Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 23 Ноября, 19:26 |
|
|
Тема номера
|
Сахалин и Япония намерены дружить и сотрудничать островами
Разговор об активизации двустороннего внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества, развитии международных связей был продолжен в начале мая, когда губернатор Сахалинской области Александр ХОРОШАВИН встретился с премьер-министром Японии Синдзо Абэ.
Торговля и инвестиции
Япония традиционно один из главных иностранных партнеров Сахалинский области. За последние 5 лет объем взаимной торговли между Сахалинской областью и Японией увеличился в 2,2 раза и достиг $7 млрд. Это 20% от объема товарооборота Россия - Япония.
Традиционно японские компании проявляют особый интерес к топливно-энергетическим и рыбным ресурсам области. Доля продукции топливно-энергетического комплекса в общем объеме экспорта в Японию в 2012 году составила 94,7%. Прежде всего, это нефть (в 2012 году - 2,7 млн тонн стоимостью $2,4 млрд) и СПГ (в 2012 году - 7,3 млн тон, стоимостью $4,1 млрд). Поставки сахалинского угля в Японию хотя и несопоставимы по стоимости с углеводородами, однако этот рынок важен для области. В прошлом году в Японию поставлено 746 тыс. тонн угля (стоимость - $52 млн).
За 2012 год в Японию экспортировано 30,9 тыс. тонн рыбы, рыбо- и морепродуктов на $80,3 млн. Япония - это третий по объемам после Китая и Республики Корея рынок для сахалинских морепродуктов.
Но не только торговля определяет деловые отношения соседних территорий. Благодаря участию японских компаний в шельфовых проектах активно развивается инвестиционное сотрудничество. На начало 2013 года накопленный японский капитал в экономике Сахалинской области составил $9,2 млрд. Это пятая часть от общего объема накопленных инвестиций, поступивших в экономику области. Сахалин - единственный регион в России, который имеет такие впечатляющие результаты сотрудничества со Страной восходящего солнца.
Крупнейшие совместные проекты, реализуемые на территории Сахалинской области, - международные нефтегазовые проекты «Сахалин-1» (японский консорциум «СОДЭКО» с 30-процентной долей участия) и «Сахалин-2» (японские компании «Мицуи» и «Мицубиси» с долями 12,5% и 10% соответственно).
Новые предложения: мега-проекты
На презентации в Японии было обозначено, что Сахалинская область заинтересована в организации на своей территории производств по глубокой переработке сырья, которые принесут региону дополнительные доходы и преимущества, а также в наращивании объемов поставок в Японию продукции с высокой добавленной стоимостью.
Один из крупнейших перспективных проектов - строительство энергомоста из России в Японию. Этот проект напрямую связан с вводом новых энергетических объектов на Сахалине. Речь идет о строительстве Сахалинской ГРЭС-2 мощностью 360 МВт с возможностью дальнейшего расширения, пуске в ближайшие сроки 4 энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, модернизации Ногликской ГТЭС, строительстве высоковольтных линий электропередачи и подстанций. В результате к 2020 году на первом этапе может появиться возможность передачи из энергосистемы Сахалинской области в Японию около 0,5-0,6 ГВт мощности. На втором-третьем этапах реализации проекта объем экспорта электроэнергии в Японию прогнозируется на уровне 2-4 ГВт.
Эта смелая идея станет реальностью только в том случае, если и японская сторона подключится к ее реализации и создаст на своей территории необходимые технические условия. Для этого потребуется проложить подводный кабель по проливу Лаперуза и построить на Хоккайдо энергопринимающие и передающие устройства постоянного тока.
По данным ОАО «РАО ЭС Востока», предварительные расчеты перспективных цен для экспорта электроэнергии в Японию показывают, что цены на электроэнергию для японской стороны составят $0,15/ кВт/ч по курсу ЦБ на март 2013 г., на 2-3 этапе - $0,18/ кВт/ч.
Другим мега-проектом может стать строительство транспортного перехода между Азией и Европой. В настоящее время объем взаимной торговли стран Европы и Восточной Азии составляет более $1,2 трлн, взаимный контейнерооборот - порядка 20 млн контейнеров в год, из них с использованием железнодорожной сети России - менее 1%. Сооружение транспортных переходов через пролив Невельского и пролив Лаперуза может стать отличной альтернативой морской схеме движения через Суэцкий канал. Скорость перемещения грузов по железной дороге сократится до 14 дней, при этом вырастет безопасность перевозок и значительно упадет их цена.
Эксперты считают, что в случае комплексной реализации проекта строительства переходов «материк - Сахалин» и «Сахалин - Хоккайдо» изменится конфигурация грузопотоков в Дальневосточном регионе. Суммарный транзитный грузопоток через территорию Сахалина к 2030 году может составить более 27 млн т, включающих экспортные поставки в Японию угля, лесных грузов, черных металлов, а также перевозки контейнерных грузов в обоих направлениях.
Данному вопросу уделяется особое внимание на правительственном уровне. В настоящее время по заказу Минтранса России выполняется научно-исследовательская работа «Разработка научно обоснованных предложений в области повышения конкурентоспособности международного транспортного коридора «Транссиб» в направлении Европа - Россия - Япония с оценкой возможного использования территории острова Сахалин и инженерно-технической возможности создания транспортных переходов через пролив Невельского и пролив Лаперуза». В работе принимают участие Институт экономики и развития транспорта, Совет по изучению производительных сил, институт Гипростроймост. В составе научно-исследовательской работы предусматривается разработка пакета документов для обоснования необходимости выделения средств федерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта.
Двигаться шаг за шагом
Наличие топливно-энергетических и водно-биологических ресурсов - главное конкурентное преимущество Сахалинской области. Их использование и глубокая переработка на территории региона, по мнению областного правительства, должны быть интересны японскому бизнесу. Сегодня и на ближайшую перспективу область позиционирует себя как поставщик этих ресурсов на мировые рынки.
Сейчас из Японии приходит информация о возобновлении интереса к углю в результате отказа от атомной энергетики. Сахалинская область заинтересована в наращивании экспорта в связи с реализацией на островах программ газификации. Это создает хорошую платформу для реализации проектов в угольном секторе. В настоящее время на территории Сахалинской области действуют и проектируются 15 угольных разрезов. На японском рынке в последние годы сформировался устойчивый спрос на сахалинские угли. Задача угледобывающих предприятий - значительно нарастить объемы экспорта. А компания «Дженерал Электрик» изучает возможности развития на Сахалине углехимии.
В рамках презентации был представлен проект по созданию деревоперерабатывающего производства, способный реанимировать экспортные возможности лесопромышленного комплекса. А также проект по созданию биотехнопарка по выращиванию воднобиологических ресурсов. Это новое и очень интересное направление развития бизнеса.
Сегодня на долю островного региона приходится 80% воспроизводства лососей в России и около 10% - в АТР. Таких результатов удалось добиться благодаря активному строительству новых рыбоводных заводов, и это позволяет получать стабильно высокие уловы. Лососевые рыбоводные предприятия Сахалина и Курил уже сегодня заинтересованы в приобретении японских кормов и инкубационного оборудования, позволяющего экономить ресурсы. Российским компаниям интересны совместные с японским бизнесом предприятия в области аквакультуры. Производственный и природный потенциал Сахалинской области в этой сфере в перспективе позволит ежегодно поставлять более 7 тысяч тонн ценных морских биоресурсов как на внутренний рынок, так и на рынок Японии.
Сахалинская область - самый близкий к Японии субъект РФ. Презентация островной территории в Токио и ряд крупных инвестпроектов, которые предлагает японскому бизнесу для совместной реализации область, откроют новые горизонты для сотрудничества между Россией и Японией, и будет сделан еще один шаг в укреплении сотрудничества между нашими странами. Об этом в правительстве Сахалинской области говорят с полной уверенностью.
Досье «ДК»: В рамках презентации региона в Токио правительство Сахалинской области представило 34 предложения экономического и гуманитарного сотрудничества. Среди них семь проектов в области ТЭК и инфраструктуры, шесть предложений касались рыбопромышленного и лесопромышленного комплекса, шесть - туризма, 15 - межрегиональные обмены. По результатам отраслевых презентаций прошли встречи, на которых обсуждалось сотрудничество по конкретным направлениям. Всего состоялись 22 встречи, в которых приняли участие представители 14 российских и 22 японских компаний. Всего в презентации приняло участие 415 человек, из них японских участников - 302, российских делегатов - 113. Среди японских компаний, принявших участие в мероприятии, Kawasaki, Mitsui, Tokyo Gas, Tokyo Electric, Hokkaido Bank, SoftBank, Нokohama trading corporation, Mitsubishi, Toshiba и другие.
"Дальневосточный капитал", N6, июнь