Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:58 |
|
|
Тема номера
|
Надо тащить добро в дом и беречь его
- Камиль Шамильевич, можно ли сегодня говорить с вами уже не о впечатлениях, которые вы получили о Дальнем Востоке, а об ощущениях этой территории. Как она вам на свежий, как говорят, незамыленный взгляд?
- Да, конечно, некоторые познания региона я приобрел - они не радуют. Если сравнивать его с европейской частью России, то очевидно, что здесь очень много нужно сделать, чтобы выровняться хотя бы по уровню обустройства жизни. Необходимы огромные капитальные вложения и федерального центра, и субъектов, и бизнеса, в том числе иностранного. Очевидно, что необходима дальнейшая скрупулезная проработка перспектив развития Дальнего Востока. Этим нужно заниматься и аппарату представителя Президента России в ДВФО, и мне в том числе. Потом можно будет говорить о том, в каком русле действовать дальше.
- У полномочного представителя президента появятся новые функции? Казалось, что предназначение этого института в значительной степени исчерпано. Выстроена жесткая вертикаль власти, региональное законодательство приведено в соответствие с российским. Как вы себе представляете дальнейшие задачи полпреда?
- Точно так, как они будут указаны президентом, я ведь только его представитель. Но вы правы, сейчас идут дискуссии, формируются новая модель и функции представительства, они начинают наполняться новым содержанием. Вернуться к системе совнархозов будет неправильно, новая модель должна состояться в плоскости разграничения полномочий и предметов ведения между субъектами федерации и федеральными министерствами. У субъектов и министерств в распоряжении финансовые и людские ресурсы, большие аппараты и свои полномочия - там все более-менее понятно. Но вместе с тем есть области еще не отрегулированных отношений. Мы недавно встречались по этому поводу с председателем правительства Михаилом ФРАДКОВЫМ. Документ о полномочиях представителя президента и его аппарата требует обновления, и над ним идет работа.
- На одном из первых координационных советов вы высказались за необходимость корректировки программы социально-экономического развития Дальнего Востока. Она уже долго и мучительно корректировалась после того, как президент побывал в Благовещенске в 2000 году. Причем этот процесс вызвал немало противоречий между губернаторами региона и федеральными министрами. И вот мы опять выходим на новый круг?!
- Да, и губернаторы меня в этом поддержали. Программа задумывалась как комплексная, целевая, но с момента ее выхода по сегодняшний день она в значительной степени утратила свою координирующую роль. При этом в разных инстанциях к ней апеллируют по-разному. Говорят, например, что в 2006 году на ее реализацию выделено денег в 4 раза больше, чем в 2005 г. А хорошо это или плохо? И ведет ли это к удовлетворению потребностей территории? Ясно одно - 2005 год в смысле финансирования программы был просто провальный, поэтому даже увеличение объема финансирования в 4 раза - это капля в море.
Я могу твердо сказать, что она сегодня не отражает течение жизни. За 15 лет мы потеряли 1,5 млн человек, то есть уехал каждый пятый, и тенденция эта не уменьшается. Это говорит о том, что жизнь сама по себе вне этой программы движется в сторону ухудшения. Поэтому к ней постоянно возвращаются и говорят.
- За разговорами следовали бы дела!
- Процесс активизируется, когда о ней напоминает президент и начинает спрашивать у министерств, как идет ее реализация. Уже в мою бытность дальневосточником был один такой большой виток, когда правительство здорово озаботилось реализацией программы развития региона, и на Дальний Восток один за другим приехали три министра: ГРЕФ, ЛЕВИТИН и ТРУТНЕВ - ключевые для нашей территории фигуры. Несколько раз за последнее время у нас побывал министр сельского хозяйства Алексей ГОРДЕЕВ. Собирается тот самый блок, который нам нужен и который, как мне кажется, с пониманием относится к проблемам региона. Идет модернизация программы, чтобы соединить планы с теми возможностями, которые есть в обозреваемых реальных контурах.
