Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 23 Ноября, 21:35 |
|
|
Тема номера
|
Колеса Дальнего Востока: двигатель в Москве
Слово «челноки» уже как-то даже и подзабывается. Похоже, недалеко то время, когда и автодилеры праворульных подержанных машин окончательно сменят род занятий.
Как скоро Дальний Восток пересядет на леворульные авто, а отечественный автопром займет лидирующие позиции на этом потребительском рынке, какие факторы уже определяют эти процессы, пытался разобраться корреспондент «ДК».
11 марта 2012 года в Японии отметили годовщину разрушительных землетрясения и цунами, жертвами которых стали почти 16 тысяч человек. В мероприятиях приняли участие император Японии АКИХИТО с супругой, премьер-министр страны Есихико НОДА, члены правительства и другие официальные лица. В Японии была объявлена минута молчания, и по всей стране прошли церемонии памяти жертв стихии.
Приморский авторынок «Зеленый угол» в этот день работал в своем обычном режиме. Однако среди автопродавцов, тех самых, кого кремлевская пропаганда в 2008 году окрестила «жуликами и барыгами», встречались такие, кто украдкой от покупателей смахивал слезу и наливал стопку за упокой души унесенных стихией. Как правило, это были те, кто двадцать лет назад открывал новую страницу в истории Приморья – историю подержанных иномарок и правого руля.
Сегодня эта страница закрывается. В Москве свои виды на то, каким быть Приморью и чем ему заниматься. Ностальгическая мечта общества о возрождении СССР привела к созданию Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в экономическом пространстве которого не осталось места для правого руля. Межгосударственный технический регламент о безопасности автотранспортных средств, который в полном объеме вступит в силу в 2015 году, уже с июля нынешнего года ставит ограничения для ввоза на территорию Союза праворульных автомобилей. По поводу эксплуатации тех машин, что уже бегают по российским просторам, ходят различные слухи, но большинство экспертов сходится в том, что ранее ввезенный автопарк трогать не будут – для его вытеснения предпримут иные меры.
Сарафанное радио
Тема о запрете правого руля была одной из самых животрепещущих весь 2011 год. На российских интернет-автофорумах то и дело вспыхивали жаркие споры о том, пойдет ли власть на такой запрет. Хотя спорить, по существу, было не о чем: весь предыдущий опыт общения дальневосточного автобизнеса и Правительства Российской Федерации упрямо говорил о том, что правый руль для Москвы давно стоит костью в горле. Попытки обуздать его ввоз и распространение предпринимались все двадцать лет существования этого сектора рынка. Авария на атомной электростанции «Фукусима-1», случившаяся в марте 2011 года, лишь добавила масла в огонь.
Год назад на таможенных постах Дальнего Востока обнаружились первые ласточки «Фукусимы», сразу вызвавшие бурю эмоций. В порту Владивостока были задержаны и направлены на отдельную «штрафстоянку» несколько десятков подержанных японских автомобилей с зафиксированным превышением радиационного фона. Российское медиа-пространство разразилось гневными комментариями в адрес продавцов праворульных автомобилей, японских автоаукционов и дальневосточных автомобилистов в целом.
Издержки железного занавеса
«Алчные соплеменники» между тем покупали подержанные автомобили из Японии весь 2011 год, и навезли их, согласно таможенной статистике, аж 110 тысяч штук, что оказалось на 65% больше, чем в 2010 году. Несколько сотен машин из этого количества действительно не прошли радиационный контроль на российской границе и были выдворены обратно в Японию.
Их возвращали из разных портов – из Владивостока, Зарубино, Ванино, Корсакова и даже Петропавловска-Камчатского. Один такой рейс из последнего упомянутого порта в феврале 2012 г. даже закончился трагедией – сухогруз «Таня Карпинская», шедший в Юго-Восточную Азию, по пути зашел в Ниигату для того, чтобы выгрузить там несколько «фонящих» автомобилей, задержанных российской таможней в Петропавловске. В акватории порта Ниигаты российский теплоход столкнулся с другим судном из Сингапура и затонул.
Ирония судьбы заключается в том, что превышение радиационного фона, который фиксируют российские таможенники, находится в пределах международных нормативов и не служит препятствием для выпуска товара с территории Японии. Об этом много раз упоминалось как на бытовом уровне, так и на уровне посольств, однако российская сторона, придерживаясь правила «лучше перебдить, чем недобдить», задерживает все, что хоть немного превышает естественный фон, который в припортовых районах обычно составляет 6-10 мкр/ч.
Тем не менее для успокоения общественного мнения от владельцев автомобилей потребовали пройти процедуру дезактивации. Те, кто оказался первопроходцами, заплатили за очистку около $2000, остальные же предпочли вывезти машины обратно за $500. Таким образом, «Тане Карпинской» жутко не повезло: будь российские правила подсчета радиации более согласованы с международными, возможно, судну и не пришлось бы заходить для разгрузки в Ниигату.
Коррупционная конструкция
Установленные Правительством России для защиты отечественного производителя высокие таможенные пошлины на ввоз легковых автомобилей привели к появлению разного рода обходных схем, первой из которых примерно с 2005 года стала схема так называемых «конструкторов», а второй, с 2008-го – «распилов».
«Конструкторами» стали называть машины, ввезенные в Россию в разобранном виде, растаможенные как запчасти и впоследствии вновь собранные из этих запчастей. Примерно то же самое делают «Соллерс» и другие «отверточные» предприятия нового русского автопрома, которые везут из-за границы кузова, двигатели и шасси в сборе, собирают их в единое целое и продают. Основная разница заключается в том, что «Соллерс» делает новые автомобили и работает под крышей государства, а сборщики «конструкторов» предоставлены сами себе и заполняют рынок подержанными машинами.
Однако при всем сходстве принципа работы, главной претензией к «конструкторам» стал жульнический характер их документального оформления. На ПТС Toyota Corolla можно было «посадить» Toyota Land Cruiser, на ПТС Nissan Bluebird – Nissan Safari и так далее. Главное – дать взятку нужному должностному лицу. Многие люди в погонах из ГИБДД и таможни в то время сделали на «конструкторах» целые состояния.
«Честные конструкторы», где замена кузова осуществлялась строго в соответствии с техническими требованиями, или, иначе говоря, «пуля в пулю», составляли ничтожное меньшинство, хотя именно они были целиком и полностью оформлены на законных основаниях. И именно они пострадали больше всех, когда правительство в 2008 году приняло ставки таможенных пошлин на ввоз автомобильных кузовов в размере 5000 евро за штуку. Тогда и появились «распилы» – еще более изощренная форма обмана государства, выросшая из противодействия прямому запрету.
«Распил», как следует из самого названия, представляет собой еще большее расчленение автомобиля, нежели «конструктор». Для того чтобы обойти пошлину в 5000 евро, кузов пилят на две части и таможат на вес, как металлолом. После чего вновь сваривают и собирают так же, как «конструктор». Однако в отличие от «конструктора» «распил» не имеет таможенной декларации с серией и номером кузова, что необходимо при постановке на учет. На руках у импортера после пересечения границы остаются несколько ГТД, в которых вместо «кузов автомобиля номер такой-то» написано «передняя часть кузова автомобиля» или «задняя часть».
Криминал в этой схеме начинается тогда, когда на сваренный воедино кузов делается липовая ГТД с указанием всех необходимых для постановки на учет данных. Изготовлением этих самых липовых ГТД занимаются нечистые на руку таможенники, а принимают их в документооборот столь же нечистые на руку гаишники. Время от времени некоторых ловят, и в приморской прессе тогда появляются бравурные репортажи об очередном успехе в борьбе с коррупцией. Однако в целом криминальная схема работает довольно успешно.
Подрыв имиджа
Тем не менее вторичный автомобильный рынок Приморья начало лихорадить именно из-за «конструкторов» и «распилов». Начало этой лихорадки было положено еще в конце 2010 года, а наибольшей остроты проблема достигла в конце 2011 года – начале 2012. Именно в этот период аннулирования ранее произведенных регистрационных действий с автомобилями в Приморье приобрели массовый характер.
Многим автомобилистам Сибири и Дальнего Востока из ГИБДД Приморья стали приходить почтовые уведомления о том, что имеющийся у них во владении автомобиль поставлен на учет с нарушениями закона и до устранения этих самых нарушений от владельца требуется сдать в регистрационный отдел ГАИ документы на машину и номера. В регионе началась тихая паника.
При этом некоторые, как выяснилось, покупали автомобиль на авторынке «Зеленый угол» у продавцов, которые божились, что машина только что из Японии. Слухами земля полнится, и в короткий срок весть о том, что на «Зеленке» впаривают «распилы» облетела все восточные регионы. И без того непростая ситуация с темпами и объемами продаж авторынка усугубилась еще больше.
В 2008 году, на самом пике популярности подержанных автомобилей из Японии, в Приморье было ввезено более 500 тысяч иномарок, из них через «Зеленый угол» прошло около половины. Сегодня об этих объемах не приходится и мечтать. Даже с учетом того, что положение несколько выправилось после кризиса, предпринятые правительством меры по ограничению параллельного автоимпорта работают, как и было задумано. Высокие пошлины и постоянно муссирующиеся слухи о возможном запрете правого руля делают свое дело – потребитель все чаще начинает искать альтернативные варианты. А когда человек узнает, что купленный соседом на «Зеленке» автомобиль оказался «распилом» и его регистрация аннулирована, тут его, пожалуй, и агитировать «за советскую власть» не надо – сам побежит в салон за новой машиной.
Отделение Сибири
Впрочем, альтернативой «японке» могут быть не только новые «Жигули» (пардон, Lada!). Для жителей Сибири и Забайкалья – традиционных клиентов приморских авторынков 2011 год ознаменовался открытием «второго фронта» подержанных иномарок с левосторонним расположением руля.
Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана, о котором уже упоминалось, как известно, убрал границы для перемещения товаров внутри союзных государств. Это привело к тому, что в Сибирь хлынул автомобильный поток из Белоруссии и соседнего Казахстана, у которых до вступления в союз не было заградительных пошлин и подержанные иномарки стоили там дешевле, чем в России, на 10 – 35%.
Сибирское таможенное управление (СТУ) подсчитало количество завезенных в регион автомобилей из этих стран. Оказалось, что перекупщики привезли порядка 30 тысяч подержанных иномарок (9,7 тысяч из Казахстана и 19,9 тысяч из Белоруссии). Автомобили осели большей частью в Новосибирской и Кемеровской областях, а также в Алтайском крае.
Неудивительно, что сибиряков на «Зеленом углу» стало гораздо меньше, чем в старые добрые времена. Меньше стало забайкальцев и якутов, также потерявших доверие к приморским автопродавцам. Рынки этих регионов постепенно переориентируются на левый руль, и причиной тому не только проблема «конструкторов – распилов», но и цены на подержанные иномарки в Приморье, которые за последние два года стабильно стремились вверх.
Курс японской иены лишь недавно стал понижаться, достигнув к марту 2012 года отметки 36 рублей за 100 иен. Весь прошлый год иена держалась на отметке более 40 рублей за 100 иен, и этот курс не смогли поколебать даже землетрясения и ядерный катаклизм на Фукусиме. Японская экономика продемонстрировала феноменальную устойчивость.
Сразу после стихийного бедствия цены на японских авто-аукционах действительно снизились на 15-25%, однако на дальневосточном авторынке это никак не отразилось.
Цены «Зеленого угла», поднявшись, уже не опустились. Сегодня стоимость подержанного японского автомобиля в Приморье во многих случаях вплотную приблизилась к цене нового автомобиля из салона, что делает покупку правого руля малопривлекательной в глазах клиентов из других восточных регионов.
Цены и опасения нарваться на «криво» оформленный «распил» отпугивают не только иногородних. Перелом произошел и в настроениях самих жителей Владивостока, до последнего отстаивавших свое право на правый руль. Сегодня в Приморье вряд ли соберутся демонстрации в его защиту, подобные тем, что были в 2008 году. Лидеры былого протестного движения сегодня сами ездят на левом руле – Владимир ЛИТВИНОВ из бывшей «Свободы выбора» – на Renault Logan, а председатель «Общества защиты автовладельцев Приморья» Дмитрий ПЕНЯЗЬ – на Nissan Patrol.
Авторынок Приморья, по прогнозам экспертов, будет находиться в процессе переформатирования еще 5-10 лет, прежде чем полностью сменит свою ориентацию и его структура приблизится к общероссийской. При этом региональные особенности, основанные на близком географическом соседстве с крупнейшими азиатскими авторынками, сохранятся.
Льготный проезд
Как подсчитало аналитическое агентство «Автостат», доступность автомобиля в европейской части России за последние 10 лет выросла в 3,5 раза: средняя зарплата населения выросла почти в семь раз, а машины подорожали только в 2,3 раза.
Авторы исследования посчитали, что в 2001 году при средней стоимости отечественного автомобиля в 124 000 рублей ($4250) и среднероссийской зарплате в 3240 рублей ($111), для того чтобы приобрести автомобиль, требовались 38 ежемесячных окладов (3 года) – при условии, что деньги полностью откладывались для покупки автомобиля.
Средняя стоимость иномарки 10 лет назад равнялась 570 000 рублей ($19500), и для того, чтобы ее купить, требовались 176 среднероссийских зарплат, или 14 лет. В 2011 году, по данным агентства «Автостат», средний уровень ежемесячного дохода в России составил 22 000 рублей, а стоимость автомобиля выросла до 295 000 рублей для продукции отечественного бренда и до 913 000 рублей для иномарок. Таким образом, срок покупки российской машины сократился с трех лет до одного года, а иномарки – с 14 до 3,5 лет.
Стоит отметить, что для Приморского края в этих статистических данных следует делать поправку на то, что сегмент отечественных автомобилей здесь занимают подержанные праворульные иномарки из Японии. Пока неясно, чем будет заполнена эта ниша после реализации правительственных планов по полному искоренению праворульного автоимпорта. Государство прозрачно предлагает дальневосточникам все-таки пересесть на «Жигули» (пардон, Lada!): ради этого АвтоВАЗу был даже организован «нулевой тариф» по доставке своих изделий на Дальний Восток. Однако местное население пока не выказывает готовности к такому повороту дел.
Видя такое упорство, правительство, в свою очередь, распространяет льготный режим и на часть собираемых в России иномарок. С 2009 года РЖД получает компенсацию за доставку в регион автомобилей Ford Focus и Ford Mondeo ЗАО «Форд Мотор Компани», Opel и Chevrolet питерской сборки, а также некоторых моделей Nissan и Hyundai. В феврале 2012 общий список дополнили KIA Rio, ИЖ-2717 и Lada Granta, которые также были включены в программу субсидирования железнодорожных перевозок на Дальний Восток.
Как долго сможет существовать рынок, опирающийся на льготы? Здесь все зависит только от политической воли тех, кто этот рынок создает, то есть от Правительства Российской Федерации. Экономических предпосылок к глубокой интеграции Дальнего Востока в общее автомобильное пространство страны пока нет. Слишком велики расстояния и, соответственно, транспортные расходы, и слишком малочисленно население, проживающее на этой территории. Попытки дальневосточников самостоятельно решить свои проблемы и стать участниками азиатско-тихоокеанской экономики без надзора Москвы не нашли понимания у федерального центра. Теперь праворульному региону предстоит возвращение в Россию.
Автодилеры вспомнили про восток
По данным «Автостата», в 9 регионах Дальневосточного федерального округа в 2011 году продано 24 тыс. 112 новых легковых автомобилей, на 80,5% больше, чем в 2010 году. Темпы роста авторынка ДФО в два раза превысили средний показатель по РФ (40%), хотя его доля по-прежнему очень мала – порядка 1% общероссийского объема (2,48 млн штук). Продажи секонд-хенда в ДФО почти в 10 раз больше – 225,4 тыс. машин (5,6% от РФ). Самый автомобилизированный среди регионов Дальнего Востока – Приморский край, в прошлом году его жители купили 7288 машин, на втором месте Хабаровский край (6504 автомобиля), на третьем Амурская область (4041 машина).
По данным агентства, отличительной особенностью рынка новых машин в ДФО является то, что в первую десятку моделей-лидеров попадают девять машин класса SUV (кроссоверы и внедорожники). В топ-10 марок на Дальнем Востоке помимо Toyota и российской Lada попадают Nissan, UAZ, Mitsubishi, SsangYong, Hyundai, Suzuki, Lexus и Kia.
Количество запросов от автопроизводителей на перевозку новых легковых автомобилей из европейской части России на Дальний Восток заметно увеличилось, говорит директор по экспедированию Rolf SCS (логистическое подразделение группы «Рольф») Викторий КРАЧКОВСКИЙ. Для дальневосточных дилеров Mitsubishi в 2012 г. Rolf SCS будет поставлять по 500 новых автомобилей с левым рулем ежемесячно. Этот регион один из самых перспективных и для Hyundai. До недавнего времени самый восточный дилер Hyundai работал в Хабаровске, но уже открыты субдилерские центры в Благовещенске и Владивостоке, подписан протокол о намерениях по строительству дилерского центра в Южно-Сахалинске
Volkswagen планирует до конца года открыть два центра – в Хабаровске и во Владивостоке, говорит представитель марки в России Андрей ГОРДАСЕВИЧ. «Форд мотор компани» также рассматривает возможность открытия центров в регионе.
Летом 2012 года начнут работать дилерские центры Toyota в Хабаровске, Владивостоке и Находке, сообщил президент компании «Тойота мотор» (российская «дочка» Toyota) Такеши ИСОГАЯ. Ранее эти центры, принадлежащие японским торговым домам – партнерам Toyota (центры в Хабаровске и Владивостоке принадлежат корпорации Sumitomo, а в Находке – Toyota Tsusho), занимались продажей и обслуживанием автомобилей марки и управлялись Toyota Motor Corporation напрямую из Японии. В ближайшее время они получат статус официальных дилеров и начнут продавать новые автомобили по тем же ценам, что и другие дилеры Toyota в России.
«Тойота мотор» рассчитывает, что в 2012 году эти дилерские центры вместе будут продавать 100 новых автомобилей в месяц (в европейской части России один дилер продает в среднем по 800-1000 машин в год) и в среднесрочной перспективе на них будет приходиться 3-5% общих продаж Toyota в России.
«Мы не рассчитываем, что продажи уже сейчас будут высокими, но в долгосрочной перспективе мы ждем серьезного развития бизнеса. Темпы его роста будут зависеть от действий российских властей по регулированию импорта (бэушных автомобилей. – Прим. «ДК») из Японии», – объяснял управляющий директор по продажам, логистике и развитию дилерской сети «Тойота мотор» Фумитака КАВАСИМА. Для дилеров в Приморье «Тойота мотор» изменила логистику: машины и запчасти для них будут поставлять напрямую из Японии (в остальные регионы они идут через порты под Петербургом). Цены на новые автомобили в Японии и России сопоставимы, если вычесть издержки на логистику и пошлины.
Дмитрий ФОМИЧЕВ, «Дальневосточный капитал».
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы