Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 02:07 |
|
|
Тема номера
|
Спасительные флажки власти расставляли на совещании в Якутске
В данном случае президент вместе с китайским коллегой заместителем премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли дали старт строительству самого мощного на настоящий момент российского проекта. Сварен первый стык газопровода «Сила Сибири». Проект колоссальный, но этого мало, чтобы выполнить поставленные президентом задачи опережающего развития региона. И даже запущенный в июле этого года еще один капиталоемкий проект - строительство второго БАМа и реконструкция Транссиба - кардинально ситуацию в регионе не изменит. Нужны десятки проектов частных инвесторов.
Очевидны акценты, которые сделаны президентом на совещании, - это развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, создание благоприятных условий для инвесторов. И, может быть, не для всех очевидный - создание на Дальнем Востоке территорий опережающего развития (ТОР).
Проекты обозначили нужды
Министры на совещании в Якутске играли, похоже, второстепенную роль. За исключением министра по развитию Дальнего Востока Александра ГАЛУШКИ, которому слово дали первым. Главное для президента было все-таки понять, на кого можно рассчитывать в ближайшей перспективе, какие частные проекты могут сработать эффективно и что для этого нужно.
Помимо «Газпрома» расчет делается, естественно, на «Роснефть». Как говорится, это наше все. Глава нефтяного гиганта Игорь СЕЧИН по просьбе президента был краток, однако успел доложить о многом. Во-первых, о том, что шансы на увеличение добычи нефти в регионе стабильно велики. К 34 млн т нефти, которые компания уже берет из недр на суше и на шельфе Дальнего Востока, должны прибавиться еще 30 млн т. Ресурсная база та же - Сахалин и Восточная Сибирь с Якутией. Но не только. Более 112 млрд рублей компания намерена в ближайшие четыре года инвестировать в геологоразведку на шельфе Охотского моря (магаданские проекты), Восточно-Сибирского и Чукотского морей.
Но нефтяники переставляют акценты и на переработку - проекты Дальневосточного СПГ (Сахалин) и Восточного нефтехимического комбината (ВНХК, Приморский край, Находка). По словам главы «Роснефти», уже практически согласована первая очередь проектов по ВНХК с общим объемом инвестиций в районе 500 млрд рублей.
О конкретных суммах, которые компания ожидает в поддержку своих проектов из федерального бюджета, Игорь Сечин вслух не говорил, но просил ускорить выполнение уже данного президентом поручения по предоставлению компании государственной поддержки для обеспечения рефинансирования и продолжения инвестпроектов.
Глава «Национальной нефтехимической группы» Николай САБИТОВ рассказал о проекте строительства крупного комплекса по переработке природного газа в продукты с высокой добавленной стоимостью: минеральные удобрения и химическую продукцию (аммиак, карбамид и метанол). Только первая очередь проекта обойдется в 240 млрд руб. Нужна самая малость - компания подала заявку на финансирование строительства объектов внешней инфраструктуры в размере 17 млрд рублей за счет бюджетных средств.
Председатель совета директоров компании ОАО «ЕВРАЗ» Александр АБРАМОВ, знакомя участников совещания с проектами своей компании, говорил о том же - государственном участии в создании инфраструктуры, в частности о строительстве ЛЭП из Омсукчана (Магаданская область) до Билибино (Чукотка), что принципиально важно для крупнейшего проекта компании на Чукотке - строительства Баимского ГОКа на месторождении меди и золота, где планируется создать до 10 тыс. рабочих мест. Момент, по мнению Александра Абрамова, государственный.
Президент, в свою очередь, вернул внимание бизнесмена к проекту металлургического предприятия, который компания планировала строить на базе месторождения железной руды в Якутии и отказалась это делать в силу неважных рыночных перспектив его продукции, сложившихся три года назад. Договорились в проект вдохнуть новую жизнь, ведь государство в него уже вложилось, поучаствовав деньгами Инвестиционного фонда в разработке проектной документации для создания инфраструктуры Южно-Якутского промышленного комплекса.
Не фантастика
«Отличником» на совещании выглядел генеральный директор ОАО «СОЛЛЕРС» Вадим ШЕВЦОВ. Проект создания автомобильного производства во Владивостоке Владимир Путин поддержал лично сам. И компания конвертировала эту поддержку в весомый экономический эффект для региона. По словам Вадима Шевцова, сегодня этот проект обеспечивает 70% индекса промышленного производства в Приморском крае, на конвейере уже семь марок автомобилей с общим годовым производством 77 тыс. авто.
«Знаете, японцам так нравится работать на Дальнем Востоке и во Владивостоке, что они предложили сделать двигательный завод для экспорта в Китай и в Японию. Объемы - более 50 тысяч, - поделился Вадим Шевцов. - Это завод полного цикла двигателей «Мазда», которые идут для всех марок автомобилей. Соответственно, мы сейчас начинаем данную инвестицию. И компетенции, которые у нас после этого останутся, нужно тиражировать, потому что компетенций с точки зрения даже управления двигателями в России мало, а это для нас, конечно, большой рывок вперед, тем более на Дальнем Востоке. Повторяю, что это сто процентов экспорта в Китай и Японию».
Глава «Соллерса» уверен, что возможность создания высокотехнологичных экспортоориентированных проектов на Дальнем Востоке (на что нацелено Минвостокразвития) вовсе не утопия, а доказанная реальность. Субсидии, которые получает его предприятие на транспортировку собранных автомобилей в центральную часть России, окупятся для бюджета уже в 2017 году, а к 2020 году «поток в виде налогов, которые генерят в этот кластер, будет почти 200 млрд».
Уже в сентябре, по словам Вадима Шевцова, в соответствии с вышедшим постановлением правительства о создании особой экономической зоны во Владивостоке, «мы планируем подписать соответствующее соглашение и видим уже 100 млрд инвестиций резидентов в особой экономической зоне, плюс программа импортозамещения. Считаю, что здесь мы тоже можем помочь в рамках особой экономической зоны, потому что у нас есть опыт работы с иностранными партнерами. Они в нас верят, готовы с нами делать совместные предприятия, мы можем здесь, по сути, тиражировать автомобильный опыт на машиностроительные и другие отрасли».
Деньги переделить
Успешность проекта «Соллерса» действительно спорит со скептиками - организация современных, генерирующих все новые производства проектов, возможна. Но только с государственной поддержкой и не обязательно с прямым финансированием.
Тут самое время вспомнить про ТОРы, 14 площадок для которых, по словам министра Александра Галушки, уже отобраны.Теперь позарез нужен закон, который уже в осеннюю сессию должен быть внесен в Госдуму.
«Этот процесс нужно завершать, и завершать быстро, иначе новый закон повиснет в воздухе… если у нас не будет понимания того, что это за территории, где они находятся и как с ними работать», - подчеркнул Владимир Путин.
Но даже если закон будет принят, как говорится, смотри пункт «А», - нужны деньги. По словам Александра Галушки, для «того чтобы эти площадки сделать продуктом, готовым для предоставления инвесторам, требуется 88,8 млрд рублей в течение 10 лет, чтобы их обустроить и подготовить».
Эти деньги в бюджете на ближайшие три года не предусмотрены. И тут перефразирую классика: «Все люди хорошие, только их рассорил квартирный вопрос». Разногласия высокого совещания повисли воздухе уже с первого выступающего - министра востокразвития.
«Что сегодня представляет из себя ФЦП развития Дальнего Востока? Она на сто процентов состоит из транспортных объектов. При этом 40% в структуре ФЦП - это финансирование БАМа и Транссиба. Всего в ближайшие три года на эти цели планируется потратить 190 млрд рублей, в том числе 76,4 млрд рублей на БАМ и Транссиб», - посчитал министр и предложил средства, предусмотренные на модернизацию БАМа и Транссиба, направить в 2015, 2016 и 2017 годах на поддержку инвестиционных проектов и на создание территорий опережающего развития. «В свою очередь, БАМ и Транссиб в 2015 и 2016 годах профинансировать за счет средств РЖД и ФНБ, которые предполагаются как источник финансирования, и в 2017 году выделить дополнительное финансирование в рамках программы развития транспортных систем. В этом состоят наши предложения. Если они будут поддержаны, то мы уверены в том, что сможем с 2015 года стартовать с проектами развития на Дальнем Востоке», - завершил выступление Александр Галушка.
Предложение дальневосточного министра, поддержанное полпредом президента РФ в ДФО Юрием ТРУТНЕВЫМ, отклика у Владимира Путина не нашло и было, естественно, жестко раскритиковано главой РЖД Владимиром ЯКУНИНЫМ, которого поддержал заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав ШТЫРОВ. Подсчеты перспективной грузовой базы для модернизируемых железных дорог у оппонентов разошлись. А точку в споре поставил президент, твердо заявив, что увеличивать расходы Фонда национального благосостояния правительство не может. Нужно бы по-хозяйски уже запланированные расходы эффективно отработать.
В связи с этим возникает вопрос: на какие средства Дальнему Востоку стартовать с проектами развития? Может быть, завершив почти годовой круг поиска новых экономических моделей для региона, вернуться к предметному поиску механизмов государственно-частного партнерства, вдохнуть жизнь в Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, ведь деньги у него есть - взять только нельзя.
Лариса ЛАРИНА. Журнал "Дальневосточный капитал", сентябрь, 2014 год.
- "Арктический гектар" получит льготы
- Арктика устремлена в будущее
- Надводные процедуры
- "Мы вычистим наш лес"
- Мишустин выступил за доступность цен на электроэнергию
- Компании, организующие северный завоз, поручено поддержать
- Госдума рассмотрит смягчение требований к предоставлению земли в ДФО
- Условия "гектарной" ипотеки под 2% могут упростить
- Регионам Сибири и ДФО выделят 1,7 млрд руб на восстановление дорог
- Холодные деньги