- Мы всегда кивали в сторону Татарстана - ведь на осуществление программы его развития стабильно выделялись огромные, не соизмеримые с дальневосточными деньги.
- Вообще жить, заглядывая в чужой карман, - это неприличное и неперспективное дело. Надо набивать свой. Надо тащить добро в дом, стоять над ним и беречь. Но если проводить сравнение, то оно будет не в пользу руководителей региона. Там сам субъект федерации не знает понятия дотации, его бюджет избыточен. На Дальнем Востоке все бюджеты дотационные. При этом я иной раз просто немею от некоторых открытий. Например, когда я прихожу в пустующие цеха брошенных заводов и при мне губернатор говорит: "Здесь же лодки можно делать"...
- Вы, видимо, утрируете ситуацию.
- Нисколько. Какой мне интерес что-то придумывать, мне дальневосточные губернаторы уже родные... Но, согласитесь, такая ситуация о многом говорит, а еще о большем говорит сама пустота: огромные площади, на отопление и содержание которых идут огромные расходы. Есть условия для работы - но там нет работы! Такого в Татарстане не найдешь, потому что мы там за каждый участок бились. Президент республики, я, как мэр города, занимались тем, чтобы с заводов не уходили люди и предприятия были способны жить. Я "заталкивал" туда ремонт троллейбусов, которые нужны были для городского хозяйства, мы организовывали другие виды производства, добиваясь того, чтобы каждый кусочек этой площади работал. А здесь этого нет.
- Вы же прекрасно знаете, почему это произошло. Дальний Восток с точки зрения оборонки - это дублирующая территория. Все заказы остались в европейской части. Плюс к этому, чтобы развивать бизнес, нужны равные конкурентные условия. Дальний Восток вне конкуренции со всей России.
- Вы правы, вопрос создания равных конкурентных условий с остальными регионами России - ключевой для дальнейшего развития Дальневосточного региона. Я прекрасно представляю, что в отношении Дальнего Востока многое нужно менять. И если говорить о бизнесе, то нужно отрегулировать тарифную политику так, чтобы дальневосточный товаропроизводитель мог конкурировать с коллегами из других регионов, прежде всего интеллектом, трудом и умением. В остальном условия должны быть одинаковыми. Нужно компенсировать транспортные расходы, которые несет дальневосточный производитель на комплектующие, производящиеся в центральной России или за рубежом. Государство должно выстраивать систему компенсаций, включать таможенные регуляторы, чтобы товар наш мог конкурировать.
Другой вопрос - это товары, которые мы производим и потребляем на месте. Поскольку производить небольшой объем нерентабельно и невыгодно, то для них нужно открывать рынки соседних краев и областей. Но здесь часто мешает административный ресурс.
- В вашем лице мы приобретаем лоббиста дальневосточных интересов?
- Я так себя понимаю. Я обязан защищать интересы населения, живущего здесь. При этом вынужден показывать федеральным структурам, министрам, что они не делают, что делают неправильно. Поэтому уже не хороший и не удобный. Мы, все полпреды, находимся в такой плоскости, поскольку говорим то, что в министерских кабинетах не всегда хотят слышать. Мое самое общее впечатление на сегодняшний день - экономическая политика России по отношению к Дальневосточному региону в целом не очень справедливая, поэтому мы должны постоянно делать так, чтобы в Москве слышали и понимали, что такое Дальний Восток.
Уже много лет прошло, а люди до сих пор вспоминают и мне рассказывают, как приезжал на Дальний Восток ГАЙДАР и заявлял: "Вы здесь не должны жить, будем организовывать вахтовый метод". Глупо было делать подобные заявления - Дальний Восток настолько огромен - от ледниковых территорий до тропических климатических условий. Везде люди живут по-разному, и нет однозначного рецепта для всего федерального округа. Но очевидно, что на этой земле ничего само по себе не образуется. И в этом смысле та же самая убыль населения - это концентрированный показатель. Если человек недоволен и уезжает из региона, то это перечеркивает все рапорты об успехах. Ему здесь жить не хочется.
- Какие действия федерального центра, на ваш взгляд, сегодня являются наиболее важными для региона.
- Главное поле - это инфраструктурные объекты, реализация национальных проектов. В центре внимания должно быть создание единой сети дорог, например. Но, на мой взгляд, не нужно кивать только в сторону федерального центра и ждать, когда там будут решаться проблемы региона. Нужно укреплять межрегиональные связи, и по-хозяйски задействовать то, чем располагаем сами. Допустим такой парадокс - на Сахалине добывают газ, через море он переходит на континент. Хабаровчане строят газопровод, вкладывая в него и свои бюджетные средства. При этом через Сахалин сверху донизу тоже прокладывается труба, на юге строится завод по сжижению газа, но себе они никаких сетей не сделали, хотя нефть и попутный газ добываются здесь с 1928 года. В проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2" вся российская доля уже расписана, продавать ее целиком выгоднее, чем оставлять хоть что-то для населения. Вот такие парадоксы. Все это нужно отрегулировать.
Важно думать о будущем - на шельфе Камчатки тоже планируется разработка месторождений углеводородов, по объемам превышающих сахалинские. Нужно, чтобы в самом начале учитывались интересы населения этих территорий.
- Камиль Шамильевич, если говорить о более близком по времени реализации проекте трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, то решение о его строительстве было принято еще полтора года назад, а вопрос о конечной его точке до сих пор остается открытым...
- Все идет своим чередом. И для такого крупного проекта время спрессовано жестким образом. Я постоянно нахожусь в контакте с руководителем "Транснефти" ВАЙНШТОКОМ. Скоро он будет на Дальнем Востоке, и мы еще раз посмотрим варианты завершения трубы.
- На Находку?
- Все больше людей сходятся на этом варианте. Но знаете, все стоны по поводу того, что нельзя заводить конец трубы на Перевозную, меня не сильно впечатляют. У меня даже как-то умопомрачение наступило, когда я узнал, что все годы весь огромный город Владивосток без очистки испражняется в свою бухту. В этом смысле я никаких руководителей не понимаю и любому в глаза скажу: "Ситуация с загрязнением Амурского залива намного серьезнее, чем нефтепровод. Там уже убито все живое! Превратить залив в сточную лужу - это по большому счету крупное преступление".
Сейчас при участии президента Владимира ПУТИНА наконец-то поставлена точка в байкальской части нефтепровода, он обогнет уникальное озеро на расстоянии около 40 км. Идет серьезный период проектирования. Это огромная стройка, и мы увидим новый нефтепровод при нашей жизни.
- Он может стать локомотивом в развитии местной промышленности или это просто мимо проходящая труба?
- Я бы очень хотел, чтобы на протяжении всего нефтепровода были построены крупные заводы с разной степенью переработки нефти. Но пока вся идеология нефтепровода - это добытую нефть довести до берега океана и продать. Для масштабного строительства перерабатывающих предприятий необходимы огромные инвестиции. В инициативе губернаторов, предлагающих свои проекты, недостатка нет, еще бы она была подкреплена финансами.
Очевидно, что сегодня бюджет территорий составлен, что называется, по смете. Поэтому губернатор, имея деньги только на текущие расходы, очень не свободен в своих действиях. Какое уж тут развитие. Эта ситуация должна меняться коренным образом. В своем послании Федеральному собранию Президент России этот вопрос обозначил особо - у территорий должно быть больше полномочий, и для этого надо передать регионам часть инвестиционных средств федерального бюджета, которые по сути сейчас сами финансируют и муниципальные полномочия.
И нужно пройти еще очень длинный путь. Вначале должно встать на ноги местное самоуправление. Пока что очевидно, что портфель обязанностей у муниципальных образований больше, чем финансовый портфель, обеспечивающий эти обязанности. Мы должны добиться того, чтобы местные бюджеты стали самодостаточными, тогда губернаторы смогут снять заботу о муниципалитетах со своих плеч. Пока до этого далеко, но хорошо, что это шаг сделан и мы можем двигаться дальше.
- Сегодня мы много слышим о национальных проектах. Не окажутся ли они в итоге уже привычным для населения пиаровским ходом власти накануне выборов?
- Я 17 лет руководил муниципалитетом, и мы много говорили о том, что надо обратить внимание на первоочередные потребности человека, но своими силами не слишком-то много могли сделать. И когда 5 сентября прошлого года было заявлено о приоритетных национальных проектах, у меня было некое шоковое состояние. "Наконец-то, - сказал я себе, - на этой земле нашелся человек, который во всем многообразии проблем нашей жизни выхватил главные". Такой подход - это взгляд в будущее. Слава богу, что государство обратило внимание на участкового врача, учителя - на самое первичное звено, с которого собственно все и начинается. Для начала к двум тысячам зарплаты врачу добавлено десять тысяч. Учителю не нужно будет набирать немыслимое количество часов, чтобы свести семейный бюджет! И этот рубль уже пошел. Это уже не лозунг, а факт.
- Я рискую прослыть занудой, но боюсь, что зарплата уже перестала в этих отраслях быть стимулом.
- С каждым должно заключаться соглашение, в котором к дополнительной оплате будет оговорен дополнительный перечень работ. Но давайте немножко подождем - люди только что заключили соглашения, только-только получили первые деньги. Еще и веры в это до конца нет, не то что отдачи. Нужно время, чтобы подготовить новых специалистов, заполнить вакансии, которых сегодня много, особенно в сельских больницах и школах у нас на Дальнем Востоке. И здесь очень важны расторопность и инициатива местной власти. Тем более в реализации проектов "доступное жилье" и "сельское хозяйство", где мы, дальневосточники, отстаем колоссально. Нужно приводить в порядок инфраструктуру и коммунальные коммуникации, выстраивать с населением отношения на ипотечном фронте. Это от начала до конца губернаторская забота.
В недавнем Послании президента Федеральному Собранию Владимир Владимирович еще раз показал, что забота государства о социальных сторонах жизни россиян будет главенствующей. Текст послания затрагивает интересы каждого в отдельности человека, живущего в нашей стране. Президент говорил о святых темах для каждого из нас - о любви и матери. Я, как полпред Президента РФ, уверен, что дальневосточники высоко оценят намерения президента решить их наболевшие проблемы.
- В центре послания президента демографические проблемы.
- Для дальневосточников эта тема особенно актуальна. Президент очертил пути проведения эффективной миграционной политики, а также меры по стимулированию рождаемости. Сегодня люди вынуждены уезжать из обжитых мест - с Востока России, потому что не решены их материальные проблемы. С решением именно экономической стороны вопроса мы сможем остановить отток населения. Увеличение стоимости родовых сертификатов, пособий по уходу за ребенком, строительство новых детских садов, решение вопросов трудоустройства матерей позволят остановить уменьшение численности населения на Дальнем Востоке и в целом в России.
- Камиль Шамильевич, и в конце нашего первого интервью для "ДК" вопрос-сомнение. Не кажется ли вам, что в политическом устройстве государства происходит заметный откат к тоталитаризму?
- Есть конкретные моменты?
- Есть ощущение, что пройдет год-два-три - и не останется свободной прессы, мы уже не будем говорить то, что хотели бы сказать, а власть будет слышать только то, что хотела бы слышать.
- Я с вами здесь абсолютно не согласен. Возьмем хотя бы муниципальную реформу. Если в самом низшем государственном звене удастся создать самоуправление - это будет самая демократичная форма управления. Люди, живущие на территории, будут сами решать, как им распоряжаться муниципальным имуществом, какие устанавливать налоги. В этом и есть демократия. Ну а дальше - еще более совершенная избирательная система. Никакого отката назад, как вы говорите, я не предвижу. Что же касается свободы слова, я, как представитель Президента России, тоже выступаю ее гарантом и очень в ней заинтересован.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%