Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 10:25 |
|
|
Тема номера
|
На Дальнем Востоке меняются приоритеты в создании особых экономических зон
В настоящее время в России создано 28 ОЭЗ. Из них 14 - туристско-рекреационные, 6 - промышленно-производственные, 5 - технико-внедренческие и 3 - портовые. На Дальнем Востоке ни одной реально действующей зоны до сих пор нет. Особняком стоит лишь Магаданская особая экономическая зона, которая создавалась в середине 90-х годов прошлого века, чтобы обеспечить выживание территории, экономика которой стремительно падала. Зона сыграла свою роль и даже способствовала созданию в Магадане ряда новых предприятий. Но ее преференции постоянно урезались, и на сегодняшний день ее можно расценивать лишь как социальный проект.
Большинство действующих и вновь создаваемые особые экономические зоны находятся в управлении государственного ОАО «Особые экономические зоны» (ОЭЗ), которое отвечает за строительство инфраструктуры внутри зон. Для этого госкомпания получает деньги из бюджета и входит в капитал управляющей компании той или иной ОЭЗ.
Самыми успешными являются промышленно-производственные зоны, где на каждый бюджетный рубль привлечено три частных. А вот туристско-рекреационные зоны на практике сталкиваются с земельно-имущественными вопросами. «Практика показывает, что Минобороны с колоссальным трудом делится землей, несмотря на участие в этих делах первых лиц государства. Нет основания думать, что оно с легкостью расстанется с землей и в данном случае. А если не будет решен земельный вопрос, все остальное повисает в воздухе. Необходим климат благожелательности, а его пока нет», - говорит спикер Законодательного собрания Приморского края Виктор ГОРЧАКОВ.
Досье «Дальневосточного капитала»: Особая экономическая зона - ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Промышленно-производственная зона (ППЗ): часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. Технико-внедренческая зона (ТВЗ): территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ - технопарки, технополисы. Туристско-рекреационная зона (ТРЗ): территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма. Портовая (логистическая) зона (ПОЭЗ): находясь в непосредственной близости от основных транспортных путей, логистические ОЭЗ могут стать площадкой для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставления логистических услуг, а также базой для новых маршрутов.
На практике получить статус резидента очень просто. Следует подать заявку на получение статуса резидента, бизнес-план и комплект необходимых документов в ОАО «ОЭЗ». Защитить инвестиционный проект на Наблюдательном совете, а затем на Экспертном совете. Заключить трехстороннее соглашение с Минэкономразвития и ОАО «ОЭЗ» о ведении деятельности на территории ОЭЗ. Но желающие получить преференции в очереди не стоят.
По словам замминистра экономического развития Олега САВЕЛЬЕВА, несмотря на то что проект с ТРЗ на острове Русском пока не пошел, власти Приморья ищут пути его переформатирования.
«Во время подготовки к саммиту АТЭС там (на острове Русском. - Прим. авт.) была создана туристско-рекреационная зона. Это решение было направлено на то, чтобы не пустить на эту землю никого лишнего: получение земли должно было согласовываться с федеральным центром. Сейчас власти Приморского края готовы за свой счет искать компанию-интегратор, которая могла бы разработать модель развития этой ОЭЗ», - отмечал Олег Савельев.
Портовые зоны пока тоже не идут. Сегодня их три - Мурманск, Хабаровск, и Ульяновск (последняя - аэропортовая). ПОЭЗ в Советской Гавани номинально действует с 2009 года, и до сих пор в нее официально не вошел ни один резидент. Российских инвесторов отталкивает низкая пропускная способность железной дороги по направлению в Совгавань, а иностранные готовы войти в проект только в обмен на допуск к управлению ОЭЗ, как, например, группа компаний из китайской провинции Ляонин, объявившая в прошлом году, что может вложить $150 млн в зону при условии получения 25% капитала управляющей компании. О дальнейшей судьбе инициативы ничего не известно.
«В Мурманске зона не развивается по многим причинам, в том числе по нежеланию самого субъекта. Мы с Минэкономразвития едины во мнении - закрыть. В Хабаровске есть ряд сдерживающих факторов, например пропускная способность БАМа. Заявлено, что железная дорога будет построена к энному году, но зону-то мы создаем сейчас. Если мы берем инвестора, то вынуждены будем подписаться под обязательствами за год-два обеспечить инфраструктурой. А мы этого сделать не сможем. Но Хабаровск мы в любом случае будем развивать. Планируем расширить его до порта Ванино, который станет особой экономической зоной. Но решение пока не принято. Плюс нам интересен Дальний Восток как таковой. Мы работаем с азиатскими компаниями по созданию производственно-промышленных зон в сфере АПК», - говорил гендиректор ОАО «ОЭЗ» Виктор ТРЕТЬЯКОВ.
В перспективе Минэкономразвития предлагает отказаться от деления зон по типам деятельности. То есть на территории одной ОЭЗ смогут располагаться резиденты, занимающиеся различными видами деятельности: кто-то занимается технико-внедренческой, кто-то выпускает конкретную продукцию и т. д. Это связано с запросами прежде всего автопроизводителей, которые хотят размещать инженерный центр там, где они создают производство, а именно - на территории промышленно-производственной ОЭЗ. Сейчас они не могут это сделать, так как инженерные центры могут размещаться только на технико-внедренческих ОЭЗ.
«Мы стали более ответственно подходить к созданию ОЭЗ. Даже с имиджевой точки зрения вредно создавать экономическую зону, где долгое время ничего не будет происходить. Все подготовительные процедуры пытаемся проводить до непосредственного создания ОЭЗ, чтобы к началу активной деятельности были готовы соответствующие решения правительства и направлялись средства», - говорит Олег Савельев.
Наиболее далеко в реализации ОЭЗ на Дальнем Востоке продвинулась группа «Соллерс». Группа уже имеет эффективно работающее сборочное автопроизводство во Владивостоке и в этом случае просто хочет получить дополнительные преференции.
«Со стороны края предусмотрены инвестиции около 395 млн рублей, и со стороны федерального бюджета - столько же. Работа над проектом продолжается. Думаю, в середине (текущего) года должны уже выйти на постановление правительства», - заявил губернатор Приморья Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ.
Планируется, что резидентами особой экономической зоны станут производители автокомпонентов. Управлять зоной будет компания, созданная «Соллерсом». «Для автокомпонентщиков ведь очень важно иметь логистическую близость с заводом: современные автопроизводители не работают со складами. Плюс у генерального директора «Соллерса» Вадима ШЕВЦОВА есть мысль экспортировать избыток автокомпонентов, а рядом с заводом как раз есть причальная стенка», - отметил губернатор.
На Дальнем Востоке в перспективе может появиться и агропромышленная особая экономическая зона. Емкость азиатских рынков продовольствия очень велика, и выращенная на Дальнем Востоке продукция с легкостью найдет покупателя, полагает Савельев.
Инициатором создания агропромышленной ОЭЗ выступает банк «Хоккайдо». Сейчас банк формирует пул инвесторов из японских компаний и готовит конкретные предложения по созданию ОЭЗ в Хабаровском и Приморском краях: Амурская область неудобна логистически.
Стоит отметить, что часть льгот, прилагаемых к ОЭЗ, и без того доступна инвесторам. Например, согласно недавним поправкам в налоговое законодательство, ставкой налога на прибыль в размере 10% на Дальнем Востоке уже могут пользоваться инвесторы в крупные гринфилд-проекты на шестом-десятом году инвестиций (первые пять лет власти региона могут снизить для них ставку с 18% до нуля, федеральная часть ставки в размере 2% также обнуляется). Однако о создании на Дальнем Востоке новых производств по данной схеме пока ничего не известно.
Олег КЛИМЕНКО. Журнал "Дальневосточный капитал", февраль, 2014 год.
- "Арктический гектар" получит льготы
- Арктика устремлена в будущее
- Надводные процедуры
- "Мы вычистим наш лес"
- Мишустин выступил за доступность цен на электроэнергию
- Компании, организующие северный завоз, поручено поддержать
- Госдума рассмотрит смягчение требований к предоставлению земли в ДФО
- Условия "гектарной" ипотеки под 2% могут упростить
- Регионам Сибири и ДФО выделят 1,7 млрд руб на восстановление дорог
- Холодные деньги