Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:04 |
|
|
Тема номера
|
Глубокий задел
– Зачем нужна реконструкция завода? - интересуется «ДК» у генерального директора Хабаровского НПЗ Виктора ЛЕМЕХИ.
– В 90-е годы во время экономического кризиса завод сильно отстал в технологическом плане, – поясняет собеседник. – В то время как у других НПЗ появились собственники – крупные ФПГ, которые направляли значительные объемы средств в модернизацию производства, мы вкладывали в развитие крохи – примерно 30-40 млн руб. в год. В отдельные моменты завод по два месяца находился на консервации, поскольку мы то не могли закупить нефть, то не могли сбыть товар. Объемы переработки упали с 4,7 до 1,8 млн тонн в год. И только с приходом в 2000 году Группы «Альянс» тенденцию удалось переломить, завод «ожил».
При этом за 90-е годы мы сильно отстали от своих конкурентов по двум основным показателям: по глубине переработки и по качеству нефтепродуктов. Сейчас глубина переработки составляет у нас 62-63%, тогда как в среднем по отрасли равняется 71%. А современный уровень нефтеперерабатывающих заводов в США – 95%, в Европе – 85%. Выпуская мало светлых нефтепродуктов, мы подрываем свою конкурентоспособность. Как известно, более успешен и эффективен тот, кто из тонны сырья выпускает больше более дорогой продукции с высокой добавленной стоимостью. Что касается стандартов, то в конце 90-х ни один из выпускаемых нами товаров не соответствовал европейским стандартам качества.
Однако Группа «Альянс» с самого начала занималась не только вопросами выживания, но и развития завода. С 2000 по 2007 год на цели развития компания потратила 2,8 млрд руб. Еще около 700-800 млн руб было израсходовано на капитальный и текущий ремонт предприятия. Всего за 7 лет Группа «Альянс» вложила в завод около 3,5 млрд руб.
Значимым стал для нас 2004 год, когда мы построили установку изомеризации бензина. Причем построили в рекордные сроки – за 10 мес. при нормативе в 18. Эта установка мощностью 108 тыс. тонн в год позволила нам увеличить качество бензина. Бензин стал соответствовать стандарту «Евро-4». То есть содержание серы в готовой продукции составляет до 50 промилле, доля бензола – до 1%. Кроме того, за 7 лет мы обновили инфраструктуру: построили резервуарные парки, новую эстакаду налива светлых нефтепродуктов, котельную. Мы постепенно решали свои задачи и готовились к генеральной реконструкции, поскольку нерешенной оставалась основная проблема – глубины переработки нефти.
– И это единственная цель, которая стоит перед вами?
– Основная. Генеральная реконструкция позволит нам увеличить глубину переработки нефти до 92%. А также снимет проблему низкого качества дизтоплива и авиационного керосина. Кроме того, мы доведем объем переработки до 4,5 млн тонн нефти в год. Причем, увеличив глубину переработки нефти, мы одновременно постараемся нарастить объемы производства битума. Сегодня мы производим около 80 тыс. тонн битума в год, а можем 300 тыс. тонн. Учитывая тот факт, что в ближайшее время на Дальнем Востоке начнется реализация сразу нескольких больших проектов по дорожному строительству, мы очень рассчитываем, что спрос на этот продукт возрастет. В результате доля мазута у нас упадет до 4-5%.
Что касается дизельного топлива, то после запуска установки гидроочистки оно будет соответствовать стандарту «Евро-5»: содержание серы в нем не будет превышать 10 ppm. Кроме того, в 2008-2010 мы проведем реконструкцию установки риформинга. В результате решим две задачи: во-первых, увеличим ее мощность до 450 тыс тонн перерабатываемого сырья в год. А во-вторых, сможем выпускать бензины с содержанием серы 5-10 ppm, то есть «Евро-5». При этом в год мы будем извлекать и производить около 13 тыс тонн элементарной серы. Вы представляете, насколько улучшится экология в регионе?!
– Виктор Геннадьевич, как соотносятся планируемые затраты и ожидаемая отдача от проекта. Через сколько лет окупятся инвестиции?
– Стоимость генеральной реконструкции составляет 26 млрд руб. Срок реализации проекта - 3 года и 3 месяца. Контракт с генеральным подрядчиком по комплексу гидропроцессов - испанской компанией «Текникас Реунидас» - подписан 16 ноября. Полгода им отведено на проектирование объектов. Строительство начнется в апреле - мае 2008 года, а в марте – апреле 2011 года реконструкция будет завершена. Примерно 10 млрд руб. из общей суммы затрат приходится на оборудование, около 7 млрд руб. – на строительно-монтажные работы, 4 млрд руб. – на проектирование, получение разрешительных документов, проведение экспертиз и т.п. Помимо этого дополнительно в течение ближайших трех лет «Группа Альянс» потратит еще около 5 млрд руб. на строительство вспомогательных объектов и реконструкцию старых установок, которую проведет завод с привлечением российских подрядчиков. Затраты огромные, поэтому расчетный период окупаемости проекта – 10-12 лет. Но точный срок зависит от конъюнктуры рынка, спроса на товар.
– За реализацию каких мероприятий отвечают испанцы, что будет строить завод?
– В состав комплекса, который строят испанцы, входят установки гидрокрекинга и гидроочистки, установки по производству водорода, серы и азота. Но для того чтобы этот комплекс заработал, надо создать условия, подготовить общезаводское хозяйство. Этим будем заниматься мы. Недалеко от завода построим новую подстанцию НПЗ-2, проведем ЛЭП на 110 кВ, так как новый комплекс потребует дополнительно 17,5 МВт электроэнергии. Как я уже говорил, проведем реконструкцию установки риформинга. Также построим эстакаду налива темных нефтепродуктов, комплекс установок висбрекинга и вакуумной переработки мазута мощностью 1,8 млн. тонн в год и установку химводоподготовки, которая нужна для производства водорода, бойлерную, закрытый факел.
– В результате реконструкции вы доведете объем переработки до 4,5 млн тонн в год и значительно увеличите долю светлых нефтепродуктов. Вы рассчитываете на внешний спрос или внутренний?
– Сегодня доля экспорта в объеме производимой продукции составляет около 40%. Думаю, что она такой останется и после реконструкции, изменится только структура экспорта. Так, если сегодня мы экспортируем в основном маловязкий мазут и нафту, то есть полуфабрикаты и сырье для более глубокой переработки, то после реконструкции сами будем перерабатывать их. На продажу пойдет высокооктановый бензин, гидроочищенное дизельное топливо, авиационное топливо Jet A-1. Поскольку приоритет «Альянс» отдает внутреннему рынку, на котором спрос на бензин и авиакеросин достаточно велик, для экспорта будет оставаться часть производимого дизтоплива.
– Что получит регион от реализации проекта: сколько появится новых рабочих мест, насколько вырастут отчисляемые налоги?
– На новых объектах будет работать около 140 человек. А это дополнительные отчисления по НДФЛ, ЕСН и т.д. При этом если средняя зарплата на заводе сегодня составляет около 26 тыс. руб. в месяц, то в 2008 году она вырастет до 29-30 тыс. руб. То есть появятся новые рабочие места с хорошим уровнем зарплаты и социальными гарантиями.
Что касается налогов, то по 2007 году мы заплатим государству около 2,3 млрд руб. Я уже говорил, что во время генеральной реконструкции на заводе будет установлено оборудование на 10 млрд руб. То есть после того как мы введем этот комплекс, только налог на имущество вырастет в несколько раз. Общая сумма налогов, отчисляемая в территориальный бюджет, увеличится более чем в 3 раза.
– Сейчас Хабаровский НПЗ – это единственный в России завод, сырая нефть на который поступает в железнодорожных цистернах. Планирует ли «Альянс» подключиться к нефтепроводу ВСТО? И как это отразится на деятельности завода?
– НК «Альянс» уже получила от «Траснефти» технические условия на присоединение к нефтепроводу ВСТО. Планируемый объем поставок по трубе - 5 млн тонн нефти в год. И мы очень заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее был завершен второй этап строительства ВСТО - от Сковородино.
Тем более что после того, как мы осуществим генеральную реконструкцию, у нас появится возможность нарастить объемы первичной переработки. В составе комплекса висбрекинга с вакуумным блоком будет предусмотрена возможность строительства установки АТ (атмосферной трубчатки) на 3 млн т. нефти в год. Если экономика Дальнего Востока будет развиваться, ВСТО достроят, то вполне вероятно, что в 2011 г. мы начнем строительство этого объекта.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%