Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Воскресенье| 24 Ноября, 10:19 |
|
|
Тема номера
|
Платформа «Беркут» начала движение из Приморья на Сахалин
Данному незаурядному событию для Приморья, да и для России в целом, была посвящена конференция «Тихоокеанский шельф – 2012», вторая по счету. Первая состоялась в 2005 году. На этот раз акцент был сделан на технологические решения, применяемые в строительстве подобных сооружений. Кстати, ученым Инженерной школы ДВФУ было что продемонстрировать миру, их исследования по ледовому истиранию бетона практически полностью совпали с данными, полученными в лаборатории компании «Малти Консалт», что подтвердил ее научный сотрудник Эйгил МОЕНА.
Третья и самая мощная ледостойкая
В 2008 году, после нескольких лет с момента завершения строительства первых двух нефтедобывающих платформ для Пилтун-Астохского и Лунского месторождений проекта «Сахалин-2», строительство которых проводилось с 2003 по 2005 годы, в Находке развернулось строительство новой платформы. Проект начинался на территории того же сухого дока, но теперь по заказу другого оператора сахалинских проектов – «Эксон Нефтегаз Лимитед». Приморский край добился этого права в конкуренции с Сахалинской областью, для которой непосредственно предназначается платформа. Губернатор области Александр ХОРОШАВИН мотивировал организацию стройки на Сахалине тем, что это близко к месторождению. Однако расчеты показали, что строить в Приморье на $200 млн дешевле.
Проект начал реализовываться с 2000 года, но непосредственно строительство шло с 2009 по 2012 годы. Его вела норвежская компания «Квернер». Эта подрядная организация специализируется на проектировании, строительстве и техническом сопровождении в процессе эксплуатации бетонных и железобетонных оснований и верхних строений платформ, строительстве СПГ и других сооружений, связанных с добычей и хранением углеводородов. Реализация проекта шла при участии ученых Инженерной школы ДВФУ, чьи теоретические и практические разработки требований к бетону стали основой производства главного строительного материала нижней части ледостойкой платформы.
– Если в предыдущих двух проектах строительства оснований платформ для «Сахалина-2» на нас были в большей степени возложены проектные работы, связанные с особенностями гидрологических и океанологических условий северного побережья Сахалина, и разработка требований к бетону, то в этом добавились контрольные функции, – отметил в докладе руководитель Инженерной школы ДВФУ, генеральный директор компании «Гидротекс», сопредседатель оргкомитета конференции, доктор наук Александр БЕККЕР. – Наша лаборатория была арендована компанией «Квернер» и полностью выполнила контроль качества укладываемого в основание платформы бетона. Кроме того, мы выполнили исследования сопротивления бетона ледовой абразии. Известно, что Охотское море характеризуется очень динамичным ледовым режимом, там, например, через место установки платформы за год может проходить более 400 км ледяного покрова и торосы массой до миллиона тонн. Лед может быть толщиной от 1,5 до 3 м. Это воздействие постоянное и очень опасное. Поэтому компания «Эксон» заказала нам специальные исследования сопротивления бетона к ледовым истирающим воздействиям. Кроме того, мы выполнили верификацию наших математических моделей, благодаря испытанию образцов, отобранных на существующих маяках в Ботническом заливе Балтийского моря. За ними велись многолетние (в течение 44 лет) наблюдения. Экспериментальная проверка теоретических выкладок доказала правильность расчетов. По нашей рекомендации на этой платформе вместо противоледовых стальных поясов использовалась повышенная марка бетона.
«Квернер» остается в России
Вице-президент компании «Квернер» Михаил ПУЛЯЕВСКИЙ высказал в свою очередь много добрых слов в адрес российских партнеров и отметил, что компания рассматривает планы по открытию в России постоянного офиса в расчете на создание в стране нефтегазовых кластеров и будущие заказы на офшорные строения. Он высоко оценил конкурентные преимущества сухого дока в Приморском крае. «Это один из лучших сухих доков, которые существуют сегодня в Тихоокеанском регионе для производства таких платформ. Идеальное расположение, незамерзающее море, идеальная логистика и наличие промышленности, кадры. Это не только наша оценка, но и других компаний, – отметил он.
– Не могу раскрыть планы, но мы хотим строить в России, и здесь, в частности, дальше. Когда это будет по времени, сказать сложно и зависит от операторов – больших компаний типа «Шелл», «Эксон», «Газпром», с другой стороны, от политики государства, от которой зависит рентабельность этих проектов. Последние события апреля-мая говорят, что государство идет навстречу, теперь надо ждать решения операторов проектов. Мы в свою очередь готовимся, выстраиваем отношения с поставщиками, подрядчиками. Мы как подрядчики были бы рады, если бы в крае был реализован, как задумано, проект судостроительного кластера. Это усилило бы позиции Приморья. Опыт Норвегии показывает, что как только заходит строительство оснований, это подтягивает металл, производство материалов, а следом идут и другие секторы, в том числе сервис. Хочется, чтобы Приморье и другие регионы России повторили историю Норвегии. Там была последовательность проектов, которые позволили создать стабильную занятость, повысить качество, производительность.
Как бы подтверждая эту закономерность, на конференции вне программы прозвучала презентация нового вертолета КА-62 ОАО «Камов», который сделан конструкторским объединением специально под нефтегазовые проекты. Собираться эти вертолеты будут на заводе «Прогресс» в Арсеньеве. По многим характеристикам новый вертолет превосходит иностранные аналоги. На заводе уже готовится площадка под его сборку, где ежегодно будет производиться до 50 таких вертолетов.
Кадры и еще раз кадры
Несмотря на завершение проекта «Аркутун-Даги» и отсутствие у компании данный момент нового проекта в России, «Квернер» оставляет в своем штате более 20 российских специалистов. Часть из них поедет на проект в Канаду, часть – в московский офис.
– Мы идем на затраты, видя перспективу российского рынка и понимая дефицит и ценность таких кадров, – отмечает Михаил Пуляевский. – Кадровый инженерный голод свойственен не только России. Та же проблема в Норвегии. Студентов инженерных специальностей мы ведем со второго курса. В целом в рамках данного проекта была выполнена программа по стажировке российских кадров и замены иностранных специалистов на российских.
О наличии проблем с инженерами и топовым звеном таких квалификаций в России подтвердила представитель специализированного рекрутингового агентства, которое участвовало в подборе кадров на проект «Аркутун-Даги». Но в будущем, надеется проректор ДВФУ по науке и инновациям Анвир ФАТКУЛИН, вуз сможет поддержать отрасль новыми молодыми инженерами.
– ДВФУ обладает всеми возможностями, чтобы готовить инженеров, обладающих высокими компетенциями, имеющих современное инновационное мировоззрение, владеющих навыками реализации научных разработок в реальные объекты, – отметил он в своем выступлении на конференции. – В настоящее время в Инженерной школе ДВФУ с участием немецких специалистов разворачивается программа подготовки кадров для Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) по реализации крупных проектов в области судостроения, офшорных проектов. Уже в сентябре этого года иностранные специалисты, и не только немцы, начнут читать лекции студентам университета. Обучение будет вестись на английском языке. Наши преподаватели, в свою очередь, тоже готовятся к переходу на чтение лекций на английском, проходя стажировки за границей. С 2013 года аналогичная программа обучения будет введена в ДВФУ для кораблестроительных специальностей. Вообще же развитие англоязычных программ в ДВФУ рассчитано таким образом, чтобы до 2019 года университет смог принимать на обучение до 7,5 тыс. иностранных студентов.
На горизонте – 2014 год
Ожидается, что следующая железобетонная платформа в сухом доке в Находке будет закладываться уже в 2014 году по заказу «Газпрома».
– Только для Охотского моря потребуются в будущем десятки таких платформ, – отмечает Александр Беккер. – С учетом проектов других заказчиков в Приморье будут строиться разведочные платформы ледового класса – стальные плавучие полупогружные или самоподъемные. Мы намерены участвовать в новых проектах и считаем необходимым сделать в рамках Инженерной школы лабораторию с ледовым бассейном, чтобы продолжить исследования на новом уровне, тем более, что новые арктические проекты не за горами. Задача наших компаний и специалистов – освоить современные технологии, чтобы большую часть будущих проектов принять на себя.
Было приятно услышать о высочайшем качестве работ, выполненных российскими специалистами на платформе «Беркут». Наши сварщики превзошли мировых лидеров в этой области – корейцев. Если говорить в целом о российском участии, то, по словам директора проекта «Сахалин-1» Аркутун-Даги ОГТ Стейнера МЮРСЕТА, оно было преобладающим. Российские субподрядчики поставили для строящегося основания львиную долю материалов и выполнили большую часть работ.
Надежда Воронцова, "Дальневосточный капитал".
- Социальные предприниматели Приморья могут найти кадры и получить рекламу на радио при господдержке
- Работа над мастер-планом Владивостока выходит на финишную прямую
- Владивосток обзаведётся "легким метро"
- Юные КВНщики Приморья поборолись за летний кубок и ящик мороженого "Урса"
- Новый дом "Урсы": Владивостокская фабрика мороженого открыла первый фирменный магазин
- В Приморье проведут реконструкцию станции Находка-Восточная
- Олега Кожемяко выдвинули на выборы губернатора Приморского края
- "УРСА" — новое имя Владивостокской фабрики мороженого
- Тонны черного металла изъяли в Приморье
- Концепцию строительства спортобъектов Республики Беларусь учтут в Приморье