Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:02 |
|
|
Тема номера
|
Инвесторы распробовали Восток России
Ресурсы
Наибольшее количество событий на Дальнем Востоке в 2014 году касалось ресурсной сферы. Так, совместное предприятие госкорпорации «Ростех» и группы ИСТ Александра НЕСИСА выиграло в этом году аукцион на одно из крупнейших месторождений редкоземельных металлов в мире - Томторское в Якутии. СП предложило за лицензию $29 млн. Согласно лицензионным условиям, первые пять лет отведены на геологоразведочные работы и оценку запасов месторождения. На строительство горно-обогатительного комбината потребуется 8 лет. В целом, ожидается, что через 10 лет предприятие выйдет на проектную мощность добычи.
В сентябре 2014 года ОАО «СиГМА» сообщило, что получит поддержку бюджета Камчатского края для реализации проекта разработки Озерновского золоторудного месторождения. В Камчатском крае зарегистрировано дочернее предприятие ОАО «СиГМА» - ООО «Озерновский ГМК». С марта 2010 года к настоящему времени акционеры уже инвестировали в геологоразведочные (ГРР) и проектные работы около $70 млн. Проведена масштабная разведка месторождения, его запасы оцениваются в 107 тонн золота. На первой стадии проекта - с 2016 до 2018 годы - на месторождении планируется добывать 1,9 тонны золота в год. С 2018 года производство достигнет 3,1 тонны золота в год. При выходе на полную мощность Озерновский ГМК планирует получать ежегодно 10 тонн золота.
Компания «Полиметалл» в сентябре этого года объявила о начале строительства и разработки золоторудного проекта «Светлое» в Хабаровском крае. Компания решила сосредоточить ресурсы на низкозатратных проектах с невысоким уровнем риска, обеспечивающих увеличение производства, и с хорошими перспективами роста, заявил по этому поводу генеральный директор «Полиметалла» Виталий Несис. «Светлое» - как раз такой некапиталоемкий проект с низким уровнем риска, способный в среднесрочной перспективе обеспечить «Полиметалл» низкозатратным производством и притоком денежных средств, отмечено в сообщении компании.
Государственная комиссия по запасам утвердила в этом году прирост запасов углеводородного сырья на шельфовом Южно-Киринском газоконденсатном месторождении проекта «Сахалин-3», полученных за предыдущие стадии разведочных работ. После переоценки суммарные выявленные запасы природного газа месторождения достигли 636 млрд куб. м, благодаря чему месторождение вошло в число уникальных. Согласно озвученным компанией «Газпром» планам, разведочное бурение на Южно-Киринском продлится еще два сезона. В 2017 году компания планирует завершить разведочное бурение и защитить окончательные запасы месторождения.
В конце июня АЛРОСА запустила в эксплуатацию четвертый и самый крупный рудник - «Удачный». Планируется, что на проектную мощность - 4 млн тонн руды в год - он выйдет к 2019 году и станет крупнейшим подземным рудником по добыче алмазов в России и одним из крупнейших в мире. Как сообщает компания, по проекту до 2034 года здесь будет переработано 72,3 млн тонн руды.
А вот запасы Наталкинского месторождения оказались ниже ожидаемых, в связи с чем в середине ноября Polyus Gold сообщила, что переносит ввод в строй Наталкинского ГОКа на крупнейшем в России месторождении золота в Магаданской области на неопределенный срок. Это уже не первая смена сроков запуска Наталкинского ГОКа. Перенос ввода месторождения в эксплуатацию был связан с неготовностью инфраструктуры. На этот раз причина переноса сроков объясняется существенным снижением оценки запасов месторождения на - 55-65%, до 435 тонн.
АК «Транснефть» в 2014 году приступила к расширению мощности первой очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО-1). Параллельно в октябре были начаты работы по расширению ВСТО-2. Ведется подготовка к строительству НПС №29 в Архаринском районе Амурской области, экспертиза и согласование рабочей документации по объекту практически завершены. Предполагается, что строительство начнется в I квартале 2015 года. Ввод НПС №29 в конце 2017 года позволит увеличить пропускную способность ВСТО-2 до 39 млн тонн нефти в год. После завершения строительства и ввода в эксплуатацию еще трех НПС (№№ 23, 26, 32) мощность ВСТО-2 составит 50 млн тонн в год.
НК «Роснефть» вплотную подошла к реализации проекта строительства нефтепровода-отвода от магистрального нефтепровода ВСТО к Комсомольскому НПЗ (Комсомольск-на-Амуре). Окончание строительства запланировано на IV квартал 2016 года.
Строительство Кимкано-Сутарского ГОКа (предприятие по обогащению железной руды в Еврейской автономной области) будет ускорено, объект будет сдан в ближайшее время, сообщил вице-президент китайской CNEEC (подрядчик строительства) ВАН Или.
«Мы разработаем конкретные меры по увеличению (численности) рабочей силы на всех ключевых участках. Мы поставили основное оборудование на стройплощадку, сейчас должны смонтировать некоторое вспомогательное оборудование. Затем начинаем наладку. Мы постараемся нагнать потерянное время», - заявил представитель китайской корпорации губернатору региона Александру ВИННИКОВУ.
Проектная мощность Кимкано-Сутарского ГОКа - переработка 10,5 млн тонн железной руды в год. На первом этапе комбинат будет производить 3 млн тонн железорудного концентрата в год, в перспективе годовое производство концентрата достигнет 8,3 млн тонн, производство горячебрикетированного железа - 3,75 млн тонн.
Но главное событие, затрагивающее сырьевые запасы Дальнего Востока, состоялось, пожалуй, в сентябре 2014 года. 1 сентября в местечке Ус Хатын, что примерно в 20 км от Якутска, прошла церемония, посвященная соединению первого звена магистрального газопровода «Сила Сибири». Эта топливная артерия предназначена для обеспечения поставок российского газа на внутренний рынок и на экспорт в Китайскую Народную Республику. Россия тем самым продемонстрировала миру, что приступила к выполнению обязательств по крупнейшему в своей области газовому контракту. Важность момента была подчеркнута личным присутствием на церемонии президента РФ Владимира ПУТИНА.
«Сила Сибири» - газотранспортная система (ГТС), призванная объединить два создаваемых на Востоке России центра газодобычи - Иркутского и Якутского - с рынками сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Подписанный в мае этого года российско-китайский договор на поставки в Китай в течение 30 лет природного газа с месторождений Восточной Сибири определил окончательные сроки реализации восточных газовых проектов.
Согласно утвержденному «Газпромом» плану мероприятий, первая нитка «Силы Сибири» от Чаянды до Благовещенска будет введена в эксплуатацию к концу 2018 года. Одновременно с началом полномасштабных строительных работ на газопроводе «Сила Сибири» «Газпром» приступает к обустройству Чаяндинского газоконденсатного месторождения, которое станет базовым для создания Якутского центра газодобычи, а также к подготовке проекта Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) в Свободном недалеко от Благовещенска.
Энергетика
Активно развивалась в этом году и энергетическая инфраструктура региона.
ОАО «РАО Энергетические системы Востока» по предварительным итогам 2014 года направило 13,4 млрд рублей на финансирование проектов строительства новых мощностей. В 2015-2016 годах их планируется ввести в строй.
В Приморье в этом году продолжилось строительство новой ТЭЦ во Владивостоке, которую планируется запустить в работу к сентябрю 2015 года. В качестве топлива на ТЭЦ «Восточная» будет использоваться природный газ.
В Амурской области подходит к завершению строительство второй очереди Благовещенской ТЭЦ. Пуск намечен на 2015 год. Строительство идет параллельно с модернизацией действующей станции, на которую в этом году затрачено более 350 млн рублей. Эти средства в основном идут на автоматизацию процессов, повышение пожарной и промышленной безопасности.
На Сахалине «РАО ЭС Востока» уже получило разрешение на строительство Сахалинской ГРЭС-2, документ выдала администрация Томаринского района. Предполагается, что уже в январе 2015 года генеральный подрядчик приступит к работам по подготовке площадки к строительству, созданию производственной базы и вахтового поселка для строительно-производственного персонала.
На строительстве Якутской ГРЭС-2 в этом году уже выполнена основная часть работ, связанных с подготовкой стройплощадки в условиях вечной мерзлоты. Выполнена отсыпка и вертикальная планировка основной и вспомогательной площадок (более 120 тыс. кубометров). Построено более 10 км ЛЭП временного электроснабжения, а также капитальная дорога от Вилюйского тракта до Якутской ГРЭС-2.
ОАО «ДВЭУК» завершило в этом году мегапроект по строительству линии Чернышевский - Мирный - Ленск - Пеледуй в Якутии. Тысячи километров сетей были построены в условиях вечной мерзлоты в рекордно короткие сроки, сразу несколько районов республики получили надежное энергообеспечение. Совокупная протяженность линейной части составляет 1,5 тыс. км, трансформаторная мощность четырех новых подстанций - 352 МВА. Стоимость строительства превышает 36 млрд рублей.
В Магадане компания закончила строительство линии Центральная - Сокол - Палатка. Она заменила работающую с 60-х годов прошлого века линию деревянных опор, по которой осуществлялось электроснабжение Магадана. Новая линия построена раньше запланированного срока с колоссальной экономией финансовых ресурсов.
Транспорт
Прирастала в этом году и транспортная сеть Дальнего Востока. В Якутии запустили железнодорожный комплекс Томмот - Нижний Бестях. Как отметил генеральный директор компании «Еловское Трансстрой» (строит пусковой комплекс) Александр ДУДНИКОВ, готовность линий оценивается на уровне 90%, на 70-80% готовы объекты станции Нижний Бестях, вокзал готов на 98%.
«Сроком сдачи во временную эксплуатацию был 2015 год. Но в связи со сложившимися обстоятельствами мы сдаем линию уже 1 сентября этого года. Это непростой шаг, но строители уверены, что готовность линий позволяет временную эксплуатацию. Полная сдача в эксплуатацию намечена на 2015 год», - сказал Дудников. С начала строительства линии Томмот - Бестях, которое стартовало в 2005 году, освоено более 45 млрд рублей.
В ходе торжественных мероприятий, посвященных 40-летию БАМа, в Амурской области в центре событий оказалась не только легендарная история. Официальный старт проекта БАМ-2 привлек удвоенное внимание к новым перспективам «стройки века». К 2017 году планируется увеличить пропускную способность БАМа в 2 раза, с 16 до 32 пар поездов в сутки, для чего необходимо построить и реконструировать порядка 500 км вторых путей, 90 станций, 47 разъездов, 680 км линий автоблокировки, 350 км контактной сети, 19 тяговых подстанций, 85 мостов, а также новый Байкальский тоннель. В модернизацию БАМа планируется вложить 562 млрд рублей, из которых 302 млрд готовы взять на себя РЖД, остальные 260 млрд рублей потребуются от государства, в том числе 150 млрд - из Фонда национального благосостояния.
В порту Славянка Хасанского района Приморского края продолжает развиваться одно из звеньев международного транспортного коридора «Приморье-2» - крупный мультимодальный производственно-логистический комплекс. Организатором проекта выступила компания «Транзит-ДВ», партнером и соинвестором - китайская компания по управлению государственными активами «Чжун Гун Синь».
В июле был дан старт работе нового терминала в КНДР, который будет специализироваться на перевалке угля. Созданию нового грузового терминала предшествовала реконструкция 54-километрового участка железной дороги Хасан - Раджин. Проект создания грузового терминала в КНДР реализован совместным предприятием «РасонКонТранс», созданным в 2008 году с долевым участием ОАО «Торговый дом РЖД» (70%) и порта Раджин (30%). В ноябре первая опытная партия в 40 тыс. тонн российского угля отправлена судном в Республику Корея через новый терминал в порту Раджин (КНДР) мощностью до 5 млн тонн в год. Помимо перегрузки и хранения на терминале предусмотрена магнитная очистка угля от металла, сортировка. Ввод терминала завершил пилотную часть проекта по реконструкции Транскорейской железной дороги.
ООО «Морской порт Суходол» (СП кемеровского холдинга СДС и инвестиционной группы Volga Group) планирует построить угольный терминал для экспорта угля в страны АТР мощностью 20 млн тонн в Шкотовском районе Приморского края. Ввод в эксплуатацию I очереди угольного порта мощностью до 6 млн тонн в год намечен на июль 2017 года, строительство II и III очередей для доведения терминала до проектной мощности запланировано в 2019-2021 годах. По словам президента СДС Михаила ФЕДЯЕВА, в строительство первой очереди порта в 2014-2016 годах планируется вложить 10 млрд рублей. Volga Group при этом выступает как инвестор, СДС - как инвестор и управляющая компания.
20 мая президент группы «Сумма» Александр ВИНОКУРОВ и губернатор китайской провинции Цзилинь Баинь ЧАОЛУ в рамках официального визита президента России Владимира Путина в КНР подписали соглашение о сотрудничестве при реализации проекта «Большой порт Зарубино». Порт грузооборотом 60 млн тонн в год планируется построить в бухте Троицы в 18 км от границы с Китаем. Планируется, что через порт будет перегружаться зерно, контейнеры, навалочные, накатные (ro-ro) и другие грузы. До 60% грузооборота порта придется на транзитные перевозки грузов из северных в южные провинции КНР.
Дальневосточная железная дорога (ДВЖД, филиал ОАО «РЖД») 15 сентября открыла для движения после реконструкции старый Облученский тоннель в Еврейской автономной области (участок Транссибирской магистрали Облучье - Известковая).
Первоначально ввод объекта планировался на конец 2014 года. Реконструкция тоннеля была начата в середине января, производилась с закрытием движения на весь период ремонта. В ходе нее, в частности, двухпутный тоннель переустроен в однопутный, уложен бесстыковой путь в тоннеле и на подходах к нему, проведен капремонт надтоннельных водоотводов.
Завершенные работы являются второй очередью реконструкции Облученского тоннеля на 8193 км участка Облучье - Известковая и проводятся в рамках инвестпрограммы РЖД по снятию инфраструктурных ограничений. Общая стоимость комплекса работ по этому проекту оценивается в 4,2 млрд руб.
Связь
ОАО «Ростелеком» в январе ввело в эксплуатацию магистральную систему передачи данных на участке Тында - Якутск. Общая протяженность новой ВОЛС с учетом 117 км линий связи, построенных «Ростелекомом» к промежуточным населенным пунктам, составила 1056 км.
Проектная мощность магистральной оптический линии составляет 80 Гбит/с с возможностью расширения пропускной способности в будущем до 3,2 Тбит/с, что призвано улучшить доступность телекоммуникационных услуг для жителей Республики Саха (Якутия). До этого связь осуществлялась посредством радиорелейной линии с параметрами в 2,5 Гбит/с.
Проект реализован под эгидой правительства Республики Саха (Якутия) и в рамках соглашения между ОАО «Ростелеком» и ОАО «ФСК ЕЭС» по совместному использованию ресурсов строящихся региональных и межрегиональных высоковольтных линий электропередачи.
Кроме этого, сдвинулся с мертвой точки и проект строительства подводной ВОЛС. Компания «Ростелеком» - заказчик и инвестор проекта - заключила договор на строительство линии по дну Охотского моря с китайской компанией Huawei. Сумма контракта составляет 3 млрд рублей. Сдать объект в эксплуатацию планируется летом 2016 года. Новая подводная линия свяжет город Оха на Сахалине с Магаданом и через Усть-Большерецк с Петропавловском-Камчатским. В результате планируемая пропускная способность системы на этапе запуска составит 80 Гбит/с с возможностью расширения до 8 Тбит/с (80х100G), а общая протяженность линии связи - около 2000 км.
Продолжают опутывать регион и сети мобильной связи четвертого поколения 4G/LTE. МТС в феврале запустили в коммерческую эксплуатацию сеть 4G (LTE) в Приморском крае. На первом этапе ввода в коммерческую эксплуатацию сеть 4G развернута во всех районах Владивостока, а также на территории кампуса Дальневосточного федерального университета, расположенного на острове Русском. Сеть 4G МТС также работает в Уссурийске и Находке. Всего до конца года МТС планируют развернуть сети 4G в Артеме, Арсеньеве, Спасске-Дальнем, Партизанске, поселках Трудовое и Угловое. Собственные сети МТС LTE также действуют в Амурской области, Забайкальском и Хабаровском краях.
В последних числах июня «МегаФон» начал предоставлять услуги сверхскоростного мобильного интернета в Республике Саха (Якутия), которая стала 59-м регионом страны, попавшим в сеть 4G+ этого оператора.
Надежда ВОРОНЦОВА, Олег КЛИМЕНКО, Елена АРДАЛЬЯНОВА.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы