Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 02:14 |
|
|
Тема номера
|
В модернизацию БАМа планируется вложить 562 млрд рублей
У правительства сомнений нет
Президент России в режиме телемоста дал старт строительству новой ветки Байкало-Амурской магистрали.
Следуя традициям, на центральном участке будущего железнодорожного пути было уложено «серебряное звено». Рельсы на перегоне Таксимо-Лодья стали исторической точкой, с которой началось строительство второй линии БАМа. Почетной стыковкой руководил Евгений СОЛНЦЕВ - успешно справившись с объектами олимпийского Сочи, он возглавил теперь стратегически важный для державы магистральный проект.
Вместе с Владимиром Путиным за торжественным событием наблюдали участники юбилейного концерта в Тынде. Здесь собрались многочисленные гости, чтобы вместе встретить 40-летний юбилей БАМа. Специальный поезд из Хабаровска привез к праздничной дате из путешествия по станциям легендарного пути ветеранов-железнодорожников, работников Дальневосточной магистрали, артистов и представителей СМИ. В ходе следования эстафетный состав совершал остановки на знаковых станциях БАМа. Здесь проходили юбилейные торжества для местных жителей. Самый яркий гала-концерт состоялся в Тынде. Его украсили творческие выступления агитбригад. Народные таланты из подразделений железных дорог, а также учащиеся железнодорожных университетов и колледжей накануне стали лауреатами фестиваля искусств «40 лет БАМу». И в юбилейный день они щедро делились искорками победного настроения и задора с публикой.
Теплый отклик в сердцах строителей, ветеранов, нынешних работников магистрали получили поздравительные слова президента страны.
- Начало строительства БАМ-2 пусть станет подарком для всех, кто вложил силы в легендарную магистраль. БАМ был большим вызовом для страны, - сказал в своей приветственной речи Владимир Путин. - Работа требовала огромного напряжения сил от всего государства и, безусловно, прежде всего, от тех людей, которые там трудились. Безусловно, они совершили подвиг!
Глава государства отметил и то, что в сложные 90-е годы работники железнодорожной отрасли во многом спасли экономику страны, не дав ей рухнуть.
- Это по-настоящему еще даже не оценено, - подчеркнул президент в разговоре с ветеранами БАМа. - Решение социальных проблем строителей магистрали - моральный долг государства, и этот вопрос не будет забыт. Он важен и с материальной, и с моральной точки зрения. Страна перед вами в долгу. Мы все знаем и над решением этой проблемы будем работать.
Видеообщение с президентом в юбилейный день шло на полном позитиве. Новоселы недавно отстроенного микрорайона Таежного смогли поблагодарить за новые дома. Юный житель Тынды, занимающийся борьбой, попросил построить крытый спортивный комплекс. Глава государства пообещал посодействовать и в решении этого вопроса.
А больше всего радовало всех очевидцев начало новой эпохи БАМа и то, что у легендарной магистрали наконец, открылось второе дыхание.
- Сейчас стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает, - сказал глава государства. - Мы ведем работу над тем, чтобы расширять возможности БАМа. Сейчас в его перспективности никаких сомнений у правительства нет, - подчеркнул президент.
Досье «Дальневосточного капитала»: БАМ, протяженностью в 4300 км, считается одной из самых длинных железнодорожных магистралей в мире. Трасса проходит через 6 горных хребтов, пересекает 6 судоходных рек. На ее пути построено 2230 мостов и 8 тоннелей, более 200 станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков.
Дальневосточный резерв
Главная проблема современного БАМа - медленное освоение прилегающих территорий. В зоне привязки к магистрали до последнего времени в промышленных объемах эксплуатировались только отдельные месторождения угля, железной руды и минерально-строительных материалов. Пропускная способность БАМа составляет около 16 млн тонн в год. Сегодня перевозится по трассе около 12 млн тонн грузов.
Между тем специалисты призывают думать о перспективах и строить вторую БАМ, прокладывать еще один путь на северном широтном ходу. Модернизированная магистраль сможет пропускать до 100 млн тонн грузов в год. Так будет создан дальневосточный резерв на будущее.
Новый импульс БАМа
Северный широтный экономический пояс, основой которого является БАМ, обладает огромным потенциалом. По разнообразию и размерам запасов природных ресурсов этот регион не имеет мировых аналогов. По мере разработок все новых месторождений, реализации новых инвестиционных проектов стало понятно, что крупнейшая железнодорожная магистраль в ближайшем будущем не справится с увеличивающимся потоком грузов.
К примеру, в Амурской области, по словам губернатора Олега КОЖЕМЯКО, готовы принять инвесторов порядка десяти месторождений, прилегающих к БАМу. В регионе создается новая отрасль полного цикла - черная металлургия. В Амурской области вышел на проектную мощность Олекминский ГОК, в Еврейской автономной области строится Кимкано-Сутарский комбинат. В 2015 году в области начнется строительство Гаринского ГОКа. Кластер обеспечит ежегодную загрузку Транссиба более чем на 10 млн тонн. С пуском в 2017 году Дальневосточного металлургического комбината по производству инновационной продукции - железа прямого восстановления - география транспортировки грузов расширится. Сегодня перспективы БАМа уже напрямую связаны со строительством новых участков дороги к месторождениям в Якутии и развитием портов Ванино и Советская Гавань. Здесь к 2020 году за счет активного строительства портовых мощностей ожидается дальнейшее увеличение железнодорожных перевозок не менее чем в полтора раза.
Развитие российского Дальнего Востока все больше ориентируется на рынок стран АТР. В целом мировая экономика во многом взаимосвязана с Китаем. В этой связи растет востребованность железных дорог Дальнего Востока, прогнозируется увеличение экспортно-импортного товарооборота.
- Китайские железнодорожники стали для нас стратегическим партнером, они рассматривают идею развития БАМа и Транссиба как северный рукав нового широкого пути, - подчеркивает глава РЖД Владимир ЯКУНИН.
Олимпийский опыт
Активная проработка стратегии развития магистрали началась еще в 2000-е годы. Вместе с другими мероприятиями по развитию путевой инфраструктуры, в декабре 2012 года был сдан в эксплуатацию новый Кузнецовский тоннель. Реконструкция, которая проводилась ОАО «РЖД», позволила увеличить грузоперевозки. Однако сегодня есть четкое понимание, что для решения задач БАМа нужна глобальная и комплексная модернизация.
Досье «Дальневосточного капитала»: К 2017 году планируется увеличить пропускную способность БАМа в 2 раза, с 16 до 32 пар поездов в сутки, для чего необходимо построить и реконструировать порядка 500 км вторых путей, 90 станций, 47 разъездов, 680 км линий автоблокировки, 350 км контактной сети, 19 тяговых подстанций, 85 мостов и построить новый Байкальский тоннель.
- Нам необходимо проложить новые пути, построить дополнительные разъезды, отремонтировать станции, позаботиться о современном тяговом составе. Тридцать новых локомотивов на БАМ уже поступили, прибудут еще, - отметил Владимир Якунин на совещании в Тынде.
Еще одна острая проблема волнует главу РЖД - дефицит кадров.
- У нас есть система мотивации: жилье, зарплата, льготы, подъемные выплаты для специалистов, которые едут работать в регионы БАМа. Наши строители собираются работать с полной отдачей и энтузиазмом, как и на строительстве железнодорожных путей для Олимпиады, - убежден Якунин.
Однако сегодня все понимают, что на современном БАМе дело пойдет уже без комсомольской романтики. Потребуются серьезные финансы.
В модернизацию БАМа планируется вложить 562 млрд рублей, из которых 302 млрд рублей готовы взять на себя РЖД, остальные 260 млрд рублей потребуются от государства, в том числе 150 млрд - из Фонда национального благосостояния.
БАМ обладает мощным мульпликативным эффектом. Его индустриальная база станет локомотивом роста для многих отраслей экономики. Прогнозируются создание 26 тыс. новых рабочих мест и более 14 млрд рублей ежегодного прироста налогов в бюджеты всех уровней. Благодаря электрификации Байкало-Амурской магистрали и созданию энергоемких производств будет востребована избыточная в настоящее время электроэнергия, вырабатываемая в Амурской области. Модернизация и расширение БАМа существенно изменит облик Дальнего Востока и укрепит экономический каркас региона.
Юлия КИКАХИНА. Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2014 год.
- "Арктический гектар" получит льготы
- Арктика устремлена в будущее
- Надводные процедуры
- "Мы вычистим наш лес"
- Мишустин выступил за доступность цен на электроэнергию
- Компании, организующие северный завоз, поручено поддержать
- Госдума рассмотрит смягчение требований к предоставлению земли в ДФО
- Условия "гектарной" ипотеки под 2% могут упростить
- Регионам Сибири и ДФО выделят 1,7 млрд руб на восстановление дорог
- Холодные деньги