Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 06:36 |
|
|
Тема номера
|
Александр ГАЛУШКА, министр по развитию Дальнего Востока: Нужно запустить систему
О том, как будет достигаться успех, «Дальневосточный капитал» беседовал с министром по развитию ДВ Александром ГАЛУШКОЙ.
- Александр Сергеевич, за время работы в ранге министра ваше понимание региона изменилось? Вообще, сегодня у вас больше вопросов или ответов?
- Конечно же, понимание нашей командой проблем, накопившихся в регионе, стало более глубоким. Мы много встречались с бизнесом, региональными чиновниками, экспертами. Не скажу, что мы пришли на пустое место - инвестиционных программ и проектов в регионе было огромное количество, мы провели их инвентаризацию, систематизировали, разложили по полочкам то, что есть, чтобы отобрать наиболее эффективные и значимые в реализации геополитических задач России.
Это же касается и прикладного полевого аудита площадок, которые больше всего подходят для создания территорий опережающего развития (ТОР). Нам поступило более 400 предложений от субъектов, которые сами даже до конца не понимали, что нужно, они вкладывали в эту идею свое представление. Сегодня у нас отобрано 14 площадок с большим потенциалом и с высокой степенью возможности в ближайшее время реализовать на них идею ТОР. Их нужно обустроить, решить вопросы особого режима их функционирования.
- Как продвигается законопроект по территориям опережающего развития? Известно, что он несет в себе неординарные решения, - есть поддержка?
- Мы смогли согласовать проект со всеми министерствами - и это уже большая победа. Честно говоря, большинство коллег просто не верили, что нам это удастся. Но у нас есть поддержка премьер-министра и поручение президента России сформулировать основные условия и разработать механизмы, которые бы могли обеспечить опережающее развитие региона. Главное, что нам в ходе кропотливого обсуждения с министерствами и ведомствами удалось сохранить его главное содержание и две основные идеи: дерегулирование и налоговое стимулирование.
Очень надеюсь, что до конца года закон будет принят. Его уже ждут инвесторы, в том числе иностранные, которые очень важны для создания на территориях опережающего развития производств с экспортной направленностью. Нам нужно привлечь передовые технологии и выйти на рынки стран АТР, и иностранные резиденты ТОР могут быть такими проводниками несырьевого экспорта. В последние месяцы я встретился с представителями крупнейших компаний Японии, Южной Кореи, Китая и др., которые «делают погоду» на мировых рынках, и они мне лично высказывали интерес к проектам ТОР. Достигнуты договоренности и проработаны схемы предоставления связанных кредитов для резидентов ТОР на Дальнем Востоке с крупнейшими финансовыми институтами, в их числе Японский банк международного сотрудничества (JBIC), Korea Eximbank, Государственный банк развития Китая (CBD). Принятие закона, который определит особые правила ведения бизнеса, обеспечит конкурентные возможности по сравнению с другими странами АТР, - обязательное условие, позволяющее гарантированно привлечь на Дальний Восток российских и иностранных инвесторов.
- Можно озвучить основные позиции, которые сегодня содержатся в законопроекте, о чем, собственно, речь?
- Можно выделить десять принципиальных моментов, но если говорить обобщенно, то основной блок - это дерегулирование, или, скажем так, изъятие ряда законодательных норм на территории, наделенной определенным статусом. Ряд наших предложений уже показал свою успешность и результативность в ходе строительства объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке, сочинской Олимпиаде, Новой Москвы. Это упрощение изъятия земельных участков для создания и расширения территорий опережающего развития. Необходимо практически обеспечить принцип одного окна для инвестора, это можно реализовать через специально созданные для ТОР управляющие компании, наделив их конкретными контрольными и надзорными полномочиями от имени федеральных органов исполнительной власти, а также функциями по оказанию государственных и муниципальных услуг. Мы предлагаем до 45 дней сократить срок проведения государственной экологической экспертизы, существенно сократить сроки проведения проверок: плановых - до 15 дней, внеплановых - до пяти дней, в отношении субъектов малого бизнеса - до 40 часов.
В числе мер, стимулирующих инвестора, установление льготных ставок арендной платы в ТОР и льготного подключения к инженерным сетям, возможность привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности без учета квот. Учитывая направленность ТОР на создание высокотехнологичных производств, в их границах должен действовать режим свободной таможенной зоны. Предусмотрен еще целый ряд мер, которые могли бы уменьшить влияние на бизнес бюрократических процедур и способствовали бы созданию конкурентных условий для развития бизнеса.
- Какие налоговые стимулы обсуждаются? Это вопрос, как правило, наиболее дискуссионный, поскольку, прежде чем казна получит доход, она должна понести потери.
- Мы предлагаем внести изменения в Налоговый кодекс по шести позициям. Для резидентов ТОР необходимо предусмотреть налоговые каникулы по налогу на прибыль организаций (в течение первых пяти лет ставка не должна превышать 5%), по налогу на имущество организаций и земельному налогу в течение 5 лет, по НДПИ. Предусматривается льготная ставка страховых взносов для инвестиционных проектов, реализуемых в ТОР, в течение первых 10 лет в размере 7,6%. На наш взгляд, необходимо ввести ускоренную процедуру возмещения налога на добавленную стоимость.
Действительно, наши налоговые новации для ТОР приходится отстаивать в профессиональных дискуссиях с целым рядом министерств и ведомств, но я уверен, что нам удастся прийти к необходимому консенсусу.
- Не много ли внимания ваша команда уделяет именно иностранным инвесторам? Их интерес сегодня априори в сырьевом секторе, на Дальнем Востоке именно в эти отрасли в последние годы пришли прямые иностранные инвестиции. Возможно ли вообще преломить эту тенденцию?
- Мы провели достаточно большую исследовательскую работу, чтобы понять основные проблемы и возможности. У иностранных инвесторов из стран АТР интерес, действительно, исключительно к сырьевым отраслям. Но если это супервыгодно, инвестора не особенно интересует деловой климат и цивилизованные условия ведения бизнеса, и это относится не только к нашей стране. Что касается высокотехнологичных проектов, то, помимо неконкурентных условий (высокой себестоимости производства и административных барьеров), зарубежный бизнес указывает на то, что инвестиционный имидж региона существенно подорван. Мало историй успеха, зато много примеров, когда иностранные компании не были защищены и уходили из региона, неся потери.
И еще много чего: в регионе нет хорошо проработанных и понятных инвесторам проектов, в которые они могли бы войти, есть дефицит информации об условиях работы в регионе, инвестор не знает, к кому обращаться, не видит внутреннего рынка для значимых проектов и т. д. Все это требует детальной и конкретной работы с компаниями, которые могли бы принять участие в проектах глубокой переработки, в создании высокотехнологичных производств на территории Дальнего Востока и таким образом открыть «окна возможностей», в том числе и для российских производителей на рынках АТР. Многие вопросы, пусть пока в локальных территориях, могут решить возможности ТОР. Но мы понимаем, что этого недостаточно. По большому счету, для бизнеса важнее услышать сформулированную ясную экономическую политику ускоренного развития региона. Мы действуем шаг за шагом.
- Вас многие не понимают и обвиняют в том, что команда Минвостокразвития зациклилась на ТОРах, а Дальний Восток - это 40% территории страны, и его точечными проектами не вытащишь.
- Можно, конечно, предложить Минвостокразвитию поменять мир, но ведь это будет утопично, если поставить задачу изменить все законодательное регулирование, которое действует на всю страну, под цели развития Дальнего Востока. Поэтому мы говорим: давайте хотя бы те территории, которые можно быстро обустроить, где есть рядом инфраструктура, газ, население, запустим в качестве точек роста. Именно на них в особом порядке убираем общее регулирование, вводим налоговые льготы, ориентируясь на лучшие мировые практики. Нам нужно запустить систему, которая бы сама генерировала поток проектов. Нам очень важно создать среду и климат, чтобы на Дальнем Востоке реализовывались десятки и сотни новых проектов.
И мы здесь не изобретаем велосипед. По этому пути шли и идут многие успешные страны АТР. Мы видим, как растет китайская экономика, и это развитие начиналось с создания территорий с особыми условиями. В декабре прошлого года в Японии принят принципиальный закон о стратегических зонах развития нового типа. Многому учит пример Сингапура, у которого нет своих природных ресурсов, но есть одна из самых эффективных экономик на сегодня.
Мы прекрасно понимаем и масштаб Дальнего Востока, и особенности региональной экономики. И создание ТОРов - не единственный инструмент ее развития. Подготовлена федеральная целевая программа развития региона до 2025 года, в ней также сделан акцент на наиболее проработанные проекты, которые будут поддержаны в приоритетном порядке. Это такие низко висящие плоды, которые могут в ближайшее время дать результаты: способствовать развитию экономики, увеличению налогов, созданию рабочих мест, улучшению жизни дальневосточников.
Выбраны 32 проекта, 20 из них полностью готовы к реализации. Основными критериями отбора были соотношение частных и государственных инвестиций, соотношение суммы налоговых поступлений к величине госинвестиций, добавленная стоимость, которая будет создана на второй год после выхода на проектную мощность.
Вся государственная поддержка должна быть предметной и адресной. По расчетам, только реализация этих 20 проектов позволит привлечь в регионы Дальнего Востока 2,8 трлн рублей инвестиций, создать до 53 тысяч новых рабочих мест и выпускать дополнительно продукции на 656 млрд рублей ежегодно.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы