Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 23 Ноября, 18:26 |
|
|
Тема номера
|
Артель старателей "Амур" осваивает платиновый запас месторождений Кондер и Уоргалан
В отличие от золота, рынок платиноидов в нынешней экономической ситуации сохраняет стабильность и имеет весьма неплохие задатки для роста. Платина обычно ценилась примерно на 30% выше золота. Но около 3 лет назад, в разгар мирового кризиса, когда золото, став инструментом сохранения, начало набирать высоту, металлы платиновой группы, широко используемые в машиностроении и других высокотехнологичных отраслях, упали в цене вместе со снижением производства. Начало текущего года показало обратный крест: золото начало снижение, а платина пошла на подъем, превысив к середине мая котировки желтого металла на 3-5%.
Платиновый запас
К середине мая 2013 года общий объем запасов, находившихся на балансе артели, составлял более 30 тонн платины, что обеспечивает бесперебойную добычу в течение 10 ближайших лет. И опасений, что платина в этом районе в обозримом будущем кончится, нет никаких. Знаменитый Кондер за долгие годы эксплуатации несколько истощился и уже не дает высокого содержания металла в породе. Чтобы обеспечить необходимые объемы добычи на перспективу, АС «Амур» ведет поисковые работы в двух направлениях.
Прежде всего, речь идет о переоценке состава техногенных отходов, возникающих при добыче металла. Оценка остатков платины в так называемых «хвостах» сильно зависит от технологии их переработки. То, что раньше казалось неизвлекаемым, сегодня становится доступным для промышленного освоения. Как рассказал «ДК» исполнительный директор АС «Амур» Казбек БАЖАЕВ, новые возможности артели связаны с перспективами внедрения дражного способа переработки техногенных отвалов и строительством мобильной фабрики. На Кондере уже монтируется голландская установка для извлечения мелкой платины, в этом году она вступит в работу. Сейчас идут переговоры с теми же голландскими поставщиками о приобретении драги, способной извлекать мелкие фракции. В техногенке осталось много платины, которую не видно невооруженным глазом - по сути, пыль. Передвижная фабрика, перемещающаяся за местом добычи, будет способна извлекать и эти тонкие частицы. Появление мобильного производственного объекта может состояться уже в 2014 году, тогда в работу он вступит в 2015 году.
«Допустимые» потери сегодня составляют до 15% от объемов добычи. Если их удастся довести хотя бы до 5%, эффект будет значительным: 10% от 3 тонн 700 кг годовой добычи - это 370 кг дополнительного металла в год», - говорит Казбек Бажаев.
Другим направлением является поиск новых залежей, являющихся продолжением месторождения Кондер. В последние два года артель произвела беспрецедентно высокие вложения в геологоразведку: 487 млн рублей в 2011 году, 525 млн рублей в 2012 году. И вложения себя вполне оправдали. Главный геолог АС «Амур» Сергей ГОЛОВКИН сообщил «ДК» об открытии в 45 км от Кондера нового месторождения Уоргалан, названного по имени реки, в которой найден металл. Уже открытые запасы здесь превышают 15 тонн, но разведка объекта закончится только в этом году. Для освоения новой платины построен рабочий поселок. Таким образом, в этом районе, на расстоянии более 20 км друг от друга у артели действуют уже 2 вахтовых поселения: Кондер и Уоргалан.
Умные машины снижают себестоимость
«В своих планах мы закладываем консервативную стоимость платины, потому не страдаем от колебаний рынка», - говорит Казбек Бажаев.
Однако это только самая простая часть обеспечения устойчивости компании. Наиболее значительная работа на данном направлении - повышение рентабельности производства за счет снижения затрат. Без ошибки можно сказать, что все меры, предпринимаемые к развитию предприятия, имеют под собой цели увеличения эффективности добычи. Объемы инвестиций АС «Амур» в техническое переоснащение производства в 2010-12 гг. составили 2 млрд 773 млн рублей.
На приисках появилось новое оборудование. В частности, куплены 6 импортных скрубберных установок, производительность которых вдвое выше ранее эксплуатировавшихся землесосных приборов. У артели - самый большой парк карьерной техники в Хабаровском крае. Его обновление высокопроизводительными машинами Komatsu, Terex, Caterpillar позволило в последние 5 лет в 5 раз увеличить объемы горных работ. В компании обещают, что следующим этапом технической модернизации станет переход от использования 40-тонных машин к 130-тонным самосвалам, покупка которых уже планируется в этом году. В пару с ними встанут и «гиганты»-экскаваторы с объемом ковша 23 кубических метра.
К началу 2013 года на 130 самосвалах, экскаваторах, бульдозерах и буровых станках, на 73 единицах вспомогательной техники - легковых автомобилях, «вахтовках», автокранах - были установлены датчики спутникового позиционирования, датчики топлива и загрузки машин, точки доступа Wi-Fi, через которые весь этот парк соединяется с офисом в Хабаровске.
«Благодаря внедрению автоматической системы диспетчеризации, основные производственные показатели можно контролировать в режиме онлайн непосредственно из кабинета в центральном офисе компании, - объясняет Казбек Бажаев. - Работа серверов в Хабаровске и на Кондере синхронизирована с помощью спутникового канала связи. На всей технике стоят специальные датчики, передающие в систему управления данные о том, сколько загружено породы, с какой скоростью, по какому маршруту движется транспортное средство».
Такой контроль позволяет полностью исключить необоснованные простои и сократить до минимума время остановки по техническим причинам. Когда происходит задержка в движении машины, с водителем тут же устанавливается связь с целью выяснения причин. Если с автомобилем случается поломка - к нему немедленно выезжает ремонтная бригада из ближайшего поселка, если проблемы со здоровьем водителя - высылается сменщик. Пока система действует только в тестовом режиме. До конца года она заработает в полном объеме, и в руководстве артели не сомневаются, что новинка будет эффективной - уже сейчас отмечается экономия по расходу топлива.
Дражный способ, о планах применения которого рассказывалось ранее, также весьма экономичен, поскольку для него не нужна никакая тяжелая добывающая техника. Драга - самостоятельная производственная единица, относящаяся к флоту и выдающая готовый сырьевой продукт. Введение в строй мобильной фабрики - драги, перерабатывающей сырье до состояния, годного для отправки на аффинажный завод, - также шаг к дальнейшему подъему рентабельности.
Артель продолжает содержать свою авиакомпанию, что обходится дешевле постоянной аренды авиатехники, тем более что аэродромные мощности на приисках все равно придется содержать самостоятельно. В парке «Амура» один Ан-24 и два Ан-26. При необходимости привлекаются самолеты и вертолеты других авиакомпаний. Действующая сегодня схема доставки сотрудников - из Хабаровска в Мар-Кюель, откуда более 200 км необходимо добираться автотранспортом до Кондера - является чересчур громоздкой. Потому у поселка Уоргалан строится аэродром, взлетная полоса которого будет способна принимать тяжелые самолеты типа Ан-26 и АН-12, что серьезно улучшит логистику, позволив сэкономить время и затраты на перевозки.
Александр НИКОЛАЕВ, "Дальневосточный капитал", N6, июнь
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы