Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 23 Ноября, 18:12 |
|
|
Тема номера
|
Тема номера: Инвестиции до лампочки
«Все мои поездки в регион, да, собственно говоря, и анализ реальной экономической ситуации показывают, что неравенство в тарифах создает неравенство и в условиях экономической деятельности, да и в жизни людей. Поэтому начинать развитие, поддержку региона, конечно, нужно с энергетики. Это только один из шагов по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока» (В. ПУТИН)
Энергосистема ДФО крайне нуждается в инвестициях, а действующий механизм финансирования энергетических проектов не удовлетворяет ее инвестиционным запросам. В итоге строительство в регионе электроэнергетической инфраструктуры страдает хроническим недофинансированием, а существенная доля предлагаемых субъектами ДФО энергопроектов вообще не имеет источников финансирования.
Отправная точка
Примерно три четверти энергопотребления ДФО (более 30 млрд кВт-ч) приходится на РАО ЭС Востока, которая объединяет энергомощности Приморского, Хабаровского краев, Амурской области, Еврейской АО и юга Республики Саха (Якутия). Энергосистемы Камчатского края, Сахалинской и Магаданской областей, Чукотского АО и большей части Якутии в силу своей удаленности вынуждены функционировать абсолютно автономно. Территориальная структура энергомощностей РАО ЭС Востока выполнена так, что внутри системы присутствуют как избыточные, так и дефицитные территории. При том, что максимальный объем энергии потребляется на юге Приморского края, основные крупные генерирующие мощности находятся за его пределами - в Хабаровском крае, Амурской области и на юге Якутии (две крупные ГЭС «РусГидро» - Бурейская и Зейская суммарной мощностью 3,3 ГВт, Нерюнгринская ГРЭС в Якутии (570 МВт), Хабаровские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 мощностью свыше 1,1 ГВт и др.). Но доставить формируемый там избыток электроэнергии на юг Дальнего Востока проблематично из-за недостатка сетевой инфраструктуры.
В последние годы Дальний Восток демонстрирует неплохие темпы экономического роста. Правда, доля крупнейшего региона страны в ВВП составляет всего 5,4%. Но стоит подчеркнуть, что этот объем производят всего 4,4% проживающего здесь населения. Чтобы не допустить снижения темпов экономического роста, а наоборот придать им ускорение, Дальнему Востоку необходимо опережающее развитие энергетики, снятие технологического ограничения в генерации и сетевом хозяйстве. Одной из главных проблем, стоящих на этом пути, является проблема финансирования новых энергопроектов. Эксперты считают, что отрасли необходим новый механизм финансирования, позволяющий, с одной стороны, не повышать давление на энерготариф, а с другой - привлекать частные инвестиции.
Последний серьезный разговор на эту тему состоялся во Владивостоке на совместном заседании Совета при полпреде президента в ДФО и коллегии Минвостокразвития в сентябре, где были озвучены основные проблемные вопросы, сопровождаемые согласованием принятой в мае правительством «Комплексной программы развития электроэнергетики ДФО до 2025 года» с предложениями регионов, а также уточнением источников финансирования программных проектов. Заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Владимир СЫРКИН, предложивший участникам обстоятельный доклад, среди множества проблем выделил самые острые на сегодня. Это, прежде всего, объективно существующий дефицит финансирования начатых энергопроектов - ¾ от необходимых финансовых ресурсов, несогласованный перечень инвестпроектов, которые должны войти в программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года», и существующая неопределенность с механизмом финансирования высокозатратных энергопроектов.
«Развитие электроэнергетики ДФО представляет собой комплекс сложных задач, накопившихся в отрасли за последнее 10-летие и тесно связанных с развитием других отраслей ТЭК, - отмечает Владимир Сыркин. - Неразвитость сетевого хозяйства заставляет держать на территории округа избыточные генерирующие мощности, что в свою очередь повышает тарифную нагрузку на потребителей. Территориальная удаленность делает экономику региона неконкурентоспособной по сравнению с остальными регионами РФ. Вгонять в энерготариф еще и инвестиционную составляющую - значит поставить крест на частных инвестициях в экономику региона, а этого допустить никак нельзя».
Рост тарифов грозит уходом крупных энергопотребителей в лице действующих и планируемых в регионе производств на автономное энергоснабжение. Энергосистема Сахалинской области, например, несколько лет назад потеряла такого крупного потребителя, как завод по сжижению природного газа (СПГ), построенный в рамках проекта «Сахалин-2». Когда строился завод СПГ, энергосистема Сахалинской области была не в лучшем состоянии и не могла обеспечить бесперебойного электроснабжения. Иностранные инвесторы, связанные 20-летними договорами по гарантированным поставкам сжиженного природного газа на мировой рынок, посчитали риски срыва поставок из-за отключений электроэнергии слишком высокими и не стали подключаться к островной энергосистеме, а построили для себя автономные электростанции. «Роснефть», заявившая о строительстве на юге Приморского края нефтеперерабатывающего завода, тоже пристально оценивает затраты, которые будет нести при покупке электроэнергии в энергосистеме края и при строительстве альтернативной электростанции.
И она не единственная в своем стремлении минимизировать энергозатраты. Несколько лет назад буквально стало входить в систему, когда средние и небольшие по масштабам предприятия в регионе стали активно уходить на автономные энергомощности, ставить ветряки, солнечные батареи и пр. Это отразилось падением доходов в энергосистемах субъектов, а соответствующие бюджеты недополучили налоги. По некоторым оценкам, даже узаконенная в 2009 году в России политика энергосбережения в изолированных энергосистемах влечет за собой убытки.
Представитель Минэнерго РФ - заместитель директора департамента развития электроэнергетики Леонид НЕГАНОВ продемонстрировал, что в ведомстве понимают проблематику региона.
«Проблем хоть отбавляй, - отметил Неганов. - Надо не только обеспечить замену старых энергомощностей, но и строить новые, учитывая долгосрочную стратегию развития Дальнего Востока. А ее программная часть еще в полной мере не готова. За последние годы кое-какие сдвиги есть. Так, ФСК реализует в Читинской области один из важных для ДФО сетевых проектов, который позволит изолированной энергосистеме Дальнего Востока стать полноценным участником единой энергосистемы - передавать электроэнергию в направлении с запада на восток и обратно. На первом этапе переток составит до 200 МВт, но это, - подчеркивает представитель Минэнерго, - станет первым шагом, позволяющим энергосистеме Дальнего Востока выйти из неценовой зоны. Строящаяся ЛЭП «Томмот - Майя», которая объединит Южно-Якутский и Центральный энергоузлы, расширит количество объектов генерации, работающих в синхронном режиме. Таким образом, синхронная зона захватит значительную часть ДФО».
Программный калейдоскоп
Выбор, пока и не окончательный, крупных инвестиционных проектов, которые с большой долей вероятности должны войти в перспективную программу развития Дальнего Востока, все же позволил правительству РФ в мае этого года утвердить подготовленную Минэнерго комплексную программу развития электроэнергетики ДФО до 2025 года. Ее целевые параметры таковы: на территории ДФО должно быть построено более 4 тыс. МВт генерирующих мощностей, 14,5 тыс. км электросетей и 8,3 мегавольт-ампер трансформаторных мощностей. В результате коэффициент использования установленной мощности тепловых электростанций должен возрасти с нынешних 39% до 54%, на 5% снизятся удельные расходы топлива на выработку 1 кВт-часа электроэнергии. За счет большей загрузки ГЭС должна произойти оптимизация режимов работы оборудования энергосистем и должны снизиться потери. В настоящее время так называемый коэффициент резервирования на Дальнем Востоке равен 2,5, то есть суммарная мощность существующих станций в 2,5 раза больше потребности, и это больше, чем где бы то ни было в стране.
Ориентировочная оценка стоимости этих программных мероприятий составляет 590 млрд рублей. Между тем у субъектов ДФО более масштабные предложения по изменению энергетической инфраструктуры, которая тянет в общей сложности на 1,3 трлн рублей. Планировать можно сколько угодно, но проблема упирается в финансирование. До сих пор государство занималось прямым бюджетным финансированием энергетики, учитывая ограниченные инвестиционные возможности регионов. Непосредственными механизмами финансирования развития электроэнергетики были и есть действующая федеральная целевая программа (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», инвестиционные программы крупнейших субъектов энергетики - «РусГидро», РАО ЭС Востока, ФСК, целевые программы субъектов федерации. Впрочем, практика показала, что случаи софинансирования энергетических проектов бюджетами субъектов федерации оказались редкими. Это Сахалинская область, где федеральный центр и областной бюджет совместно финансируют строительство четвертого энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ, и в перспективе Республика Саха (Якутия), где совместно строится первая очередь Якутской ГРЭС-2.
Как считают в Минвостокразвития, государство могло бы ввести какие-то меры стимулирования частных инвестиций в энергетику округа: например предоставлять частным компаниям, инвестирующим в энергосистему, госгарантии, налоговые льготы и прочее, чтобы привлечь на этот рынок их капитал. А пока уровень инвестиций частных компаний в энергопроекты невысок. Суммарная оценочная стоимость инвестиций в энергообъекты таких крупных компаний, как «Роснефть», «Альянс», «Транснефть», «Мечел», РАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность на территории Дальнего Востока, составляет около 57 млрд рублей.
Разрабатываемая в настоящее время федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие ДВ и Забайкалья на период до 2018 года» должна стать продолжением действующей. В ней на развитие ТЭК предусмотрено около 130 млрд рублей. Из них львиная доля средств - 99 млрд рублей - вновь придется на федеральный бюджет, примерно по 20 млрд в год. Доля внебюджетных средств оценивается всего в 11,7%, или 15,2 млрд рублей. Правда, в недрах Минрегиона готовится проект госпрограммы «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2020 года» общей стоимостью 2 трлн рублей. В ней предлагается на развитие энергетической инфраструктуры истратить до 2020 года уже 295 млрд рублей, т. е. в два с лишним раза больше.
Эксперты скептически оценивают оба предложения, ссылаясь на текущий уровень госфинансирования таких проектов. По их оценке, до сих пор относительно стабильно финансировались только проекты, связанные с исполнением специальных поручений президента РФ или председателя правительства, - это проекты энергообеспечения саммита АТЭС и ВСТО. Выделение же средств на строительство электростанций выполнялось ФЦП по остаточному принципу. Как отметил в выступлении на коллегии Владимир Сыркин, из 13 объектов генерации, предлагаемых субъектами к включению в действующую программу, рассчитанную до 2013 года, в нее вошли лишь шесть, а реализуются только четыре. «В результате такой финансовой политики сроки реализации ряда энергообъектов в округе оказались существенно отодвинуты», - заключил чиновник.
Это касается Якутской ГРЭС-2, Благовещенской ТЭЦ - вторая очередь, Сахалинской ГРЭС-2, Уссурийской ТЭЦ и замещения мощности Билибинской АЭС. Поэтому остается большая неопределенность с энергоснабжением таких давно озвученных и важных для региона проектов, как комплексное развитие Южной Якутии, развитие Ванинско-Совгаванского транспортно-промышленного узла, Яно-Колымской золоторудной провинции, промышленно-транспортной зоны юга Приморского края, Чаун-Билибинской промышленной зоны, подчеркнул чиновник Минвостокразвития. Все это крайне раздражает руководство Минвосторазвития. В частности, Виктор ИШАЕВ считает, что «и Минэнерго, и РАО ЭС Востока - главный исполнитель и один из соинвесторов энергопроектов в регионе - просто недорабатывают».
Регионы хотят большего и без повышения тарифов
Свои аргументы есть и у тех, и у других. Их на коллегии Минвостокразвития отметил заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Леонид Неганов.
«К сожалению, предложения, поступающие от регионов, характеризуются недостаточным погружением в проблематику. В частности, по всем регионам без исключения не проводится оценка тарифных последствий реализации тех мероприятий, которые регионами включаются в целевую программу. Взять, например, Камчатку, где никогда не было дефицита генерирующих мощностей, регионом планируется появление дополнительной электростанции, что приведет только к ухудшению тарифной ситуации, - считает Неганов. - Что недопустимо. Практически нигде не анализируется схема дальнейшей эксплуатации объектов, будут ли они потом полной амортизацией входить в баланс региона либо должны применяться какие-то иные механизмы. Существует тенденция включить проекты, технологически не имеющие отношения к федеральным компаниям, в их инвестиционные программы. Конкретные промышленные потребители, под которых создаются энергообъекты, не предполагают вкладываться в инфраструктуру. Кроме того, у регионов нет никаких расчетов на будущее, кем будут использоваться эти энергообъекты на случай, если реализация промышленных проектов не состоится. А такой опыт мы уже получили. У нас есть обращения регионов с просьбой перепрофилировать построенные энергообъекты, потратив на это дополнительные деньги. Есть риск, что при таком подходе мы получим еще партию подобных объектов и будем впоследствии ломать голову, что с ними делать».
В свою очередь крупные энергокомпании, на чьи плечи ложится задача строительства конкретных энергообъектов, не перестают сетовать на нехватку средств, ограниченную возможность кредитования и все громче заявляют о необходимости совершенствования механизма тарифообразования и введения в тариф инвестиционной составляющей. По словам генерального директора РАО ЭС Востока Сергея ТОЛСТОГУЗОВА, дальнейшее наращивание заемных средств РАО проблематично из-за и без того высокого уровня текущей долговой нагрузки. Коэффициент отношения долга к EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации) у РАО ЭС Востока слишком высок и составляет 5,6. Тогда как при нормальном финансовом состоянии организации значение данного коэффициента не должно превышать 3. А если его значение превышает 4-5, то это свидетельствует о слишком большой долговой нагрузке и таким предприятиям проблематично привлечь дополнительные заемные средства.
Руководители Дальневосточного округа в свою очередь считают, что повышать и без того высокий энерготариф ни в коем случае нельзя - это окончательно отпугнет инвесторов. В настоящее время высокие энерготарифы дальневосточных субъектов субсидируются государством. За первое полугодие 2012 года государственные субсидии на эти цели для ДФО составили 5 353 млн рублей.
Выход - в докапитализации крупнейших энергохолдингов
С пониманием правительства того, что иных источников финансирования строительства новой энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке, кроме как государственных средств, не найти, выход был найден в докапитализации группы «РусГидро». Группа с одной стороны контролируется государством, с другой - через дочерние компании объединяет крупнейшие генерирующие и сбытовые активы отрасли, в том числе под ее контролем находится дальневосточный энергохолдинг «Энергетические системы Востока». Допэмиссия группы «РусГидро» составила 110 млрд акций номиналом 1 рубль. По ее результатам уставный капитал «РусГидро» увеличен более чем на треть. В том числе группа получит 50 млрд рублей бюджетных ассигнований - 22 ноября подписан соответствующий указ президента РФ Владимира ПУТИНА, - которые целенаправленно пойдут в строительство ТЭЦ в городе Советская Гавань, Сахалинскую ГРЭС-2 (первая очередь), Якутскую ГРЭС-2 (первая очередь) и Благовещенскую ТЭЦ (вторая очередь).
В тот же день указом президента создан сетевой энергохолдинг ОАО «Российские сети», который объединит Холдинг МРСК и ФСК ЕЭС. Согласно тексту указа, реорганизация электросетевого комплекса РФ будет проведена «в целях координации работы по управлению, сдерживания роста тарифов для конечных потребителей электрической энергии». Пока ни о каком выделении средств на региональные программы поддержки и строительства сетевого хозяйства речи в этом указе не идет. Но если следовать логике событий, то Дальний Восток может ожидать в перспективе финансовой поддержки своих сетевых проектов и от «Российских сетей».
Надежда ВОРОНЦОВА, "Дальневосточный капитал".
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы