Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:08 |
|
|
Тема номера
|
Александр ФИЛЬКИН, глава регионального представительства ЕБРР в ДФО: Банкам нужны прозрачные условия возврата средств
Банки хотят видеть в энергосервисном контракте четкие и прозрачные условия возврата средств. Также необходимо понимать, что у компании есть опыт, есть определенные денежные средства на реализацию проекта, а также возможность взять на себя обязательство обеспечить минимальный объем сбережений от проекта. Нам надо видеть, что у нее есть не только идея, но что она сможет вложить в проект часть своих средств (не менее 30% от стоимости) и сделать его. Получатель услуг тоже должен быть включен в эту схему и брать на себя обязательства, что будет выплачивать деньги, если получит положительный эффект. Т. е. это многосторонний договор. Сейчас же ЭСК просят, чтобы банки кредитовали 100% против возврата средств от экономии по контракту, тем самым перекладывая большую часть рисков на банки. Как показывает международная практика, это не является работающей моделью.
ЕБРР готов предоставлять прямое финансирование достаточно крупным компаниям. Так, в 2012 г. мы профинансировали энергосервисную компанию ФЕНИЧЕ РУС, впервые реализовавшую крупномасштабный проект по внедрению энергоэффективных технологий в российской промышленности. Что касается малого и среднего бизнеса, то это возможно через банки-партнеры или через инструменты совместного разделения рисков. У нас также есть программа консультационной поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе по вопросам энерго- и ресурсосбережений и энергоэффективности. Донором этой программы является российское правительство. Здесь мы адресуем достаточно широкий спектр проблем, которые есть перед малым и средним бизнесом, в том числе и по энерго-ресурсоэффективности.
Мы предлагаем разные направления деятельности, в том числе финансирование модернизации муниципальной инфраструктуры. У Европейского банка есть возможность привлекать грантовые средства, которые выделяют акционеры или донорские фонды. В прошлом году г. Омск был выбран в качестве пилотного проекта ЕБРР, так как городская администрация выразила заинтересованность в разработке схемы финансирования проекта энергосбережения в бюджетной сфере. Мы, кстати, во Владивостоке тоже предлагали сотрудничество, последний раз в конце прошлого года. Но пока город не готов работать с нашими консультантами.
Банк готов работать с управляющими компаниями многоквартирных домов при условии, что это будет кредитоспособная компания, готовая софинансировать с нами проект. Среди прочих критериев, мы должны знать конечную структуру собственности такой компании, чтобы не было репутационных рисков, плюс знать определенный набор ее финансовых показателей, говорящих, что управляющая компания работает успешно, имеет возможность реализовывать инвестиционную программу и осуществлять возврат средств по кредиту. Другими словами, у такой УК должны быть предпосылки для устойчивого финансового проекта. Такая компания должна делать отчетность по международным стандартам. На рынке сейчас очень мало сильных и прозрачных управляющих компаний. Поэтому таких проектов в России нет, а намерения банка остаются в пилотной фазе.
Мы давно работаем с промышленным сектором в России. Там не всегда обязательно привлекать энергосервисную компанию. Обычно когда мы работаем с такими компаниями и видим потенциал энергосбережения, то используем фонды технического содействия, донорские средства. Мы можем их потратить на анализ, энергоаудит и выявление зон инвестиций, которые принесут максимальный эффект в области энергоэффективности. Дальше, когда гранты задействованы и определены инвестиции, банк дает долгосрочное финансирование проекта. Это целевой кредит на повышение энергоэффективности.
Такую схему банк предлагает и мотивирует заказчиков в любой отрасли, где высокие энергозатраты. Там всегда есть потенциал для снижения издержек. Если оборудование старое, то потенциал еще больше. Но не все предприятия проявляют интерес, потому что не все готовы нести затраты, привлекать коммерческое финансирование, хоть возврат средств получается во многом благодаря как раз снижению издержек и повышению эффективности предприятия. Не все готовы к такому качественному шагу. Хотя, что касается частного бизнеса, то он более открыт, более гибок и ищет любые возможности снижения затрат, в том числе за счет энергоэффективности. Труднее всего реализовывать эти программы в госсекторе, т. к. государственные менеджеры не заинтересованы в экономии и ориентируются на затраты, получение бюджетных денег. Законодательство должно как-то регулировать этот процесс.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы