Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 02:37 |
|
|
Тема номера
|
Полпред ДВФО Юрий Трутнев обещал проТОРить дорогу
В середине июня полномочный представитель президента в ДФО, он же вице-премьер правительства, Юрий ТРУТНЕВ совершил многодневный вояж сразу по нескольким подведомственным территориям. Проблем, в решении которых требуется личное участие полпреда на Дальнем Востоке, понятное дело, много, однако лейтмотивом нынешнего «облета» региона стало рассмотрение планов создания территорий опережающего развития (ТОРов).
Уже под занавес масштабной поездки, очевидно, когда стала понятна конкретика предстоящего разговора, будучи в Приморье, полпред согласился встретиться с представителями ведущих федеральных и приморских СМИ. Среди журналистов был и корреспондент «ДК». Любопытно, что для встречи было выбрано весьма необычное место - беседка кампуса ДВФУ, что на острове Русском.
С чем едят ТОРы?
Сразу оговоримся, что накануне вышеуказанной встречи во Владивостоке же прошло заседание расширенной коллегии Минвостокразвития, где также рассматривались вопросы развития территорий. В том числе была озвучена и ситуация с проектами ТОРов.
ТОРы - явление в региональной экономике новое и для многих пока малопонятное. Иногда складывается впечатление, что чиновники краевых и областных администраций часто и сами с трудом понимают специфику новой «фишки», спущенной им из столицы. И под эти самые «фишки», то бишь ТОРы, сегодня уверенно переводят все доселе разрабатываемые сколь-либо значимые проекты. Журналисты, обмениваясь мыслями в ожидании прилета высокопоставленного чиновника, обнаружили, что некоторые перспективные ТОРы еще совсем недавно подавались, к примеру, как особые экономические зоны. Которые точно так же все собирались ускоренно развивать и куда должны были непременно рвануть инвесторы с долларами, иенами, вонами и пр. наперевес.
Поэтому в начале беседы журналисты сразу решили взять экономического быка за рога и спросили полпреда о том, как проекты этих самых ТОРов выбираются и почему территориальный «пасьянс» столь неравномерен. К примеру, в коротком списке утвержденных уже проектов из 14 ТОРов целых пять приходятся на Приморье, а на тот же бурно, казалось бы, развивающийся Сахалин - ни одного?
«Для старта нам нужны самые проработанные проекты», - сообщил полпред. То есть ноль утвержденных перспективных ТОРов на Сахалине означает, что эта территория над проектами попросту не работает. Возможно, такая ситуация сложилась и потому, что на острове нет соответствующих точек приложения (на Чукотке тоже с ТОРами не спешат) либо в них сахалинцы особо не нуждаются. «Я приехал к вам после осмотра площадки одного из ТОРов в Надеждинском районе, - продолжил Юрий Трутнев. - Там будет «сухой порт» - логистический центр. Это большой интересный проект, мы встречались с инвестором, и он сказал, что давно хотел его реализовать, но оболочка ТОРа облегчит эту задачу. Этот проект хорошо вписывается в программу развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», к которым тяготеют большие объемы международных транзитных грузов из КНР, Японии, Южной Кореи, других стран, и мы будем его поддерживать. Есть инвестор, готовый вложиться и в создание агропромышленного комплекса в Михайловском районе Приморья. Мы поддержим и проект строительства нефтехимического комплекса под Находкой».
Пример ДВ заразителен
Вообще же, полпред считает, что новая модель развития Дальнего Востока внедряется достаточно активно: «Мне кажется, мы двигаемся достаточно динамично. Когда мы начинали, реакция наших коллег по правительству была такая: есть режим ОЭЗ, все и так развивается, ничего больше делать не нужно. А сейчас, когда мы заканчиваем работу в правительстве по утверждению необходимого пакета законов, мне нравится, что настроения поменялись на 180 градусов. Нам говорят: а почему только один Дальний Восток будет развиваться? Давайте будем делать оболочку ТОРа для всей страны. А мы отвечаем: коллеги, давайте начнем с Дальнего Востока. Уверены, что получится, но надо наработать опыт, ведь, скорее всего, будут и ошибки в процессе реализации. Вот наработаем модель, посмотрим, как она себя поведет, а потом будем говорить о распространении опыта на всю страну».
Не забыли полпреда спросить и об особой экономической зоне (ОЭЗ), которая сейчас создается на базе автомобильного кластера во Владивостоке. Имеется в виду предприятие «Соллерс-ДВ». «Принципиальное решение о режиме ОЭЗ принято, подготовкой документов занимается Минэкономразвития, - сообщил Юрий Трутнев. - Но это проблему не решит. Правительству приходится субсидировать железнодорожные перевозки готовой автомобильной продукции из Владивостока в центральную часть России, где находятся основные покупатели. Это вызывает определенные экономические сложности. Но проект без поддержки не останется, хотя бы потому, что он уже состоялся: там работают люди, вносится вклад в экономику региона, платятся налоги в бюджеты. Будем выводить их на прибыльный уровень. А это можно сделать только выпуская такую продукцию, которая будет востребована и на самом Дальнем Востоке».
Юрий Трутнев сообщил журналистам, что развитие двух ТОРов у него будет на особом счету - это планируемый ТОР (на базе инновационного центра) на острове Русском и второй проект - остров Уссурийский в Хабаровском крае. «ТОР на Русском - очень сложный проект, - признался полпред. - Да, здесь есть прекрасный университет, но ДВФУ пока не входит в топ мировых университетов. А хотелось бы! Второй проект - развитие острова Уссурийского в Хабаровском крае. Это связующий мостик между Россией и Китаем. Нельзя, чтобы он был заброшенной территорией».
Начинать обещано с экологии
Пришлось «отдуваться» Юрию Трутневу и за, скажем так, резонансные объекты, которые в большом изобилии сегодня собираются строить в Южном Приморье. Главное, что интересовало журналистов: кто будет отвечать за экологическую безопасность проектов? Полпред пообещал, что все подобные проекты будут обязательно проходить самую строгую экологическую экспертизу. «Также будем проводить совместные обсуждения с привлечением журналистов, экологов и представителей власти. Даже при малейшей экологической угрозе мы общими усилиями не дадим запускать опасные проекты», - заверил он. И пообещал, что в Южном Приморье требуется делать не просто экологическую экспертизу отдельных проектов, а брать их в комплексе, поскольку именно такой подход позволит выявить слабые точки, которые дадут о себе знать, когда здесь заработает сразу несколько объектов.
Был задан и вопрос о судьбе другого спорного проекта - завода электротехнических изделий Hyundai под Артемом. Полпред сказал, что завод, по его сведениям, скоро заработает. «Своевременному открытию завода помешало отношение к проекту со стороны российских партнеров, - сказал Юрий Трутнев. - Ведь продукцию этого предприятия планировалось выпускать под заказы наших компаний, которые занимаются электрическими сетями. Было подписано соглашение, построен завод. И в этот момент сетевики отказались от сотрудничества и покупки заказанных изделий якобы из-за экономических трудностей. Но это же непорядочно. Они не только подвели своих южнокорейских партнеров, поскольку не сдержали слово, но и нанесли удар по репутации России. Руководители сетевых компаний одумались и заверили корейскую сторону о выполнении всех обещаний».
Базис, надстройка и большая политика
Интересовал журналистов и подход полпреда к развитию региона: лучше развивать весь Дальний Восток целиком или отдельные точки?
«Невозможно сразу повысить инвестиционную привлекательность для всей территории, - считает Юрий Трутнев. - Некоторые же ТОРы уже можно запускать в работу. Знаю по опыту, что быстрых решений в таких вопросах не существует… Нужны не разговоры, а готовые результаты. Через год, максимум через два. Формально уже сейчас сделано многое. Но привело ли сделанное к конкретному улучшению жизни на Дальнем Востоке? Конечно, нет. Поэтому к территориям опережающего развития будем подтягивать все остальное. Если мы еще год-два проработаем и никаких результатов не будет, тогда нам надо подавать в отставку, поэтому мы и начинаем с ТОРов».
Что же касается продолжающегося массового бегства населения с территории Дальнего Востока, то полпред сообщил, что, по его мнению, «надо добиться конкретных результатов. В какой сфере? Я уверен, что в первую очередь в экономике. Экономика подтягивает все остальные сферы и другие виды деятельности: жилищное и дорожное строительство, инфраструктуру, финансы, культуру, спорт».
Поговорили журналисты с полпредом и о политике. В частности, Юрия Трутнева спросили об очередных слухах об отмене института полпредства как такового.
«Естественно, такие решения принимает президент РФ. Он их принимает, когда считает необходимым. Но, насколько я знаю, таких планов нет, этот вопрос не обсуждается. Институт полпредства сохранится, и, мне кажется, это целесообразно», - считает Юрий Трутнев. Кроме того, вице-премьер однозначно дал понять, что в связи с возвратом прямых выборов губернаторов усилится роль полпредства во внутренней политике региона… Мостик с федеральным центром надо сохранять. Страна единая, поэтому институт полпредства будет иметь серьезное значение в изменяющейся политической структуре, констатировал под конец беседы полпред.
Евгений СИДОРОВ. Журнал "Дальневосточный капитал", июль, 2014 год.
- "Арктический гектар" получит льготы
- Арктика устремлена в будущее
- Надводные процедуры
- "Мы вычистим наш лес"
- Мишустин выступил за доступность цен на электроэнергию
- Компании, организующие северный завоз, поручено поддержать
- Госдума рассмотрит смягчение требований к предоставлению земли в ДФО
- Условия "гектарной" ипотеки под 2% могут упростить
- Регионам Сибири и ДФО выделят 1,7 млрд руб на восстановление дорог
- Холодные деньги