Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:05 |
|
|
Тема номера
|
Приморье намерено стать smart-регионом
Только представьте: «умная» парковка помогает вам быстро найти свободное место, «умные» контейнеры для мусора на улицах сами сигнализируют службам, когда их пора вывозить, «умные» остановочные павильоны «вслух» сообщают пассажирам о прибытии автобуса, а заодно - о проблемах на маршруте, а в случае возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации информация о ней через сеть «умных» оповещателей мгновенно доводится до населения с подробным инструктажем, какие меры предпринять. Это давно не фантастика. В развитых городах мира система «Умный город» и ее ядро «Безопасный город» давно стали привычной частью жизни - комфортной и безопасной.
Дальний Восток пока в стороне…
Осуществляя мониторинг главных объектов инфраструктуры - дорог, мостов, систем связи, энерго- и водоснабжения и т. д., - города решают вопросы обеспечения безопасности населения. Целый комплекс технических решений улучшает качество жизни горожан, повышает эффективность работы служб городского хозяйства, делает территорию более привлекательной для ведения бизнеса. Наряду с этим оптимизируются затраты на обеспечение жизнедеятельности города и появляются дополнительные источники дохода.
Так, в Барселоне входящая в комплекс «Безопасный город» система управления водоснабжением позволяет экономить ежегодно до $60 млн, «умное» уличное освещение снижает затраты из городского бюджета на $37 млн, а Копенгаген к 2025 году с помощью системы намерен полностью избавиться от выбросов углекислого газа.
Не отстают и прогрессивные российские города. В Санкт-Петербурге, например, уже в первый год после внедрения АПК «Безопасный город» заметно снизилось число правонарушений, а работа городских служб стала более прозрачной. А в Калининграде с внедрением «Безопасного города» «умные» видеокамеры сами ищут преступников, распознают лица, опираясь на полицейскую базу данных, а на городских улицах стоят терминалы с тревожными кнопками «гражданин - полиция».
Но если за рубежом системы «Умный город» и «Безопасный город» находятся на этапе оптимизации, то в России - на этапе создания инфраструктуры. Причем наиболее активны в этом плане территории западной части страны. Дальний Восток в этом смысле пока стоит в стороне. Однако долго так продолжаться не может. Напомним, что в декабре 2014 года была утверждена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», призванного повысить уровень безопасности и качества жизни в субъектах РФ, и рано или поздно с руководства территорий начнут спрашивать о результатах.
…станет ли Приморье первой ласточкой?
В Приморье теме обеспечения безопасности, информатизации среды уделяется большое внимание. В частности, при Торгово-промышленной палате создан специальный комитет по научно-техническим инновациям и высоким технологиям, возглавляемый Константином ВОРОБЬЕВЫМ - директором компании «Акцент», занимающейся системной интеграцией и построением ИТ-инфраструктуры.
В июле комитет провел в ситуационном центре ГО и ЧС Приморского края заседание, на котором обсуждались готовность Приморья к внедрению системы «Безопасный город» и Концепции региональной автоматизации, утвержденным правительством РФ, поиск средств на их реализацию, способы привлечения частных инвесторов. Его тема - «Smart-регион как концепция современного развития городской инфраструктуры и эффективного управления ресурсами, основа повышения эффективности реализации полномочий органами местного самоуправления» - собрала представителей профильных департаментов администрации Приморского края, ведущего регионального интегратора «Акцент», телекоммуникационной компании «Ростелеком», компаний Cisco Systems и IBM - мировых лидеров в области решений безопасных городов и реализации концепции smart в России, Управления МЧС по Приморскому краю и других сторон, заинтересованных в реализации проекта.
«Многие вещи, касающиеся «умного» и «безопасного» города, кажутся сегодня фантастичными и далекими от реальности, общественное сознание на такой уровень пока не поднялось, а мечтать большинству из нас просто некогда. Однако в свете запуска новых федеральных проектов эта тема будет однозначно востребована, - поясняет актуальность заседания председатель комитета по научно-техническим инновациям и высоким технологиям, директор компании «Акцент» Константин Воробьев. - Речь идет не просто о датчиках и камерах видеонаблюдения, а о качественном анализе получаемых с их помощью данных, о способности системы собирать, накапливать, обрабатывать их и на этом основании делать правильные выводы, чтобы грамотно управлять всеми городскими и региональными ресурсами. Ведь не секрет, что регионы сегодня конкурируют друг с другом за ресурс, и в первую очередь - человеческий потенциал, и чем выше уровень безопасности, чем слаженнее взаимодействие между структурами, отвечающими за ее обеспечение, тем охотнее население остается жить и работать на той или иной территории. Наиболее продвинутыми в этом смысле являются Лондон, Барселона и Нью-Йорк, где оцифровано все, вплоть до мусорного бака на улице. В России - Москва, Санкт-Петербург и Татарстан, реализующие отдельные сегменты «Безопасного города». В Приморье с необходимостью внедрения системы «Безопасный город» соглашаются и власти, и ответственные ведомства, но для того, чтобы это самое внедрение состоялось, очень важен конструктивный межведомственный диалог».
Где взять деньги
Руководитель направления IBM’s Smarter Cities в Центральной и Восточной Европе Николай МАРИН и ведущий консультант по решениям Cisco Internet of Things/CSS Олег САЕНКО поделились опытом других российских территорий, уже реализующих систему «Безопасный город».
«Самое сложное - сформулировать требования, которые бы удовлетворили все заинтересованные в проекте стороны; немало споров возникает между силовыми ведомствами: кто определяет доступ к системе, какая информация и в каком объеме должна оставаться закрытой для широкого круга пользователей. Эти и другие вопросы помогает разрешить межведомственная комиссия, предусмотренная законом. Также надо понимать, что факт фиксации того или иного правонарушения или чрезвычайной ситуации - это полдела, наряду с этим должна быть организована схема их устранения и контроля за исполнением. В этом смысле показателен пример Санкт-Петербурга, где главный мониторинговый центр (ГМЦ) принимает запрос об инциденте, создавая учетную запись и передавая его на реализацию в соответствующую структуру, оставляя за собой функцию контроля за выполнением поручения. В результате губернатор, мэр или глава муниципального образования видят четкую картину: что произошло на вверенной им территории, как скоро зафиксировано, насколько оперативно и качественно устранено и с привлечением каких сил. То есть работа всех задействованных в устранении проблемы служб абсолютно прозрачна. Кроме того, на основе получаемой статистики можно делать различные прогнозы, предупреждающие повторение подобных ситуаций.
Участников заседания интересовали конкретные вещи, и прежде всего - ответ на главный вопрос: где взять средства на модернизацию существующей ИТ-инфраструктуры, ведь только создание ЦОДов требует многомиллионных затрат, не говоря о других составляющих системы. Возможно, отчасти вопрос финансирования можно будет решить посредством государственно-частного партнерства. С особенностями нового закона о ГЧП, значительно расширяющего возможности инвесторов, собравшихся познакомил Константин Воробьев.
«На самом деле источников финансирования хватает, - считает ведущий консультант по решениям Cisco Internet of Things/CSS Олег Саенко. - Это и федеральная целевая программа (к слову, те регионы, что оперативно отреагируют на призыв правительства внедрять АПК «Безопасный город», проработают и защитят свои программы, и получат в итоге федеральные деньги). Это и местные бюджеты территорий, заинтересованных в повышении ее привлекательности для населения и инвесторов. Это и частные инвестиции. Оговорюсь сразу, монетизировать «безопасность» сложно, хотя в Москве, например, бюджет города вырос за счет штрафов на 6% и дополнительно столица получила существенную экономию эксплуатационных расходов. А вот на «Умном городе» бизнес может и будет зарабатывать. Таким образом, проект будет интересен предприятиям, создающим рекламные продукты, страховым компаниям, торговым сетям…»
Последних наверняка заинтересует такой сегмент системы, как «Умный автобус»: общественный транспорт оснащается специальными мониторами, на которые выводятся точечные рекламные сообщения о торговых центрах, кинотеатрах и прочих объектах по пути следования маршрута.
Поскольку возможностей у систем «умного» и «безопасного» города крайне много, то и круг потенциальных инвесторов практически не ограничен. И территории, где уже в той или иной степени реализуются эти проекты, успешно привлекают частные инвестиции.
По словам Олега Саенко, в Татарстане проект «Умный и безопасный город Казань» является самоокупаемым и представляет интерес как для частных инвесторов, так и для государственно-частных партнерств. Причем нагрузка на создание инфраструктуры ложится именно на инвесторов. По предварительным расчетам, проект окупится не более чем за 4 года. Его реализация сократит на 80% потери в сфере ЖКХ, на 40% - расходы на освещение города и как минимум на 25% уменьшит число транспортных заторов. Кроме того, в Набережных Челнах один из элементов системы «Безопасный город» создан без привлечения государственных средств и финансируется за счет домофонных платежей. Этот опыт будет распространен на всю территорию Татарстана, и ничто не мешает внедрять его и в других российских субъектах.
Все в руках самих территорий
«Приморье сегодня стоит на пороге решения серьезных, амбициозных задач - в т. ч. речь идет о создании Свободного порта. Это привлечет большие ресурсы - и людские, и материальные, - и вопрос об обеспечении безопасности на территории Владивостока и края приобретет острейшее звучание. Это не только экономический, но и политический момент, и у нас нет времени на раскачку. Поэтому мы не закрываем тему и обязательно вернемся к ее обсуждению», - резюмировал, подводя итоги заседания, вице-президент союза «Приморская торгово-промышленная палата» Михаил ВЕСЕЛОВ.
Итогом мероприятия стала резолюция, обозначившая приоритеты и первоначальные задачи в построении необходимой инфраструктуры для развития проекта и закладывающая основу для будущих бюджетных и частных инвестпроектов, направленных на интеллектуальное наполнение городской среды технологическими решениями, повышающими уровень комфорта и безопасности приморцев. Также участники заседания обратились к власти и курирующим органам с просьбой создать ответственную организацию, в чьи задачи будут входить поддержание диалога между всеми заинтересованными сторонами и координация их действий. А для более широкого освещения темы предложено использовать площадку отраслевой выставки «Дальинфоком».
«Есть ли шансы у сегодняшнего мероприятия вылиться в реальный проект по внедрению системы «Безопасный город» на территории Приморья?» - интересуюсь напоследок у представителя Cisco Internet of Things/CSS Олега Саенко. «Я не вижу никаких препятствий, - отвечает он. - Законом четко определены и координатор этой системы - МЧС и его территориальные подразделения, - и участники межведомственной комиссии, и источники финансирования. Отправной точкой для создания инфраструктуры проекта является оператор связи, и со стороны «Ростелекома» желание участвовать в проекте есть. Департамент информатизации Приморского края в состоянии переложить сформулированные в законе требования на ИТ-технологии и передать на реализацию другим участникам процесса».
«Все зависит от политической воли и желания властей превратить Приморье в территорию опережающего развития, привлекательную для жизни и бизнеса. И, конечно, от того, смогут ли власть и бизнес составить диалог и сделать проект не просто затратным, но рентабельным для всех его участников», - подвел итоги встречи председатель комитета по научно-техническим инновациям и высоким технологиям, директор компании «Акцент» Константин Воробьев.
Власти согласны
«Количество чрезвычайных ситуаций и различных происшествий, несущих угрозу здоровью и жизни людей, масштабные материальные потери для бюджетов российских территорий, не сокращается, и Приморье не исключение, - говорит директор департамента гражданской защиты администрации Приморского края Валентин БАСАРГИН, - только за 2014 год в крае зарегистрирована 21 чрезвычайная ситуация с общей суммой ущерба около 300 млн рублей. А ведь любое чрезвычайное происшествие можно устранить на начальном этапе - при условии оперативного получения информации о нем и своевременного подключения соответствующих служб. Для эффективного решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходима усиленная работа на муниципальном уровне, и внедрение сегментов АПК «Безопасный город» является наиболее эффективным решением по обеспечению как природно-техногенной, так и общественной безопасности.
Основная цель проекта «Безопасный город» - обеспечить максимально быстрое реагирование органов управления муниципального уровня на любые виды чрезвычайных ситуаций и происшествий. Он объединит множество дежурных систем: мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оповещения населения, пожарных сигнализаций, мониторинга ЖКХ, интеллектуального видеонаблюдения и т. д. В итоге единая диспетчерская служба станет интеграционной платформой для всех объектов вышеназванных систем, основой для создания центров оперативного реагирования АПК «Безопасный город» в муниципалитетах. А главное, система позволит не только фиксировать чрезвычайные происшествия и правонарушения, но и предупреждать их».
С мнением коллеги согласна Татьяна ПОТАПОВА, замдиректора департамента информатизации и телекоммуникаций Приморского края: «Безопасный город», «Умный город» - системы нужные и актуальные для региона. Власти вовсю работают над повышением качества жизни приморцев, и IT - это очень эффективный инструмент для решения подобных задач. Реализация концепции региональной информатизации в крае идет полным ходом. В частности, внедрены системы, обеспечивающие взаимодействие органов власти между собой, органов власти и граждан, а также органов власти и бизнеса. «Безопасный город» будет способствовать еще более тесному взаимодействию на уровне отдельных ведомств, повышению общего уровня безопасности населения и объектов инфраструктуры».
Татьяна СУШЕНЦОВА. Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2015 год.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы