Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 04:01 |
|
|
Тема номера
|
Дальний Восток идет к энергоэффективности мелкими шажками
Следующий 2012 год должен стать рубежным для ФЗ №261. Как прописано в законе, должно быть завершено энергообследование бюджетных организаций, повсеместно должны быть установлены приборы учета. Что уже сделано, какие проблемы остались и по-прежнему тормозят движение к энергоэффективности? Эти вопросы «ДК» обсудил с экспертами.
Вслед за Данией
Начиная обзор, сделаем небольшое отступление и познакомим читателя с датским опытом энерго-сбережения, который, надеемся, послужит и нам хорошим примером.
Первый энергетический план Дании был опубликован в 1976 г. С самого начала ключевое место в обеспечении комплексного процесса энергосбережения отводилось техническому совершенствованию системы теплоснабжения, внедрению самых современных энергосберегающих технологий и экономичных теплоизоляционных материалов. В результате Дания сейчас занимает ведущее место в мире по эффективности использования топлива и энергии. В течение уже более 20 лет годовой объем потребления страной энергоресурсов остается практически неизменным. В то же время производство ВВП возросло за эти годы более чем в 1,5 раза.
Наилучшие результаты были достигнуты в отоплении жилых зданий, повышение надежности и комфортности теплоснабжения сопровождалось снижением на 45% потребления первичной энергии на единицу отапливаемого объема. Но датчане идут дальше, и к 2030 году планируют полностью отказаться от потребления органических видов топлива для подачи тепла и горячего водоснабжения, перейдя на солнечные, ветряные технологии и геотермальное тепло.
Как отмечено голландско-российской исследовательской компанией Lighthouse, проводившей исследование рынка энергосбережения России по заказу Международной финансовой корпорации (IFC), Россия имеет огромный потенциал для инвестиций в энергосбережение. Прогнозируемая экономия от внедрения энергоэффективных технологий для российской промышленности была оценена в $24,2 млрд ежегодно. Учитывая, что энергетический сектор переживает этап реформирования и цены на энергоносители продолжат расти в будущем, инвестиции в энергосбережение становятся еще более привлекательными, констатируют эксперты. В то же время источник называет три основных барьера для внешнего финансирования энергосберегающих проектов со стороны финансовых учреждений (в первую очередь банков и лизинговых компаний). Первый – это недостаток долгосрочных финансовых ресурсов. Второй – отсутствие опыта оценки инвестиций в энергосбережение со стороны банков и, как следствие, завышение рисков при оценке соответствующих проектов. Третий – недостаток у местных компаний опыта подготовки и реализации инвестиционных проектов в сфере энергосбережения, а также отсутствие или недостаточное развитие компетентных консультационных и энергосервисных компаний.
Наши эксперты подтвердили наличие всех этих проблем и в ДФО. Хотя, по их мнению, первые положительные сдвиги уже есть.
Инфраструктурное построение
Уполномоченный представитель федерадьное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) «Российское энергетическое агентство» Минэнерго в ДФО Алексей БОНДАРЬ считает, что за прошедший год сделано много в плане построения инфраструктуры исполнения ФЗ №261. Так, в Минэнерго закончено формирование требуемой нормативно-правовой базы, создано федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Федеральная энергосервисная компания» (ФЭСКО), формируется система страхования рисков, которые сопровождают заключение энергосервисных контрактов, проведена работа с финансовыми институтами, в результате каждый из них создает свои структуры для технической и экономической экспертизы проектов повышения энергетической эффективности.
– Теперь необходимо готовиться к объявленной Правительством РФ масштабной модернизации инфраструктуры. Это прежде всего подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) и организация прединвестиционных работ на объектах регионального и муниципального уровня. А здесь без специализированных учреждений, которые бы обеспечили подготовку документации для организации финансирования проектов энергосбережения и мероприятий повышения энергоэффективности в требуемом для финансовых институтов формате, не обойтись.
Практически весь 2011 год у нас ушел на разъяснение органам исполнительной власти субъектов ДФО необходимости создания таких структур. До этого каждый субъект шел своим путем, тем более что в каждом много своих нюансов, которые необходимо учитывать при организации этих работ. К сожалению, на региональном уровне не происходило одновременного формирования адекватной федеральному уровню инфраструктуры. Здесь проблемы растущих цен на энергоресурсы, бесперебойное прохождение осенне-зимнего периода и другие текущие вопросы оставались для органов власти куда более важными, нежели запуск модернизации процессов обеспечения энергоресурсами бюджетного и жилищного секторов, – констатирует Алексей Бондарь.
Энергоаудиторы объединились в СРО
За прошедший год в стране активно создавались объединения энергоаудиторов – СРО. Их число, по информации, опубликованной в СМИ, более 100, а объединяемое ими число аудиторских компаний, превышает 5,5 тыс. До принятия закона №261-ФЗ количество профессиональных участников данной сферы деятельности не превышало трехсот, следовательно, за год количество организаций, имеющих намерение проводить энергетические обследования, увеличилось почти в 17 раз.
Мнения о качестве услуг и профессионализме большинства таких компаний неоднозначное, вывод большинства – «количество не означает качество». Сайт «Портал-Энерго.ru» пишет: «Не вдаваясь в причины столь впечатляющего ажиотажа вокруг деятельности энергоаудиторов, весь состав участников возможно разделить на несколько основных категорий: профессиональные энергоаудиторы со стажем и основной направленностью – не более 10%; компании, связанные со строительной деятельностью (изыскатели-проектировщики-строители), – не менее 50%; производители энергосберегающей продукции и технологий – не более 10%; «профессиональные» посредники – не менее 20%; прочие – 10%». И делается вывод, что специалистов-энергоаудиторов, которые в состоянии самостоятельно и качественно провести энергообследование (без уточнения отраслевой направленности), подавляющее меньшинство.
– Рынок сам расставит всех по своим местам, – считает Алексей Бондарь. – Да, было подготовлено много энергоаудиторов. Среди слушателей, как правило, были те, кто имел техническое образование, но не имел практического опыта проведения энергетических обследований и выполнения расчетов энергосбережения. Понятно, что на рынке востребованы будут опыт и квалификация. Здесь вопрос к заказчикам энергетических обследований, которые выбирают себе исполнителей и которым в последующем придется реализовывать мероприятия, прописанные ими в энергопаспортах. В случае не достижения показателей энергоэффективности энергоаудиторской компании придется отвечать в первую очередь перед финансовыми институтами за понесенные заказчиком затраты. Сейчас энергоаудиторов готовят меньше. В ДФО подготовкой занимался Тихоокеанский госуниверситет экономики (ТГЭУ). После объединения дальневосточных университетов этим занимается Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).
Руководитель некоммерческого партнерства по проведению энергетических обследований СРО НПЭО «Дальэнергосбережение» из Приморского края, объединяющего 41 энергоаудиторскую компанию, Дмитрий БАХАЕВ не считает чрезмерным число созданных в стране энергоаудиторских компаний и доказывает это на примере планов реализации программы энергосбережения в Приморье.
Только в Приморье до конца следующего года необходимо провести энергоаудит более 5 тыс. объектов, и это без учета жилья.
Не выезжая на объект
А теперь коснемся практики проведения энергоаудита.
– Непростая ситуация с выполнением программ энергосбережения уже породила практику проведения заочного энергоаудита, – говорит Дмитрий Бахаев. – В частности, из Саратова поступало предложение организации в Надеждинском районе Приморья заполнить высланный опросный лист, по которому энергопаспорт делается без посещения предприятия. Экономия? Безусловно.
Кстати, случаи демпинга на рынке энергообследований уже не единичны. Эта проблема серьезно обсуждается на разных уровнях бизнеса и власти со дня выхода закона № 94-ФЗ, однако за годовую практику проведения торгов в сфере энергообследований перешагнула все разумные пределы, считают специалисты. Известны случаи, когда начальная цена предложения на энергообследование на аукционе по государственным контрактам снижалась в разы, а порой в десять раз!
Недавний пример – аукцион на энергообследование 16 корпусов краевой клинической больницы в Хабаровском крае. Первоначальная цена лота определена в 3 млн 250 тыс. руб., из 11 участников победителем вышла компания из Санкт-Петербурга, предложившая за энергообследование 300 тысяч рублей.
– Как за эти деньги сделать такую массу работы? – возмущается Дмитрий Бахаев. – Налицо заведомое нарушение ФЗ №261, будет написана бумага, не отвечающая реальному положению дел.
Завкафедрой теплоэнергетики и теплотехники инженерной школы ДВФУ, доктор наук Анатолий ШТЫМ в этой связи акцентирует внимание на том, что необходимо вводить требования к квалификации специалистов энергоаудиторских компаний и составителей аукционных заявок.
– В тендерные условия должны быть внесены изменения. Главное в них сейчас – цена. Это неверно, должна быть введена и качественная составляющая. Будет правильно, если в условия тендера будут включены требования к уровню квалификации аудиторов. Иногда доходит до абсурда, работы, которые запланированы на 8 месяцев, в аукционных заявках обозначаются – неделя. Как можно вообще выставлять такие условия, если для сложных объектов нужна экспертиза, а только на ее проведение по закону отводится три месяца?! – недоумевает наш эксперт.
Подобные абсурды возникают из-за отсутствия на этот счет каких-либо рекомендаций Минэнерго. За сколько и в какой срок проводить энергообследование каждый участник решает, исходя из своего опыта и объема работы. Говорят, что изменения в ФЗ №261.
– И тем не менее то, что есть, позволяет нам двигаться, – считает Дмитрий Бахаев. – Мы обмениваемся информацией с другими СРО. Когда возникает какой-то вопрос, собираемся своими членами и договариваемся, как будем делать! Правильно или нет, покажут будущие нормативные акты Минэнерго. Что касается сроков энергообследований, то на объект стоимостью в 100 тыс. руб. мы запрашиваем не менее 3 месяцев. Что касается прейскуранта цен, то СРО имеет право разработать свой прейскурант, пока нет рекомендации Минэнерго. Мы так и сделали, заказали эту работу, утвердили приказом по СРО и по нему работаем. Это для нас документ.
Кстати, каждая организация может приблизительно оценить свои затраты на энергообследование. Они составят примерно 10% стоимости годового энергопотребления, включая расходы на моторное топливо, воду, газ, электроэнергию и пр. Это очень наглядно, так при расходах в 1 млн руб. в год обследование составит примерно 100 тысяч.
С частниками договариваться проще, признают энергоаудиторы. Акционерные и прочие общества не подпадают под действие 94-го закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Они могут сами проводить конкурс на выбор энергоаудитора и получить действительно качественную услугу. Кстати, промышленные предприятия в отличие от госучреждений в условия конкурса вносят такой показатель, как уровень квалификации специалистов. В частности, в конкурсе на проведение энергоаудита в компании «РН-Находканефтепродукт» после первого тура отсеялось 12 аудиторских контор именно по этому показателю.
Будет логично, если аудиторская компания в дальнейшем займется энергосервисным обслуживанием клиента, считает Дмитрий Бахаев. Пока никаких особых требований к тому, чтобы аудиторская компания стала энергосервисной, нет. Однако тем, кто пожелает работать в области энергосервиса, все же придется поднимать планку, так как их предложения будут проходить экспертизу, которая станет обоснованием для банка выдать или отказать в кредите на замену оборудования.
Ключевой вопрос – финансовый
Исполнение закона об энергоэффективности требует немалых финансовых затрат.
– Провести энергоаудит – это полдела, – говорит завкафедрой теплоэнергетики и теплотехники инженерной школы ДВФУ, доктор наук Анатолий Штым, – далее нужны начальные капвложения для замены оборудования, утепления и пр. И прибыль пойдет не сразу. В этом убедились все страны, прошедшие путь перевода экономики на энергоэффективные рельсы (США, Япония, Дания, Германия и др.). Должен быть отработан механизм финансирования и стимулирования процессов энергосбережения. Собственники предприятий и без аудита понимают, что нужно для повышения эффективности, но нужны средства. Эти два фактора, а вернее, их отсутствие, сдержали выполнение закона в России, приходится констатировать, что механизм этот еще не заработал.
Руководитель Группы предприятий «Хабаровский центр энергоресурсосбережения» Сергей КАНЕВ тоже считает, что закон ФЗ №261 не подстегнул процесс энергосбережения из-за неясности позиции государства в финансировании энергосберегающих проектов. «Кроме того, сроки обязательной установки приборов учета энергоресурсов постоянно сдвигаются: например, с 1.01.2012 г. на 1.07.2012 г., а сегодня уже стоит вопрос об увеличении этого срока до 1.01.2015 г. Поэтому собственники не торопятся исполнять данный закон – все ждут нового контрольного срока», – считает Канев.
Но есть и другие примеры, когда энергосбережением начинают заниматься, не дожидаясь толчка сверху. Речь идет о промышленных предприятиях, которые давно стали частными и озаботились конкурентоспособностью собственной продукции. В их числе – «Спасскцемент» и «Приморский ГОК». На «Спасскцементе» энергоаудит провели еще 12 лет назад и до сих пор исполняют рекомендации аудиторов. В итоге если раньше на отопление завода работало три котла, то теперь – полкотла. Предприятие сразу понизило себестоимость продукции, что позволило конкурировать с производителями цемента из центральной части России и даже поставлять цемент за пределы Дальнего Востока. «Приморский ГОК» несколько лет назад перевел работу котельной на щепу, получив существенную экономию средств на отопление обогатительной фабрики, лесного комплекса и поселка Восток.
– Что нас подтолкнет к энергосбережению, так это вхождение в ВТО, – считает Анатолий Штым. – Производителям придется конкурировать, а экономия энергетической составляющей в продукции – это повышение конкурентоспособности. А пока еще некоторые руководители думают, провести им аудит на предприятии или заплатить штраф за непроведение. А о чем они должны думать в первую очередь?! Да о том, что их продукция станет конкурентоспособной. Вот этого у нас пока нет. ВТО для таких не будет подарком.
Большинство экспертов согласны с тем, что государство гарантиями и субсидиями должно дать толчок процессу энергосбережения, а потом передать эти функции банкам.
– Мы слишком мало занимаемся энергосбережением, чтобы иметь такие результаты, как Дания, или Америка, – дает комментарий Анатолий Штым. – Это в какой-то мере оправдывает итоги исполнения ФЗ №261. Главное – мы не должны изобретать велосипед, а использовать передовой опыт. Что у них надо перенять? В первую очередь – стимулирование и финансирование энергосбережения через определенные структуры, созданные государством. У нас это Российское энергетическое агентство (РЭА) и теперь – ФЭСКО, они посредники между заказчиками энергосберегающих проектов и банками. Зарубежный опыт показал, что все участники процесса могут получать прибыль: и финансисты, и сервисные службы, и в итоге заказчик.
С механизмом определились
С опозданием, но государство все же определилось с механизмом и объемами финансовой поддержки регионов.
– В конце октября 2011 года подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о предоставлении федеральных субсидий на реализацию региональных программ энергосбережения, – комментирует ситуацию Алексей Бондарь. – Объем федеральной субсидии будет зависеть от суммы средств, предусмотренных в бюджете субъекта Федерации на финансирование региональной программы энергосбережения. Здесь у нас лидерами оказались Приморский край, Хабаровский край и Республика Саха (Якутия).
В октябре Минэнерго России внесло в Правительство РФ проект Распоряжения о распределении из федерального бюджета субсидий на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Им предусмотрено выделение в 2011 году 5,27 млрд рублей на финансирование из федерального бюджета мероприятий, включенных в региональные программы энергосбережения. Именно эта сумма будет распределена в 55-ти российских субъектах.
В перечень финансируемых мероприятий включены такие, как обязательное энергетическое обследование объектов бюджетной сферы, строительство новых объектов теплоснабжения, установка аппаратуры погодного регулирования потребления тепловой энергии и т.д. В 2012 году предполагается наращивание доли финансирования мероприятий региональных программ за счет региональных бюджетов, хотя обозначенная сумма федеральных средств на следующий год будет сопоставима с выделяемой в этом году. А в дальнейшем – финансирование региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности будет производиться в основном за счет средств региональных бюджетов и из внебюджетных источников, заявляет Минэнерго.
По словам Алексея Бондаря, ФГБУ «Российское энергетическое агентство» и Госкорпорация «Внешэкономбанк» приступили к созданию Энергетического кредитного агентства, которое с весны 2012 года будет готово приступить к финансированию проектов энергоэффективности и энергосервисных контрактов через региональные банки.
Ключевым элементом этой системы выступит ФГУП «Федеральная энергосервисная компания» (ФЭСКО), которое будет выступать техническим экспертом по отбору проектов для финансирования. Филиалы компании должны быть открыты на базе филиалов ФГБУ «Российское энергетическое агентство».
Именно к этому моменту и приурочено создание региональной инфраструктуры для реализации ФЗ №261 и регионального сегмента информационной системы управления энергосбережением, включая уровень бюджетных учреждений. Чем быстрее каждый регион будет готов к восприятию разработанных на федеральном уровне инструментов, тем более успешным будет реализация региональных и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Итак, в 2011 году 55 регионов могут рассчитывать на сумму помощи от государства в 95 млн руб.
Кто-то получит больше, кто-то меньше в зависимости от готовности проектов. Другой вопрос, когда субъекты успеют их потратить, чтобы деньги не вернулись обратно в федеральный бюджет, ведь до конца года осталось не так много времени?
Технологическая площадка
Еще год назад правительство ругали за то, что закон об энергосбережении вышел, а собственных производств энергосберегающего оборудования в стране не создано.
2011 год можно в этом смысле считать прорывным, в России появились заводы по производству светодиодов, два крупнейших завода в Санкт-Петербурге – «Оптоган» и «Светлана-ЛЕД» и один на Дальнем Востоке, во Владивостоке линию по производству светодиодных ламп открыл завод «Дальприбор». Есть намерение у Амурской области создать совместно с Республикой Корея российско-корейское СП по производству светодиодных ламп LED, в январе этого года губернатор Амурской области Олег КОЖЕМЯКО и глава делегации Республики Корея, почетный председатель Азиатского центра по сотрудничеству с Амурской областью ЛИМ Ин Тэк подписали соответствующий меморандум о сотрудничестве.
Проект развития светодиодных производств в России поддержан Правительством РФ. Разработчики технологической платформы «Развитие российских светодиодных технологий» считают, что развитие производства и применения в России светодиодов позволит стране значительно сэкономить на создании дополнительных генерирующих мощностей, говорится в справке, опубликованной на сайте Минэкономразвития: «Повсеместное применение светодиодного освещения обеспечит радикальное сокращение затрат электроэнергии на освещение, составляющих, по различным оценкам, до 18-20% всех затрат произведенной электроэнергии. Только экономия на создании электрических мощностей составит не менее 124 млрд рублей и сэкономит более 2,5 гигаватт электроэнергии».
Решение о разработке технологических платформ – инструментов взаимодействия науки, бизнеса и государства, – было принято правительственной комиссией по высоким технологиям 3 августа 2010 года. Координатором светодиодной платформы является «Роснано». Инвестиции «Роснано» получил завод «Оптоган», единственный из отечественных заводов, имеющих в технологической цепочке цикл выращивания кристаллов, считающийся самой наукоемкой частью всего производства светодиодов. Этот завод был куплен в Германии вместе со всеми патентами. Кстати, изобретение российских ученых, выехавших в перестроечные годы из России и продолживших исследования в Германии.
Понятно, что «Оптоган» идет на шаг впереди остальных производителей и является для них поставщиком прежде всего кристаллов. Завод «Дальприбор» стал реализовывать свой проект по сборке светодиодных светильников год назад и уже готов гарантировать качество в течение трех лет.
– Все производство светодиодных приборов разделяется на несколько этапов. То, чем наш завод занимается сегодня – сборкой светильников, является последним этапом в технологическом цикле, – поясняет руководитель проекта «Дальприбора» по развитию светодиодов Дмитрий ЕВТИН. – После освоения сборки светильников мы планируем перейти на сборку светодиодов. Стратегически для нас это правильное направление, так как все сырье, которое используется при производстве светодиодов, поставляется из Юго-Восточной Азии. Мы считаем возможным создать в перспективе на базе «Дальприбора» первое на Дальнем Востоке предприятие по микроэлектронике, здесь сохранились конструкторская база и испытательный центр.
План амбициозный, но реальный, если привлечь инвестиции. А пока проект развивается за счет собственных средств завода. Инвестиции в эту область сложны, рынок только начал формироваться, светодиоды из-за своей специфики мало кто знает, к тому же они дороги, а значит, малодоступны для потребительского рынка и ограничены практически корпоративным сектором. И, кроме того, на нашем рынке много низкокачественных китайских светильников, продавцы которых не гарантируют ни срок службы, ни безопасность их использования, что дискредитирует светодид.
В этих условиях светодиодам приходится буквально пробивать себе дорогу через аукционы. В законе об энергоэффективности не прописано использование именно светодиодов, просто – энергосберегающих ламп, в том числе газоразрядных (ртутных). Они дешевле светодиодных, поэтому в условиях аукционов, где не прописан конкретно светодиод, победа отдается газоразрядным. Кстати, специалисты считают, что газоразрядные лампы имеют провалы в освещенности, что негативно сказывается на зрении.
– Ртутные лампы – это мина замедленного действия, – говорит руководитель проектов развития производства «Дальприбора» Юрий КИЯН. – Нужно исходить из нашей ментальности, куда мы их утилизируем? Выбрасываем, наверное, в мусор, что очень вредно, хотя должны передавать в специализированные компании на утилизацию. Запретить их производство нельзя, коль они уже на рынке, но, может, стоит заставить продавцов заложить в эту ртутную лампу цену утилизации, чтобы покупатель смог сдать ее на любой пункт приема, как раньше посуду, и получить часть денег. Этим мы хоть в какой-то степени сможем обезопасить себя и своих детей.
Печально то, что сейчас пройдут аукционы на поставку энергосберегающих ламп, победа в которых достанется газоразрядным, а через несколько лет, когда светодиоды станут дешевле, все надо будет менять заново, если мы хотим внедрить в стране действительно передовые энергосберегающие и экологически безопасные технологии.
Возвращаясь к 94-му ФЗ и проведению аукционов, специалисты считают, что светодиодные светильники могли бы внедряться активнее, если бы аукционы проводились профессионально, а условия ставились компетентно. Вот недавний пример аукционных условий на поставку светодиодных ламп одной федеральной организации в ДФО. «Дальприбор» со своей продукцией подходил по всем параметрам, кроме сроков поставки – 5 дней. Чтобы выполнить поставку в эти сроки, предприятие должно иметь продукцию соответствующей номенклатуры и в нужном количестве на складе.
Или другой пример конкурсных условий, по мнению специалистов, говорящий о полной некомпетентности его составителя. Речь идет о требовании конкурсной комиссии к ГОСТу, где сказано, что «функция защиты от превышения напряжения до 800 вольт». Что это значит, поясняет Юрий Киян:
– Согласно ГОСТам в России нулевой класс качества признается, когда защита от превышения напряжения составляет 1500 вольт. Т. е. в конкурсной заявке указан класс качества ниже нулевого. Это все равно, что подать заявку на поставку огурцов, которые наполовину сгнили, с хорошими огурцами на этот конкурс приходить не надо, потому что вы их не продадите.
Добиться выхода на рынок производителям светодиодов может помочь региональная власть. В ДФО это доказывает пример Амурской области, где были проведены до 20 аукционов регионального уровня на поставку именно светодиодов. Другой пример – опыт «Оптогана»: в октябре в рамках Международного Форума RUSNANOTECH-2011 компания подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с правительством Республики Башкортостан, которое предусматривает реализацию в регионе совместных проектов по внедрению светодиодных систем. Если власти ДФО повторят пример Башкортостана, у региона появится шанс обеспечить себя рентабельными решениями и продуктами уже сейчас, учитывая наличие здесь технической и технологической платформы.
Что касается других видов энергосберегающего оборудования, то, например, Сергей Канев вполне обосновано считает, что заниматься производством энергосберегающего оборудования сегодня на Дальнем Востоке нецелесообразно. Он мотивирует это отсутствием рынка сбыта, так как ФЗ № 261 пока действует только на бумаге; высокой себестоимостью конечной продукции из-за высоких тарифов на энергоресурсы и транспорт.
– На месте имеет смысл осуществлять только сборку. Мы начинали сбирать теплообменники Альфа Лаваль, но и это оказалось неэффективно, так как отсутствовал рынок сбыта. В итоге мы собираем теплообменники практически только для тех проектов, которые сами же и реализуем, сборка дает нам только преимущество в сроках, но не в деньгах.
Возможно, в будущем на ДВ появится спрос на системы кондиционирования, основанные на использовании снега и льда. Во всяком случае, такая технология сейчас дорабатывается на кафедре инженерных систем зданий и сооружений инженерной школы ДВФУ совместно с японскими коллегами. По словам заведующей кафедрой, кандидата наук Аллы ШТЫМ, этого никто в России не делает, хотя наша страна, как никакая другая, приспособлена для использования этой технологии. Это тоже энергосбережение, так как в летнее время много электроэнергии тратится на кондиционирование. Вот только где будет налажено их производство, в России или в Японии?
2012 год и далее
Пора подводить итоги. Скептиков в России по любому поводу хватало всегда. Вот и в отношении ФЗ №261 звучало немало высказываний, вроде того, что исполнение закона ограничится сменой обычных ламп накаливания на энергосберегающие, и то не лучшего качества.
– Те, кто считает, что реализация ФЗ №261 закончится проведением энергетических обследований, – глубоко ошибаются, – заключает Алексей Бондарь. – Повышение энергоэффективности – это первое из пяти направлений модернизации Российской экономики. Начиная с 2012 года запускаются инструменты масштабной реализации проектов модернизации инфраструктуры бюджетных учреждений и коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах. Регионам сейчас необходимо направлять свои ресурсы, а также получаемые в виде федеральных субсидий на подготовку ТЭО и прединвестиционные работы, чтобы обеспечить выполнение требований Госпрограммы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года» на своей территории. Новый 2012 год покажет, удастся ли запустить в субъектах Дальневосточного федерального округа новые механизмы модернизации инфраструктуры, предложенные Правительством Российской Федерации. Мы надеемся на сотрудничество в этой сфере с энергетиками.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы