Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 19:30 |
|
|
Тема номера
|
Виктор ИШАЕВ: Госпрограмма становится брендом территории Дальнего Востока
Можно сказать, эта работа и стала проверкой на компетентность команды. Как говорится, время покажет - насколько дальновидно подошли разработчики Программы к формулированию ее целей и задач, комплексно увидели возможности их решения. Но то, что впервые в постсоветское время для макрорегиона принят конкретный план действий, - это важнейший шаг в будущее. Будем надеяться, благополучное для Дальнего Востока.
Об этом «ДК» беседовал с Виктором Ишаевым, министром РФ по развитию Дальнего Востока - полномочным представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
- Виктор Иванович, в сегодняшнем номере журнала «Дальневосточный капитал» поставил перед собой задачу рассказать о принятой Государственной программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Задача непростая - слишком объемный документ, охватывающий все стороны жизни макрорегиона. Какие самые главные посылы Программы вы бы выделили особо? Каковы главные акценты?
- Принятая Госпрограмма - это, действительно, глобальный документ и с точки зрения объема содержащейся в ней информации о состоянии и перспективах развития макрорегиона, и с точки зрения заложенных в нее объемов инвестиций, которые должны поступить в региональную экономику и кардинально изменить ее лицо. А вместе с этим существенно должны измениться и условия жизни наших земляков. И воспринимать Программу нужно как сценарий жизни на ближайшие 10-12 лет, в нем на научной основе расписаны роли - государства, частного бизнеса, общества. И эти роли жестко аргументированы рисками, которые могут повлечь за собой экономическая недоразвитость и сырьевая направленность региона, сокращение населения, экономические интересы соседей, в конце концов. В системе аргументации нашего сценария и огромные возможности для развития: уникальный ресурсный потенциал, близость рынков развивающихся стран, твердая позиция федерального центра превратить Восток России в новый центр роста, который должен обеспечить импульс для динамичного развития экономики страны в целом.
Только глобальное понимание ситуации и комплексный взгляд на задачи, которые предстоит решить, могут обеспечить необходимый результат - опережающее развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. И опередить нам нужно не только самих себя, но и обеспечить темпы роста выше среднероссийских. Это и есть стратегическое планирование, в котором определены приоритеты, последовательность действий, объемы и источники финансирования.
Объем инвестиций, которые должны быть привлечены в регион до 2025 года, определен в 10,6 трлн рублей, из них средств федерального бюджета должно быть 3,8 трлн рублей. То есть по 300 млрд руб. в год. Программа подразумевает рост объема ВРП, произведенного на территории макрорегиона, в 2,2 раза к 2025 году. Доля макрорегиона в экономике страны вырастет на 0,2 процентного пункта. Доля ДВиБР в бюджетных доходах возрастет на 0,3 п. п. Кажется, что немного, но минимальная оценка дополнительных доходов федерального бюджета составляет более 5 трлн рублей. То есть 3,8 трлн государство вложит, а получит 5 трлн, не считая всего остального (инфраструктуры, прибыли частных компаний и т. п. - Прим. «ДК»). Это говорит о том, что Программа окупаема.
Мы понимали, что нужно было написать действующую программу, не только поставить задачи, но и найти механизмы решения проблем, которые помогут создать в регионе открытую, диверсифицированную и конкурентоспособную экономику. Мы определились с базой развития. Наши естественные преимущества - это в первую очередь ресурсный блок. Он долгие годы будет оставаться одной из опор региона, но должен быть качественно изменен подход к эксплуатации природного потенциала. В обязательном порядке должна быть создана перерабатывающая промышленность для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.
Второе преимущество - это близость к мощно развивающимся азиатским экономикам и наши транзитные возможности для соединения Востока и Запада, стран АТР с Европой. Если раньше Дальний Восток был буферной зоной, которая защищала Россию, то сегодня это контактная зона, которая позволяет активно сотрудничать с Азиатско-Тихоокеанским регионом. В этой части планеты сегодня производится более 60% мирового валового продукта, обеспечивается более 50% внешней торговли и проживает более 60% населения мира. То есть основные рынки здесь - у нас под боком, но как мы их используем? Статистика оценивает внешнеэкономический оборот России в $860 млрд: 49% - это Европа, а 24% - АТР.
Россия должна активно быть представлена на этом рынке через Дальний Восток. В этом направлении уже многое делается: самый сильный шаг - создание новой нефте- и газопроводной системы, которая позволила вовлечь в экономический оборот новые месторождения углеводородов и снизить риск зависимости России от европейских рынков, с одной стороны, а с другой - создавать на востоке страны современные перерабатывающие мощности, новые точки регионально развития.
Если говорить о транзитном потенциале, то приоритетная задача - модернизация Транссибирской магистрали и строительство БАМ-2. Это все понимают, и основные инвестиции государства будут направлены в эти проекты. Обязательно России нужно иметь еще один выход на Тихий океан - уйти через Хабаровский край на Сахалин, где есть незамерзающие порты. Это крайне важно. Обязательно нужно построить Транскорейскую железнодорожную магистраль. Во-первых, это будет решение политических вопросов - добиться стабильности на Корейском полуострове. Во-вторых, мы сможем взять грузы из Пусана в Европу. Важное направление - Северный морской путь.
- Сегодня главный акцент на крупных проектах, промышленных узлах, инфраструктуре. Понятно, что они должны выступить локомотивом ускоренного развития. Но что с «вагончиками» - средними региональными компаниями, которые уже реально ведут бизнес в регионе в трудных условиях (транспортные, тарифные издержки и т. д.)? Они, кстати, благодаря Программе сегодня тщательно изучают макроэкономику и ищут в ней свое место. Какие перспективы обозначены для них?
- Да, приоритет за крупными и инфраструктурными проектами, но ведь они и создадут ту среду, в которой смогут найти свое место и средние региональные компании, и малый бизнес. Но хочу сказать - масштаб разный, а проблемы, мешающие строить эффективный бизнес, - одинаковые.
Поэтому нужен закон о развитии Дальнего Востока. Минвостокразвития уже внесло свои предложения в проект закона. Это будет свод правил, которые должны действовать на территории макрорегиона. Мы настаиваем на том, чтобы эти правила были особыми, отличались от общероссийских. Почему? Потому что жизнь здесь другая, здесь все дороже, условия функционирования экономики более сложные. Нам сложно конкурировать на рынке, так как стоимость электроэнергии выше, транспортные затраты дороже, зима дольше, температура зимой ниже. Себестоимость продукции здесь значительно выше, чем в средней полосе России.
Соответственно, и экономика компаний другая. Например, средняя доходность на предприятиях Дальнего Востока - 12%, а стоимость денег в банках - 15%. Как можно добиваться здесь успехов? При этом на предприятиях северо-восточных провинций соседнего Китая, где уже не первый год реализуется их программа развития, доходность может доходить до 50%, а стоимость денег - 4%, Наверное, при таких условиях можно и налоги уплатить, и модернизировать производство, и людям заплатить достойную заработную плату. Совершенно иное развитие.
У нас же, если говорить о разработке тех же месторождений полезных ископаемых, - да, они котируемы на рынке, их освоение может обеспечить инвесторам неплохую прибыльность, но вы попробуйте к ним подберитесь. Нужно строить сотни километров дорог, чтобы подойти к месторождению, новые электростанции, довольно протяженные линии электропередачи. Это высокие затраты. Помочь распечатать это богатство должно государство, вкладываясь в строительство инфраструктуры или предоставляя налоговые льготы. Кроме того, бизнесу нужны длинные и доступные деньги.
В других странах мира, где есть отдаленные территории, действуют особые правила, включающие в себя налоговые преференции, особые экономические зоны, есть особый порядок функционирования экономики. И это работает, обеспечивая мощный прирост ВВП и качественно повышая уровень жизни населения.
Сегодня разрабатываются различные варианты предоставления льгот и преференций. Кое-что уже делается. К примеру, субсидируются пассажирские авиаперевозки, что, с одной стороны, повышает транспортную доступность населения, с другой - способствует развитию авиационной отрасли в регионе. По поручению президента Минфин уже внес в Государственную Думу проект закона об изменениях в Налоговый кодекс в части льгот по налогу на прибыль для вновь создаваемых предприятий на территории ДВиБР. Минприроды совместно с Минэкономразвития предложило изменить ставку НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на территории Дальнего Востока. Необходимые решения обязательно будут приняты.
Помимо этого, бизнесу необходимы стабильные правила игры, последовательность в действиях государства. Взять, к примеру, таможенное регулирование. Несколько лет назад государство сделало шаг и сказало: «Кто будет заниматься переработкой древесины, мы таможенные пошлины снижаем, а может быть, обнулим; для тех, кто просто будет продавать сырье, мы пошлину поднимем». Но обещаний не выполнило, в результате лесоперерабатывающая отрасль в регионе просела. Не будет ни один человек заниматься переработкой, если экспорт круглого леса дает доходность 30%, а намучившись, переработав древесину, можно получить только 10%. А при этом нужно еще и отдавать кредит, взятый на строительство перерабатывающих мощностей.
- Можете приоткрыть завесу - как достигался консенсус интересов территорий, монополий, органов государственной власти? Какой принцип лежит в его основе?
- К разработке Госпрограммы мы привлекли ряд научных институтов, расчеты провел институт, который возглавляет академик Виктор ИВАНТЕР. Этот институт еще с советских времен занимался экономическим прогнозированием. Мы привлекли Центр стратегических разработок, активно включились в работу и представили свои наработки губернаторы, другие министерства и, конечно же, наш коллектив Министерства по развитию Дальнего Востока. Работа получилась довольно-таки объемная: 450 листов текста и 300 страниц формата А3 табличного материала. Поверьте, это труд колоссальный.
В основе консенсуса - точные научные расчеты, опирающиеся на индикаторы развития и общность целей: достичь ускоренного развития Дальнего Востока. Действительно, обсуждалось пять вариантов Программы, и принят тот, который реально отвечает необходимому и возможному на сегодняшний день. Он вбирает в себя положения указов президента РФ и его поручений, а также решения правительства. Модель догоняющего развития Дальнего Востока мы сменим на модель опережающего развития.
Вопрос поиска необходимых финансовых ресурсов для реализации Программы, конечно, был и остается острейшим. Тут особый разговор был с Министерством финансов, бюджет напряженный, понятно, что деньги с неба не упадут. Но договорились, что будем смотреть разные источники, есть возможность перераспределения средств, уже запланированных в различных отраслевых и целевых программах, необходимо проработать механизмы привлечения средств Инвестиционного фонда РФ и пенсионных фондов. Это могут быть облигационные займы, концессионные соглашения с компаниями, взявшими на себя строительство транспортной и энергетической инфраструктуры. Должны заработать созданные институты развития - Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона и Российский фонд прямых инвестиций.
- Известно, что Программа создавалась и принималась в непростых условиях: госбюджет напряженный и прогноз на то, что в финансовом плане для страны времена будут еще более напряженными. Тем не менее речь идет о беспрецедентно высоком уровне финансирования, в том числе из госбюджета. Нет в этом стремления выдать желаемое за действительное? Может быть, нужно было ставить задачи скромнее?
- Когда человек задумал строить дом, а денег на всю стройку не хватает, он же не говорит, что «вот возьму по вертикали обрежу», - стройка идет, просто медленнее, где-то, может быть, на заемные средства. Но он строит дом, который решит его проблемы. А дом, который его проблем не решает, не нужно и начинать строить, лучше подождать до лучших времен. Но у нас, к сожалению, времени на такие ожидания уже не остается.
Ущербную программу мы не могли принять. Федеральных денег, действительно, немного, но они должны целенаправленно пойти на объекты первостепенной важности, среди которых увеличение пропускной способности Трассиба и БАМа. Уже принято решение о докапитализации ОАО «РЖД» на 260 млрд рублей - это целевой вклад государства. Но железная дорога говорит, что нужно не менее 500 млрд рублей, чтобы обеспечить растущий грузопоток, значит, недостающие деньги должна вложить сама монополия. Может рассматриваться и такой вариант, как приватизация компании и продажа части пакета частным инвестором, естественно при условии сохранения государственного контроля над компанией.
Мы должны предметно рассматривать возможности привлечения иностранных инвестиций. К примеру, Государственный Банк развития Китая дал согласие авансировать ряд проектов. Он дает сегодня кредиты на развитие, например, компании «Петропавловск», на строительство горно-обогатительного комбината в Еврейской автономной области. Причем дает деньги под 4%, так как заинтересован в развитии дальневосточного железорудного проекта, потому что в металлургию Китая придет сырье из России.
Мы говорим о том, что в районе Еврейской автономной области нужно строить мостовой переход, по которому пойдет в Китай после обогащения руда, лес, уголь, продукция соевого кластера. Не везти же все через порты в объезд. Мы договорились с новым руководителем Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Павлом ГРАЧЕВЫМ, что надо поддерживать этот проект.
Нам нужно привлекать инвестиции из Республики Корея, Японии, комплексные инвестиционные проекты, вошедшие в Госпрограмму, дают для этого широкие возможности. А главное - сама Программа становится брендом территории, сигналом для частного капитала.
Допустим, «Роснефть» собирается строить нефтехимический комплекс. Его стоимость будет порядка $16 млрд. Для сравнения: все стройки к саммиту АТЭС во Владивостоке обошлись в $22 млрд. Японская компания «Марубени» уже выразила согласие зайти и стать инвестором проекта. Они крайне заинтересованы в его реализации.
А есть проекты, где российские компании и не допускают иностранных инвесторов. Сами с удовольствием будут финансировать, так как понимают, что будет хороший срок окупаемости, хорошие рынки потребления этой продукции. Таких проектов очень много.
Но знаете, какая проблема выходит на первый план? Неготовность проектной документации. Многие объекты государство уже сейчас могло бы начать финансировать, но нужно провести огромные проектные работы, а это занимает немало времени. Заниматься этим нужно срочно, Программа определила приоритеты, из них и надо исходить.
- Каковы риски невыполнения параметров финансирования Программы? Есть ли на этот счет сценарии будущего региона?
- Программу мы приняли. Очень важную, значимую. Только такая программа может обеспечить развитие. Если этого не сделать сейчас, то мы Дальний Восток отдадим просто-напросто в чужие руки, зайдет бизнес других стран. Будет экономическая зависимость, а потом может наступить и политическая. Сколько лет мы работаем, столько и объясняем эту ситуацию, получаем шишки, неудовольствие со стороны многих структур. Но нас это не пугает, так как мы хотим изменить ситуацию в пользу людей, живущих и работающих на Дальнем Востоке.
Перспективы социально-экономического развития Дальнего Востока уложились в 12 подпрограмм
Подпрограмма 1.
Повышение эффективности экономики
Темпы экономического роста в России существенно ниже, чем требуется для стратегических целей развития. Экономика Дальнего Востока вынужденно имеет гипертрофированную примитивно-сырьевую экспортную ориентацию. Слишком высокая доля первичного сектора в экономике влечет недополучение добавленной стоимости, невыгодные условия экспортно-импортного обмена, занижение налоговой базы субъектов РФ.
Высокая капиталоемкость первичного сектора требует крупномасштабных инвестиций в его модернизацию, которую невозможно профинансировать за счет внутренних ресурсов региона. Это усиливает зависимость восточных территорий от притока капитала извне.
Для устранения негативных последствий перекоса экономики региона в сторону добычи и продажи сырья планируется в первую очередь развивать проекты по углубленной переработке первичных ресурсов. Ярким примером создания комплекса глубокой переработки ресурса с получением максимальной добавленной стоимости является реализация в настоящее время проекта освоения зоны вокруг ВСТО. Созданный инфраструктурный коридор будет использован для строительства газопровода от Восточной Сибири и Республики Саха до присоединения в районе Хабаровска к газотранспортной магистрали Сахалин - Хабаровск - Владивосток. В результате будет создана единая система добычи, транспортировки и распределения газа с возможностью экспорта на рынки АТР.
Ключевым звеном этой системы должен стать кластер нефтегазопереработки в Приморье, который предполагается создать на базе следующих проектов:
- строительство нефтехимического комплекса ВНХК в Находке;
- строительство завода СПГ в Хасанском районе Приморья;
- газохимического комплекса в Находке.
Важную роль будет играть и модернизация уже существующих предприятий. Например, ЗАО «Горно-химический комбинат «Бор» (Дальнегорск).
Развитие машиностроения будет идти через создание авиационного и судостроительного кластеров, которые будут включать в себя ОАО «КнААПО», уже производящее боевые самолеты «Су» и региональные пассажирские самолеты «Суперджет-100», ОАО «Арсеньевский авиационный комплекс «Прогресс», выпускающее конкурентоспособные военные вертолеты, и судостроительный комплекс «Звезда».
В подпрограмму войдет и развернутое строительство в Амурской области космодрома «Восточный», который станет не только крупнейшим звеном аэрокосмической системы России, но и важным центром внедрения передовых научных разработок. На территории космодрома планируется строительство 10 технических обеспечивающих площадок. Всего на строительство космодрома будет потрачено 400 млрд рублей.
Кроме этого, в рамках подпрограммы планируется реализация на территории 23 комплексных инвестиционных проектов (КИП), которые обеспечат более трети прироста ВРП. Общий объем инвестиций в КИПы составит 8,2 трлн рублей, из них 2,8 млрд планируется потратить из федерального бюджета на создание инфраструктуры.
Развитие глубокой переработки углеводородного сырья
Всего 2 662 223 375 000 рублей
Федеральный бюджет - 102 млрд 584 млн 360 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 0
Юридические лица - 2 трл 558 млрд 961 млн 875 тысяч рублей
Развитие машиностроения
Всего 62 442 000 000 рублей
Федеральный бюджет - 2 млрд 535 млн рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 309 млн
Юридические лица - 59 млрд 598 млн
Развитие промышленности стройматериалов
Всего 51 600 000 000 рублей
Федеральный бюджет - 5 млрд 449 млн 360 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 368 млн 140 тысяч рублей
Юридические лица - 45 млрд 782 млн 500 тысяч рублей
Развитие металлургического производства
Всего 2 151 375 000 рублей
Федеральный бюджет - 0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 0
Юридические лица - 2 млрд 151 млн 375 тысяч рублей
Подпрограмма 2.
Развитие минерально-сырьевого комплекса
Наличие богатых ресурсов минерального сырья и возможность создавать высокорентабельные предприятия по их разработке - одно из ключевых конкурентных преимуществ Дальнего Востока и Байкальского региона, использование которого позволяет получить высокий мультипликативный эффект на развитие других отраслей экономики.
В связи с этим подпрограммой определены приоритетные мероприятия в разрезе отдельных минерально-сырьевых кластеров.
Кластер алмазодобывающей и ювелирной промышленности сосредоточен в Республике Саха (Якутия). Здесь же предполагается освоение 4 железорудных месторождений, строительство 2 горно-обогатительных комбинатов - Таежный ГОК и Тарыннахский ГОК. В качестве перспективного и чрезвычайно важного проекта рассматривается освоение Томторского ниобий-редкоземельного месторождения. В зоне влияния Комсомольской агломерации в Хабаровском крае расположены перспективные для освоения месторождения олова, в том числе Правоурмийское и Соболиное, имеющие общероссийское значение по запасам металла.
Западно-Амурская подзона природно-ресурсной зоны Байкало-Амурской магистрали сформирована на транспортной связке Бамовская - Тында. Основу ее развития составит промышленное освоение месторождений золота, титаномагнетитовых руд и апатитов.
Зейский минерально-сырьевой кластер будет формироваться по транспортной оси Тыгда - Зея - Улак - Эльга (Якутия) со специализацией в области добычи полезных ископаемых, включая золотодобычу. На базе таких месторождений полезных ископаемых, как Гаринское, Куранахское и Большой Сейм, а также на базе Кимканского и Сутарского железорудных месторождений, расположенных в Еврейской автономной области, планируется формирование межрегионального горно-металлургического кластера в Приамурье, включающего горно-обогатительные и горно-металлургический комбинаты. В Приморском крае в соответствии со Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года приоритетным проектом является освоение месторождения вольфрамовых руд Скрытое.
Одной из специализаций Магаданского минерально-сырьевого кластера являются разведка и - в перспективе - добыча углеводородного сырья. На основе ресурсов Колымской горнодобывающей зоны (драгоценные металлы, цветные металлы, черные металлы) будет формироваться горнодобывающий кластер. Освоение Яно-Колымской золоторудной провинции на территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области связано с введением в эксплуатацию месторождений рудного золота Наталкинское и Павлик.
На базе потенциала недр Еврейской автономной области вместе с Амурской областью будет сформирован горно-металлургический кластер. Перспективы развития минерально-сырьевых кластеров Камчатского края связаны с промышленным освоением ряда месторождений золотосеребряных руд. Активное развитие получит минерально сырьевой комплекс Сахалинской области, обладающей значительными запасами углеводородного сырья и угля.
Развитие отраслей топливно-энергетического комплекса
Всего 981 236 759 000 рублей
Федеральный бюджет -29 млрд 614 млн 816 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 1 млрд 836 млн 750 тысяч рублей
Юридические лица - 949 млрд 785 млн 193 тысячи рублей
Освоение месторождений, комплексная переработка руд, развитие металлургической промышленности
Всего 1 331 441 807 000 рублей
Федеральный бюджет - 51 млрд 65 млн рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 1 млрд 151 млн 54 тысячи рублей
Юридические лица - 1 трлн 278 млрд 884 млн рублей
Освоение золоторудных месторождений
Всего 241 508 252 000рублей
Федеральный бюджет - 0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 200 млн рублей
Юридические лица - 241 млрд 308 млн 253 тысячи рублей
Подпрограмма 3.
Развитие лесопромышленного комплекса
Лесные древесные и недревесные ресурсы, наряду с другими природными богатствами, определяют будущее развитие региона. Но современное состояние лесного комплекса макрорегиона не отвечает требованиям устойчивых темпов развития.
Дальний Восток обладает значительными лесосырьевыми ресурсами: на макрорегион приходится более 30% площади лесов и более 40% запаса древесины Российской Федерации. Но в настоящее время ежегодное использование разрешенного объема лесозаготовок (расчетной годичной лесосеки) по лесничествам макрорегиона не превышает 18%. Длительное время макрорегион был ориентирован на экспорт необработанной и вчерне обработанной стволовой древесины, после установления высоких экспортных пошлин на круглый лес тенденция экспорта только круглого леса стала снижаться. Но процесс идет медленно.
В ближайшие годы развитие лесного комплекса будет связано с проектами, включенными в программы стратегического развития регионов Востока, а также в масштабный монопроект ЛПК «Сибирь - Дальний Восток», в который входит ряд дальневосточных лесоперерабатывающих комплексов.
Это строительство деревообрабатывающего производства в пос. Октябрьский Ванинского района Хабаровского края (СП «Аркаим»); завода по производству лущеного шпона в г. Комсомольске-на-Амуре («Комсомольск-Форест Продакс», «Флора», «Соджиц Корпорейшн»); предприятия по комплексной переработке древесины в пос. Де-Кастри Ульчского района («Корпорация Росэкспортлес»); малого целлюлозно-бумажного завода в Сахалинской области («Корпорация Росэкспортлес»); лесоперерабатывающих комплексов в Амурской области («Национальная инвестиционная группа», «Удачастрой», «Туранлес»); фабрики по производству плит МДФ и завода по производству плит OSBi в Приморском крае («Приморсклеспром»).
К крупнейшим относятся проекты производства строганых и профилированных пиломатериалов в пос. Березовый Солнечного района Хабаровского края, комплектующих изделий для деревянного домостроения в пос. Сукпай Хабаровского края, лесопромышленного центра глубокой переработки сырья и завода по производству щепы в г. Амурске, комплексного деревообрабатывающего производства в Сахалинской области.
В Республике Саха (Якутия) будут формироваться вертикально интегрированные лесопромышленные структуры на базе существующих предприятий в Алданском, Ленском, Олекминском и Усть-Майском районах по производству клееной продукции, комплектов деревянных домов и строительных материалов, биотоплива.
Развитие деревообрабатывающего комплекса
Всего 61 045 610 000 рублей
Федеральный бюджет - 0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 754 млн 364 тысячи рублей
Юридические лица - 60 млрд 291 млн 245 тысяч рублей
Развитие целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности
Всего 91 620 100 000 рублей
Федеральный бюджет - 0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 0
Юридические лица - 91 млрд 620 млн 100 тысяч рублей
Строительство лесовозных дорог
Всего 31 810 000 000 рублей
Федеральный бюджет - 15 млрд 940 млн рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 0
Юридические лица -
15 млрд 870 млн рублей
Освоение и охрана лесов
Всего 5 236 350 000 рублей
Федеральный бюджет - 1 млрд 174 млн 437 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 61 тысяча 812 рублей
Юридические лица - 4 млрд 100 тысяч рублей
Подпрограмма 4.
Развитие рыбопромышленного комплекса
Рыбохозяйственная отрасль макрорегиона на сегодняшний день находится в крайне сложном положении. Несмотря на увеличение объемов вылова и повышение прибыльности ряда рыбодобывающих предприятий, по-прежнему остается нерешенным целый комплекс проблем.
Макрорегион концентрирует более 50% всех береговых рыбообрабатывающих мощностей страны. Однако доля выпуска рыбопродукции с высокой степенью переработки крайне незначительна. Глубокой переработкой занимаются лишь немногие организации - не более 10%. Значительным сдерживающим фактором увеличения объемов отгрузки продукции в европейскую часть Российской Федерации является высокая стоимость железнодорожных перевозок, особенно в период промысла лососевых видов рыб.
В рамках подпрограммы планируется развивать рыборазводную отрасль - строительство рыборазводных заводов предполагается в Хабаровском, Приморском, Камчатском краях, в Амурской, Магаданской, Сахалинской областях и ЕАО.
Будущее отрасли связано также и с развитием аквакультуры.
Эту отрасль планируется развивать в Магаданской, Сахалинской областях, Камчатском и Хабаровском краях.
Развитие береговой переработки рыбы и морепродуктов позволит производить более глубокую переработку сырья и выпускать значительно больший, чем на флоте, ассортимент рыбопродукции. Наиболее перспективной областью рынка являются замороженная рыбопродукция (например, крабовые палочки), производство рыбного филе и фарша, пресерв из рыбы. Крайне ограниченным потенциалом обладает консервное производство.
Повышение привлекательности для инвесторов береговой переработки связано с формированием и развитием рынков рыбной продукции и эффективной инфраструктуры. До настоящего времени ни в одном регионе Дальнего Востока, прилегающем к морскому побережью, нет оптового рыбного рынка, функциями которого являются круглосуточный прием уловов у добывающего флота, их концентрация, рассортировка и сохранение качества для последующей продажи потребителям.
Оптовый рыбный рынок может быть организован на условиях ГЧП. Основными инициаторами и лидерами в организации и управлении рынком должны выступить региональные органы власти.
В отдельную статью расходов подпрограммы выделено развитие рыбопромышленного кластера Сахалинской области. Ключевые объекты: строительство волнолома для порта-укрытия в заливе Китовый, о. Итуруп Сахалинской области; реконструкция Северо-Курильского портпункта, глубоководный причал, о. Парамушир Сахалинской области; реконструкция портпункта «Малокурильское», грузовой причал, о. Шикотан (II очередь) Сахалинской области.
Развитие искусственного воспроизводства рыбных ресурсов
Всего 12 055 148 000рублей
Федеральный бюджет - 7 млрд 856 млн 160 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 317 млн 988 тысяч рублей
Юридические лица - 3 млрд 881 млн рублей
Развитие рыбоперерабатывающих предприятий и формирование кластеров
Всего 1 915 678 000 рублей
Федеральный бюджет - 1 млрд 24 млн 459 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 151 млн 804 тысячи рублей
Юридические лица - 739 млн 414 тысяч рублей
Комплексное развитие рыбопромышленного кластера Сахалинской области
Всего 43 112 980 000 рублей
Федеральный бюджет - 13 млрд 248 млн 770 тыс. рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 2 569 610 тысяч рублей
Юридические лица - 27 294 600 тысяч рублей
Институциональное обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса
Всего 76 290 000рублей
Федеральный бюджет - 13 млн рублей
Юридические лица - 63 млн 290 тысяч рублей
Развитие судостроения
Всего 21 899 000 000рублей
Федеральный бюджет - 21 млрд 899 млн рублей
Подпрограмма 5.
Развитие агропромышленного комплекса
Одной из важных проблем современного развития является недостаточная обеспеченность населения макрорегиона собственным продовольствием.
Среди наиболее крупных аграрных территорий следует выделить Центрально-Якутскую, Амуро-Зейскую, Зейско-Буреинскую равнины, долины Амура, Ангары, Селенги, Приханкайскую низменность. Значительные нераспаханные пространства могут служить пастбищами для различных групп животных. Наиболее плодородными почвами на Дальнем Востоке являются буроземы и лугово-черноземные почвы Приамурья и Приморского края, палевые почвы Центрально-Якутской равнины.
Приоритетными направлениями в Республике Саха (Якутия) являются кормопроизводство, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, строительство и реконструкция картофеле- и овощехранилищ. Развитие агропромышленного комплекса Камчатского края связано с развитием оленеводства, мясного животноводства и птицеводства. В качестве приоритетных направлений развития отраслей АПК Приморского края следует выделить: расширение производства сои, кукурузы, создание кормовой базы производства животноводческой продукции. В Хабаровском крае к основным производственным приоритетам отнесено развитие подотраслей животноводства, а также развитие овощеводства открытого и закрытого грунта. Приамурская аграрно-индустриальная зона должна стать основным звеном в обеспечении продовольственной безопасности Дальнего Востока. Основным направлением развития сельского хозяйства Магаданской области является модернизация сельскохозяйственного производства. На Сахалине необходимо создание современных объектов инфраструктуры. ЕАО будет участвовать в разработке основ формирования соевого комплекса, а также наращивать объемы зерновых, в том числе кукурузы, овощей, картофеля.
Республика Саха (Якутия)
Всего 18 076 493 000 рублей
Федеральный бюджет - 6 млрд 925 млн 351 тысяча рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 4 млрд 552 млн 150 тысяч рублей
Юридические лица - 6 млрд 598 млн 995 тысяч рублей
Камчатский край
Всего 13 188 981 000 рублей
Федеральный бюджет - 4 млрд 550 млн 94 тысячи рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 3 млрд 169 млн 409 тысяч рублей
Юридические лица - 5 млрд 469 млн 477 тысяч рублей
Приморский край
Всего 32 326 654 000 рублей
Федеральный бюджет - 3 млрд 347 млн 987 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 2 млрд 842 млн 400 тысяч рублей
Юридические лица - 26 млрд 136 млн 267 тысяч рублей
Хабаровский край
Всего 830 000 000 рублей
Федеральный бюджет -0
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 249 млн рублей
Юридические лица - 581 млн рублей
Амурская область
Всего 5 198 600 000рублей
Федеральный бюджет - 859 млн 500 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 824 млн 700 тысяч рублей
Юридические лица - 3 млрд 514 млн 400 тысяч рублей
Магаданская область
Всего3 398 400 000 рублей
Федеральный бюджет - 3 млрд 12 млн рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 386 млн 400 тысяч рублей
Юридические лица - 0
Сахалинская область
Всего2 344 640 000 рублей
Федеральный бюджет - 1 млрд 755 млн 312 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 589 млн 328 тысяч рублей
Юридические лица - 0
ЕАО
Всего8 404 558 000 рублей
Федеральный бюджет - 1 млрд 658 млн 618 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 410 млн 556 тысяч рублей
Юридические лица - 6 млрд 335 млн 384 тысячи рублей
Подпрограмма 6.
Развитие транспортной инфраструктуры
Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона во многом определяется наличием современной транспортной инфраструктуры. Однако ее сегодняшнее состояние не соответствует задачам ускоренного развития макрорегиона, узкие места и диспропорции существуют на всех видах транспорта.
В соответствии с перечнем поручений президента РФ особое развитие получат Транссиб, БАМ, автодороги «Амур», «Лена», «Уссури», «Колыма» и «Вилюй».
На Транссибе, играющем ключевую роль в доставке продукции на российские и рынки стран АТР, будет реконструирован тоннель под р. Амур у Хабаровска. Будет завершена реконструкция Лагар-Аульского, Кипарисовского, Владивостокского и Облученского тоннелей, мостов через р. Зею и Бурею, построены обходы Иркутского и Читинского транспортных узлов.
Получит развитие инфраструктура приграничных железнодорожных станций, пунктов пропуска через госграницу РФ. В районе п. Нижнеленинское ЕАО совместно с КНР будет завершено строительство на условиях ГЧП мостового перехода через р. Амур. Появление Транскорейской магистрали повлечет в перспективе необходимость модернизации линии Уссурийск - Посьет - граница КНДР.
Дальнейшее развитие получит БАМ, что позволит поддержать перспективные грузопотоки с вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке. Первоочередная задача - завершение модернизации линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань.
В долгосрочной перспективе предстоит строительство линии Селихино - Ныш с переходом на о. Сахалин. Должно быть завершено строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через р. Лену. Для обеспечения устойчивого сообщения с северо-восточной частью Якутии и Магаданской областью будут начаты проектно-изыскательские работы по строительству линии Якутск (Нижний Бестях) - Мома - Магадан.
Реконструкция автодороги «Уссури» (Хабаровск - Владивосток) будет способствовать развитию экономики и торговли с пограничными районами Китая, Северной и Южной Кореи, Японией и другими государствами АТР.
Строительство автомагистрали «Восток» (Хабаровск - Находка) решит проблему связи портов Находка и Восточный с транспортным коридором Восток - Запад. Будут достроены автодороги «Лена» (Невер - Якутск) и «Колыма» (Якутск - Магадан). Новая дорога «Вилюй» (от автодороги М-53 «Байкал» - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск) решит задачи северного завоза грузов и экономического развития вновь осваиваемых территорий.
Аэропорты Иркутска, Хабаровска и Владивостока будут развиваться как международные узловые. В качестве внутрироссийских узловых получат развитие аэропорты Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Якутск, Магадан, Мирный, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск.
Увеличение каботажных перевозок потребует реконструкции объектов инфраструктуры в морских портах Петропавловск-Камчатский, Магадан, Анадырь, Певек, Беринговский, Холмск и Невельск.
Развитие пропускных способностей опорной транспортной сети
Всего 1 096 904 280 000рублей
Федеральный бюджет - 1 трлн 96 млрд 904 млн 280 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 0
Юридические лица - 0
Создание транспортной инфраструктуры комплексных инвестиционных проектов
Всего 488 080 169 000рублей
Федеральный бюджет - 443 млрд 271 млн 254 тысячи рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 26 млрд 964 млн 638 тысяч рублей
Юридические лица - 17 млрд 844 млн 276 тысяч рублей
Реконструкция аэропортов, взлетно-посадочных полос
Всего 83 814 205 000 рублей
Федеральный бюджет - 79 млрд 909 млн 812 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 0
Юридические лица - 3 млрд 904 млн 393 тысячи рублей
Подпрограмма 7.
Развитие энергетической инфраструктуры
Территория макрорегиона характеризуется значительной протяженностью коммуникаций, неравномерностью и низкой плотностью поселенческой структуры, суровыми климатическими условиями.
Основным драйвером роста энергопотребления являются новые крупные проекты, которые в составе государственной программы сформированы в качестве КИПов. Они формируют концентрированные зоны хозяйственного освоения. Реализация подобных проектов - точек роста - должна инициировать процесс формирования и рост вокруг них территориальных кластеров различной специализации, что создаст дополнительный спрос на энергомощности.
Основными мероприятиями подпрограммы для Республики Саха (Якутия) являются строительство линии электропередачи 220 кВ Пеледуй - ПС «Новая» и Олекминск - Алдан для обеспечения межрегионального нефтегазового кластера на Востоке России. В Приморском крае планируется строительство ряда крупных объектов в области энергетической инфраструктуры: ГТУ-ТЭЦ на площадке Владивостокской ТЭЦ-2, ПС 220/110/10 кВ «Звезда» с заходами ВЛ 220 кВ Береговая 2 - Перевал, ГТУ-ТЭЦ «Восточная» на площадке ЦПВБ. Запланирован ряд проектов строительства и реконструкции распределительных электрических сетей.
Перспективы энергетической инфраструктуры Хабаровского края определяются прежде всего проектами развития Ванинско-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, которые реализуются с участием Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона и с привлечением масштабных частных инвестиций.
Запланирован комплекс проектов развития электросетевых объектов класса напряжения 110 кВ в целях поддержки экономического роста и присоединения новых потребителей.
На территории Амурской области в стадии реализации уже находится проект строительства Нижне-Бурейской ГЭС. Проект Нижне-Зейской ГЭС находится в стадии разработки. Здесь также будут реализованы проекты реконструкции и строительства распределительных сетей и оптимизации локальной энергетики.
В Камчатском крае перспективным направлением является развитие энергетики на основе ВИЭ, что соответствует стратегии развития туристического кластера на территории полуострова.
Развитие энергосистемы Магаданской области тесно связано с минерально-сырьевой базой региона. Обеспечение опережающих темпов экономического развития Магаданской области приведет к значительному росту энергопотребления в регионе, в 2015 году - 2 650 млн кВт/ч, в 2020 году - 3 620 млн кВт/ч, и к 2025 году выработка электроэнергии составит 5 470 млн кВт/ч.
На юге острова Сахалин планируются два крупных проекта - Сахалинская ГРЭС-2 и реконструкция Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 (с 2017 года). Приоритетными для ЕАО являются проекты строительства подстанций «Биробиджан - Нижнеленинская», «Нижнеленинская», реконструкции действующей подстанции «Биробиджан» (общая вводимая мощность - 200 МВ-А), строительства кольцевой системы внешнего электроснабжения в г. Биробиджане и Октябрьском районе.
Развитие электрических сетей
Всего 411 760 236 000 рублей
Федеральный бюджет - 265 млрд 270 млн 40 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 3 млрд 146 млн 282 тысячи рублей
Юридические лица - 143 млрд 343 млн 915 тысяч рублей
Развитие генерации
Всего 383 620 618 000 рублей
Федеральный бюджет - 147 млрд 109 млн 715 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 1 млрд 375 млн 800 тысяч рублей
Юридические лица - 235 млрд 135 млн 103 тысячи рублей
Развитие экспорта электроэнергии
Всего 561 933 820 000 рублей
Федеральный бюджет - 3 млрд рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 9 млрд 500 млн рублей
Юридические лица - 549 млрд 433 млн 820 тысяч рублей
Развитие локальной энергетики
Всего 27 843 260 000 рублей
Федеральный бюджет - 26 млрд 465 млн 760 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 60 млн рублей
Юридические лица - 1 млрд 317 млн 500 тысяч рублей
Подпрограмма 8.
Создание условий для комфортного проживания
Общее отставание макрорегиона по многим параметрам развития социальной сферы от среднероссийских показателей связано с особенностями преимущественно ресурсного освоения региона в предыдущий период, слабой транспортной освоенностью региона, незначительным числом крупных городов. Ситуация особенно обострилась в 1990-е годы и была усугублена оттоком наиболее активного населения.
Для развития положительных тенденций и достижения стабилизации численности жителей региона требуются повышение качества условий проживания и обеспечение доступа населения к качественным социальным услугам.
Для достижения целей и решения задач подпрограммы необходимо реализовать ряд мероприятий. Первые пять касаются модернизации отдельных подотраслей социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты. Мероприятия включают создание и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры основных подотраслей социальной сферы.
Повышение качества и доступности всего комплекса предоставляемых социальных услуг требует не только создания новых и реконструкции имеющихся учреждений социальной инфраструктуры, но и оснащения их современным оборудованием, а также подготовки и закрепления профессиональных кадров, без чего новые объекты не смогут реализовать свой потенциал.
Развитие системы учреждений здравоохранения
Всего 43 586 960 000 рублей
Федеральный бюджет - 30 млрд 749 млн 642 тысячи рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 12 млрд 837 млн 318 тысяч рублей
Юридические лица - 0
Развитие системы учреждений образования
Всего 50 199 112 000 рублей
Федеральный бюджет - 34 млрд 858 млн 457 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 15 млрд 340 млн 655 рублей
Юридические лица - 0
Развитие системы учреждений культуры
Всего 33 145 442 000 рублей
Федеральный бюджет - 27 млрд 514 млн 753 тысячи рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 5 млрд 459 млн 647 тысяч рублей
Юридические лица - 171 млн 40 тысяч рублей
Развитие учреждений физкультуры и спорта
Всего 41 148 345 000 рублей
Федеральный бюджет - 26 млрд 483 млн 870 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 10 млрд 13 млн 875 тысяч рублей
Юридические лица - 4 млрд 650 млн 600 тысяч рублей
Развитие учреждений социальной защиты
Всего 15 711 620 000 рублей
Федеральный бюджет - 10 млрд 17 млн 552 тысячи рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 5 млрд 694 млн 67 тысяч рублей
Юридические лица - 0
Развитие и модернизация коммунальной энергетики и жилого фонда
Всего 374 251 324 000 рублей
Федеральный бюджет - 229 млрд 143 млн 225 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 38 млрд 442 млн 453 тысячи рублей
Юридические лица - 106 млрд 665 млн 645 тысяч рублей
Строительство жилья для переселенцев
Всего 5 400 000 000 рублей
Федеральный бюджет - 4 млрд 725 млн рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 675 млн рублей
Юридические лица - 0
Развитие пассажирского авиационного сообщения
Всего 47 864 025 000 рублей
Федеральный бюджет - 45 млрд 976 млн 932 тысячи рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 1 млрд 887 млн 92 тысячи рублей
Юридические лица - 0
Устойчивое развитие коренных малочисленных народов
Всего 94 918 853 000 рублей
Федеральный бюджет - 90 млрд 462 млн 668 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 4 млрд 456 млн 184 тысячи рублей
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Всего 55 606 000 000 рублей
Федеральный бюджет - 55 млрд 606 млн рублей
Подпрограмма 9.
Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды
Сложившаяся несбалансированность природопользования, связанная с очаговым расселением населения и размещением производств, определяет специфику воздействия на окружающую среду практически во всем макрорегионе.
Строительство и реконструкция систем питьевого водоснабжения и очистных сооружений направлены на обеспечение экологической безопасности территорий и благоприятной среды для проживания населения, сохранение природных систем и комплексов.
Предусматривается создание комплексов по сортировке, переработке и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), отвечающих современным экологическим требованиям. Например, строительство мусороперерабатывающего комплекса по инновационной технологии переработки ТБО в г. Тында, Амурская область; строительство второй очереди комплекса по переработке и утилизации ТБО в г. Владивостоке, г. Южно-Сахалинске, полигонов для размещения отходов.
В рамках мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба предусмотрены консервация и ликвидация хвостохранилищ в Республике Саха (Якутия), демонтаж и рекультивации территории хлорного цеха бывшего Амурского целлюлозно-картонного комбината, рекультивация шламонакопителя бывшего Комсомольского сернокислого завода в Хабаровском крае, ликвидации экологического ущерба в Сахалинской области.
Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия предусматривают поддержку новых особо охраняемых территорий регионального и местного значения в Камчатском крае, Амурской области, Приморском крае, строительство центра реабилитации диких животных и меры по сохранению амурского тигра в Хабаровском крае.
Строительство и реконструкция объектов питьевого водоснабжения
Всего 81 521 951 000 рублей
Федеральный бюджет - 66 млрд 45 млн 550 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 12 млрд 484 млн 77 тысяч рублей
Юридические лица - 2 млрд 992 млн 323 тысячи рублей
Строительство и реконструкция объектов водоотведения и очистки сточных вод
Всего 85 045 928 000 рублей
Федеральный бюджет - 67 млрд 867 млн 819 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 15 млрд 444 млн 813 тысяч
Юридические лица - 1 млрд 733 млн 295 тысяч рублей
Развитие системы экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления
Всего 27 003 922 000 рублей
Федеральный бюджет - 18 млрд 55 млн 950 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 7 млрд 58 млн 139 тысяч рублей
Юридические лица - 1 млрд 889 млн 833 тысячи рублей
Защита от негативного воздействия вод
Всего 86 628 631 000 рублей
Федеральный бюджет - 69 млрд 406 млн 48 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 17 млрд 144 млн 582 тысячи рублей
Юридические лица - 78 млн рублей
Ликвидация накопленного экологического ущерба
Всего 15 979 960 000 рублей
Федеральный бюджет - 15 млрд 370 млн 677 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 609 млн 283 тысячи рублей
Развитие системы экологического мониторинга
Всего 83 110 000 рублей
Федеральный бюджет - 82 млн 565 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 545 тысяч рублей
Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия
Всего 775 806 000 рублей
Федеральный бюджет - 673 млн 605 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 102 млн 200 тысяч рублей
Подпрограмма 10.
Научное и кадровое обеспечение реализации Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»
Проекты по развитию Дальнего Востока сталкиваются с острым дефицитом квалифицированных кадров и недостаточным развитием собственной научно-исследовательской базы.
Научное и кадровое обеспечение реализации Государственной программы в Хабаровском крае предполагает строительство и реконструкцию учебных корпусов, инновационных центров, библиотек, социальной инфраструктуры вузов края (прежде всего Тихоокеанского государственного университета).
В Республике Саха (Якутия) намечены строительство и реконструкция учебных корпусов и общежитий для системы среднего профессионального образования в муниципальных центрах, развитие Северо-Восточного федерального университета (СВФУ), включая строительство общежитий, интеллектуально-общественного центра, лабораторных корпусов.
В Амурской области планируется строительство комплексов профобразования в Тамбовке и Завитинске, формирование Амурского биофармацевтического кластера, строительство общежитий и спортивных сооружений для вузов Благовещенска, создание материально-технической базы для ДГАУ, клиники для АМГА.
В Приморском крае предполагается строительство и оснащение двух учреждений профессионального и среднего образования в районах края, корпусов и общежитий для вузов, технологическое и лабораторное обеспечение для ДВФУ. В Магадане - строительство общежития для Северо-Восточного государственного университета и спортзала в пос. Стекольный для профессионального училища.
На Сахалине предполагается строительство общежития и учебно-лабораторного корпуса для Сахалинского государственного университета, на Камчатке будут созданы центры коллективного пользования для Камчатского государственного университета.
Хабаровский край
Всего 15 628 821 000 рублей
Федеральный бюджет - 15 млрд 429 млн 45 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 199 млн 776 тысяч рублей
Республика Саха (Якутия)
Всего 14 678 724 000 рублей
Федеральный бюджет - 12 млрд 281 млн 439 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 536 млн 435 тысяч рублей
Юридические лица - 1 млрд 860 млн 849 тысяч рублей
Амурская область
Всего 6 792 800 000 рублей
Федеральный бюджет - 4 млрд 714 млн 180 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 871 млн 200 тысяч рублей
Юридические лица - 1 млрд 207 млн 420 тысяч рублей
Приморский край
Всего 3 492 000 000 рублей
Федеральный бюджет - 3 млрд 92 млн рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 400 млн рублей
Магаданская область
Всего 716 300 000 рублей
Федеральный бюджет - 678 млн 830 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 37 млн 470 тысяч рублей
Сахалинская область
Всего 1 580 476 000 рублей
Федеральный бюджет - 1 млрд 490 млн 476 тыс. рублей
Юридические лица - 90 млн рублей
Камчатский край
Всего 149 000 000 рублей
Федеральный бюджет - 1 млрд 149 млн рублей
Подпрограмма 11.
Развитие туризма на Дальнем Востоке
Дальний Восток характеризуется значительным потенциалом развития всех видов туризма и невысоким уровнем его использования.
Специализацией туристско-рекреационного комплекса на Дальнем Востоке станет экологический, спортивный, морской круизный, лечебно-оздоровительный и культурно-этнографический туризм. Особое значение приобретет горнолыжный туризм и др.
В Республике Саха (Якутия) планируется создание туристско-рекреационных зон, сформированных на основе национальных брендов - Полюс холода, Мамонтовые туры, Алмазные туры, Ленские столбы (природный объект мирового наследия ЮНЕСКО), национальный праздник Ысыах, международные спортивные игры «Дети Азии».
В Хабаровском крае будут формироваться лечебно-рекреационные туристские центры на базе термоминеральных вод и лечебных грязей, климатолечение.
Перспективное направление для Приморского края - деловой туризм. Создание интегрированной развлекательной зоны «Приморье», особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на острове Русский позволят Владивостокской агломерации занять ведущее положение в туристском кластере Дальнего Востока и АТР. Развитию образовательного и медицинского туризма будет способствовать ДВФУ.
На территории Амурской области получит развитие совместный российско-китайский туристский проект «Города-близнецы: Благовещенск - Хэйхэ».
В Сахалинской области предполагается строительство гостиничных спортивно-оздоровительных комплексов и гостевой яхтенной гавани в заливе Анива, создание лечебно-рекреационных туристских центров на базе термоминеральных вод и лечебных грязей, организация туристского комплекса на острове Монерон.
В Камчатском крае планируется создание туристско-рекреационного кластера «Паратунка» с приданием ему федерального статуса, всесезонного международного горнолыжного курорта на базе гор Морозная и Седло, зоны Авачинского вулкана, хребта Тополовый, сопки Петровская, а также развитие санаторно-курортных комплексов с использованием бальнеологических ресурсов, расширение номерного фонда в регионе.
Авачинская агломерация станет одним из базовых центров развития рекреации, активного отдыха и круизного туризма.
Амурская область
Всего 12 100 000 000 рублей
Федеральный бюджет - 3 млрд 323 млн 500 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 862 млн 500 тысяч рублей
Юридические лица - 7 млрд 914 млн рублей
Камчатский край
Всего 46 298 812 000 рублей
Федеральный бюджет - 7 млрд 305 млн 379 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 2 млрд 506 млн 321 тысяча рублей
Юридические лица - 36 млрд 487 млн 112 тысяч рублей
Приморский край
Всего 80 128 574 000 рублей
Федеральный бюджет - 10 млрд 456 млн 200 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 182 млн рублей
Юридические лица - 69 млрд 490 млн 374 тысячи рублей
Хабаровский край
Всего 2 249 838 000 рублей
Федеральный бюджет - 382 млн 750 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 255 млн 522 тысячи рублей
Юридические лица - 1 млрд 611 млн 566 тысяч рублей
Республика Саха (Якутия)
Всего 5 863 042 000 рублей
Федеральный бюджет - 746 млн 550 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 128 млн 255 тысяч рублей
Юридические лица - 4 млрд 988 млн 236 тысяч рублей
Магаданская область
Всего 910 620 000 рублей
Федеральный бюджет - 797 млн 390 тысяч рублей
Консолидированные бюджеты субъектов РФ - 113 млн 230 тысяч рублей
Юридические лица - 0
Подпрограмма 12.
Обеспечение реализации Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»
Сферой реализации подпрограммы «Обеспечение реализации Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» является обеспечение организационных, информационных и научно-методических условий для реализации Государственной программы и обеспечение качества управления процессами территориального развития Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, а также эффективной деятельности органов государственной власти макрорегиона.
К числу приоритетов государственной политики в сфере реализации настоящей подпрограммы отнесены:
- координация территориальных аспектов инновационной политики, а также усиление обратной связи в системе государственного управления в сфере инновационного развития;
- скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;
- нормативно-правовое обеспечение сферы социально-экономического развития территорий.
Система основных мероприятий настоящей подпрограммы обеспечивает эффективную реализацию Государственной программы Российской Федерации «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» путем создания и внесения изменений в нормативно-правовую базу в сфере реализации настоящей Государственной программы, создания рычагов и инструментов мониторинга и управления социально-экономическим развитием Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, выработки концептуальных решений комплексного развития территорий с учетом их конкурентоспособных преимуществ.
В рамках основных мероприятий подпрограммы будут реализованы меры по нормативно-правовому, научно-методическому и методологическому обеспечению территориального развития Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона.
Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга и корректировки Программы.
В связи с этим ход реализации Программы ежеквартально будет оцениваться на основе показателей результативности мероприятий Программы, достижения целевых индикаторов. Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы являются формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях ее реализации.
Организационно-аналитическое сопровождение и мониторинг государственной программы
Всего 250 230 000 рублей
Федеральный бюджет
Научно-методическое сопровождение государственной программы
Всего 357 471 000 рублей
Федеральный бюджет
Разработка нормативно-правовых актов правительства РФ и стратегических документов, определяющих направления развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Всего 285 977 000 рублей
Федеральный бюджет
На реализацию функций Минвостокразвития
Всего 6 685 193 000 рублей
Федеральный бюджет
Юрий РОГОВ
"Дальневосточный капитал", N 5.
- Как сократить расходы на отдых
- Есть, кем гордиться: Наталья Прачева
- Лес рубят - квоты летят
- Дальневосточные порты: Инвестиционный тренд
- Груз ответственности на акватории порта
- Один в пыли не воин
- Крабовладельцы
- Государство нам в помощь
- 5-й ВЭФ превзошел ожидания Трутнева в 6 раз
- Новые масштабы нацпрограммы