Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 22:59 |
|
|
Тема номера
|
Севморпуть в ожидании "ледовых шатлов"
Доклад Пегина, обосновывающий необходимость создания Национальной арктической транспортной линии (НАТЛ), прозвучал в ходе заседания Совета по Арктике и Антарктике, посвященного перспективам развития Севморпути. И, судя по дискуссии, нашел поддержку среди сенаторов, чиновников, ученых и бизнесменов.
Более того, члены Арктического совета предложили правительству страны «обозначить» орган госвласти, ответственный за данный инфраструктурный проект, и создать Единого оператора арктической транспортной линии, наделив его «полномочиями с привлечением как бюджетных средств, так и частных». Другое пожелание: «определить возможные источники финансирования проекта»… По некоторым оценкам, на создание НАТЛ потребуется порядка 60 млрд рублей.
Что же это такое - НАТЛ? С точки зрения Николая Пегина и его коллег, суть проекта в консолидации грузов в узловых портах-хабах, которыми призваны стать Мурманск и Петропавловск-Камчатский, для последующей транспортировки по СМП на «ледовых шатлах» с использованием ледоколов или атомных лихтеровозов. Доставка грузов из других регионов для перевалки на «шатлы» в портах-хабах может осуществляться контейнеровозами более значительной вместимости и без ледовых подкреплений, что должно обеспечить конкурентную стоимость арктических перевозок.
В результате, по мнению экспертов, востребованность НАТЛ будет расти - прежде всего за счет перераспределения грузопотока с существующих маршрутов между Азией и Европой (совокупный объем - 19 млн TEU).
Особые надежды на Китай с его долей свыше 8 млн TEU, который вроде бы намерен осуществлять через Севморпуть до 15% внешней торговли в течение 10-15 лет (это порядка $350 млрд товарооборота). Китайцы, кстати, уже используют СМП, перевезя по нему более 900 тыс. тонн груза за последние пять лет.
Усиление грузопотока ожидается и благодаря росту собственной грузовой базы ДВ, которая, как полагают в Минтрансе РФ, за шесть лет увеличится на 50% по отношению к нынешним показателям, достигнув 200 млн тонн.
Дело за «малым» - организовать такую линию. На заседании Арктического совета был очерчен широкий круг задач, которые необходимо для этого решить.
В частности, требует дальнейшего развития портовая, логистическая, навигационная и прочая инфраструктура по всей акватории Севморпути. На текущий момент ни Мурманск, ни Петропавловск-Камчатский не обладают возможностями порта-хаба.
Кроме того, для обеспечения регулярности и доступности ледокольной проводки нужно строить новые ледоколы. Востребованы также арктические контейнеровозы с ледовым классом не ниже Arc7 или же атомные суда, способные перевозить не менее 2000 TEU за рейс и осуществлять при этом ледокольную проводку караванов.
Увы, наш флот пока имеет только одно подобное судно - это атомный лихтеровоз «Севморпуть». Именно его предложено задействовать в первом экспериментальном рейсе по маршруту будущей Национальной арктической транспортной линии.
Государственное предприятие «Атомфлот», которому принадлежит лихтеровоз, готово провести эксперимент уже в октябре-декабре 2016 года - при условии, что правительство России включит Петропавловск-Камчатский в Перечень морских портов, куда разрешаются заходы судов с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками. Общая стоимость кругового рейса Мурманск - Петропавловск-Камчатский (без обратной загрузки) - Мурманск продолжительностью 35 суток составит примерно 105 млн рублей.
Участники обсуждения в Совфеде с оптимизмом отметили, что многие из обозначенных ими проблем уже начинают решаться. К примеру, комплексный проект развития Севморпути, утвержденный правительством России летом 2015 года, предусматривает развитие 17 портов и меры по навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому, аварийно-спасательному обеспечению судоходства в акватории СМП, а также меры по разработке и строительству морской техники, систем и средств связи. Предполагается, что через 15 лет ежегодный грузопоток через Севморпуть достигнет 80 млн тонн, против 4 млн тонн грузов сегодня.
Сергей АКУЛИЧ. Журнал "Дальневосточный капитал", февраль, 2016 год.
- "Арктический гектар" получит льготы
- Арктика устремлена в будущее
- Надводные процедуры
- "Мы вычистим наш лес"
- Мишустин выступил за доступность цен на электроэнергию
- Компании, организующие северный завоз, поручено поддержать
- Госдума рассмотрит смягчение требований к предоставлению земли в ДФО
- Условия "гектарной" ипотеки под 2% могут упростить
- Регионам Сибири и ДФО выделят 1,7 млрд руб на восстановление дорог
- Холодные деньги