Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:23 |
|
|
Тема номера
|
На Дальнем Востоке от малого бизнеса ждут большого развития
И речь идет не столько о мегапроектах федерального значения, сколько об увеличении активности регионального бизнеса: рост ВРП, который так необходим сегодня региону, может быть обеспечен только за счет предпринимательской активности бизнеса, в том числе малого и среднего. На него возлагают надежды по увеличению производства, импортозамещению, созданию новых рабочих мест и росту налоговых поступлений в бюджеты.
Вся надежда на МСП
О том, что государство в сегодняшней ситуации готово делать особый акцент на малый и средний бизнес, стало понятно из антикризисного плана, озвученного в конце января правительством РФ. Именно на эту категорию направлен целый ряд мер.
«Одно из главных направлений антикризисного плана - поддержка небольших предприятий и снижение административной и налоговой нагрузки на малый и средний бизнес (МСП). Мы для этого предусмотрели ряд мер», - заявил премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ в ходе селекторного совещания с регионами, посвященного мерам по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.
Одна из мер касается расширения круга малых и средних компаний, которые смогут участвовать в государственных и муниципальных программах поддержки. Для этого в два раза будет повышен потолок годовой выручки от реализации товаров и работ, который является критерием для отнесения предприятий к категории микро-, малых и средних. Соответственно, это будет теперь 120 млн рублей, 800 млн рублей и 2 млрд рублей.
Большое внимание уделено и изменению налогообложения. Главы регионов имеют право принять решение о снижении ставки для налогоплательщиков с 6% до 1%.
Меньше станет налоговая нагрузка и для тех предпринимателей, которые работают по патенту. Для этого будет расширен перечень видов деятельности, по которым можно принимать решения о патентной системе налогообложения. Здесь также планируется ряд изменений, включая право региона снижать предельный размер потенциально возможного годового дохода индивидуальных предпринимателей.
Для инновационных проектов малых предприятий, у которых есть хорошие перспективы коммерциализации, будут предоставляться гранты. Планируется увеличить поддержку и по линии Фонда содействия развитию малых предприятий.
Также правительство намерено поддержать спрос на продукцию МСП, снизить барьеры для старта предпринимательской деятельности.
Спорные ТОРы
Конкретные антикризисные шаги правительства еще только впереди. Между тем об особых льготах для развития бизнеса на Дальнем Востоке говорят уже давно: крупный экономический район, занимающий стратегически важное геополитическое положение для России, обладает огромными, имеющими экспортную ценность природными ресурсами, но для освоения богатств, особенно в экстремальных природно-климатических условиях, требуются значительные капиталовложения, на которые способны в сегодняшней ситуации исключительно крупные игроки федерального и даже международного уровня. Между тем уровень жизни в регионе, демографическая ситуация зависят от комфортности территории проживания. И создать эту комфортность как раз под силу бизнесу небольшому, но настроенному на развитие.
Бизнес региона, по данным опроса ВЦИОМ, оценивает роль иностранных и отечественных мегапроектов для улучшения перспектив территории весьма низко. Предприниматели и эксперты полагают, что обеспечить стабильность может только развитие частного бизнеса. А для этого наряду с мегапроектами необходимо создание бизнес-среды. Бурный рост среднего класса, по мнению специалистов, обеспечивает, прежде всего, инвестиционная привлекательность региона. И побуждать инвесторов, в том числе и из числа местного бизнеса, вкладывать средства в регион, особенно в такой сложный, как Дальний Восток, можно только путем создания особых условий.
Вопросу создания в регионе благоприятного для развития бизнеса климата большое внимание уделяет Министерство развития Дальнего Востока. Самым главным достижением в этом направлении можно считать принятый в конце прошлого года законопроект о создании на Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Речь идет о создании территорий, на которых будут действовать особые правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности. Напомним, что участникам обещаны льготы по арендной плате, а также право на приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, применение процедуры свободной таможенной зоны, освобождение от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога и другие привилегии. Также будет действовать нулевой или пониженный налог на добычу полезных ископаемых в течение 10 лет. Кроме того, устанавливаются льготные тарифы страховых взносов, которые сократятся до 7,6% вместо нынешних 30%, и т. д. Законопроектом вводится особый порядок осуществления градостроительной деятельности, упрощенный порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, сокращение сроков проведения государственной экологической экспертизы.
По оценкам Министерства Дальнего Востока, объем валового выпуска резидентов ТОРов достигнет к 2020 году 727 млрд рублей. Также планируется создание более 37 тыс. новых рабочих мест.
Комментируя создание ТОРов, чиновники разных уровней говорят о возможном приходе на Дальний Восток крупных инвесторов. Однако у успешного регионального бизнеса идея создания ТОР вызвала неоднозначную реакцию. Так, представители МСП Приморского края выступали резко против принятия закона о территориях опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке. Предприниматели считают, что создание налоговых «оазисов» для избранных убьет конкуренцию и фактически похоронит малый и средний бизнес в регионе.
Министерство Дальнего Востока, в свою очередь, говорит о том, что приход крупных инвесторов в регион поможет развитию малого и среднего бизнеса. По словам министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра ГАЛУШКИ, территории опережающего развития, ориентированные на приток крупных инвесторов, в том числе иностранных, обеспечат спрос на новый уровень развития малого бизнеса. «Ведь всем этим инвесторам нужны местные поставщики из среды малого и среднего бизнеса. Приход крупных, якорных инвесторов - это мощный драйвер развития малого и среднего бизнеса. Более того, в нашем случае, когда преимущественно малый и средний бизнес является торговым, в экономике возникает спрос на производственный, высокотехнологичный бизнес. Именно благодаря тому, что крупному бизнесу нужны производственные поставщики», - объяснил Александр Галушка.
По словам министра РФ по развитию Дальнего Востока, ведомство активно работает над развитием малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке, вместе с субъектами, входящими в ДФО, подготовлена соответствующая программа. Но одна из главных проблем, которая мешает нормально развиваться «малышам», - это маленький внутренний рынок Дальнего Востока. И перспектива его расширения зависит в том числе и от тех условий, которые будут созданы для закрепления на территории населения.
Поддержка есть
В правительстве РФ обсуждают предоставление дополнительных новых льгот субъектам малого и среднего бизнеса, тем временем на территориях Дальнего Востока за последние несколько лет уже внедрено немало мер поддержки этой сферы экономики. Причем анализ порталов развития малого и среднего бизнеса, которые, кстати, есть практически у всех территорий Дальнего Востока, говорит о том, что предложений для МСП много, а информация о них доступна предпринимателям.
Если говорить о финансовых инструментах, то во многом они схожи во всех субъектах. Например, все регионы ДФО субсидируют предпринимателям часть затрат на лизинг оборудования. На одних территориях это субсидирование части затрат при приобретении оборудования по лизинговому договору, на других - компенсация затрат на оплату первого взноса за технику, приобретенную в лизинг. В Хабаровском крае, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия) дополнительно к субсидированию лизинга предоставляется и такая льгота, как компенсация части затрат, направленных на модернизацию производственного оборудования. Эти меры, как говорят эксперты, должны стимулировать предпринимателей к производственной деятельности, обновлению фондов и модернизации предприятий.
Довольно распространенной формой поддержки является также и возмещение части затрат на мероприятия в сфере энергоэффективности - эта мера предусмотрена в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях. Правда, форма этого вида помощи на территориях разнится: субсидирование касается как энергоаудита и внедрения программ энергосбережения, так и обучения специалистов в этой области.
Оказывают поддержку территории и инновационному бизнесу - такая форма предусмотрена практически во всех дальневосточных субъектах Федерации, а начинающим предпринимателям, желающим открыть собственное дело, компенсируют организационные расходы.
Руководители территорий понимают, что сегодня практически невозможно развивать бизнес без привлечения кредитных ресурсов. Поэтому субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам тоже одна из распространенных форм поддержки бизнеса. Предоставлением гарантий по кредитам МСП занимаются гарантийные фонды (или фонды поддержки предпринимательства - на разных территориях они имеют разные названия). Такой институт поддержки существует на всех без исключения территориях Дальнего Востока.
Досье «Дальневосточного капитала»: В Амурской области действует более 7000 средних и малых предприятий, включая микропредприятия. В отраслевой структуре больше всего приходится на оптовую и розничную торговлю. Довольно большой процент предпринимателей работает в сфере операций с недвижимостью, строительстве, обрабатывающих производствах и на транспорте.
Поддержка осуществляется согласно государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика в Амурской области на 2014-2020 гг.». Приоритетными направлениями поддержки являются производство товаров производственного назначения, продовольственных товаров и товаров народного потребления; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; заготовка и глубокая переработка древесины, недревесных продуктов леса, пушнины; производство местных строительных материалов; строительство и ремонт объектов жилищного и производственного назначения: расширение предприятий и модернизация производств; переработка и утилизация различных видов отходов и т. д.
На территории области работают государственное автономное учреждение «Фонд гарантий и развития малого и среднего предпринимательства Амурской области» и некоммерческая организация «Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области».
Еще один из инструментов поддержки предпринимателей - предоставление льготных кредитов через соответствующие фонды. В Хабаровском крае, например, Фонд поддержки малого предпринимательства предлагает воспользоваться одной из четырех программ финансовой поддержки. Первая и самая популярная - микрозаймы. Особенность - денежные средства можно получить сразу после регистрации предприятия. Условия - до 10% годовых при наличии поручителей. С прошлого года фонд реализует программу предоставления займов начинающим предпринимателям. На развитие бизнеса можно получить до 700 тысяч рублей, а крупные предприниматели могут рассчитывать на инвестиционные займы.
О том, что территории Дальнего Востока значительно отличаются друг от друга своими природно-климатическими условиями и уровнем развития предпринимательства в тех или иных сферах, также можно судить по программам поддержки. В Якутии, например, особые условия создают для бизнеса, работающего в арктических условиях, и для предприятий социальной сферы, на Камчатке поддерживают народные промыслы, ремесла и сбор дикоросов, в Приморье предоставляют субсидии индивидуальным предпринимателям, работающим в сфере дошкольного образования.
Помимо финансовой помощи - субсидий и грантов - малому бизнесу региона активно оказывается содействие в получении необходимой информации. В центрах развития предпринимательства на территориях можно узнать всю информацию о программах поддержки, документационному обеспечению бизнеса, бесплатно принять участие в обучающих семинарах.
Уже больше двух лет идет и формирование института уполномоченных по защите прав предпринимателей. Первым регионом на этом пути стало Приморье, в котором бизнес-омбудсмен появился в 2012 году. Им стала предприниматель с более чем 20-летним стажем Марина ШЕМИЛИНА. К уполномоченному по правам предпринимателей бизнесмены в Приморье обращаются по целому ряду вопросов. Большинство из них связаны с административным давлением и искусственно созданными барьерами.
В прошлом году бизнес-омбудсмен появился и в Хабаровском крае. Среди вопросов, с которыми бизнес обращается к Олегу ГЕРАСИМОВУ, уполномоченному по правам предпринимателей в Хабаровском крае, высокие тарифы на энергоресурсы и перевозку готовой продукции, сложности в ведении бухгалтерских расчетов и неотработанная схема привлечения трудовых мигрантов.
Есть защитники интересов бизнеса и на других территориях Дальнего Востока: на Камчатке и в Магадане, Якутии и ЕАО, на Чукотке и Сахалине, в Амурской области.
Несомненным подспорьем для малого бизнеса является и создание бизнес-инкубаторов. Правда, не все территории пока смогли реализовать такой проект. Первый бизнес-инкубатор в Хабаровском крае планируется построить в окрестностях технопарка Комсомольского-на-Амуре технического университета. На базе технопарка уже сегодня создаются малые инновационные предприятия, ориентированные на высокотехнологичное производство. С помощью бизнес-инкубатора молодые предприниматели смогут реализовать свои идеи и получить льготы для начала бизнеса. Начало строительства намечено на 2015 год.
В Якутии для стартового развития малого бизнеса в течение последних лет создана целая сеть бизнес-инкубаторов - они функционируют в городах Якутск, Нерюнгри, Нюрба, идет их строительство в городах Алдан и Ленск. Кроме того, при финансировании из республиканского и муниципальных бюджетов начато создание муниципальных бизнес-инкубаторов. В текущем году их будет введено 3 (в Сунтарстком, Вилюйском и Томпонском улусах), начато строительство в Кобяйском улусе, к 2016 году на территории республики будет действовать 14 инкубаторов, к 2020 году их планируется создать во всех районах республики.
Много сегодня говорится и о предоставлении налоговых каникул бизнесу. На Дальнем Востоке такой механизм уже разработан в Приморском крае: 10-летние каникулы по налогу на прибыль предусмотрены для вновь создаваемых производств. Над подобными проектами работают сегодня и другие территории региона, тем более что в антикризисной программе правительства этой мере уделено особое внимание.
Уже давно представители небольших компаний ставят вопрос об увеличении доступности системы государственных закупок и контрактов для представителей малого бизнеса. Пока этот вопрос остается открытым, однако за его решение уже всерьез взялись в правительстве, поэтому наверняка скоро будет найден механизм упрощения доступа МСП к торгам.
Достаточно весомую роль играет на Дальнем Востоке и Агентство стратегических инициатив: на территории региона АСИ поддержало несколько интересных проектов. И основная заслуга агентства в том, что оно помогает лидерам проектов выстроить диалог с профильными министерствами, изменить СНиПы, ГОСТы, внедрить на территории региона «дорожные карты», которые позволяют бизнесу решать системные проблемы.
Досье «Дальневосточного капитала»: По числу малых и средних предприятий Хабаровский край занимает второе место в ДФО. Здесь по итогам 2014 года работало 59 215 субъектов МСП. Из них непосредственно малых предприятий, включая микро-, зарегистрировано 21 310, а средних - 131. В то же время в качестве индивидуальных предпринимателей зарегистрировано более 33 тысяч человек. В 2013 году оборот малых предприятий составил немногим более 193 млрд рублей, а средних - 62 млн. Налоговые поступления субъектов МСП в бюджеты всех уровней составили 15,7 млрд руб. в 2014 году. Порядка 40% малых и средних предприятий занимаются торговлей, около 22% - действуют в сфере услуг (здравоохранение, социальные услуги, ЖКХ, наука, информационные технологии и др.). Производственный малый бизнес представляют 8,3% от общего числа компаний. Строительством занимается 15,3%, около 6% - транспортом и связью, 3% - гостиничным бизнесом, 2,3% - сельским и лесным хозяйством.
В 2013 году в Хабаровском крае утверждена государственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства до 2020 года». В рамках программы реализуется ряд мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляются субсидии и гранты по целому ряду направлений.
Уникальный опрос
Но заметили ли изменения деловой среды предприниматели? Стало ли им работать комфортнее? Готовы ли они вкладывать свои средства в территорию?
Искать ответы на эти вопросы на этот раз «ДК» решил весьма нетрадиционным способом: редакция провела опрос региональных предпринимателей. Целью опроса было изучение мнений по основным проблемам бизнеса, а кроме того, нам было интересно узнать кое-что о самом дальневосточном бизнесе, о некоторых его социальных характеристиках. Опросные листы были разосланы представителям бизнеса во все регионы ДФО. В общей сложности в нем приняло участие несколько десятков человек. Сам опрос проводился на условиях анонимности. Мы просили наших респондентов указать только регион и сферу деятельности.
Участие в опросе принимали владельцы и директора предприятий разных сфер деятельности, прежде всего производства и оказания услуг. Среди них представители сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, легкой промышленности, рыбодобычи, розничной и оптовой торговли, аптечных сетей, инновационной деятельности, компании, оказывающие услуги по оценке качества, транспортные услуги, IT и рекламные услуги. Вероятно, этим список не ограничивается, поскольку треть респондентов не указала сферу деятельности. Помощь в этой работе оказали региональные отделения «Деловой России» в Хабаровском крае, на Сахалине, в Приморье и Якутии, а также региональные объединения предпринимателей на Камчатке и в Якутии.
Конечно же, наш опрос ни в коей мере не претендовал на репрезентативность и носил совершенно случайный характер. Мы не отбирали фокусных групп, не делали акцентов ни на одном из возможных параметров. Да и сопоставлять полученные данные как характеристики регионов посчитали корректным разве что в весьма приблизительных значениях. Тем не менее результаты этого опроса, на наш взгляд, можно считать в какой-то мере уникальными, поскольку полученные ответы позволяют не только выявить некоторые проблемные точки такого сложного ушедшего года, но и увидеть восприятие бизнесом своего завтрашнего дня.
Досье «Дальневосточного капитала»:
В Республике Саха (Якутия) количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году составило 53,1 тыс. единиц (в 2013 г. - 53 тыс.). В сравнении с 2013 годом оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в 2014 году увеличился на 5% и составил 257,47 млрд рублей. Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте республики - 13,3%.
Предприниматели заняты во всех сферах отраслевой структуры: в оптовой и розничной торговле - 31%, в строительстве - 11%, операциях с недвижимым имуществом - 13%. На транспорт и связь приходится 16%, на обрабатывающие производства - 8%.
При этом за последнее время доля оптовой и розничной торговли снизилась на 3,4% в пользу занятых в строительстве (4,2%), операциях с недвижимым имуществом и арендой (2,1%), обрабатывающих производствах (1,3%), гостиничном и ресторанном бизнесе (0,4%), в финансовой деятельности (0,33%), здравоохранении (0,2%) и образовании (0,18%), добыче полезных ископаемых (0,21%).
Правительство республики в пределах своих полномочий принимает меры по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес, сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства: республиканский Фонд развития малого предпринимательства, муниципальные фонды предпринимательства, республиканский Центр поддержки предпринимательства, сеть учреждений бизнес-образования.
Очень активно ведется в Якутии работа по созданию сети бизнес-инкубаторов.
Проблемные точки
Собственно, сами вопросы были разбиты на две группы, первая из которых предполагала скорее описание ситуации прошлого года в обобщенных цифрах, чем оценку делового климата. Но именно она была активно поддержана и принесла наибольшее количество комментариев респондентов.
Ответы на первый же вопрос о том, как за последний год изменилась ситуация в бизнесе, показали, насколько это был сложный год. Фактически только в одном пункте этого вопроса ответы были позитивными: порядка 40% респондентов отметили улучшение положения дел с техническим оснащением их предприятий, приобретением нового оборудования. В этом смысле ушедший год вполне можно было бы отнести ко времени активной модернизации производства.
«В прошлом году мы купили оборудование фирмы «ДеЛаваль», заплатив за него по старому курсу евро, - говорит председатель СХПК «Заозерный» в Камчатском крае Артур АНИСИМОВ, - сейчас понимаем, что вовремя успели. В данный момент идет его монтаж. Но у нас расходный материал тоже импортный, поэтому сейчас изучаем рынки. Сложно сказать, что будет дальше, все очень быстро меняется. А вдруг и правда кто-то начнет замещать импорт, появятся аналоги российские, и проблема просто закроется».
В то же время ухудшилась ситуация сразу по нескольким параметрам. С финансами - у 50% ответивших на вопрос; по 40% получили следующие варианты ответа: ситуация ухудшилась с заказами, со сбытом готовой продукции, поставками сырья и с привлечением персонала. Стоит отметить, что без изменения осталась оплата труда персонала и его дисциплина, у 10% респондентов снизилась его загруженность. Никто также не отметил ухудшения ситуации с конкуренцией.
«В 2014 году мы запустили новый собственный офис, склад и планировали купить новое полиграфическое оборудование, - говорит совладелец ООО «СОФИТ сервис» в Магаданской области Алексей МОСТОВЩИКОВ. - Но цены на оборудование в последнее время подскочили, и нам сейчас придется кое-что пересмотреть в планах. К тому же некоторые наши поставщики заморозили поставки, часть клиентов не продлевает контракты, поскольку товары, которые они закупают за границей, сейчас находятся на переоценке. Им их не продают, и они, соответственно, не обращаются к нам за услугой. Финансовая ситуация в компании по итогам прошлого года нормальная, а вот в первом квартале этого года, думаю, будет не очень хорошо».
Но, несмотря на отсутствие радужных ожиданий в новом году, опрос показал, что, в общем, для пессимизма в настроениях бизнеса места все же не так много. По крайней мере, на вопрос, что они планируют сделать в ближайшем году, только один респондент из Якутии выбрал вариант «продать бизнес». Не готовы наши предприниматели и «обрести независимость от заемных средств». Только эти два пункта отвечавшие почти обошли вниманием, зато остальные варианты ответов были активно поддержаны. Причем абсолютным лидером оказался вариант «развивать новые направления в бизнесе, создавать новые виды продукции и услуг, диверсифицировать бизнес»: он получил 100% в ответах, т. е. каждый респондент его отметил.
«Кризис - это всегда шанс, это время развивать бизнес, - считает генеральный директор Приморского агропромышленного холдинга Сергей ДЕРКАЧ. - Освобождаются занятые ранее ниши и появляются новые возможности, которые были просто закрыты. Сейчас удобный момент для инвестиций и опережения конкурентов, время для наращивания импорта, экспорта и замещения».
Весьма показательными можно считать результаты и по другим пунктам этого вопроса. Они говорят в том числе и о тех стратегически важных шагах, которые предприниматели готовы сделать в ожидаемых обстоятельствах. Почти 60% из опрошенных рассчитывают в новом году «пройти обучение, повысить квалификацию», столько же намерены «повысить конкурентоспособность бизнеса». При всех сложностях ситуации 50% респондентов планируют «провести модернизацию и приобрести оборудование», а также «расширить ассортимент производимых товаров»; 40% намерены повышать производительность труда и выходить на новые рынки, а 30% - создавать новые рабочие места. И только 10% ответивших на этот вопрос будут работать над повышением качества своей продукции.
«Повышение конкуренции на рынке транспортно-экспедиторских услуг подталкивает компании обращать внимание на новые рынки сбыта, расширяя при этом номенклатуру предлагаемых услуг, - говорит Сергей СИЛЕНКОВ, первый заместитель гендиректора ООО «ТФМ» в Приморском крае. - Все большей популярностью пользуются компании «полного цикла», оказывающие полный комплекс услуг по экспедированию, причем любых грузов, будь то сборных или негабаритных».
Досье «Дальневосточного капитала»:
Приморье среди регионов Дальнего Востока занимает лидирующее место по развитию малого и среднего бизнеса. По данным департамента экономики и стратегического развития Приморского края, удельный вес края в ДФО превышает 30% по числу малых предприятий, численности работников, а также обороту малого бизнеса. Так, на сегодняшний день в крае действует более 80 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Большую часть - более 50 тысяч - составляют индивидуальные предприниматели, 31 тысячу - малые, в том числе микропредприятия, и более 250 - средние предприятия.
Топ-5 наиболее популярных для малого бизнеса отраслей: наибольшее число МП работают в сфере оптовой и розничной торговли, на втором месте операции с недвижимостью, на третьем - транспорт и связь, далее следуют строительство и обрабатывающие производства. На настоящий момент в общем количестве организаций, действующих в крае, число малых и средних предприятий составляет 48%. По данным Приморскстата, на них работает более 27% занятого населения края. Программы поддержки бизнеса действуют в 36 муниципалитетах края. В 2014 году на софинансирование муниципальных программ из федерального и краевого бюджетов выделено 110 млн рублей. Финансовая поддержка оказывается предпринимателям по уплате лизинговых платежей и процентов по кредитам. Также субсидии предоставляются начинающим предпринимателям. В Приморье приняты 10-летние каникулы по налогу на прибыль для вновь создаваемых производств - гринфилдов. Одним из первых в стране в Приморье был создан институт уполномоченного по правам предпринимателей.
Гарантийный фонд (фонд-поручитель при оформлении кредита) тем временем стал намного крупнее.
Идет работа и в Инвестиционном агентстве Приморского края. Организация провела работу по сопровождению инвестиционных проектов, снижению административных барьеров, а также по формированию инвестиционного имиджа региона. За 2014 год инвестиционный портфель агентства пополнился 30 новыми проектами, большая часть которых нуждается в привлечении дополнительных финансовых средств, поиске земельного участка или административной поддержке.
Риски остаются высокими
Как известно, Дальний Восток всегда был территорией довольно сложной для ведения бизнеса. Этому было немало объективных причин. И даже сейчас вполне устойчивый бизнес, настроенный преодолеть определенные трудности, отмечает в целом относительно высокий уровень рисков. И хотя большинство (60%) респондентов указали средний уровень подверженности рискам в их бизнесе, все же 40% считают его высоким. Никто из отвечавших не посчитал этот уровень низким и уж тем более не готов говорить об отсутствии рисков.
Вообще, вопрос о рисках был в опросном листе самым емким. Кризисная ситуация, принципиально меняющая роль и значение большинства рисков, влияет непосредственно на условия ведения бизнеса и создает новую реальность. Что же оказалось критичным в этот момент? Респондентам было предложено оценить перечисленные категории рисков по пятибалльной системе в зависимости от их значимости для бизнеса, где 5 - показатель наибольшей критичности.
В принципе, в своем максимальном значении ничего неожиданного ответы не показали. Для Дальнего Востока по-прежнему наиболее острой остается проблема кадров. В целом, группа «риски персонала» вышла на первое место, показав совокупную оценку около 4,5 единиц, при этом около 5 единиц было у пункта «нехватка персонала» и около 4 - «зависимость от ключевых сотрудников». А вот «мошенничество», за исключением некоторых видов бизнеса, например торговли продуктами питания, показало довольно низкую (в среднем 2) цифру критичности.
Еще одна группа рисков получила высокую оценку критичности - это финансовые риски, среди которых валютные риски - 4,7 единицы, процентные - 4,5, налоговые - около 4.
«Если ставка Центробанка - 17%, то какие теперь будут условия для финансирования инвестиционных проектов? Очевидно, это будет неподъемная цена для наших предприятий. У нас социальный продукт, мы не можем продавать молоко по 100 руб. - говорит генеральный директор Вяземского молочного комбината в Хабаровском крае Владимир ИВАНОВ. - Сейчас основная задача для нас - удержать производство на определенных позициях и произвести какие-то внутренние преобразования, реконструкцию. А дальнейшее развитие - это вторично в нынешней ситуации».
Риск «рост цен на сырье» оказался также в числе наиболее актуальных и, очевидно, болезненных для многих предприятий. Респонденты добавили в наш список рисков санкции и эмбарго, принесшие некоторые проблемы определенным отраслям производства.
Досье «Дальневосточного капитала»: В Сахалинской области более 26 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Доля занятых в этом секторе экономики свыше 30%, оборот малых и средних предприятий превысил 127 млрд рублей. Индивидуальные предприниматели заняты, как правило, в сфере торговли, обслуживания и услуг. Достаточно большая часть в этом островном регионе приходится на операции с недвижимостью, строительство.
Для поддержки малого и среднего бизнеса в Сахалинской области осуществляются меры по 13 направлениям. Это возмещение затрат по лизингу и процентов по кредитам, услуг по переподготовке и повышению квалификации кадров, на открытие собственного дела и так далее.
Наряду с этим бюджет региона предоставляет субсидии местным бюджетам на софинансирование мероприятий муниципальных программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в области работает Фонд содействия развитию предпринимательства. Ряд мероприятий реализуется через программы развития сельского хозяйства, инвестиционного потенциала, а также поддержки безработных граждан.
С 2014 года началась реализация государственных программ по развитию реального сектора экономики. Это сельское хозяйство, пищевая перерабатывающая промышленность, лесопромышленный и рыбопромышленный комплексы, угольная отрасль.
«Самое главное для нас - это рост цен на импортное сырье. Наша хлебопекарная промышленность зависит от импорта в основном только в части производства кондитерских изделий, поэтому стоит ожидать роста цен на этот вид продукции», - написал в комментарии руководитель предприятия на Сахалине.
Но, помимо роста цен на сырье, высокий уровень отмечен и в отношении другого риска - «изменение спроса». Мясоперерабатывающая компания, работающая в Приморском крае, вписала в перечень рисков свой вариант - «разорение мелких торговых точек и оптовиков», отнеся его к группе рисков безопасности, что само по себе показательно. Серьезным образом изменение спроса скажется и на рынках услуг.
«Основной проблемой в нашей работе, которую я вижу в связи с развитием кризиса, станет уменьшение бюджетов клиентов и, соответственно, нашей прибыли, - говорит директор рекламного агентства «Авеню» в Приморском крае Татьяна ЛАЗАРЕНКО. - Как показывает опыт предыдущих кризисов, по факту может оказаться, что объем работы не будет меньше, а вероятнее всего, и возрастет, а прибыль станет меньше. Если раньше клиенту нужно было, например, 3000 буклетов, то теперь нужно будет 1000, что сэкономит (относительно, так как стоимость единицы зависит от тиража) его бюджет, но мы, сделав столько же менеджерской работы, получим прибыль в два раза меньше. В итоге для того, чтобы заработать те же деньги, которые к тому же при росте цен и инфляции значительно «подешевеют», нам придется больше работать».
Досье «Дальневосточного капитала»:
В Камчатском крае зарегистрировано более 17 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Большая часть из них приходится на индивидуальных предпринимателей, около 4,5 тысяч - это микропредприятия, более 600 - малые, около 40 - средние. За 2013 год оборот малых и средних предприятий составил 84,1 млрд рублей (по сравнению с 2012 годом вырос на 7,5%). Сложились целые отрасли экономики, в которых малые предприятия доминируют: это строительство, изготовление металлопластиковых окон, торговля, оказание бытовых услуг. В торговле осуществляют свою деятельность более 32% малых и средних предприятий, в операциях с недвижимым имуществом - более 17%, в строительстве работает 14,1%, транспорт и связь, обрабатывающие производства представляют около 10%.
В программе поддержки МСП для начинающих предпринимателей предусмотрены обучающие мероприятия, консультационная и информационная поддержка, финансовые меры - гранты, микрофинансирование. Для развивающихся предприятий все виды государственной поддержки направлены на увеличение объема производства, пополнение оборотных средств, приобретение основных средств или модернизацию уже имеющихся. Приоритетными видами предпринимательской деятельности при направлении средств поддержки являются обрабатывающие производства, производство сельскохозяйственной продукции, инновационная деятельность.
Финансовая поддержка предоставляется Камчатским государственным фондом поддержки предпринимательства и Гарантийным фондом развития предпринимательства Камчатского края. В целом, за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников финансовая поддержка предоставлена более чем 300 субъектам малого и среднего предпринимательства.
Внешние риски
Неоднозначную оценку получила группа «внешние риски». В общем, дальневосточный бизнес не видит особых причин для повышения рисков собственного бизнеса в случае прихода иностранных инвесторов в регион. «Я двумя руками «за» приход иностранных инвесторов, потому что самостоятельно развиваться не хватает ни сил, ни средств», - написал в комментариях представитель пищевой промышленности из Хабаровского края. Этот пункт в опросе дал наименьший показатель критичности (большинство поставили единицу). А вот возможный приход федеральных компаний на Дальний Восток получил более высокую оценку в среднем, поскольку для некоторых сфер деятельности, таких, например, как торговля или легкая промышленность, он был оценен как максимально критичный.
«Крупные сетевики, которые зашли в регионы Дальнего Востока, сильно ударили по нашей розничной торговле, - говорит генеральный директор трикотажной фабрики в Биробиджане «Виктория» Елена САМОЙЛЕНКО. - Сначала мы это ощутили по крупным городам. Первым был Владивосток, где у нас была собственная розничная сеть. Они стали сбивать цену, и нам пришлось закрывать одну за другой торговые точки. Нас стали вытеснять крупные магазины, гиганты супермаркеты, гипермаркеты. Стала уходить к ним наша доля рынка. Затем мы стали замечать то же самое и в Хабаровске, в Биробиджане тоже ощутили отток. Сетевики ведут себя непорядочно и, несмотря на заключенный кодекс корпоративной этики, все равно видят в первую очередь прибыль».
В то же время к предстоящему появлению территорий опережающего развития на Дальнем Востоке при всех опасениях и критике в регионах все же в большей степени относятся позитивно. «Положительно» отметили 40% респондентов, еще 20% - «с оптимизмом», и только 20% - «настороженно». Правда, ответ «готов предложить свой проект для ТОР» был выбран только одним респондентом.
«ТОРы - это хорошая идея, - считает Владимир Иванов. - Есть территории свободные от производств, где будет данная программа применена. И, соответственно, любой желающий, у которого есть какой-то капитал, может зайти туда, взять кусок земли и развивать свой бизнес. Если бы на границе или на территории моих земель открыли данную программу, было бы замечательно. Можно было бы привлекать инвестиции с такими налоговыми льготами, преференциями, которые существуют в данной программе, тем более эти программы достаточно длинные - от 10 до 15 лет. У меня идей много для ТОРов, но, к сожалению, моя территория под ТОР не попадает».
Мимо тренда
Вторая группа вопросов в опросном листе касалась в большей степени взаимоотношений бизнеса с государством, а точнее с региональными и муниципальными властями, а также различными контролерами. Как известно, именно в этих отношениях отмечается множество факторов, влияющих на деловой климат территории зачастую не в лучшую сторону.
В то же время оценки авторитетных исследователей говорят о некоторых позитивных тенденциях в России в отношении делового климата. Значимым событием стало изменение позиции России в рейтинге Doing Business, в котором Всемирный банк оценивает условия для ведения бизнеса в той или иной стране и ранжирует страны по развитию благоприятной для бизнеса среды. Существенного продвижения в этом рейтинге потребовал Владимир Путин в майских указах: до 50 места в 2015 году и до 20-го - в 2018 году. Собственно, это и произошло. В 2013 году Россия вошла в сотню стран, оказавшись там на 92 месте. Теперь наша страна занимает 64 место. Эксперты поясняют это тем, что Всемирный банк учел в том числе отмену обязательной предварительной оплаты уставного капитала ООО при создании новой компании, и тем, что у России улучшились результаты по показателю distance to frontier metric (время, за которое изменился тот или иной показатель).
Для измерений эксперты Doing Business используют десять параметров: сложность регистрации нового бизнеса (включая количество процедур и продолжительность самой регистрации), доступность получения кредитов и регистрации прав собственности, получения разрешения на строительство. Также учитываются налоговая нагрузка, наличие торговых барьеров при экспорте, эффективность судебной системы при разрешении коммерческих споров и признания неплатежеспособности.
В этой связи мы, конечно же, ожидали от нашего опроса более высокой оценки делового климата на Дальнем Востоке. Но некоторые наши результаты, очевидно, не попали в этот тренд. На вопрос «Какие основные факторы препятствуют развитию малого и среднего предпринимательства?» мы получили редкое единодушие в ответах респондентов. Ровно 100% из тех, кто принял участие в опросе, отметили пункт «административные барьеры». Этот ответ на полном основании можно считать лидером негативного рейтинга делового климата на Дальнем Востоке России.
Кроме того, в комментариях предприниматели отмечали недостаточное внимание к их проблемам со стороны региональной власти.
«На наших предприятиях сейчас сложная ситуация везде: и в производстве, и в переработке, - говорит Владимир Иванов. - О продовольственной безопасности пока только разговоры. Поддержки реального сектора экономики нет, и я не знаю, будет ли она в наступившем году. Я бы не сказал, что в чем-то у нас облегчили условия для ведения бизнеса или приняли непосредственное участие в поддержке. Как обычно, неделями профильные министерства не интересуются ничем, что происходит на предприятиях, не спрашивают, как там у тебя дела на переработке или в производстве сырья, чем, может быть, нужно помочь. Но если профильному министерству не интересно, как мы работаем, то откуда можно ждать облегчения условий, зависящих от региональных органов власти?»
Среди прочих вариантов на «лидирующие» позиции вышел пункт «усложнение процедуры доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам кредитных организаций». Его отметили 60% респондентов.
Кроме того, довольно большое количество отметок получили и другие варианты ответов, такие как «низкая квалификация работников госструктур» (50% респондентов это отметили), столько же получил и вариант «неразвитость инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства», а также «недостаток инвестиций». Поддержали респонденты и пункт «низкий уровень финансовой грамотности предпринимателей», его отметили 40% отвечавших, столько же получил и пункт «несовершенство нормативно-правовой базы». Для 30% респондентов оказалось актуальным «отсутствие доступа к информации о наличии пустующих производственных площадей и оборудования». Наиболее благополучная ситуация, судя по ответам, с экономически обоснованными и просчитанными программами в сфере малого и среднего предпринимательства. Недостаток таких программ отметил только один респондент.
Директор ООО «Камчатский центр качества» Светлана ПАКЛЯЧЕНКО в комментариях к вопросу о факторах, препятствующих развитию бизнеса, добавила некоторые острые проблемы, болезненные моменты той ситуации, в которой работают предприятия рыбной отрасли: «административные барьеры чиновников Россельхознадзора при перемещении рыбной продукции, повторная ветеринарная экспертиза продукции (проведение испытаний каждой партии продукции только в лаборатории, подведомственной Россельхознадзору), избыточные требования к маркировке (дублирование функций Роспотребнадзора), избыточные требования при проверке процессов производства рыбной продукции в части соблюдения технических регламентов Республики Казахстан (штрафы от 100 до 300 тыс. рублей), некомпетентность специалистов Россельхознадзора в части трактовки требований ГОСТа к рыбной продукции».
Досье «Дальневосточного капитала»: В сфере малого и среднего бизнеса в ЕАО осуществляют деятельность 5722 субъекта, в том числе индивидуальных предпринимателей 3972, микропредприятий 1481, малых предприятий 246, средних предприятий 22. В области сложилась относительно устойчивая структура распределения числа малых предприятий по видам экономической деятельности. Наибольшую долю от общего числа малых предприятий занимают организации оптовой и розничной торговли - 17%; организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, занимающиеся предоставлением аренды и услуг - 16,2%; строительство - 15,8%; обрабатывающие производства - 15,4%; организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 14,2%. Примерно такое же распределение по секторам экономики и среди микро- и средних предприятий. Во всех муниципальных образованиях области работает программа развития малого и среднего предпринимательства. Объем средств, выделяемых на различные мероприятия по этой программе, с каждым годом растет.
Бесперспективное дело?
В то же время в регионах ДФО существует ряд программ, направленных на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса. Но, как следует из ответов, около 70% предпринимателей, принявших участие в опросе, не пользовались этими возможностями поддержки. Оставшиеся чуть больше 30% респондентов воспользовались льготной арендой, субсидиями и деньгами гарантийного фонда.
В этой связи весьма показательны ответы на вопрос: «Обращались ли вы за государственными и муниципальными субсидиями?» Положительный ответ дали только 10% из ответивших, причем остальные ответы, поясняющие причины, по которым предприниматели не стали этого делать, тоже довольно примечательны. Они разделились на три приблизительно равные части: «не обращался, так как считаю это бесперспективным», «не обращался, так как не смог выполнить требования, обязательные для получения субсидии» (этот вариант ответа, кстати, преимущественно выбрали предприниматели Приморского края) и «не обращался, так как не слышал о возможности субсидирования».
Только 30% респондентов ответили положительно на вопрос: «Сталкивались ли вы с реализацией преимущественного права выкупа арендуемого муниципального недвижимого имущества?» Причем большинство из них, отвечая на вопрос о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться при этом, отметили пункт «препятствие со стороны органов местного самоуправления».
«Заказные» истории
В завершение нашего опроса мы, конечно же, не могли обойти вопрос о контролирующих органах. Административная и силовая «нагрузка» на бизнес, чрезмерное количество проверок, прежде всего заказных, стали давно уже приметой нашего времени. Это, как отмечают эксперты, преимущественно коррупционные истории, из которых проистекает, по некоторым оценкам, проблема номер один - незащищенность собственности бизнеса.
В ответах на вопрос «Какие контролирующие органы и сколько раз проверяли вашу организацию в течение последнего года?» в лидерах оказались налоговая служба, Роспотребнадзор и прокуратура. Кроме того, предприниматели отметили частое посещение региональной службы строительного надзора, Пожнадзора, Ростехнадзора.
Еще одна острая проблема, с которой сталкивается бизнес в регионах, - неравные конкурентные условия как с компаниями, связанными теми или иными узами с региональной властью, так и с госкорпорациями. В этом смысле весьма примечателен ответ генерального директора одной из компаний на Сахалине, обслуживающей предприятия нефтегазовой отрасли, на наше предложение поучаствовать в опросе: «Мы никаких рисков для себя не увидели в этом году. Кроме того, мы принципиально не работаем ни с администрациями, ни с бюджетом, и вообще, в такие игры не играем. На текущую дату кризис не почувствовали».
Досье «Дальневосточного капитала»: На территории Магаданской области зарегистрировано 6835 индивидуальных предпринимателей, 27 средних организаций, 325 малых предприятий и 2756 микропредприятий. Один из главных инструментов государственного содействия развитию малого бизнеса - кредитно-финансовая помощь, осуществляемая посредством льготного субсидирования малых фирм; предоставления гарантий при получении займов и льготного налогообложения; выделения грантов на создание собственного дела, в том числе на создание малых инновационных компаний; субсидирования затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, по проведенному энергоаудиту и реализации программ энергосбережения; субсидирования процентной ставки по договорам лизинга и кредитным договорам. Участие в федеральном конкурсе на финансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства позволило привлечь в регион 31 млн рублей из федерального бюджета.
Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется как в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области на 2014-2020 годы», так и через некоммерческую организацию «Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства».
В 2014 году в подпрограмму введено новое мероприятие «Финансирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по участию в организации областных универсальных совместных ярмарок товаров в районах Магаданской области», позволяющее производителям продовольственных товаров, минуя посредников, реализовывать продукцию по более низким ценам непосредственно покупателям отдаленных районов области.
На другом конце этой ситуации комментарий генерального директора транспортной компании из Амурской области:
«Проблема номер один у нас - чиновничий олигархизм, устранение конкуренции путем административного ресурса сверху донизу. Это болезнь системы. У корпораций с частичным участием государства повсюду бюрократия в самом тяжелом варианте, поэтому расходы на осуществление деятельности в несколько раз превышают расходы предпринимателя. Их работа измеряется в тоннах бумаг. Они учат этому и молодое поколение. На рынке обычный предприниматель попадает в нечестную конкуренцию с этими «высокоэффективными» менеджерами с дипломами МВА. Но они же работают в реальном секторе экономики, в котором трудятся сотни тысяч людей. Реально их эффективность отрицательная, но, выбивая преференции у государства, они имеют возможность снижать ценник».
Елена АБАШЕВА, Елена АРДАЛЬЯНОВА.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы