Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Среда| 04 Декабря, 04:01 |
|
|
Тема номера
|
У ветроэнергетики на Дальнем Востоке - большое будущее
Ветряки на дальневосточных побережьях ставили и раньше. Ветра здесь сильные и стабильные, идея заставить природу вращать лопасти генератора напрашивается сама собой. Однако раньше это были лишь опытные образцы, эксперименты,на которые не всегда хватало денег и желания доводить до конца. В том же Никольском по соседству с новыми ветряками стоят две старые установки датского производства. Поставили их еще в 90-е, а вот грамотно встроить в энергетическую инфраструктуру острова так и не смогли. Работать - работают, а экономический эффект толком не дают, слишком много ограничений. А с 2007 года стоит ветряк, например, в Тикси. Как эксперимент - результативен, но окупить себя не может - слишком дорого обходится ремонт и обслуживание.
В этом плане основное отличие нынешнего подхода - в том, что за основу берется не инновационная составляющая, а экономика проекта. ОАО «РАО ЭС Востока», работая по всему Дальнему Востоку единым фронтом, имеет возможность смотреть на ситуацию системно, а не в отрыве одного региона от другого. Собрать вместе весь опыт локальных инсталляций в Якутии, на Чукотке, на Камчатке; выработать единые критерии к рассматриваемым поселкам, к используемым технологиям - в масштабах холдинга все это оказалось вполне по силам. В результате проект стоит именно столько, сколько должен для того, чтобы гарантированно отработать свой срок эксплуатации и выполнить бизнес-план. И Никольское в этом смысле стало «первой ласточкой».
Торжественную речь на фоне новых ветряков произнес губернатор Камчатского края Владимир Илюхин: «Большинство генерирующих мощностей в изолированных энергоузлах на Камчатке работают на дорогостоящем дизельном топливе. Это одна из причин высоких тарифов на электро- и теплоэнергию на Камчатке. Ежегодно на субсидирование тарифов для населения и предприятий мы вынуждены тратить до 5 млрд рублей из бюджета. Установка ветродизельных комплексов станет важным мероприятием по повышению энергетической безопасности в локальных энергосистемах, присущих северным районам Камчатки и островным территориям. Недавно мы подписали с энергетиками соглашение о развитии альтернативных источников электроэнергии. Помимо острова Беринга, такие комплексы будут установлены еще в 7 населенных пунктах, в основном по побережьям полуострова. И в итоге мы видим возможность снижения тарифа, что очень важно для населения. Я признателен компании «РАО ЭС Востока» за такое предложение. Мы - первые. В России сегодня подобных примеров нет».
Если половина успеха ветродизельного комплекса - это конструкция самих ветряков Vergnet GEV-MP, которые поднимаются и опускаются по необходимости при помощи лебедки (и не требуют в обслуживании тяжелой строительной техники), то другая половина - это интеллектуальная система управления, позволяющая по максимуму использовать природный потенциал. Новое генерирующее оборудование объединено с действующими дизель-генераторами при помощи автоматизированного аппаратно-программного комплекса (АСУ ВДК). Кстати, сегодня ОАО «Передвижная энергетика» (оператор проекта) имеет собственную АСУ ВДК - и это очень весомое конкурентное преимущество по отношению к иностранным технологиям.
По оценке специалистов холдинга, смонтированные на острове Беринга ветроэнергетические установки будут обеспечивать до 50% среднегодовой выработки электрической энергии. Экономия дизельного топлива составит около 350 тонн, или 12,5 млн рублей в год (в ценах 2013 года). Более того, ни один оборот ветряка не уходит впустую: когда вырабатываемой ВДК энергии становится слишком много, часть ее используется для подогрева воды в поселковой системе отопления. А это значит, что экономится не только «дизель» на станции, но и уголь в местной котельной.
Надо сказать, что подвиг на острове Беринга совершили не только строители, но и логисты. Сотрудники «Передвижной энергетики» вдоволь насладились капризами местной природы. За время строительства бывали случаи, когда специалисты ждали вылета из Петропавловска на остров или обратно по две-три недели. И это только начало. Из семи изолированных поселков, о которых в своей речи упомянул губернатор, только до одного есть круглогодичная дорога.
У ветроэнергетики на Дальнем Востоке большое будущее - ведь здесь очень велика протяженность побережий холодных морей с разбросанными по ним поселками. Уже сейчас отобраны порядка 35 конкретных точек, которые могут получить новую энергетику с использованием ветра уже к концу 2018 года. Это сравнительно небольшие мощности (диапазон мощности отдельных станций составляет от сотен киловатт до 2-3 мегаватт) на побережье морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. Речь идет о Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе - именно в этих регионах есть богатый природный потенциал, позволяющий реализовывать экономически эффективные проекты ВИЭ. Все изыскания и измерения «в поле» сотрудники ОАО «Передвижная энергетика» проводят самостоятельно.
«Передвижная энергетика» накапливает навыки по работе и на экстремальных широтах - в арктическом поясе. «Проба лопасти» уже состоялась в поселке Усть-Камчатск Камчатского края и в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа. Особое «удобство» ЯНАО в этом плане заключается в транспортной доступности: прямо до города Лабытнанги идет железная дорога. А значит, можно пробовать различные технологии в климатических условиях Арктики, и уже затем наиболее успешные из них тиражировать в труднодоступных районах Дальнего Востока.
Активная позиция «РАО ЭС Востока» по вопросу развития энергии ветра и солнца вкупе с природными условиями уникальной сложности, которые предлагает ДФО, привлекает интерес и иностранных партнеров. Так, в 2014 году ВДК в Усть-Камчатске будут развивать уже совместно с японскими компаниями, которые также хотят научиться работать в Арктике. Помимо этого, «Передвижная энергетика» уже в этом году планирует прийти на Сахалин, установив новый ветроэнергетический комплекс в селе Новиково. Планируется также более внимательно присмотреться к Приморью и Чукотке, провести здесь измерения уже в конкретных точках и начать готовить площадки.
Ольга ДОБРОЛЮБОВА. Журнал "Дальневосточный капитал", март, 2014 год.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы