Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Среда| 04 Декабря, 04:11 |
|
|
Тема номера
|
Дальневосточные приоритеты: Экономическое сердце ДФО
Регион обладает значительными запасами природных ресурсов, самой мощной в округе промышленной базой, имеет морские порты и бухты, хорошую научную и образовательную основу.
Однако большая часть изложенных преимуществ пока остается неиспользованной ввиду различных проблем. Прежде всего, это неразвитость экономической инфраструктуры, оставляющая вне досегаемости большие запасы природных ресурсов. Другим важнейшим недостатком является нехватка трудовых ресурсов для реализации многих экономических начинаний. Площадь Хабаровского края составляет 788,6 тыс. кв. км, или 4,5% территории РФ, а проживают здесь около 1 млн 345 тыс. человек – 1% населения страны. Для сравнения: территория Франции составляет 634 тыс. кв. км, проживают на ней около 65 млн человек; площадь суши Японии – 374,8 тыс. кв. км, на ней проживают до 130 млн человек.
В этих условиях развитие Хабаровского края исторически формировалось по точечному или зональному принципу. Новые производства преимущественно создавались вблизи основных транспортных магистралей.
– Экономическое развитие и освоение территории на новом этапе мы связываем с четырьмя зонами развития, – говорит заместитель председателя правительства, министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор КАЛАШНИКОВ.
Хабаровская агломерация, промышленная зона «Комсомольск – Амурск – Солнечный», Ванино-Советскогаванский транспортно-промышленный узел, Верхнебуреинский промышленный узел. Внутри каждой из зон существуют свои промышленные предприятия, на производственном, техническом и технологическом росте которых и строится по кластерному принципу развитие экономики смежных производств и услуг, не редко выходящее далеко за пределы отдельного образования или даже всего Хабаровского края.
Хабаровская агломерация
Это наиболее развитый район, деловой и административный центр края. Здесь формируется единый транспортно-логистический узел, промышленный и деловой центр с развитой производственной сферой.
В качестве перспективных специализаций выступают развитие нефтепереработки, производство пищевой продукции, продукции строительной индустрии, электротехнических изделий, мебели, машин и оборудования. В г. Хабаровске в развитие производственного цикла гражданского авиастроения создаются условия для организации сервисного обслуживания машин SSJ-100. Агломерация более всего открыта к развитию инновационно-проводящей инфраструктуры, услуг качественного образования и здравоохранения, формированию центров культуры и спорта национального значения.
В настоящее время руководство страны уделяет заметное внимание развитию Дальнего Востока. Направляются крупные инвестиции в развитие инфраструктурных проектов транспорта, энергетики, газо- и нефтеснабжения. Помимо вложений в инфраструктуру необходимо использовать потенциал международного и приграничного сотрудничества для развития краевой экономики. Именно поэтому Хабаровский край является активным участником реализации Программы сотрудничества между регионами российского Дальнего Востока и Восточной Сибири и провинциями Северо-Восточного Китая, которая призвана стимулировать региональное развитие на основе установления приграничной кооперации.
Одно из конструктивных направлений программы – формирование на Дальнем Востоке региональных зон приграничного взаимодействия. Но пока остается проблемой, где и как эти зоны взаимодействия обустроить к взаимной выгоде.
Мощным импульсом в развитии Хабаровской агломерации обещает стать реализация международного проекта развития острова Большой Уссурийский, который необходимо рассматривать в качестве трансграничной международной зоны экономического развития.
Большой Уссурийский остров имеет статус уникального для мировой практики речного приграничного объекта. Естественная географическая обособленность острова, его приграничный формат «один остров – две страны» позволяют рассматривать его в качестве перспективной площадки.
Формирование трансграничной контактной зоны со взаимосвязанной и взаимодополняющей туристско-рекреационной инфраструктурой, а также с технико-внедренческими площадками на прилегающем корневом берегу будет способствовать получению комплексных экономических выгод. Кроме этого, в целях усиления экономической привлекательности проекта можно было бы рассмотреть возможность создания игорного кластера.
В целях повышения статуса проекта принято решение о создании рабочей группы при Министерстве регионального развития Российской Федерации по реализации проекта. Для конкретизации основных направлений освоения острова в июне 2011 года Минрегионом России проведён конкурс на разработку Концепции проекта, который был выигран известной консалтинговой компанией «Эрнст энд Янг». Ожидается, что Концепция проекта будет представлена в декабре 2011 года.
Комсомольск – Амурск – Солнечный
Эта зона обладает прекрасными инфраструктурными и логистическими характеристиками. Для размещения предприятий здесь есть все необходимое: площадки, энергия, транспортные подходы, трудовые резервы, социальная инфраструктура. Здесь уже сейчас производится свыше 50% промышленной продукции Хабаровского края. И в дальнейшем эта доля будет увеличиваться.
Благодаря сохраненной инфраструктуре, наличию трудовых ресурсов, зона «КАС» стала привлекательной для инвестиций. Долгое время находившийся в экономическом забвении Амурск обретает новую жизнь в возводимом компанией «Полиметалл» гидрометаллургическом комбинате, в создаваемом «Дальлеспромом» центре глубокой переработки древесины.
Основой промышленности зоны является самолетостроение и кораблестроение. Расположенное в Комсомольске-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Гагарина (КнААПО) – современнейшее высокотехнологичное предприятие, которому доверено вести работы по созданию российского боевого истребителя 5-го поколения, имеющее перспективную программу выпуска гражданских самолетов «Сухой Суперджет 100», может стать основой для развития многих производств, распространения новых технологий в других отраслях промышленности. В частности, расположенный в Хабаровске «Амурский кабельный завод» имеет перспективы расширения номенклатуры продукции за счет производства «пучков» для комсомольских самолетостроителей – наборов проводов, готовых к монтажу на авиационные машины.
Кластерным центром способен стать и Амурский судостроительный завод. Например, «Амурметалл» после окончания модернизации производства может приступить к выпуску листового проката для судостроения. Сталевары также могут стать потребителями продукции горно-металлургического кластера, формирующегося в Амурской области, – рассматривается возможность применения железных окатышей в качестве сырья на «Амурметалле», сейчас полностью зависимом от поставок металлолома. Правда, Виктор Калашников считает мультипликативное влияние машиностроителей на общее развитие пока недостаточным, предполагая добиваться большего вовлечения этих производств во взаимодействие с предприятиями края.
Ванино-Совгаванский транспортно-промышленный узел
Третий активно развивающийся район Хабаровского края: Ванино – Советская Гавань. Комплексные, взаимоувязанные планы его развития объединены в общую концепцию транспортно-промышленного узла, предполагающего использование побережья не только для перевалки сырья, но и для создания перерабатывающих производств, организации судоремонта и, возможно, судостроения.
Бурное развитие портовых мощностей Ванино, интерес к возможностям Советской Гавани связаны с ростом спроса со стороны стран АТР и восточной Азии, выход на рынки которых обеспечивает побережье Хабаровского края. Так, в Ванино появились угольные терминалы «СУЭК» и «Мечела», вырос современный деревообрабатывающий завод СП «Аркаим», продукция которого оказалась востребованной даже в западной Европе.
Важным шагом в развитии побережья является решение правительства РФ об организации первой в России портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) «Советская Гавань». Концепция использования уникальной глубоководной бухты для роста перевалки грузов, развития рыбопереработки и судоремонта была разработана японским Исследовательским институтом Номура, Лтд., выигравшим международный конкурс на осуществление работ.
– Главный вывод японских разработчиков: создание зоны выгодно для России в целом, Хабаровского края и инвесторов-резидентов – в частности, – говорит заместитель председателя правительства края, министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор Калашников.
Утверждение концепции открывает дорогу к превращению территории в инвестиционную площадку с необходимой инфраструктурой водо- и энергоснабжения, дорог, таможенных терминалов. Для облегчения вопросов управления строительством принято решение создать в Хабаровском крае филиал ОАО «Особые экономические зоны», 100% акций которого принадлежат РФ в лице Минэкономразвития России. Уже сейчас свои проекты в ПОЭЗ заявляет целый ряд отечественных и иностранных компаний. Ожидается, что развитие зоны начнется с ее южной части путем создания специализированного перегрузочного комплекса железной руды, контейнерного и зернового терминалов. На следующем этапе с укреплением железнодорожной инфраструктуры и окончанием строительства автодороги «Хабаровск – Лидога –Ванино» будет создан порт с широкой линейкой терминалов для навалочных, наливных, контейнерных и других типов грузов.
Серьезным ограничением развития ПОЭЗ и всего ВСГТПУ является пропускная способность железной дороги в этом направлении. ОАО «РЖД» ведет большую работу по реконструкции участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, включающей строительство нового Кузнецовского тоннеля, в результате которой грузовые мощности дороги увеличатся с нынешних 15 млн тонн в год до 35 млн тонн и, при проведении некоторых дополнительных мероприятий, даже до 48 млн тонн. Но заявленная потребность только двух угольных компаний «СУЭК» и «Мечел», уже имеющих перегрузочные терминалы в Ванино, – 45 млн тонн в год. Их планы вполне подтверждаются растущим спросом на энергоресурсы в КНР, Японии и других странах акватории Тихого океана.
Единственным выходом, способным открыть Россию для новых предложений трансконтинентального транзита, является строительство второй линии БАМа. Это очень дорогостоящий проект, оцениваемый почти в 1 трлн рублей, но эффект от его реализации может стать мультипликативным в масштабах всей страны и усилит ее позиции в мировой экономике.
Верхнебуреинский промышленный узел
Эта зона планируется к развитию на базе Ургальского месторождения каменного угля и перспективного каскада ГЭС на реке Ниман.
Ключевым инвестором здесь выступает компания «СУЭК», ведущая добычу на Ургальском месторождении. План расширения угледобычи с нынешних 2,7 млн тонн до 7 млн тонн получил краевую государственную поддержку в форме приоритетного инвестиционного проекта, ему предоставлены налоговые льготы. На месторождении должна появиться обогатительная фабрика. В перспективе – тепловая электростанция, продукция которой может поставляться за рубеж вместе с энергией будущих ГЭС.
Не бюджетом единым
По мнению заместителя председателя правительства края – министра экономического развития и внешних связей Хабаровского края, механизм развития важнейших точек роста не обязательно должен предполагать финансирование из федерального бюджета:
– Мы не исходим из того, что финансирование важнейших инфраструктурных проектов должно быть только из федерального бюджета. Инструментов немало. Например, никто не запрещает РФ использовать свой суверенный рейтинг для привлечения заемного финансирования. А он неплохой. Благодаря чему развитие такого мощного и значимого транспортного проекта, как модернизация Байкало-Амурской магистрали, может быть поддержано выпуском долгосрочных бумаг – так называемых инфраструктурных облигаций. Можно гораздо активнее использовать и концессионные соглашения. Такого рода инструменты будут востребованы частными инвесторами и международными институтами развития на долгосрочной основе.
«Необходимо идти в регионы» – уже не лозунг, не публицистическое клише, а четкий процесс как на уровне Федерации, так и в приоритетах и решениях бизнеса, инвесторов. Задача территории, по словам Виктора Калашникова, подготовить, обеспечить «рабочие места» для инвесторов, но не стремиться предлагать им готовые проекты, как бизнес-планы, а создать им необходимые условия для размещения капиталов. Необходимые же условия требуют конкретных физических усилий, подготовки площадок, строительства инфраструктуры, подведения коммуникаций, дорог. Для дальневосточных регионов – это слишком дорого, и помощь центра в поддержке развития базовой инфраструктуры совершенно необходима. Но имеет смысл дать территориям больше свободы (т.е. полномочий) в выборе механизмов работы с инвестициями, использовании особых условий и налоговых режимов. Жизнь требует, инициативы от регионов.
Можно вернуться к проекту создания ПОЭЗ «Советская Гавань». Инвесторы могут в проект уже входить как резиденты, но условий для ведения бизнеса еще не создано. Одна из причин – проект получился на четверых, и его управление слишком централизовано, замкнуто на Москву. Его «ведут» Минэкономразвития России, ОАО «Особые экономические зоны», Хабаровский край, Совгаванский муниципальный район. Четыре контрагента, по мнению Виктора Калашникова, затрудняют работу. Целесообразно передать бразды правления, ресурсы на обустройство ПОЭЗ Хабаровскому краю, как наиболее заинтересованному участнику квартета.
Отдельно власти Хабаровского края готовы поощрять капиталовложения в стратегические сектора экономики, такие как логистика, биотехнологии, агропромышленный комплекс, средние предприятия в машиностроении, малый инновационный бизнес.
Вопрос объединения усилий федерального центра, краевой власти и частного капитала в условиях растущей потребности в финансировании инвестиционных проектов является сейчас по-настоящему актуальным.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы