Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 22:39 |
|
|
Тема номера
|
ТОРы призваны к борьбе с отрицательным феноменом бедного использования богатейших возможностей Дальнего Востока
На заседании Правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока под председательством премьер-министра в конце года было заявлено о реализации проекта развития российской части острова Большого Уссурийского и о разработке новой Курильской программы.
Как видим, наш регион, несмотря на обострившиеся экономические проблемы в государстве, без внимания федерального центра не оставался. К особой территории примеряются особые механизмы развития, действенность которых предстоит проверить собственной практикой. И, может быть, именно сегодня самое время начать это делать безотлагательно.
Окна в глобальную экономику
Энтузиазм, с которым продвигают новые идеи полпред президента в ДФО Юрий ТРУТНЕВ и команда Минвостокразвития, и настойчивая позиция в этом вопросе президента РФ обнадеживают. ТОСЭРы - это нечто новенькое, и может быть, им удастся не повторить истории несостоявшихся особых экономических зон. Ну хотя бы две-три такие территории должны начать действовать как можно быстрее. Это уже вопрос и престижа, и доверия стране. Слишком много за последний год было проведено переговоров с крупным зарубежным бизнесом, выдано обещаний: «особые условия будут».
Досье «Дальневосточного капитала»
Закон определяет ТОСЭР как часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением правительства РФ устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
ТОР создается на 70 лет. Для этого уполномоченный орган (Минвостокразвития) вносит в кабинет министров предложение, согласованное с властями региона и местного самоуправления.
На территории опережающего развития будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, в том числе особые льготные ставки арендной платы, особое налогообложение резидентов, особое осуществление госконтроля и надзора, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, применение процедур свободной таможенной зоны и пр.
Финансирование создания инфраструктуры ТОР осуществляется за счет средств бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а также внебюджетных источников. Для мониторинга работы территории опережающего развития создается наблюдательный совет, куда в том числе входят представители всех уровней власти и представители профсоюзов, которые среди прочего участвуют в решении вопросов привлечения иностранных специалистов.
Для решения всех административных и хозяйственных вопросов, в том числе организации транспортного обслуживания, эксплуатации и строительства дорог, электро-, газо-, водоснабжения и т. д., будет создаваться управляющая компания с широким перечнем полномочий.
1 декабря президент России подписал закон, вносящий поправки в Налоговый кодекс, за счет которых предоставляются налоговые льготы для резидентов ТОР. Документ, в частности, дает право субъектам РФ устанавливать пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ, и устанавливает нулевую ставку в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет. Нулевая ставка может применяться в течение пяти налоговых периодов. Среди прочего устанавливается на 10 лет понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых.
Министр по развитию Дальнего Востока Александр ГАЛУШКА обобщает перспективу:
«Выгодно, удобно и безопасно - при этих условиях происходит инвестирование. В случае с территориями опережающего развития «выгодно» - это налоговые льготы и снижение издержек, в том числе за счет установления особых тарифов. «Удобно» - это свободная таможенная зона, возможность гибкого привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов, взаимодействие по административным вопросам с одним субъектом - управляющей компанией. «Безопасно» - проведение проверок резидентов территорий может осуществляться лишь при согласовании уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, для ДФО это Министерство по развитию Дальнего Востока».
«Окнами в глобальную экономику» назвал ТОРы в интервью «ДК» замминистра Минвостокразвития Александр ОСИПОВ:
«Сегодня сформулировано понимание того, что ТОРы могут выступать одним из ключевых инструментов, обеспечивающих реализацию задачи, поставленной президентом страны: развитие Дальнего Востока - приоритет на весь XXI век. Это работающий режим, опробованный нашими соседями. Благодаря такому подходу, концентрации усилий и ресурсов наши соседи: Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Китай - оказались передовыми промышленными, научными, технологическими, финансовыми державами: именно здесь концентрируются передовые производства и финансовый капитал, строятся города будущего.
ТОРы - это места, где мы хотим сразу для нескольких инвестиционных проектов подготовить инфраструктуруно обустроенные площадки, создать нужные режимы администрирования, льготы. В первую очередь ТОР должны стать площадками для экспортоориентированных производств, поэтому нам необходимо создать конкурентный режим тем российским компаниям, которые видят для себя место в глобальном рынке, имеют потенциал, но не могут его реализовать, проигрывая соревнование из-за издержек, таможенного администрирования, технического регулирования и проч. ТОРы - это окна в глобальный рынок, которые дадут абсолютный прирост региональной экономики. Мировые и российские игроки должны работать на нашей территории, а не открывать компании в Сингапуре или Южной Корее и т. д.
В чем отрицательный феномен бедного использования богатейших возможностей Дальнего Востока? Мы с точки зрения высоко-технологичной, высокопроизводительной деятельности выпадаем из мирового разделения труда, особенно в странах АТР. Необходимо включиться в производственные цепочки, а не барахтаться внутри небольшой региональной экономики».
Кто пойдет первым
Споры о смысле ТОРов и специфике особого экономического режима в них с принятием закона, в принципе, должны быть завершены. А вот кому предстоит пройти по этому пути в числе первых, станет понятно уже в ближайшее время. Пока шла работа над законом, и полпред Юрий Трутнев, и министр Александр Галушка с командой вели самый активный поиск будущих площадок, примеряя к ним потенциальных якорных инвесторов. Активно в эту работу включились и региональные власти.
В начале прошлой осени уже предметно рассматривались 14 предварительно отобранных площадок. Причем если первоначально внимание главным образом концентрировалось на новых площадках в «чистом поле» (логистическая ТОР «Надеждинская», Приморский край), где должны были прописаться абсолютно новые проекты, то потом с подачи региональных властей под режим ТОР стали предлагаться уже действующие производства (якутский проект «Композитный кластер» на базе предприятия «Технологии базальтовых материалов» или Петропавловск-Камчатский морской торговый порт). В качестве приоритетных называлась ТОР «Комсомольск», где должны появиться предприятия по выпуску узлов, агрегатов, двигателей, другой продукции, которая могла бы быть востребованной компанией «Гражданские самолеты Сухого», Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом, Амурским судостроительным заводом и другими предприятиями.
Понимая, что появление ТОР - это дополнительный шанс для региональной экономики, власти субъектов Федерации тесно сотрудничали с Минвостокразвития. Федеральных денег, отпущенных на дальневосточные новации, слишком мало, на всех явно не хватит, и это стимулировало конкуренцию между регионами за приоритетные ТОРы. Но не покидает ощущение и того, что главными лоббистами, помимо губернаторов, тут выступили и крупные промышленные группы, и госкорпорации. У Приморского края, например, в создании ТОР совпадают интересы с «Роснефтью», которая была включена в «короткий» список претендентов со своей Восточной нефтехимической компанией (ВНХК). Притом что сам проект - дело отнюдь не сегодняшнего дня и открыть «окно в глобальную экономику» сможет лишь на втором или третьем этапе собственного развития.
Заметен и интерес приближенного к властям крупного частного бизнеса. Так, буквально в конце года в числе приоритетных стал называться проект ТОСЭР «Заречье», предполагающий строительство в Мегино-Кангаласском улусе Якутии газоперерабатывающего предприятия. Бизнес-идея принадлежит ОАО «ЯТЭК», входящему в группу компаний «Сумма» Зиявудина МАГОМЕДОВА. Вторым крупным резидентом этой ТОР может стать компания «РТ-Глобальные ресурсы», которая совместно с Global Steel Holdings, Ltd (Индия) планирует осуществить здесь проект строительства завода по производству карбамида. На интересы «Суммы» кстати, могут сработать и планируемые логистические ТОР «Надеждинская», «Порт Зарубино», «Советская Гавань». В качестве якорного инвестора для сельскохозяйственной ТОР «Михайловская» (Приморский край) может выступить группа «Русагро».
В любом случае опора на крупный бизнес позволит Минвостокразвития быстрее запустить первые ТОРы. Команде Александра Галушки сегодня позарез нужна история успеха, которая могла бы стать показательным примером для иностранных инвесторов: работать на Дальнем Востоке России можно.
В развитие темы территорий опережающего социально-экономического развития Владимир ПУТИН в послании Федеральному Собранию предложил продумать возможность распространения этого режима на моногорода, которые в условиях кризиса страдают наиболее жестко. Идея использовать его для Большого Уссурийского острова и Курильских островов прозвучала на Правительственной комиссии по развитию ДВ.
Зоны несбывшихся надежд
Заметим, что ряд ТОР, которые были ранее анонсированы Минвостокразвития, планируется создать на площадках несостоявшихся проектов особых экономических зон (ОЭЗ). Это рождает некоторый скепсис и в отношении потенциальных ТОР. Те же Советско-Гаванская ОЭЗ или особая зона туристко-рекреационного типа на острове Русском остались практически на бумаге. Будем надеяться, пока.
Насколько успешной может стать новая ОЭЗ промышленно-производственного типа, созданная под конкретный проект автомобилестроительного кластера во Владивостоке, покажет время. Но судя по тому, что ее главный резидент «Солерс - Дальний Восток» не хочет делиться информацией о сути сформулированных для нее особых условий, конкретики в этом вопросе пока тоже немного.
Как нет представления и о том, каким может быть режим «свободного порта» для Владивостока. Сама идея пока не оформлена ни с нормативной, ни с коммерческой точек зрения. Предполагается, что во Владивостоке кроме таможенных льгот будут введены налоговые льготы для операторов порта и предоставлена возможность бестаможенного хранения грузов, также будут снижены цены на стоимость судозаходов. Однако развернувшиеся дискуссии на эту тему выявили множество «узких» мест, протиснуться через которые вряд ли поможет особый таможенный режим.
Досье «Дальневосточного капитала»: Порто-франко (итал. porto franco - «свободный порт») - это определенная часть порта или порт, на территории которого действует право беспошлинного ввоза-вывоза товаров. Обычно зона свободной торговли создается для увеличения товорооборота и увеличения грузопотока. Такой статус был присвоен военному посту Владивосток в 1862 году. Однако в 1909 году режим порто-франко здесь был снят. Благодаря такому режиму в 1914 году по грузообороту порт в южном Приморье обогнал Гамбург и Лондон.
Лариса ЛАРИНА. Журнал "Дальневосточный капитал", январь, 2015 год.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы