Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 06:19 |
|
|
Тема номера
|
Авторынок в эпоху перемен
Пока Дальневосточное таможенное управление не может назвать точную цифру по всем пунктам региона, но можно предположить, что и здесь цифра будет более чем внушительная. Самым продуктивным выдался июнь, когда границы России пересекла 21 тыс. подержанных иномарок, что также стало рекордом.
Подобное положение дел не может не радовать простого дальневосточного автолюбителя, равно как и всех российских адептов японо-корейского автомобильного разнообразия. Однако тут возникает парадокс: при столь активном ввозе продажи легковых автомобилей (за исключением, пожалуй, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков) за первое полугодие снижаются. Достаточно зайти на любой авторынок в крупном дальневосточном городе и убедиться: скучающие продавцы, выцветшие под лобовыми и ветровыми стеклами сопроводительные документы, переписанные маркерами ценники и т.д. С другой стороны, те же регистрационные отделы ГАИ-ГИБДД буквально задыхаются от наплыва клиентов и даже в столь нелюбимых автовладельцами и дилерами коммерческих магазинах с филиалами РЭО появились очереди! Добавим к этому загруженность транспортных компаний, занимающихся перевозкой автомобилей железнодорожным, авиационным и автомобильным транспортом. В чем же дело?
Начнем с того, что вот уже почти 20 лет для всего дальневосточного авторынка "новый год" начинался летом. Именно к периоду отпусков дилеры ждут наплыва покупателей из Сибири, Забайкалья и с Урала. Да и наш родной приморский, хабаровский, сахалинский автолюбитель, если судить по очередям в регистрационные отделы ГАИ-ГИБДД, предпочитает покупать или менять "колеса" во время отпуска.
Вот и в этом году дилеры дальневосточных автомобильных рынков настроились на мажорный лад, предчувствуя скорую прибыль. Но на практике вышел минор. И дело даже не в отсутствии спроса из-за недостатка денег у потенциальных покупателей. Как раз наоборот. Например, спрос на подержанные японские модели дороже $10 тыс. остается на довольно высоком уровне. Об этом можно судить, взглянув на первый попавшийся пароход, пришедший из Японии: более половины автомобилей едва разменяли три года со дня выпуска, а по опциям и комфорту ничем не отличаются от только что сошедших с конвейера.
Состояние дел на авторынке "Зеленый угол" - лидере дальневосточного автобизнеса - не может не вызывать беспокойство у его дилеров. В последнее время все очевиднее отток клиентов, достигший пика именно в этом году. Такие провалы сравнимы, пожалуй, только с дефолтом осени 1998 года. Напомним, что 8 лет назад в мгновение ока рухнувший рубль сделал невозможной покупку автомобиля для подавляющего числа потенциальных покупателей. Рынок опустел, а часть дилеров осталась без работы.
Вспоминая те времена, отметим, что "Зеленый угол" очень быстро оправился и уже через полгода вернул утраченные позиции, опять завоевал доверие людей и, как ни парадоксально, именно после такой финансово-экономической встряски стал расти, занимая все новые площади.
Как сложится ситуация сегодня, не берется предсказать никто. С одной стороны, как всегда, огромный выбор, в последнее время вполне разумные цены, улучшившийся сервис, но нет главного - многочисленных клиентов, ради которых все и делается.
Даже междоусобные войны, сотрясавшие рынок, утихли.
Со стороны может показаться, что арендаторы объединились перед лицом какого-то общего "врага", а тишина на "Зеленом углу" не что иное, как предвестник большой бури. Как оказалось, беспокойство вполне обосновано...
Немногие сторонние наблюдатели знают, что между Министерством обороны (владельцем 80% земли "Зеленого угла") и администрацией Владивостока существует договоренность, по которой эти земли будут переданы городу. Но только с одним условием - никаких рынков, а только жилищная застройка. Это условие лично подтвердил министр обороны Сергей ИВАНОВ. Под это дело в Генплан развития Владивостока уже даже внесены изменения. Условия передачи земель из федеральной в муниципальную собственность устраивают практически всех, начиная с жителей близлежащих домов, у которых эта автомобильная вакханалия уже сидит в печенках, заканчивая самой верхушкой властной пирамиды города.
Естественно, автобизнес против. Дилеры не видят альтернативы "Зеленому углу" ни в черте Владивостока, ни за его пределами и готовы стоять до конца. Что из этого противостояния получится, можно будет увидеть не раньше, чем через пять лет. По мнению специалистов, работавших над Генпланом города, к 2010 году будет закончен план застройки "Зеленого угла", пару лет уйдет на поиск инвесторов и подрядчиков, еще столько же на доведение всех планов под котлован. Итого в запасе у авторынка примерно лет десять. Кто и как ими распорядится, загадывать очень трудно.
На Дальнем Востоке, пожалуй, самым перспективным с точки зрения ведения бизнеса и покупательской выгоды сегодня является уссурийский авторынок "Уссури-сервис". Дело даже не в наполнении теми или иными моделями, не в ценах (хотя они на порядок ниже, чем во Владивостоке и Находке) или удобстве расположения - в свое время рынок поменял несколько мест и в конце концов обосновался на въезде в Уссурийск. Главное - чем он устраивает все стороны бизнеса и покупательской среды: и завсегдатаев из Сибири, и покупателей с запада России. Немало дивидендов рынку приносят близость федеральной трассы и отлаженный механизм отправки автомобилей железнодорожным транспортом. В общем, пока остальные дальневосточные авторынки испытывают те или иные трудности, "Железка", как еще называют "Уссури-сервис", в будущее смотрит с известной долей оптимизма.
На заре своего рождения этот авторынок позиционировался как склад-распродажа "пробежных" машин для небогатых клиентов дальневосточной глубинки. Сегодня, глядя на стройные ряды свежего "привоза", такого уже не скажешь.
Компактные размеры, единое начальство и отлаженный сервис делают "Железку" практически неуязвимой перед всякого рода правительственными или прочими властными заморочками.
Кстати, о власти. По некоторым данным, глава Уссурийского городского округа Сергей РУДИЦА благоволит "Уссури-сервису", что, учитывая наше неспокойное время и опыт того же "Зеленого угла", немаловажно.
Ситуация на двух авторынках Находки - ООО КСК "Авторынок "Центральный" и ООО "Авто-Ри", по свидетельству продавцов подержанных иномарок, примерно такая же, как на рынках Владивостока и Уссурийска. В основном спрос на автомобильный "секонд хенд" в значительной степени продиктован ценой. А она различна. К примеру, в зависимости от кубатуры, комплектации, года выпуска и марки машин, цена на "Тойоты" на находкинских рынках в среднем колеблется в пределах - $8,5-9,5 тыс. Здесь можно также приобрести "Крауны" стоимостью от $9,5 до $13 тыс.
Ассортимент достаточно велик: от популярных малолитражек объемом двигателя 1,8 куб. см 1998-1999 гг. выпуска до эксклюзивных моделей 2006 года и спортивных гоночных авто, таких, как ярко-красный "супра" 1999 года стоимостью $13,7 тыс.
По свидетельству находкинских автодилеров, после почти четырехмесячного зимнего и весеннего застоя, когда количество продаж авто из Японии снизилось до рекордного минимума, на авторынках Находки сегодня царит некоторое оживление. В отличие от остальных приморских авторынков пик продаж пришелся на апрель-май, сейчас ажиотаж несколько спал, но в ближайшее время ожидается новый подъем.
Сегодня прибывшее на рынок авто уходит в среднем в течение одной-двух недель. Покупатели приезжают со всей России, начиная с Подмосковья, Калининграда, реже - из столицы. В Уссурийске и Владивостоке есть собственные рынки, но и оттуда народ приезжает охотно. Иногда доходит до парадоксов - продавцы и покупатель - оба из Находки, находят друг друга на уссурийском авторынке. В своем городе как-то не получилось. Отличительная черта находкинских авторынков - цены на грузовой транспорт. Грузовики в Находке продают в основном те же, что на рынках Уссурийска и Владивостока. Правда, подешевле на $1-2 тыс. Чаще всего грузовики даже не успевают постоять на авторынке: их забирают буквально в момент привоза и перегоняют в Уссурийск и Владивосток. Охотно берут "Ниссан Дизель", "Исудзу Форвард", "Мицубиси Фусо", "Тойота Дюна". Желающие могут приобрести, к примеру, "Кондоры" с аукциона за $16-17,5 тыс. или грузовичок "Мазда Бонго" 1997 года за $5,8 тыс. Кстати, аналогичный во Владивостоке стоит около $8 тыс.
Говоря об авторынках Камчатки и Сахалина, нельзя не отметить их небольшие размеры и ярко выраженную "бэушную" направленность. Особенно это касается Камчатки. В силу различных причин, и в первую очередь потому, что основная масса судов, приписанных к полуострову, бункеруются во Владивостоке, практически весь предлагаемый к продаже автотранспорт уже имеет пробег. Неизбалованный камчатский потребитель охотно покупает подержанные автомобили.
Сахалин в этом плане отличается в более выгодную сторону, но и здесь есть свои нюансы. Так, предлагаемый к продаже автомобильный ряд всего острова не превышает оборот, скажем, авторынка "Уссури-сервис", а это примерно около двух тысяч единиц. Вот только цены на порядок выше, чем на материке. Особенно это касается элитных моделей: джипов и седанов представительского класса.
С чем это связано, не берется сказать никто, но даже такие завышенные цены не пугают потребителя. Хотя, как отмечают сахалинские дилеры, стагнация не миновала островной авторынок - и продажи заметно снизились.
Общая ситуация на дальневосточных авторынках не внушает оптимизма. Продажи падают, и дилеры ломают голову: неужели клиенты забыли к ним дорогу? Как выяснилось, все дело в популярной сейчас системе "дистанционной покупки" автомобиля. Ее суть нам вкратце разъяснил директор крупнейшего в стране автомобильного интернет-портала www.auto.vl.ru Алексей ФИЩЕНКО:
- Тот, кто до сих пор не понял, что будущее автобизнеса Дальнего Востока за высокотехнологичными компаниями с разветвленной аукционной сетью, рискует выпасть из этого бизнеса. Все это происходит на фоне повышения потребительской культуры, когда потенциальный покупатель трепетнее относится к будущей покупке и своим деньгам. Такой потребитель на стационарный рынок уже не пойдет, поскольку главное преимущество дистанционной покупки автомобиля не столько в цене, сколько в прозрачности сделки.
Говоря простым языком, сидя дома, покупатель получает доступ к большинству японских аукционов. Выбирая автомобиль, он видит его экспертную оценку, настоящий пробег, список повреждений, историю (большинство автомобилей имеет сервисную книжку). В итоге человек, скажем, из Красноярска получает то, что выбрал сам лично! И именно в том состоянии, в котором автомобиль был в Японии. Причем заранее зная конечную стоимость автомобиля с учетом таможенных платежей и всех накладных расходов.
Сторонники "контактной" торговли могут возразить г-ну Фищенко хотя бы по поводу конечной цены автомобиля. При этом приводя такой аргумент, как усредненная цена на одну модель, которая может быть одинакова, например, как во Владивостоке, так, скажем, и в Хабаровске. Доля здравого смысла в этом есть. Только на западном побережье Японии осуществляют свою деятельность несколько десятков аукционов, со своими правилами, комиссионными сборами, поставщиками, конъюнктурой и т.д. Поэтому на аукционе можно купить автомобиль как дороже, так и дешевле, чем на рынке. Это зависит от многих факторов. Сейчас на некоторых интернет-сайтах в бесплатном доступе есть статистика продаж, которая позволяет прикинуть разброс цен и сравнить их с рыночными расценками. В основном те, кто обращается к аукционам, опять же в первую голову ставят прозрачность схемы и большую самостоятельность. Отсюда готовность потребителя переплатить несколько сотен долларов. Кстати, насчет переплаты. Как показывает практика, она весьма относительна, если учесть, что потенциальный покупатель экономит на переездах, гостиницах и других человеческих потребностях во время поездки за машиной.
Сегодня на многих интернет-форумах кипят споры на тему, где лучше покупать автомобиль - на рынке или на аукционе. У каждого свое мнение по этому вопросу. Но уже видно, что аукционы завоевали симпатии покупателей. Не в последнюю очередь это связано с тем, что качество товара на автомобильных рынках оставляет желать лучшего, и иногда дело не обходится без банального обмана.
- Нам могут возразить, дескать, сами продавцы с авторынков также покупают машины с аукционов, - продолжает свой рассказ Алексей Фищенко. - Но я не покривлю душой, если скажу, что они в основном торгуются за дешевые варианты, с большими пробегами и низкими оценками. Затем приводят автомобиль в товарный вид и "скручивают пробег". Машину с хорошей оценкой на авторынке продать сложно, потому что она будет стоить дороже своих соседей по ряду, что делает ее неконкурентоспособной. Посетители рынка пока еще не готовы переплачивать. Бывают случаи, когда требуемую машину просто нельзя найти на рынке: или редкая модель, или редкая комплектация, или все из того, что есть на рынке, по каким-либо причинам не устраивает покупателя. А доступ к аукционам обеспечивает максимально возможный выбор.
Самое интересное, что мнение Алексея Фищенко разделяет немало предпринимателей так называемой старой формации. По словам бизнесмена Сергея ЗВОНЦОВА (фамилия по его просьбе изменена), чьи интересы распространяются на авторынки Владивостока, Уссурийска и Находки, определенная часть "сибирской клиентуры", на которую ориентировано большинство приморских авторынков, обошла "стационары" стороной. И не последнюю роль в этом сыграла система дистанционных продаж.
- Мы упустили один существенный момент, - сокрушается предприниматель, - а именно то, что условия ведения бизнеса за последние год-два сильно изменились. Старые схемы торговли с непосредственным участием продавца и покупателя - уже вчерашний день.
С этим трудно поспорить, глядя на то, как небольшие фирмочки и крупные компании за последнее время наловчились предлагать клиенту автомобили чуть ли не с трейлеров, только подъезжающих к японским или корейским аукционам, гарантируя при этом полный сервис и доставку в любую точку страны, оставляя за клиентом только право выбора.
- Сегодня покупателю уже не нужно, как это было ранее, ехать на восток, надеясь, что его не обманут, не продадут "утопленника" или машину, находящуюся в розыске, - поясняет Звонцов.
Выгода дистанционного торга заключается еще и в том, что компании-посредники берут на себя обязательства не только по покупке понравившейся клиенту машины, им по силам предложить огромный спектр услуг, начиная от технического обслуживания и заканчивая оборудованием автомобиля дополнительными опциями по желанию заказчика. И, главное, компании отвечают за конечный результат своей репутацией. Представители этих посреднических фирм признают, что выгоду от подобного ведения бизнеса почувствовали многие бывшие рыночные "сидельцы". Немало в нем и тех, кто в свое время начинал с автомобильных закутков и стоянок. Как следствие, это привело к изрядной тесноте в автомобильном интернет-сообществе. Не поэтому ли из запасников было вынуто старое, порядком подзабытое, но благородное слово "репутация".
Правда, бывают и исключения из правил. Не далее как в прошлом году один ушлый малый "кинул" более полусотни москвичей, собрав за машины деньги и подавшись в бега... Но это скорее исключение, тем более мошенник вскоре был задержан.
Одно объединяет представителей обоих направлений дальневосточного автобизнеса. Первое - недовольство сроками доставки железнодорожным транспортом и второе - воровство и вандализм во время следования машин до потребителя. Как считают бизнесмены, это уж чисто российская безалаберность и уголовщина. О чем говорить, если продавцы гарантируют сохранность автомобиля в Японии и при следовании морем, но не могут поручиться за машину во время нахождения на таможенных складах временного хранения! По словам Алексея Фищенко, случаи воровства деталей с автомашин на судне не так уж часты, с ними активно борются. Капитан вовсе не заинтересован в том, чтобы плавсостав нижнего звена занимался мелким воровством. Кроме того, недавно на линию поставлен новый паром "Феско Уэлен", где машины вообще загружаются в трюм, потом он запирается на ключ, и никто не имеет туда доступа до окончания рейса.
Единственным местом для краж остаются российские таможенные терминалы. В течение того времени, пока машина стоит на таможенном складе, с ней тоже могут произойти определенные неприятности. С этим также борются, но пока не слишком успешно. Правда, компании, которые ввозят много автомобилей, стремятся следить за их безопасностью, делая подробные описи сразу после разгрузки судна, чтобы в случае чего предъявить претензии сотрудникам терминала.
Таможня, кстати, дистанцируется от этих проблем. Как заверила пресс-секретарь Владивостокской таможни Виктория ШАМАЕВА, если проблемы разукомплектования или порчи автомобилей существуют, то все претензии надо предъявлять директорам складов. "Мы только выдаем свидетельства о регистрации владельцев складов, а в остальном ответственность за хранение и состояние вверенных им объектов они несут сами", - резюмировала Виктория Владимировна.
Что касается "заторможенности" нашей железной дороги, то, как объяснил Михаил ЕРМАКОВ, директор компании "Транс-сервис", работающей на рынке транспортных услуг и доставки различных грузов (автомобилей в том числе) по всей стране, здесь тоже не все так однозначно: "Проблемы с отправкой возникают, как правило, в сезон, а в автомобильном бизнесе это, конечно, лето. Второй момент: нехватка соответствующих вагонов, контейнеров, платформ и т.д. То, что их не хватает, - это одно, но ведь они еще должны вернуться к нам обратно, а на это уходит драгоценное время".
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%