Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 22:56 |
|
|
Тема номера
|
Константин БАСЮК, председатель совета директоров ОАО "Хабаровский аэропорт": Мы не стучимся в закрытые двери
Но без развития, строительства новых аэропортовых и аэродромных мощностей, воздушная гавань уже в скором времени могла бы столкнуться с существенными препятствиями при обслуживании пассажиро- и грузопотоков. При условии опережающего развития Дальнего Востока, его интеграции в АТР, объемы будут только расти, считают акционеры аэропорта и уже несколько лет последовательно продвигают и реализуют амбициозные проекты строительства нового аэровокзального комплекса, а рядом - делового и развлекательного комплекса AirCity.
Кризис вносит коррективы в выверенные, казалось, планы, но отказываться от них никто не намерен. Хабаровский аэропорт должен представлять собой современный авиационный комплекс, отвечающий международным стандартам. Эта идея отлично ложится и в планы федерального центра, который в рамках государственной целевой программы приступает к реконструкции взлетно-посадочной полосы и других объектов аэродрома, а частному бизнесу готов предоставить преференции в рамках института территорий опережающего развития (ТОР).
О планах развития главных воздушных ворот региона «Дальневосточный капитал» беседовал с председателем совета директоров ОАО «Хабаровский аэропорт» Константином БАСЮКОМ.
- Константин Владимирович, аэропорт Хабаровск вошел в состав ТОР «Хабаровск». На что рассчитываете, есть ли уже понимание того, как преференции, предусмотренные законом о ТОР, могут повлиять на продвижение ваших проектов?
- В июле, наряду с остальными резидентами, мы заключили соглашения с управляющей компанией ТОР «Хабаровск», в которых прописали все обязательства сторон по реализации проектов. Сейчас мы активно занимаемся первой очередью проектов, вошедших в ТОР, - строительством терминала и гостиничного комплекса. В июле нами зарегистрированы дочерние компании, которые станут резидентами ТОРа.
Первая - «Международный аэропорт Хабаровск», под флагом которого будет реализовываться проект строительства нового терминала и реконструкции привокзальной площади. Мы уже завершили разработку проектной документации, сейчас готовим ее к подаче на государственную экспертизу. Министерство по развитию Дальнего Востока со своей стороны подключается к решению аспектов, тормозящих передачу проекта на государственную экспертизу: нам необходимо решить вопросы с земельными участками на привокзальной площади. В обычном порядке, как вы знаете, процесс занимает длительное время, но благодаря оказываемой поддержке мы рассчитываем на его ускорение. Само строительство терминала планируется начать в 2016 году, а в конце 2018 - начале 2019 гг. он уже должен принять первых пассажиров.
Одним из существенных факторов, который скажется на эффективности нашего проекта, станет предоставление льгот на импорт аэропортового оборудования. Его вес в проекте порядка 25%. Мы сможем воспользоваться еще целым рядом льгот и налоговых преференций, в частности по социальным отчислениям, которые будут способствовать скорейшей реализации наших проектов.
Обнадеживает, что сейчас от общих разговоров мы перешли к конкретике. Минвостокразвития провело совещание со всеми заинтересованными сторонами, где все его участники очень подробно проанализировали каждый проект, разобрали все сложности, определились, в чем будет оказана помощь управляющей компанией. В этом разговоре активное участие принимали представители правительства края и мэрии. Скажу так, началась предметная полевая работа, в ее результативности очень заинтересовано Минвостокразвития, которое создает новые механизмы и глубоко погружается в процесс их реализации. Отрадно, что мы не стучимся в закрытые двери.
Досье «Дальневосточного капитала»: Пропускная способность нового аэровокзала составит 4-4,5 млн пассажиров в год, а уровень обслуживания будет отвечать международным стандартам. Площадь терминала порядка 54 тыс. кв. м. Предполагаемый объем инвестиций - около 6 млрд рублей.
Второй проект - строительство гостиницы. Она будет рассчитана примерно на 200 номеров, площадью порядка 10 тыс. кв. м и станет первым проектом, реализованным в рамках территории AirCity. Рядом с аэропортом появится добротный отель международного среднего ценового сегмента (в российском понимании это уровень 3*+), который будет работать на обслуживание экипажей, пассажиров задерживающихся или стыковочных рейсов и гостей города. Аэропорт находится в городской черте, и мы надеемся, что созданные в гостинице условия будут привлекать клиентов, традиционно предпочитающих размещаться в центре города. Сейчас мы занимаемся проектированием комплекса и параллельно проводим переговоры с международными гостиничными операторами. Строительство планируем завершить в 2018 году.
- Насколько текущая экономическая ситуация и новая, скажем так, идеология развития региона изменили планы? Каким будет проект AirCity?
- Это хороший перспективный проект, так мы к нему по-прежнему и относимся. Начнем со строительства гостиничного и, возможно, выставочного комплексов. Далее, исходя из ситуации, перейдем к торгово-развлекательному. Проект разбит на этапы, нельзя охватить все сразу, будем двигаться шаг за шагом. Но подготовительная работа для большого проекта уже проведена: оформлена в собственность земля, проведено зонирование, обеспечено подведение необходимых инженерных коммуникаций.
Есть нюансы. Если гостиничный комплекс - история для частного инвестора понятная, то при строительстве выставочного комплекса мы рассчитываем на поддержку и со-финансирование со стороны государства. Такого рода объекты во всем мире строятся с участием центральных или местных властей. Этот проект имеет особое значение для региональной и краевой экономики, он станет площадкой демонстрации и продвижения проектов, которые реализуются в регионе, привлечения инвестиций из стран АТР.
Мы готовы рассматривать различные формы государственно-частного партнерства в реализации проекта выставочного комплекса. Тем более правительством принята Концепция развития выставочной деятельности, разрабатывается федеральный закон, будут формироваться целевые программы для создания инфраструктуры в регионах. Поддержка этого проекта есть со стороны региональных и краевых властей. В прошлом году губернатор края Вячеслав ШПОРТ на первом Российско-Китайском ЭКСПО в Харбине высказался за поочередное проведение выставки на китайской и российской территориях. Наш объект позволит создать необходимые условия, чтобы принимать гостей на самом высоком уровне в Хабаровске, и китайские коллеги поддержали эту идею.
- Когда начнутся работы по модернизации аэродромной инфраструктуры? Насколько важно, чтобы они были синхронизированы со строительством аэровокзального терминала?
- Принципиально важно. Мы долго не могли продвинуться в этом вопросе, сроки реализации проекта аэродромного комплекса, который входит в федеральную целевую программу, несколько раз сдвигались. Но теперь есть проект, прошел тендер, выбран подрядчик. До конца 2018 года должна быть проведена модернизация первой взлетно-посадочной полосы и примыкающих рулежных дорожек, реконструирована часть перрона и площадки обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, построены очистные сооружения, новая аварийно-спасательная станция, установлено метеооборудование и еще целый ряд других работ. Объем федеральных инвестиций в проект составит более 8 млрд рублей.
Строительная площадка уже готовится, так что объект федеральной собственности будет продвигаться параллельно с нашим частным проектом.
- Стоимость вашего проекта немалая; какой объем инвестиций компания планирует привлечь от сторонних инвесторов? Кто это может быть, с кем идут переговоры?
- Выступить партнерами в нем выразили желание иностранные инвесторы, с которыми мы уже долго ведем переговоры, утрясаем параметры сделки, готовим акционерное соглашение. Это будет как участие в акционерном капитале, так и заемные средства. В проекте примет участие также АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», с которым мы завершаем проведение юридических процедур по подписанному весной соглашению. Не буду пока раскрывать деталей, но предусматриваются разные варианты, в том числе долгосрочное участие в акционерном капитале. При этом одна из целей Фонда в нашем проекте - обеспечить необходимую доходность инвестированных средств, что определено стандартами его функционирования.
Первое соглашение с Фондом мы подписывали еще три года назад, но оно, скажем так, просто фиксировало его готовность участвовать в проекте и не работало в силу целого ряда причин. Сегодня другой разговор - совпало сразу несколько благоприятных факторов: наш проект находится в высокой степени готовности, к нему есть интерес иностранных партнеров, работы по строительству терминала и реконструкции ВПП будут синхронизированы. Да и сам Фонд развития Дальнего Востока изменился, снят ряд внутренних ограничений, которые не давали ему эффективно функционировать. Надеемся, что он превратится в работающую структуру, институт развития региона.
- Несколько лет назад вы еще вынашивали планы создания Дальневосточного аэропортового холдинга. Они актуальны? Сегодня Сахалин говорит о возможности продажи аэропорта, правительство Камчатского края оформило свою собственность на аэропорт, планирует строительство экстравагантного аэропортового комплекса… Вы продолжаете с ними диалог? Или решили сосредоточиться на Хабаровске?
- Мы сейчас концентрируемся на хабаровском проекте - это однозначно наш приоритет. Но идея создания аэропортового холдинга правильная. Сейчас, вы правы, в ряде аэропортов региона появились конечные собственники, с которыми мы ведем диалог. Но здесь принципиально общее понимание: желание построить избыточные дворцы не всегда совпадает с коммерческой привлекательностью проектов. Инфраструктура должна быть оптимальной и окупать себя. Другого варианта для участия бизнеса нет.
Лариса ЛАРИНА. Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2015 год.
- Почти на 70% выполнен национальный проект по жилью в Приморье
- Приморье – в ТОП-3 регионов России по эффективности внедрения экспортного стандарта
- Юрий Трутнев: До 12 триллионов рублей инвестиций придет на Дальний Восток
- Определиться с профессиональными предпочтениями помогут приморцам на марафоне трудоустройства
- Тетради с легендарным экипажем танка "Алеша" на обложке появятся в школах Приморья
- Тысячи жителей Приморья вышли 20 апреля на субботники
- Политики стран БРИКС ознакомились с павильоном Приморья на выставке "Россия"
- Три природных пожара тушат в Приморье
- Мобильный интернет "разогнали" в заповедном краю Приморья
- "Аква-Ресурсы" станут мощнее