Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:02 |
|
|
Тема номера
|
Вячеслав ШТЫРОВ, заместитель Председателя Совета Федерации: Программу развития Дальнего Востока нужно переложить на язык закона
Эту комиссию возглавляет, как известно, первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов. Но якутское заседание проводил председатель правительства Дмитрий МЕДВЕДЕВ. Это только подчеркивает важность вопросов, которые там обсуждались, и то значение, которое придает федеральная власть проблемам Дальнего Востока.
Главное - правительство одобрило наконец Государственную программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Об этом было публично заявлено на всю страну. Естественно, это было не спонтанное, а глубоко проработанное решение, имеющее свою историю.
Четыре года назад, в 2009 году, правительство утвердило разработанную по поручению Совета безопасности и президента Российской Федерации Стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В этом документе обозначены цели, которые ставит наше государство в отношении этого обширного региона страны. Цели же в свою очередь вытекают из ситуации на Дальнем Востоке - экономической, демографической, социальной, инфраструктурной, экологической. Учтены были внутренние и внешние угрозы, исходящие из этой ситуации. Учтены были и возможности, имеющиеся сегодня у российского Дальнего Востока и у России в целом.
То есть Стратегия стала итогом всестороннего анализа внешних и внутренних факторов, интересов и потребностей государства и населения, экономики и экологии, задач национальной безопасности и укрепления конкурентоспособности России в глобальном мире.
Ценность Стратегии в том, что она не стала набором благих пожеланий, как это иногда бывает. Изложенные в ней цели структурированы и выражены в четких качественных и количественных характеристиках. А именно: каковы должны быть темпы роста экономики, какой должен быть уровень жизни? Как это должно соотноситься с уровнем жизни и темпами роста экономики в Российской Федерации и сопредельных странах? Как это повлияет на обороноспособность и укрепление границ? И так далее. Все это в Стратегии изложено. Иными словами, Стратегия - это документ целеполагания, это обозначение целей, которых мы должны достичь к 2025 году.
А вот механизмам реализации этих целей посвящена Государственная программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Поэтому Программа - документ более приземленный, конкретный, детально структурированный.
Например, чтобы стабильно рос валовой региональный продукт Дальнего Востока, надо создать инфраструктуру, и в Программе конкретизировано, какую именно инфраструктуру надо создавать. Если мы хотим, чтобы население на Дальнем Востоке не сокращалось, а росло, значит надо добиваться повышения уровня жизни. Программа обозначает соответствующие конкретные задачи. Ведь уровень жизни и качество жизни складываются из разных элементов: состояния медицины, образования, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства. Все это в Программе разложено, что называется, по полочкам.
Если мы выполним Программу на 100%, то достигнем целей, обозначенных в Стратегии. А цели эти выражаются не только в определенных статистических показателях, они выражаются в качестве жизни, в социальном самочувствии людей, в деловой активности бизнеса, в уровне социального и экономического развития, которые сделают Дальний Восток привлекательной для жизни и экономически успешной частью России.
Составление подобных программ регионального развития не новость. Принимались они и в советское время. Но тогда на многие вопросы находились гораздо более простые ответы, которые сейчас государство позволить себе не может.
Раньше ведь как было? ЦК КПСС и Совет министров утверждают программу, в которой все расписано до гвоздика и до человека. И гвозди из Донбасса везли на Дальний Восток, и комсомольцы из Центральной России ехали в Магадан. Но сейчас другое время. Государство не в состоянии, не может и не должно само исполнить все 1 450 инвестиционных проектов, обозначенных в Программе. Но государство может и обязано сделать гораздо более важное. Оно должно создавать условия, чтобы все эти инвестиционные проекты осуществлялись.
Все многообразие этих условий можно свести к двум главным. Первое: на Дальний Восток должен пойти капитал, должен пойти бизнес. Второе: на Дальний Восток должны ехать люди или как минимум не уезжать оттуда, то есть жизнь в этих краях должна быть более комфортной, более обеспеченной.
Директивными методами этого, очевидно, не добиться. Но у государства есть деньги, которые в соответствии с Программой должны идти на строительство дорог, электростанций, школ, больниц, детских садов. Здесь невозможно сказать, что более важно - важно все. Именно на такие - инфраструктурные, социальные - проекты государство планирует потратить 3,9 трлн рублей. На пустое место, где нет ни дорог, ни связи, ни условий для жизни людей, капитал не придет. А без частных вложений Программу не выполнить.
Общая стоимость заложенных в Программу проектов составляет примерно 10 трлн рублей. Это то, что нужно по минимуму, а вообще-то надо ориентироваться на 15 трлн. То есть на один государственный рубль нужно привлечь еще как минимум пять рублей частных инвестиций. Это раз.
А два - это то, для кого делаются все государственные программы. Для людей, прежде всего. В данном случае для нас, дальневосточников. Это с одной стороны. А с другой - кому как не нам, дальневосточникам, эту программу выполнять. Но как мы ее выполним, если люди будут разбегаться из дальневосточных регионов? Советский опыт, когда можно было по разнарядке отправлять людей в дальние края, больше неприемлем. Приемлемо только одно - интенсивное создание благоприятных для жизни условий. Эти условия являются и целью Программы, и средством достижения этой цели. Такая вот диалектика.
И так по каждому направлению, по каждому проекту.
Программа является механизмом реализации Стратегии, но и сама Программа нуждается в инструментах и механизмах реализации. Какие это инструменты и механизмы? Специальные институты развития, Фонд развития Дальнего Востока, например, региональные фонды развития, о которых уже принят закон. Но этого мало.
Убежден в необходимости специального федерального закона, который обеспечил бы правовые условия для движения капиталов и людей на Дальний Восток. То есть основную проблематику и Стратегии, и Программы требуется перевести на язык юридических норм.
Например, проверенный способ стимулирования бизнеса - налоговые преференции. На Дальнем Востоке они необходимы. А значит, должны быть законодательно регламентированы процедуры и условия их предоставления. Следовательно, в законе должен быть раздел, касающийся налоговых вопросов. А можно ли реализовать Программу без государственно-частного партнерства? Очевидно, нет. Значит, необходим раздел, посвященный особенностям применения принципов такого партнерства с учетом региональных особенностей. То же следует сказать и об особых экономических зонах, о тарифной политике, которая, кстати, касается не только бизнеса, но и повседневной жизни людей. В свою очередь, все эти вопросы связаны с бюджетной политикой. Вот и родился экономический блок, который разделяется на несколько частей, или глав будущего закона.
Подобный подход предлагается применить и к регулированию социальной сферы. Особые условия региона требуют особых нюансов в законодательстве, касающихся вопросов закрепления кадров, материнского капитала, жилищной политики, политики в области пенсий и районных коэффициентов и так далее. То есть опять четко выделяются будущие главы и статьи нового закона.
Работа над ним уже ведется рабочей группой Совета Федерации, в которую входят депутаты Госдумы и представители субъектов Федерации. На упомянутом заседании Госкомиссии в Якутске председателем правительства была поддержана идея о том, что необходимо организовать объединенную рабочую группу, включив в нее представителей министерств и ведомств. Так что закон будет.
В результате иерархия выстраивается очень четкая и логичная: Стратегия - Программа - Закон.
Конечно, стратегии, программы, законы исполнять людям, сами по себе документы не работают. Но если не будет целей, не будет планов, не будет четко прописанных правовых условий - не будет на Дальнем Востоке и никаких перемен, со всеми вытекающими экономическими, демографическими, политическими последствиями, в том числе последствиями геополитическими.
А значит, альтернативы у нас нет.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы