и внедрить лежащие на полках научные разработки. Это самая масштабная стройка в ДВО РАН за последние 15 лет, а если брать производственный комплекс Приморья, чуть ли не единственная в крае начиная с 1991 г.
Многие ученые в нашей стране годами и десятилетиями ищут возможность "материализовать" свои идеи, но не всем это удается. В этом смысле ученым из ИПМТ, можно сказать, повезло: их направление оказалось востребованным, и государство выделило деньги на строительство суперсовременной научной базы. По словам директора Института проблем морских технологий ДВО РАН, доктора технических наук, профессора Леонида НАУМОВА, история пробивания этой идеи полна драматических коллизий и интриг. Центр очень хотели построить и в Геленджике, и в Санкт-Петербурге, но в трудной борьбе победил Владивосток.
Здание комплекса общей площадью 7,5 тыс. кв. м возведено под крышу, там идут отделочные работы, поступает оборудование. Просторные кабинеты и лаборатории, мощный производственный комплекс, сауна и тренажерный зал, столовая и конференц-зал. Пожалуй, на сегодняшний день ни в одном из институтов ДВО РАН нет таких комфортных условий для исследований. Стоимость его, включая оборудование, в ценах этого года - почти миллиард долларов, а ввод в эксплуатацию на полную мощность намечен на 2010-2011 г.
Особый предмет гордости - бассейн для испытаний подводных аппаратов. Его размеры - 11 на 23 м и глубина 10 м (в соседнем Китае он на 2 м мельче). Здесь изделия будут проходить испытания, а потом - на морском полигоне в бухте Троица. Под эту экспериментальную станцию в Хасанском районе выделено 64 га земли. Кстати, для сотрудников там построят дома, оснащенные солнечными батареями. Это еще одно направление, которым занимается ИПМТ. Проект такого дома получил первый приз на выставке в Ганновере.
Как рассказал зам. директора по науке ИПМТ ДВО РАН, кандидат технических наук Юрий СЕБТО, раньше АНПА использовали для поиска мест катастроф. Атомную подводную лодку "К-8" в Атлантическом океане, южнокорейский самолет у острова Сахалин, затонувшие в Саргассовом и Норвежском морях атомные подводные лодки - везде на местах аварии их искали автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА), созданные в ИПМТ ДВО РАН.
Первый - "Скат" был рассчитан на глубину 200 м, в середине 70-х с его помощью на озере Байкал, в районе ЦБК, проводились экологические исследования. А новое поколение необитаемых аппаратов погружается уже на 6 тыс. м и в планах покорение Марианской впадины.
Еще один интересный аппарат - на солнечных батареях - разрабатывался совместно с Институтом автономных подводных систем (США). Он, поднимаясь на поверхность, заряжает аккумуляторы, ныряет и снова выполняет программу. Одной подзарядки достаточно для суточного пробега от 20 до 50 км, что позволяет увеличить время работы, ведь только спуск на глубину 6 км занимает больше часа. Потенциально он может обойти вокруг земного шара, а с помощью спутниковой связи им можно управлять: снимать информацию, ставить новые программы. Группа таких аппаратов способна заменить собой метеорологический флот: измерять температуру океана, заниматься мониторингом чистоты поверхности моря и т.д.
За 20 лет работы ИПМТ изготовлено 20 АНПА разных модификаций, и сейчас в работе 21-й. Мощности нового центра робототехники рассчитаны на изготовление 15 опытных образцов в год, то есть почти на порядок больше. Приемкой заказов от зарубежных заказчиков готов заниматься "Рособоронэкспорт". Стоит отметить, что речь идет не о тиражировании аппаратов, а именно о разработке новых образцов и подготовке необходимой документации для их сертификации и тиражирования.
В поисках производств, способных заняться их изготовлением, сотрудники ИПМТ осмотрели множество предприятий, причем не только судостроительных, но и авиационных, и ужаснулись, не найдя достойных партнеров. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.
Достигнута договоренность с "Радиоприбором": завод за свой счет создаст технологическую базу, а ИПМТ будет передавать ему весь пакет документации на изготовление АНПА. Проект включен в ФКЦП "Гидронавтика", и заводу гарантированы заказы на серийный выпуск подводных роботов.
Кадровый голод - проблема острая, особенно на Дальнем Востоке. А тут еще такая высокотехнологичная область. Кто будет работать в центре робототехники?
- Коллектив у нас стабильный. 1 апреля институту исполняется 20 лет, и я запросил у кадровиков данные о сотрудниках, - рассказывает Леонид Анатольевич. - Оказалось, что 35 человек проработали у нас с момента основания и 60 сотрудников - более 15 лет. А с притоком молодежи у всех проблемы, и мы решаем ее разными способами, тем более что для центра, который будет оснащен суперсовременным оборудованием, нужно 260 высококлассных специалистов.
К "выращиванию" таких кадров ИМПТ приступил давно. В вузах открыты лаборатории: две в ДВГТУ (Владивосток) и одна в ТОГУ (Хабаровск). Это дает возможность студентам работать над курсовыми проектами на хорошей технической базе.
Есть лаборатория в Томске, в стадии организации - лаборатория на базе Института механики МГУ. ИМПТ планирует посылать в МГУ на учебу по 3-5 человек, отбирая их по конкурсу и оплачивая обучение. Идут переговоры о такой же схеме (с организацией лаборатории и обучением студентов) с МВТУ им. Баумана.
Через Хабаровск, благодаря поддержке губернатора Виктора ИШАЕВА, шла и идет подготовка специалистов в Германии. 49 человек уже прошли там стажировку, а 12 защитили диссертации.
- Замечательные ребята подобрались, - не скрывает гордости Леонид Анатольевич. - Свободно владеют двумя языками - английским и немецким. У них глаза другие! Я боялся, что там кто-то останется, но остался всего один, и то, чтобы закончить диссертацию. Они получают два диплома - Саарландского университета и ТОГУ. Сейчас при ТОГУ открыт Международный институт информатики, где эти ребята преподают. Опять спасибо Ишаеву, а в Приморье, к кому я только не обращался, не нашел поддержки.
По его словам, как только центр робототехники запустят, большинство специалистов переедут из Хабаровска во Владивосток. ИМПТ участвует на долевых началах в строительстве четырех жилых домов, чтобы обеспечить их к этому времени жильем.
Отбор специалистов идет не только на Дальнем Востоке, но и по всей России. Профессор Наумов, как председатель ГАКа, в ТОГУ и в ДВГТУ присматривает себе будущих сотрудников. "В этом году во Владивостоке ни одного не отобрал. Низкий уровень подготовки, - сетует он. - А вот в Хабаровске одного выпускника взял к себе в аспирантуру, двоих приглядел в Томске и четверых - в МВТУ им. Баумана".
В поисках "лобастеньких" институт пошел не только в вузы, но и в школы. Другого способа преодолеть "демографическую яму" нет, считает Наумов. В прошлом году ИМПТ провел в Хабаровске, Томске и Владивостоке чемпионат России по подводной робототехнике среди школьников, которые занимаются в модельных кружках. Команда победителей получила приглашение на чемпионат мира по подводной робототехнике в Нью-Йорке, и ИМПГ возьмет на себя расходы на поездку. Те, кто захочет сделать увлечение делом своей жизни, смогут продолжить образование, причем институт готов оплатить учебу, но сначала нужно заключить контракт.
- Атлантиду искать не доводилось? - спрашиваю я у директора института.
- Было дело, когда ходили на север, - отвечает Леонид Анатольевич. - Спустились на приличную глубину и около острова нашли... старую торпеду. А еще там под илом буквально кишели какие-то черви длиной 5 метров и толщиной примерно в полметра. Мы сфотографировали, показали биологам, чем очень их удивили. Они считают, что там нет жизни. Но мы ходили тогда с военными, и исследовать это явление задачи не было. А вообще, что только нам не предлагали искать - клады, черные кораллы, но нам это не интересно.
Технику же нужно использовать по максимуму и брать в экспедиции самых разных специалистов, считают ученые. Сейчас в связи с потеплением в море происходят процессы, которые в будущем могут привести к большим экологическим проблемам, и без управляемых подводных аппаратов исследовать их проблематично.
В этом году планируются совместные с шведскими учеными исследования "метановых курильщиков" на севере Чукотского моря. Идут переговоры с Сибирским центром РАН о совместной работе по мониторингу Байкала с помощью подводных роботов.
- А Марианскую впадину будете исследовать? - спрашиваю я и слышу в ответ забавную историю.
Оказывается, наши ученые предлагали построить лодку для покорения 12-тысячеметровых глубин еще в 1989 году, но государству это было неинтересно. А в позапрошлом году американцы объявили, что намерены попасть в Книгу рекордов Гиннесса, покорив в 2008 году Марианскую впадину.
- И однажды раздается звонок, человек представляется: я от Абрамовича, - рассказывает Леонид Анатольевич. - Спрашивает: можем ли мы построить субмарину, чтобы раньше американцев побывать в Марианской впадине? Я прикинул и сказал, сколько это стоит. Он торговаться не стал. Начинаем обговаривать детали, а он говорит: она останется у вас, а мне нужно, чтобы я побывал в Марианской впадине, ну, и эксклюзивное право на СМИ.
Полгода шла работа над условиями контракта. Стороны практически договорились, и тут Наумова вызвали в "Газпром". "Говорят, ты хочешь собрать аппарат для покорения Марианской впадины, - спросил его один из руководителей. - Давай, мы (с ним были представители Газпромбанка и еще несколько человек) дадим тебе денег, и ты нас свозишь туда. Лодку оставишь себе, а нам дашь исключительное право на СМИ".
- В общем, договорились обсудить контракт с юристами НТВ, - продолжает Наумов. - А я чувствую подвох, но в чем, понять не могу. Разговорился с девочками в юротделе, и меня "просветили": "Да мы в первые 10 минут заработаем 10 млн евро! Поставим свою спутниковую систему, сделаем рекламу о трансляции в режиме реального времени и за вход - 5 долларов..." Я подумал и не стал подписывать контракт. А идеей воспользовался.
В проект строительства центра подводной робототехники было включено оснащение судов спутниковой системой. Она уже закуплена, и в мае приезжают специалисты, чтобы сделать инсталляцию оборудования. В общем, через собственный спутниковый канал Институт проблем морских технологий намерен организовать показ в режиме реального времени всех подводных экспедиций. А за вход брать по рублю. Вот дополнительный заработок и практическая выгода - жилье для молодежи надо строить.
- А Марианскую впадину мы обязательно покорим, вот только центр достроим, - завершил нашу беседу профессор Наумов. - Нам для этого уже не нужен Абрамович. Думаю, мы успеем туда раньше американцев.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%