Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 08:14 |
|
|
Тема номера
|
Вопрос, быть или не быть аутсорсингу, уже не стоит
Сегодня можно с уверенностью сказать: стратегическое партнерство состоялось. Об этом свидетельствует тот факт, что руководство РЖД рекомендовало распространить опыт холдинга группы компаний ЗТК в области аутсорсинга на всю железнодорожную сеть России. О проблемах и перспективах развития аутсорсинга рассказала "ДК" генеральный директор холдинга Наталья ЦУРУПА.
- Наталья Николаевна, для дальневосточного рынка этот вид деятельности молодой, поэтому начну с вопроса: что такое аутсорсинг?
- В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха лишь те, кто ведет свой бизнес наиболее эффективным способом, добиваясь снижения операционных расходов при сохранении высокого качества товаров и услуг. Для успешного развития компании, роста ее конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов необходимо повышение эффективности работы и снижение издержек. Одним из способов решения этих задач является аутсорсинг - передача отдельных функций, технологических операций или бизнес-процессов внешним исполнителям.
Если говорить конкретно о РЖД, одна из основных задач реформы железнодорожного транспорта - повышение прозрачности отрасли в целом и отдельных ее хозяйствующих субъектов, в том числе благодаря выводу непрофильных функций и процессов, которых накоплено немало. Аутсорсинг как раз и представляет собой удачный способ передачи отдельных технологических операций, не являющихся профильными в деятельности железной дороги, но необходимых для ее полноценной работы, специализированным организациям. Аутсорсинг сейчас применяется на большинстве железных дорог. Перечень профессий, а также работ и услуг, переданных на внешнее выполнение, составляет порядка 80 позиций.
- Кроме РЖД какие еще российские компании применяют такую практику?
- За последние несколько лет многие российские компании уже прибегли к практике передачи на аутсорсинг отдельных функций своего бизнеса. Например, нефтегазовые компании при разведке и подготовке месторождений все чаще пользуются услугами известных зарубежных сервисных структур, таких как Schlumberger, Halliburton, или отечественных, например "Петроальянс". Что касается вынесения на аутсорсинг функций IТ - подразделений, то такая практика имеет место в компаниях "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Северсталь".
- Как вы пришли в этот бизнес?
- Еще в начале своего президентского пути Владимир ПУТИН сказал о том, что китайская модель ведения совместного бизнеса государства и частного капитала должна быть взята за основу в Российской Федерации. Не секрет, что из-за несовершенства законодательства и по многим другим причинам зачастую невозможно добиться в бизнесе определенной конечной цели, а в конце 90-х - начале 2000-х эта проблема стояла особенно остро. Я в это время на рынке была далеко не новичком - возглавляла транспортную компанию. Мы успешно занимались доставкой грузов по маршруту Благовещенск - Москва и реализацией железнодорожных билетов. Захотели попробовать силы в других сферах деятельности. Перечитали очень много разной экономической литературы, проанализировали сказанное президентом - появились определенные идеи. Вышли на руководство Российских железных дорог - существовавшие деловые отношения позволили нам это сделать, и предложили такой вид работы, который связан с совместным стратегическим партнерством государства и частного капитала.
Мы благодарны президенту ОАО "РЖД" Владимиру ЯКУНИНУ, который позволил нам выступить на Забайкальской железной дороге главным аутсортером. Так, начали новую, неизвестную в то время форму экономического взаимодействия с дорогой - очень удобную и для РЖД, и для нас. Этим видом деятельности занимаемся уже пять лет, но основные объемы пришлись на последние два года. За это время мы сумели доказать нашему главному партнеру, что пришли всерьез и надолго.
- Какие конкретно услуги оказываете дороге?
- Начинали с мойки вагонов, потом перешли к комплексной подготовке: взяли на себя экипировку вагонов, охрану их во время отстоя, топку в зимнее время, комплектование проводниками дополнительных поездов. Три года назад занялись капитальным ремонтом железнодорожных объектов, строительством. Дело совершенно новое, пришлось начинать все с нуля - лицензии, кадры, штат. Суммы, которые осваивает сегодня только на капремонте "Первая ипотечная компания" в составе холдинга, исчисляются десятками миллионов рублей. В 2005-м железная дорога передала нам полторы тысячи своих работников - уборщиков производственных помещений. 850 тысяч квадратных метров - такие огромные площади производственных и административных помещений убирают сегодня работники нашей компании в Приамурье и Читинской области. И это не предел, так как в эксплуатацию сдаются новые объекты, и мы принимаем их на обслуживание.
- Насколько выигрывает РЖД от стратегического партнерства с вами?
- Я считаю, руководству ОАО "РЖД" надо активнее показывать результаты передачи услуг в аутсорсинг. А они есть. Аутсорсинговые компании принесли им огромную прибыль. Анализ финансовой деятельности нашей компании за 2005 год показал: только услуги по обслуживанию вагонов (уборка и мойка) позволили железной дороге сэкономить порядка 25 млн рублей в год. Дополнительно предоставляя клининговые услуги, сумму экономии увеличили до 41 млн рублей. Окончательные итоги финансовой деятельности 2006 года еще не подведены, но могу привести такую цифру: за девять месяцев - с января по сентябрь - по всем видам деятельности мы сэкономили РЖД 36 млн рублей.
И эти средства пошли на перевооружение железной дороги - на новейшие технологии, введение инвестиционных программ и систем. Конечно, простого рабочего, который находится возле колеи 1520, прежде всего, волнует то, чтобы ему предоставляли полный социальный пакет и вовремя платили заработную плату. А каким образом будет достигаться эта стабильность - забота руководства дороги. И сегодня руководство РЖД готово передать потенциальным партнерам услуги проводников пассажирских поездов, экипировку составов, мойку вагонов, текущий ремонт станций, охрану объектов, информационные услуги и еще многое другое. Вопрос, быть или не быть аутсорсингу, уже не стоит.
- Нам стало известно, что вы являетесь автором многих теоретических работ по аутсорсингу.
- И многие из них руководство ОАО "РЖД" взяло на вооружение для дальнейшего реформирования дороги в масштабах всей страны. Они согласились с теми экономическими выводами, которые мы сделали на основе опыта работы нашей компании в аутсорсинге. Сегодня нас приглашают на всероссийские отраслевые конференции уже не как слушателя, а как эксперта. Мы четко обозначили позиции и приоритетные направления деятельности, которые позволят развиваться не только нашей компании, но и всей отрасли в целом.
- Только аутсорсинг позволяет вам существовать и развиваться или параллельно компания развивает другие направления?
- Уже четыре года мы занимаемся охранной деятельностью - взяли на себя защиту жизни и здоровья пассажиров. Вначале закрыли самые криминогенные на тот момент направления - на Ерофей Павлович и Москву. Затем наши охранники стали сопровождать все поезда, формирующиеся в Амурской и Читинской областях. За прошлый год на Забайкальской железной дороге сотрудниками ЧОП "Авант-Гард" было пресечено более 10 тысяч случаев нарушений правопорядка. Совсем недавно благодаря оперативным действиям работников охранного предприятия ветерану боевых действий в Чечне был возвращен похищенный в поезде Благовещенск - Москва миллион рублей.
Мы открыли колледж коммерции и сервиса, где готовят специалистов востребованных специальностей - бухгалтеров, менеджеров, маркетологов. Состоялось уже два выпуска. Экзамены показали высокий уровень наших выпускников.
Одно из самых молодых и динамично развивающихся направлений холдинга - внешнеэкономическая деятельность, где все показатели за последний год выросли на 30 - 35%. В 2005 году мы выиграли тендер, проводимый ОАО "РЖД". Надо отметить, в Амурской области мы были единственной фирмой, решившейся подать заявку. Теперь практически весь металл, высвобождающийся на железной дороге, поступает в наш адрес. У нас заключены договоры с крупными компаниями Сибири и Дальнего Востока на поставку сырья. За минувший год объем реализации лома черного металла увеличился в 2,5 раза.
2006-й вообще стал для нас знаменательным. Мы вышли на международный уровень. В ходе последней Харбинской ярмарки подписано четыре протокола о сотрудничестве с китайскими компаниями на сумму около 1,5 млрд рублей. Выиграл в этой ситуации и Благовещенский речной порт, получивший со стороны нашей компании постоянные гарантированные поставки. Сумма таможенных сборов, уплаченных Благовещенской таможне, в 2005 году составила 13,5 млн руб., а в 2006-м - 25 млн руб.
- В чем секрет успеха вашей компании?
- На мой взгляд, каждый руководитель, обладая такими, безусловно, важными качествами, как профессионализм, целеустремленность, требовательность, должен быть еще и хорошим стратегом. Мы ставим перед собой высокие, но реальные цели. В народе говорят: прежде чем что-то сделать, семь раз отмерь - один раз отрежь. Мы же, стремясь к реализации поставленной цели, прорабатываем не семь, а пятнадцать возможных вариантов пути.
Мы создали мобильную и эффективную организационную структуру управления компанией. Сегодня я могу принять решение за пятнадцать минут. И когда говорят о том, что на большой территории нельзя навести порядок, это блеф. Можно! Но для этого должны быть определенные рычаги, на которые ты можешь воздействовать. Каждый работник нашей компании - от топ-менеджера высокого уровня, руководителя небольшого подразделения до рядового мойщика вагона - понимает, что все мы работаем в одной связке, от работы каждого зависит конечный результат.
И третье. Некоторые руководители забывают простую истину: жить надо по средствам. Есть грань, которую нельзя переходить.
В системе бюджетирования нашей компании все предельно четко и прозрачно: столько мы заработали, столько должны отдать государству, а столько сегодня можем потратить на себя, на развитие компании.
- Как развивается этот вид бизнеса на Дальнем Востоке? Есть ли конкуренция?
- Конкуренция есть везде. Но тут встает вопрос: есть ли у конкурентов возможности? И с точки зрения стратегии, и с точки зрения безопасности нужно очень строго подходить к выбору партнера на железной дороге. Что касается нашей компании, мы организовали свое предприятие по схеме, принятой на РЖД. И в этом одно из наших конкурентных преимуществ. Принципы организации бизнеса, политика диверсификации, проводимая в холдинге, помогает нам оставаться надежным и интересным партнером для Российских железных дорог. У холдинга - большой потенциал. Мы готовы расширять полигон своей деятельности, гарантируя оперативность работы, надежность, высокое качество услуг и прозрачность ведения бизнеса.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%