Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 04:12 |
|
|
Тема номера
|
Восточный экономический форум продемонстрировал готовность инвесторов работать на Дальнем Востоке
Такого количества высокопоставленных лиц, в том числе гостей из стран АТР, Владивосток не видел со времен саммита АТЭС. Всего аккредитационные удостоверения получили более 2,5 тыс. человек, полторы тысячи принимали в работе форума активное участие - работали в рамках пленарного заседания, ключевых сессий, так называемых закрытых сессий, где шло предметное обсуждение конкретных инвестиционных проектов, представленных региональными властями и бизнесом.
По информации оргкомитета ВЭФ, на форум прибыли 32 официальные иностранные делегации. Крупнейшими по составу были группы официальных представителей Китая, Южной Кореи и Японии. Более того, делегации Китая, Камбоджи и Вьетнама возглавляли вице-премьеры правительств.
Одной из самых многочисленных на форуме стала делегация Китая. В ее состав вошли 10 министров и 4 губернатора провинций, а также представители 75 компаний Китая, причем 15 из них входят в список крупнейших компаний мира. Возглавил делегацию КНР заместитель премьера Госсовета КНР Ван Ян.
Участниками ВЭФ стали представители США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Нидерландов, ЮАР, Филиппин, Аргентины, Таиланда, Камбоджи, Вьетнама, Сингапура, Азербайджана, Индии, Тайваня, Норвегии, Ирландии, Израиля, Индонезии, Гонконга, Австралии, Малайзии, ОАЭ и других государств.
Более половины делегатов форума являлись представителями крупного иностранного бизнеса, руководителями крупнейших транснациональных корпораций, в том числе KOGAS, Nord Stream AG, JBIC, Mazda Motor, ICBC, Noble Group, Mitsubishi Corporation, Mitsui, Kawasaki Heavy Industries, Samsung и многих других.
Да и российские чиновники (Минпром, Минсельхоз, Минприроды, Минобразования), руководители крупных корпораций («Газпром», «Роснефть», «РусГидро» и проч.), президенты банков (Внешэкономбанк и его «дочки», Сбербанк, ВТБ) не обошли вниманием новую восточную инвестиционную площадку.
Собственно, многие из них прилетели во Владивосток вместе с президентом России из Китая, где днем раньше в рамках визита российской делегации на празднование 70-летия победы китайского народа в войне с Японией провели деловые переговоры и заключили ряд крупных соглашений. Марафон инвестиционных договоренностей, меморандумов о сотрудничестве и соглашений по конкретным проектам был продолжен во Владивостоке.
По итогам ВЭФ было заключено более 80 крупных инвестконтрактов на сумму свыше 1,3 трлн рублей.
«Мы не ждали такой цифры, потому что у нас не было отдельного субботника, чтобы все соглашения подогнать: мы просто готовили форум, занимались работой по развитию Дальнего Востока. Но когда мы здесь собрались, то соглашений (оказалось) около восьмидесяти, а сумма получилась 1,3 трлн рублей», - комментировал итоги форума полпред президента в РФ, заместитель председателя правительства Юрий ТРУТНЕВ, назвав это «хорошим результатом».
Эксклюзивные возможности и преференции
Самым ожидаем событием ВЭФ стало выступление президента РФ Владимира ПУТИНА. Ему было что предъявить потенциальным инвесторам. В рекордные для России сроки команда Минвостокразвития при мощной поддержке полпреда президента смогла разработать, а главное, «протолкнуть» через чиновничьи и законодательные заборы два принципиальных для реализации новой экономической политики на Дальнем Востоке закона - «О территориях опережающего социально-экономического развития» и «О свободном порте Владивосток». Начали работать меры государственной поддержки приоритетных инвестпроектов. Первые сделки буквально накануне ВЭФ заключил созданный еще пять лет назад институт развития «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». На подходе закон, который позволит россиянам получать в регионе бесплатный гектар земли. Все это, по словам президента, создает по-настоящему «эксклюзивные возможности» для инвестирования.
«ВЭФ мы проводим впервые, но широкое участие в нем отечественных и зарубежных деловых кругов свидетельствует об интересе к мероприятию со стороны инвесторов. Возможности тут огромны. Само проведение форума - символ глубоких изменений в этой части страны», - сказал Владимир Путин.
Глава государства не обошел вниманием новые механизмы инфраструктурной поддержки крупных проектов, реализуемых в регионе. В инфраструктурное обеспечение первых шести проектов, которые уже отобраны, государство - за счет бюджета в виде прямой субсидии инвесторам - вложит 13,8 млрд рублей.
Софинансирование реализуемых в макрорегионе проектов будет происходить также за счет ресурсов Фонда развития Дальнего Востока и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
Фонд раскрыл кубышку
О начале инвестиционной деятельности на ВЭФ официально объявил Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ), подписав соглашения, определяющие базовые условия участия Фонда в проектах общей стоимостью 136,2 млрд рублей. Накануне были заключены инвестиционные соглашения с инициаторами и участниками первых трех проектов общей стоимостью 23 млрд руб.
Как сообщает пресс-служба Фонда, институт развития инвестирует до 2,5 млрд рублей в строительство первого железнодорожного моста между Россией и Китаем на территории Еврейской АО. Общая стоимость проекта, который реализуется совместно с российско-китайскими фондами под управлением РФПИ, составляет 10 млрд рублей.
Инвестиции ФРДВ в проект создания транспортной инфраструктуры с целью развития золотодобычи на Камчатке составят до 2 млрд рублей. Также Фонд поддержит проект создания инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами на Сахалине общей стоимостью около 900 млн руб.
Основой для дальнейшего расширения инвестиционной активности станут подписанные на ВЭФ соглашения между Фондом и «Восточной горнорудной компанией», Владивостокским морским рыбным портом, Tigers Realm Coal, ГК «Энергия», ТХ «Сумотори». Существенно повысить доступность инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации стратегических инфраструктурных проектов, позволят инвестиционные платформы, созданные Фондом совместно с Сахалинской областью и Республикой Саха (Якутия). Новый механизм позволит снизить стоимость капитала для инвесторов, повысить эффективность использования средств регионального бюджета.
Кроме того, Фонд выступил партнером ПАО «РусГидро» и ОАО «РОСНАНО» в инвестиционной платформе, сформированной с целью инвестирования в высокотехнологичные проекты на Дальнем Востоке. На первом этапе объем финансовой платформы составит до 7,5 млрд рублей с перспективой увеличения объема доступного финансирования до 15 млрд рублей.
«Предложенные Фондом механизмы господдержки пользуются повышенным спросом: объем запрашиваемых бизнесом средств уже существенно превышает капитал Фонда. В следующие 12 месяцев капитал Фонда будет полностью проинвестирован. Параллельно будет вестись работа по докапитализации Фонда в соответствии с поручением президента России», - говорит генеральный директор ФРДВ Алексей ЧЕКУНКОВ.
Частные инвестиции будут
Несмотря на кризис и санкции, ВЭФ поразил обилием инициатив реального бизнеса. Невозможно рассказать обо всех, обратим внимание лишь на некоторые из наиболее значимых планируемых проектов.
В рамках форума был подписан ряд знаковых соглашений, проекты, зафиксированные в них, могут реально изменить экономическое лицо регионов. Одним из самых крупных стал проект строительства Амурского ГПЗ. Соглашение о намерениях при реализации проекта подписали министр по развитию Дальнего Востока Александр ГАЛУШКА и председатель правления ПАО «Газпром» Алексей МИЛЛЕР. Предполагается, что Амурский ГПЗ будет одним из крупнейших в России и мире предприятием по переработке природного газа. Ориентировочная сумма инвестиций в проект порядка 800 млрд рублей.
Проектная мощность Амурского ГПЗ составит до 49 млрд куб. м в год. В состав ГПЗ также войдет крупнейшее в мире производство гелия. На ГПЗ по газопроводу «Сила Сибири» будет поступать многокомпонентный газ Якутского и Иркутского центров газодобычи, создаваемых «Газпромом» в рамках реализации Восточной газовой программы.
Не менее масштабный проект «грозит» и Приморскому краю. Накануне ВЭФ стало известно, что НК «Роснефть» согласилась обменять контроль в «Восточной нефтехимической компании» (ВНХК, проект нефтехимического производства в Приморье) на долю в одной из структур крупнейшей химической компании КНР ChemChina. Стороны подписали меморандум о передаче контроля в этом проекте, который определяет продажу контрольного пакета и ключевые этапы инвестирования, отмечают в «Роснефти». Глава компании Игорь СЕЧИН объяснил сделку как обмен активов: «Роснефть» параллельно покупает 30% в дочерней структуре ChemChina, занимающейся нефтехимией - СhemChina Petrochemical Co. Ltd (CCPC).
О создании в Приморье нефтехимического комплекса мощностью до 30 млн тонн переработки нефти в год было объявлено еще в 2011 году, тогда предполагалось, что первая очередь заработает в 2015 году, а на базе ВНХК будет создан нефтехимический кластер. Но проект ожидаемо буксует, поскольку требует крупных инвестиций при спорной экономической эффективности. Эксперты уверены, что без китайцев перспективы проекта стремятся к нулю.
Масштабные планы сотрудничества с Якутией зафиксированы в соглашении, которое подписал президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин и глава республики Егор БОРИСОВ, договорившись о реализации промышленных, финансовых, социальных программ, способствующих комплексному развитию территорий.
Стоит добавить, что стратегическим направлением деятельности НК «Роснефть» являются шельфовые проекты. Компания лидирует в освоении российского шельфа и располагает 48 лицензионными участками с совокупным объемом ресурсов углеводородов, превышающим 45 млрд тонн нефтяного эквивалента, в Арктике, на Дальнем Востоке, в Черном, Каспийском и Азовском морях.
По оценкам специалистов, к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30% всей российской нефтедобычи. Добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 году. При этом восточная часть Якутии представляет собой крупный перспективный регион для формирования новых центров нефтяной и газовой промышленности национального значения.
Магадан и Чукотку свяжет энергомост
Стоимость инфраструктурного проекта «Строительство и эксплуатация ВЛ Билибино - Кекура - Песчанка - Омсукчан» (энергомост Магадан - Чукотка), по оценке проектировщиков, составляет 123 млрд рублей в текущих ценах, сообщил генеральный директор ПАО «РАО ЭС Востока» Сергей ТОЛСТОГУЗОВ на ВЭФ. Проект предполагается реализовать в рамках освоения месторождений Баимской рудной зоны на Чукотке.
Соглашение о модернизации и развитии энергетики Чукотского автономного округа подписали Сергей Толстогузов, гендиректор ООО «ГДК Баимская» (реализует проект по освоению Баимской медно-порфировой площади, входит в Millhouse) Виктор КУДИНОВ и губернатор Чукотки Роман КОПИН.
В рамках соглашения предполагается проектирование и строительство ВЛ 110 кВ Билибино - Кекура - Песчанка - Омсукчан, ВЛ 220 кВ Песчанка - ПП - Омсукчан, а также энергоцентра в г. Билибино минимальной мощностью 20 МВт.
Развитие энергоинфраструктуры северных регионов одинаково важно для Чукотского автономного округа и Магаданской области. И решать эти задачи вместе договорились в рамках ВЭФ губернаторы Роман КОПИН и Владимир ПЕЧЕНЫЙ, заключив соответствующее соглашение. «Объединение энергосистем Колымы и Чукотки является жизненно важным и необходимым сегодня, а в перспективе будет приобретать еще большую значимость. Энергомост Магаданская область - Чукотский автономный округ даст импульс интенсивному развитию двух регионов, успешности России», - акцентировал Владимир Печеный.
Вообще, проекты энергетиков представляются одними из самых весомых в регионе. Так, ПАО «РусГидро» в ближайшие два года вложит в проекты на Дальнем Востоке около $1 млрд, сообщил заместитель генерального директора корпорации Сергей ЦОЙ. В настоящее время «РусГидро» строит на Дальнем Востоке четыре электростанции с привлечением 50 млрд рублей из госбюджета.
ННК инвестирует в Дальний Восток
Одним из ключевых инвесторов региона становится АО «Независимая нефтяная компания» (ННК). В рамках ВЭФ ННК и администрация Приморского края заключили соглашение по реализации инвестпроекта «Реконструкция и модернизация Владивостокского морского нефтяного терминала морского порта Владивосток». Объем капитальных вложений в проект составит не менее 10 млрд рублей.
В результате реконструкции Владивостокский морской нефтяной терминал, оператором которого выступает входящее в группу компаний «Независимая нефтяная компания» АО «ННК-Приморнефтепродукт», станет одним из самых современных нефтяных терминалов на Дальнем Востоке, что обеспечит надежность поставок, а также бункерные операции.
Кроме того, ННК и китайская Baoli построят в Хабаровске завод битумов. В рамках ВЭФ глава АО «Независимая нефтяная компания» Эдуард ХУДАЙНАТОВ и президент китайской Jaingsu Baoli International Investments Co. Чжоу ДЕХУН подписали соглашение о строительстве завода по производству битумов. Завод планируется построить на площадке Хабаровского НПЗ. По информации Jaingsu Baoli, проектная мощность завода составит 1 млн тонн битумов в год. В рамках проекта планируется создать СП, в котором 51% будет принадлежать ННК, 49% - Jaingsu Baoli.
Порты увлеклись развитием
Группа «Сумма» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в рамках ВЭФ подписали соглашение, предусматривающее участие фонда в проекте группы по строительству угольного терминала «Север» в порту Восточном. Мощность терминала составит до 20 млн тонн угля в год. По словам председателя совета директоров группы «Сумма» Зиявудина МАГОМЕДОВА, общая стоимость проекта оценивается в 24 млрд рублей без учета государственных инвестиций. Строительство будет вестись в два этапа, первую очередь терминала мощностью 7 млн тонн угля в год планируется запустить в 2018 году.
Тем временем крупнейшая стивидорная компания в порту Восточном АО «Восточный порт», осуществляющее строительство третьей очереди угольного комплекса, подписало соглашения о взаимодействии с АО «СУЭК» и ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (КРУ) при осуществлении поставок угля на экспорт.
АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» профинансирует строительство нового специализированного холодильно-складского комплекса во Владивостокском морском рыбном порту в рамках проекта модернизации порта общей стоимостью 3,5 млрд рублей.
АО «Находкинский морской рыбный порт» (НМРП, входит в «Дальневосточную транспортную группу», ДВТГ) планирует привлечь финансирование китайской корпорации «Порт Далянь» в рамках реализации проекта по расширению мощностей. На ВЭФ стороны подписали меморандум о сотрудничестве в рамках создания СП для модернизации портовой инфраструктуры и развития транспортно-логистического бизнеса в РФ.
Винты, крылья и моторы
Минвостокразвития РФ на ВЭФ подписало рамочное соглашение о сотрудничестве по проекту производства самолетов с китайскими Xian Aircraft Industrial Corporation и Jiangsu Baoli. Речь идет о марке самолетов МА-600, производство и локализацию которых планируется организовать на территории опережающего развития (ТОР) «Комсомольск» в Хабаровском крае.
Предварительный объем инвестиций оценивается в $100 млн. Мощность сборочного производства составит более 50 самолетов в год. Проект ориентирован на экспорт в 16 стран мира и частично - на поставки в Россию, пояснил министр по развитию Дальнего Востока Александр ГАЛУШКА. С китайской стороны соглашение подписали председатель совета директоров Xian Aircraft Фан ЮНЬФЭН и президент Jiangsu Baoli Чжоу Дехун.
Российский автопроизводитель Sollers и корпорация Mazda в рамках ВЭФ подписали соглашение о создании СП по производству двигателей для автомобилей Mazda, инвестиции составят порядка 2 млрд рублей. Потребителем будет Mazda Corp. для собственных нужд.
По словам гендиректора Sollers Вадима ШВЕЦОВА, у Mazda не хватает мощностей по выпуску двигателей и она выбирала разные площадки. Sollers пришлось конкурировать с компаниями из Китая и Тайваня.
Предприятие, скорее всего, будет создано на базе СП «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» в особой экономической зоне (ОЭЗ) во Владивостоке. Планируемая сумма инвестиций превышает 2 млрд рублей.
«Мы ждем, конечно, развития химии, потому что на сегодняшний день автомобиль на 30-40% состоит из пластиков. Я считаю, что у Дальнего Востока есть прекрасная возможность начинать экспортоориентированную стратегию непосредственно отсюда и производить пластиковые изделия для автомобильного оборудования для Кореи, Китая и Японии», - отметил глава Sollers.
Хабаровск распробует тайский сахар
Таиландcкая Sutech Engineering построит в Советской Гавани Хабаровского края завод по производству сахара мощностью более 500 тыс. тонн сахара в год. Инвестиции в проект на данном этапе оцениваются в $150-250 млн. Продукция будет поставляться в российские регионы.
«Этот проект интересен тем, что предприятие будет использовать в качестве сырья тростниковый сахар-сырец, поставляемый из Таиланда. То есть будет создана долгосрочная производственная цепочка в рамках промышленной кооперации между нашими странами», - пояснял ранее глава Минпромторга Денис МАНТУРОВ.
Тайская компания выбирала место для нового завода из множества площадок не только в России, но и других странах. «В итоге нам показалась наиболее привлекательной именно площадка в Советской Гавани. Сегодня мы начинаем все подготовительные процедуры, старт проекта намечен на май 2016 года», - сказал на церемонии подписания меморандума о взаимопонимании председатель совета директоров Sutech Engineering Терапол ПРУКСАТОРН.
«Для Хабаровского края такого рода проект является новым. Сахар - продукт, который всегда востребован, более того, периодически на рынке наблюдается дефицит именно недорого сахара. Поэтому не сомневаюсь, что у проекта есть будущее», - сообщил на церемонии подписания губернатор Хабаровского края Вячеслав ШПОРТ.
Инвесторы нацелились на агропром
Инвесторы наконец-то добрались до дальневосточного агропрома.
Вслед за озвученными проектами в области свиноводства были презентованы планы федеральных холдингов по выращиванию сельхозкультур. Эксперты озадачены: на заявленное количество заводов в регионе может просто-напросто не хватить сырья.
Агрохолдинг «Юг Руси» планирует построить комплекс по глубокой переработке сои и семян масличных культур мощностью 3 тыс. тонн в сутки на территории опережающего развития (ТОР) «Михайловская» в Приморье. Инвестиции составят около 12 млрд рублей. Соответствующее соглашение с администрацией региона «Юг Руси» подписал на ВЭФ.
Партнерами агрохолдинга по проекту могут стать ВЭБ и «Китайская корпорация инжиниринга САМС». Для реализации проекта будет создана специальная проектная компания.
Переработкой сои на Дальнем Востоке уже занимается «Русагро». На ВЭФ «Русагро» озвучила планы по экспорту кукурузы через Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в группу FESCO). Соответствующее соглашение «Русагро» и ВМТП подписали в рамках форума.
Заводы по переработке сои планируется построить и в ряде других регионов. Так, компания «Амурагроцентр» намерена в сентябре начать строительство завода по глубокой переработке сои в ТОР «Белогорск» в Амурской области. А руководство Еврейской автономной области (ЕАО) обсуждает с китайскими инвесторами вопрос о строительстве в регионе завода по глубокой переработке сои, заявил в рамках ВЭФ врио губернатора ЕАО Александр ЛЕВИНТАЛЬ. «Мы подали уже заявку в Минвостокразвития на организацию территории опережающего развития (ТОР) рядом с мостом Нижнеленинское - Тунцзян, который сейчас строится. Как раз в этом районе предполагается построить такой завод», - сказал глава ЕАО.
Лариса ЛАРИНА, Олег КЛИМЕНКО. Журнал "Дальневосточный капитал", сентябрь, 2015 год.
- "Арктический гектар" получит льготы
- Арктика устремлена в будущее
- Надводные процедуры
- "Мы вычистим наш лес"
- Мишустин выступил за доступность цен на электроэнергию
- Компании, организующие северный завоз, поручено поддержать
- Госдума рассмотрит смягчение требований к предоставлению земли в ДФО
- Условия "гектарной" ипотеки под 2% могут упростить
- Регионам Сибири и ДФО выделят 1,7 млрд руб на восстановление дорог
- Холодные деньги