Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 02:58 |
|
|
Тема номера
|
Олег Скуфинский: В ДФО у нас объемная повестка дня и жесткие сроки по определению площадок территорий опережающего развития
От министерства ждали революционных идей, которые бы могли существенно повысить конкурентоспособность продукции дальневосточных предприятий на международном рынке. «Я предложил представить максимально продвинутые, если хотите, радикальные предложения на сей счет, потому что все иные предложения просто не сработают. Мы понимаем, насколько сильна там конкуренция и с кем нужно будет конкурировать», - подчеркнул глава правительства, предворяя доклад «новых дальневосточников».
О том, какими могут и должны быть ТОРы, «ДК» разговаривал с заместителем министра по развитию Дальнего Востока Олегом СКУФИНСКИМ.
- Олег Александрович, что такое все-таки территория опережающего развития?
- Проект закона, подготовленного командой Минвостокразвития, определяет их как территории, на которых установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Это не какой-то огороженный анклав, но это компактная территория, ядром которой будет производство, причем главным образом нацеленное на экспорт продукции в страны АТР. Это принципиальное положение, поскольку рассчитывать на заявленные темпы развития - за десять лет удвоить ВРП - можно лишь создавая производства с высокой добавленной стоимостью и востребованные рынком. Спрос внутреннего рынка весьма ограничен: на Дальнем Востоке невелико население, а Центральная Россия отделена большим транспортным плечом, что сильно удорожает конечную цену дальневосточной продукции.
Мы анализировали структуру импорта и динамику спроса стран АТР и пришли к выводу, что мы можем реально побороться за эти рынки, разместив на своей территории предприятия, ориентированные на экспорт в эти страны. Это выглядит, может быть, слишком смело, но расчеты показывают, что если мы займем даже 0,2% этого гигантского рынка, заметим, расположенного рядом с нашими границами, то сможем обеспечить совсем другие темпы развития и качество жизни в регионе.
- На самом деле, вопрос есть: мы долгое время ориентировались на сырьевой экспорт и сегодня «пробиваем» именно эти ниши - продажа углеводородов, угля, леса, рыбы и т.д. Именно с этим ресурсом низкой степени переработки нас готовы принимать в странах АТР, перерабатывать его они хотят сами, создавая на своей территории рабочие места. Каковы наши шансы здесь?
- До недавнего времени в торговле со странами АТР мы, действительно, реализовывали сырьевую повестку. Это был наш выбор. Почему? - другой вопрос. По нашему мнению, если мы выйдем на рынок с качественной конкурентоспособной продукцией высокого передела, она найдет спрос. Сегодня есть масса примеров, когда при определенной поддержке целый ряд предприятий, уже работающих в регионе, могут существенно расширить свою экспортную нишу. Недавно вместе с полпредом президента РФ в ДФО - вице-премьером Юрием ТРУТНЕВЫМ мы побывали в Якутии, где речь шла о необходимости разработки новой стратегии развития алмазной отрасли. Она должна иметь большую локализацию, в регионе должно быть организовано больше гранильных производств. Поручено проработать вопрос создания в республике алмазной биржи.
В этом же регионе мы обстоятельно пообщались с менеджментом завода по производству композитных материалов из базальтового волокна (ровинга). Это республиканский инвестиционный проект, который с точки трения производственной, технологической успешно растет: увеличивается ассортимент инновационной продукции, сегодня здесь выходят на композитные материалы, которые имеют широкий спектр применения в строительной отрасли. Интерес к этой продукции проявляют корейские партнеры.
Масса примеров в агропромышленной отрасли. Учитывая, что тема производства экологически чистых продуктов питания становится все более актуальной, у наших аграриев открывается масса возможностей. К примеру, если мясную продукцию, произведенную на Камчатке, покупают в Японии, то стоит подумать над тем, как помочь российскому экспортеру расширить свой зарубежный рынок сбыта. Подобных примеров множество.
И если говорить о наших шансах, то они многократно вырастают, если мы создадим условия для ведения бизнеса более привлекательные, чем сегодня есть у наших соседей в странах АТР. Здесь ничего не изобретаем, мы обстоятельно изучали лучшие практики с разных точек зрения (налогообложения, администрирования, тарифов и т.д.) и увидели, что Китай, Республика Корея, Сингапур, Япония, Канада, добиваясь успеха, шли одним путем: создавали особые условия ведения бизнеса, концентрировали ресурсы в точках роста. Продуктивный опыт есть и в России - это Калуга, Липецкая область, Татарстан, ряд других российских территорий, сумевших построить эффективную модель развития, которая опирается на инновационную, а не на сырьевую экономику. Ядром этой политики является квалифицированная административная команда, ориентированная на создание лучших условий для ведения предпринимательской деятельности.
Увеличивает шансы и приход на территории опережающего развития иностранного инвестора. С ним в регион идет трансфер технологий, что считаю крайне важным, поскольку мы во многих отраслях имеем существенное технологическое отставание. Плюс к этому такой инвестор, как правило, уже имеет своих потребителей у себя в стране.
- О каких особых условиях идет речь? До какой степени они могут быть революционными?
- Проект ФЗ предусматривает широкий спектр этих условий, включающий особый режим землепользования. Будут установлены льготные ставки арендной платы, налоговые льготы и льготы по страховым платежам. Предполагаются особый режим государственного и муниципального контроля, льготное подключение к объектам инфраструктуры ТОР. По нашему мнению, таможенные процедуры для резидентов ТОР должны осуществляться в режиме особой таможенной зоны, необходимо установить технические и санитарные регламенты наиболее развитых стран ОЭСР. И очень важно - необходимо создать условия, чтобы инвестор мог привлекать квалифицированный трудовой персонал в ускоренном и льготном порядке. Совокупность этих мер должна создать условия для предпринимательской деятельности лучше, чем в Сингапуре - признанном мировом лидере в этом вопросе.
- Практически все, о чем вы говорите, тянет за собой масштабные изменения большого перечня законодательных актов, в том числе Налогового, Бюджетного, Земельного и пр. кодексов, принятия целого ряда подзаконных актов. Это в российских условиях чревато большой потерей времени. Когда вообще вы рассчитываете увидеть плоды своей работы?
- Вопрос может быть решен путем принятия специального закона. Подобная практика очень хорошо себя зарекомендовала при подготовке Владивостока к саммиту АТЭС и к Олимпийским играм в Сочи. Удалось существенно сократить административные процедуры - это работает. Проект закона, разработанный совместно с другими министерствами и ведомствами, создает возможности изъятия из законодательства РФ в отношении ТОРов ряда норм.
К 1 июля мы должны сформировать список площадок, которые подходят под размещение ТОР. Эта работа идет в тесном взаимодействии с региональными властями. Из 400 предложенных на первоначальном этапе площадок отобрано 23. Вместе с региональными коллегами мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами, формируем список проектов, которые могут быть запущены на первом этапе.
Задача ведь стоит не размазывать небольшие бюджетные ресурсы - нужно обеспечить старт тех проектов, где мультипликативный эффект будет максимальный. Например, в пропорции: на рубль бюджетных средств - 8 рублей инвестиционного ресурса. Сегодня мы уже имеем действительные хорошо проработанные проекты, с которыми можно начинать формирование ТОР.
У нас объемная повестка дня и жесткие сроки для принятия необходимых решений. Задача ускоренного развития региона сформулирована в обращении президента к Федеральному Собранию и оформлена в качестве поручений председателя правительства. Она касается всех министерств и ведомств, региональных властей. Мы работаем со своими коллегами в правительстве, кто-то идет навстречу, кто-то пока не согласен с такой повесткой, но мы активно отстаиваем свои позиции.
На последнем совещании при председателе правительства принято решение о наделении Министерства по развитию Дальнего Востока дополнительными полномочиями, связанными с согласованием в установленном порядке проектов государственных и федеральных программ. Среди них - согласование инвестиционных программ по развитию инфраструктуры, реализуемых госкорпорациями, разработка мер по стимулированию экспорта товаров, полномочия собственника в отношении отдельных видов имущества, составляющих государственную казну, и т.д. Это позволит добиваться учета приоритета развития макрорегиона во всех программах, осуществляемых на территории России. Мы активно взаимодействуем с депутатским корпусом и видим его готовность оперативно работать над законом «О территориях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока».
Следующая задача - сформировать институты развития. Речь идет о формировании в этом году ОАО «Дальний Восток», которое будет выполнять девелоперские функции, АНО «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта». Особое место в этой системе займет «Агентство по развитию человеческого капитала». Совсем в другом формате должно работать ОАО «Фонд развития Дальнего Востока».
Параллельно вместе с региональными администрациями, Агентством стратегических инициатив, бизнес-сообществом ведется масштабная работа по улучшению инвестиционного климата. Но нужно понимать, что вся эта работа не даст мгновенного результата. Вначале необходимо построить систему, обеспечить ее функционирование, создать те самые особые условия предпринимательской деятельности, заинтересовать инвесторов.
Лариса ЛАРИНА. Журнал "Дальневосточный капитал", апрель, 2014 год.
- "Арктический гектар" получит льготы
- Арктика устремлена в будущее
- Надводные процедуры
- "Мы вычистим наш лес"
- Мишустин выступил за доступность цен на электроэнергию
- Компании, организующие северный завоз, поручено поддержать
- Госдума рассмотрит смягчение требований к предоставлению земли в ДФО
- Условия "гектарной" ипотеки под 2% могут упростить
- Регионам Сибири и ДФО выделят 1,7 млрд руб на восстановление дорог
- Холодные деньги