Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 23 Ноября, 18:26 |
|
|
Тема номера
|
Александр БАЖЕНОВ, директор дирекции государственно-частного партнерства Внешэкономбанка: Институтам развития не хватает механизмов
Уже сейчас общая стоимость проектов, в которых участвует банк на территории ДФО, превышает 400 млрд рублей, размер участия ВЭБа составляет более 300 млрд рублей. Будет создано 13 483 новых рабочих места. Бюджетный эффект от реализации проектов оценивается практически в 300 млрд рублей.
Банк реализует проекты в транспортной инфраструктуре, авиастроении, нефтехимической промышленности, деревообработке, инфраструктуре туризма. Наиболее значимые: строительство к саммиту АТЭС нового пассажирского терминала в международном аэропорту Владивостока, два проекта по созданию деревообрабатывающих производств в городе Амурске и в Ванинском районе Хабаровского края, организация автомобильного производства и производства автокомпонентов в Приморском крае, реконструкция и модернизация Хабаровского НПЗ. Банк намерен принять участие в финансировании проекта строительства Дальневосточного зернового терминала с объемом перевалки до 10 млн тонн. Соответствующий меморандум был подписан в рамках работы Делового саммита АТЭС - 2012.
Вместе с тем необходимо отметить, что готовых к финансированию инвестпроектов, соответствующих критериям срочности, платности и возвратности инвестиций, в макрорегионе крайне мало.
В ноябре 2011 года ВЭБ создал специализированный институт развития - ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Его основные задачи - содействие развитию инвестдеятельности в субъектах региона, подготовка проектов городского, регионального и комплексного развития территорий с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Фонд выступает девелопером при формировании и инвестором при реализации инвестпроектов за счет внебюджетного финансирования. Другая дочерняя организация ВЭБа - Российский фонд прямых инвестиций - также планирует принимать активное участие в реализации проектов на территории макрорегиона.
В программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» сделан выбор в пользу комплексного подхода - реализации комплексных инвестиционных проектов (КИП), - в рамках которого его участники осуществляют параллельное финансирование предпроектного и строительного этапа. Однако при отсутствии обязывающих стороны соглашений возникает риск невозможности функционирования КИПа и убытков в ситуации отсутствия одного из необходимых элементов.
Дальний Восток - наиболее богатый сырьевыми ресурсами регион России и мира, однако емкость локального рынка невелика, поэтому территория должна ориентироваться на вывоз продукции. Следовательно, для успеха проекта необходима как минимум транспортная инфраструктура. Региональный бюджет не может решить эту проблему за свой счет. В инвестпрограмме естественной монополии этот проект также может быть не учтен. Поэтому решить задачу предлагается самому инвестору. Но обычно это приводит к неконкурентоспособности комплексного проекта в целом.
С нашей точки зрения, инфраструктура должна финансироваться из внебюджетных источников, а окупаться - за счет развития территорий. Этот подход требует использования такой модели ГЧП, как «контракт жизненного цикла», в рамках которого частный инвестор может спроектировать, профинансировать и построить объект инфраструктуры, обеспечить его обслуживание. При этом государство будет рассчитываться с ним в течение срока жизни этого объекта за счет дополнительных доходов бюджета, которые возникают благодаря развитию производственных проектов, зависящих от инфраструктуры (механизм Tax Increment Financing). Это возможно при условии, что в расчете дополнительных доходов задействуются все уровни бюджетной системы, а инструмент по расчетам бюджета за инфраструктуру формируется на федеральном уровне и используется для поддержки регионов, муниципалитетов до момента окупаемости внебюджетных инвестиций. Если этот принцип применяется, вопрос о налоговых льготах стоять не должен, потому что в государстве должны быть источники для того, чтобы рассчитываться с внебюджетными инвесторами.
Для оформления обязательств и расчетов с инвесторами в соответствии с этой концепцией предлагается использовать Инвестиционный фонд РФ - часть федерального бюджета. Источником заемных средств для реализации частным инвестором комплексных проектов могут быть банковские кредиты, облигации, приобретаемые пенсионными фондами. Поддержать долгосрочные бюджетные обязательства в ситуации неблагоприятного развития событий может Резервный фонд.
В рамках соглашения о ГЧП государство или регион договариваются с частным инвестором о взаимовыгодных условиях по проектированию, строительству, эксплуатации, сроках, объемах, источниках возврата инвестиций, обеспечении обязательств для реализации инфраструктурного проекта. Инвестором может выступить любая квалифицированная компания, которая сможет привлечь заемные средства для реализации проекта, но только в случае, если ей компенсируют выпадающие доходы за счет дополнительных платежей бюджета. Соглашение между инвестором и финансовой организацией является третьим необходимым соглашением - соглашением о финансировании.
Госпрограмма не рассматривает внебюджетное финансирование как основной источник финансирования реализации инфраструктурной составляющей КИПов. Более того, в Госпрограмме не содержатся механизмы, которые должны позволить их запустить. Имеется в виду отсутствие механизма координации их подготовки и реализации, ресурсного обеспечения для формирования КИПов на условиях проектного финансирования и ГЧП.
В настоящее время Внешэкономбанк активно участвует в развитии макрорегиона: инвестирует, консультирует, предоставляет финансирование на подготовку проектов, разрабатывает механизмы внебюджетного финансирования инфраструктуры и готов его расширять, но не в силах банка генерировать спрос. Инициаторами комплексных проектов являются естественные монополии и публично-правовые образования, именно они должны генерировать спрос на финансирование и инструменты содействия развитию.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы