Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Понедельник| 25 Ноября, 00:22 |
|
|
Тема номера
|
"Окно" в СССР
Теплым октябрьским вечером 1982 года китайская торговая делегация провинции Хэйлунцзян прибыла на советскую пограничную станцию Гродеково. Путь ее лежал в Хабаровск, где впервые после 16-летнего перерыва возобновлялись переговоры по вопросам приграничной торговли между двумя странами.
Переговоры в Хабаровске шли в закрытом режиме. Вашингтонское руководство очень настороженно относилось к возможному тесному сближению Советского Союза и Китая, усматривая в этом опасность для США.
Возобновление торговых связей между приграничными районами Китая и Советского Союза являлось одной из главных форм торгово-экономических отношений наших стран. В 1984 году, спустя год после первых поставок товаров по приграничной торговле, Генеральный секретарь ЦК КПК Ху ЯОБАН скажет: "На юге есть Шэньчжень, на севере Хэйлунцзян - эти два крыла должны взлететь вместе". В буквальном смысле это следовало понимать, что если южные провинции КНР служат "окнами" в капиталистический мир, то Северо-Восток Китая, и прежде всего провинция Хэйлунцзян, должен установить тесные связи с СССР и другими странами социалистического содружества.
Переговорам в Хабаровске предшествовала большая и кропотливая работа Министерств внешней торговли СССР и Китая. В обменных письмах было установлено, что ведение приграничной торговли Северо-Восточных районов Китая и автономного района Внутренняя Монголия с дальневосточными районами СССР возлагается с советской стороны на Всесоюзное внешнеторговое объединение "Дальинторг", расположенное в г. Находке, а с китайской стороны - на Главную торговую компанию провинции Хэйлунцзян и торговую компанию автономного района Внутренняя Монголия. Торговля должна иметь товарообменный характер, в качестве расчетной единицы был установлен швейцарский франк, а пунктами, через которые осуществляются поставки товара, являются с советской стороны - Гродеково и Забайкальск, с китайской стороны - Суйфэньхэ и Маньчжурия.
Следует отметить, что специалисты Главной компании по заграничной торговле провинции Хэйлунцзян подготовились к переговорам основательно - с их стороны была организована выставка товаров, насчитывающая более 1500 наименований. Экспозиция включала различные по ассортименту товары, в том числе и продовольствие, которое в то время и для советской, и для китайской сторон относилось к особо важным потребительским товарам. Однако после ознакомления с образцами китайских товаров наши товароведы сделали вывод: выбрать для закупки что-либо из товаров народного потребления промышленной группы крайне сложно, так как качество образцов очень низкое, а швейные и трикотажные изделия изготовлены на 100% из синтетических тканей и несовременны. Они не шли ни в какое сравнение с японскими товарами, которые "Дальинторг" уже более 18 лет импортировал для торговых организаций Сибири и Дальнего Востока. Китайцы такого поворота явно не ожидали, их реакция была крайне бурной и негативной.
Экспозиция советской стороны, в свою очередь, сводилась к показу следующих потребительских товаров: велосипеды, гвозди, музыкальные инструменты, оцинкованная посуда, сельхозинвентарь, наручные часы, мотороллеры, фотоаппараты, моющие средства, электротовары и т. п. Именно такая номенклатура экспорта в Китай по приграничной торговле была популярна в 1957 - 1966 годах.
Наступил черед китайской стороны высказаться в наш адрес. Их интерес был сфокусирован на импорте стройматериалов, деловой древесины, прокате черных металлов, автомобилей, авиатехники, фосфорных и комплексных удобрений, морской рыбы и других подобных товаров. При этом в товарном списке были указаны такие объемы, которые в то время ни в количественном, ни в суммарном эквиваленте не поставлялись даже по межгосударственной торговле.
Переговоры зашли в тупик: возможности сторон и их интересы явно не совпадали. Мы понимали, что китайский рынок в состоянии "проглотить" любые виды и объемы продукции из СССР, только два административных региона Китая, упомянутые в обменных письмах, насчитывали 55-миллионное население. Вместе с тем было видно, что китайская делегация прибыла с установкой: обеспечить в первую очередь импорт материалов для нужд капитального строительства. На тот период в целом по Китаю не хватало 15% цемента, 60% оконного стекла, 35% кровельной жести и другой продукции этого плана. На втором месте по значимости стояли различные удобрения. По результатам первого раунда переговоров в Хабаровске был подписан протокол, определивший список экспортноимпортных товаров, порядок их поставок, платежей и расчетов за них.
В апреле 1983 года в Харбине и Хайларе был проведен второй раунд переговоров, закончившийся подписанием первых контрактов, которые положили начало регулярному товарообмену. В номенклатуру поставляемых в Китай товаров вошли цемент, лесотовары, удобрения, кальцинированная сода, стекло, легковые автомобили ГАЗ24, мотоциклы, рыба, холодильники, листовая сталь , пишущие машинки, мясорубки, оцинкованная посуда, фотоаппараты, умывальники. Китайские компании должны были отгружать мясные консервы, мясо замороженное, арахис, меховые изделия, термосы, кисти, полотенца, одеяла, трикотажные изделия, плитку керамическую, соевый соус, эмалированную посуду, фонари, кондитерские изделия и др.
Первые поставки товаров в провинцию Хэйлунцзян начались в мае, а для торговой компании автономного района Внутренняя Монголия товары были отгружены в октябре 1983 года. Обмен товаров по-прежнему имел форму бартерных сделок, расчеты производились через соответствующие отделения Внешторгбанка СССР и Народного Банка Китая.
Развитие приграничной торговли характеризовалось следующими данными. В 1983 году с китайскими компаниями был достигнут товарооборот в сумме 18,0 млн швейцарских франков, в следующем году он увеличился в 2,5 раза, а в 1985 году объем экспортно-импортных поставок превысил по сумме уровень приграничной торговли за период с 1957-го по 1966 год.
В структуре советского экспорта минеральные удобрения, стройматериалы, деловая древесина, кровельная и другие виды сталей составляли 70%. Во вторую группу товарного экспорта входили мотоциклы, прогулочные моторные лодки, сельскохозяйственный инвентарь, холодильники, стиральные машины, пылесосы, пианино, мясорубки, оцинкованная посуда и прочие товары народного потребления. Примерно такое соотношение оставалось неизменным в течение последующих четырех лет. На каждый рубль, вложенный в экспорт, торговля получала в среднем 2,5 рубля с импорта.
В 1986 году число участников приграничной торговли с Китаем увеличивается за счет Бурятской АССР, Иркутской и Сахалинской областей. В июле впервые в Иркутске проводится большая выставка китайских товаров, организованная торговой компанией автономного района Внутренняя Монголия. По итогам этого года объем экспортно-импортных поставок составил 94,0 млн швейцарских франков, с учетом индекса цен предшествующего года. В 1987 году уровень товарообменных сделок по приграничной торговле достиг 5% объема межгосударственной торговли, два года ранее этот показатель был на уровне 1,5%.
Развитие приграничной торговли с КНР за первые пять лет характеризовалось значительно более высокими темпами, чем советско-японская прибрежная торговля, которая также осуществлялась через В/О "Дальинторг".
Несмотря на сравнительно высокие темпы развития приграничной торговли, с 1986 года стало заметно, что китайские компании, в связи с отсутствием товарных ресурсов, начинают испытывать трудности в удовлетворении наших запросов по ряду товаров. Началось невыполнение контрактных обязательств: в 1986 году было недопоставлено товаров на сумму почти 2,0 млн швейцарских франков, или 4,5% от запланированного, через год сумма недопоставок возросла до 11,0 млн, в следующем году положение не улучшилось. Ухудшается качество китайских товаров. В китайской прессе появляются публикации, частично проливающие свет на такое положение. Издание "Гоцзи маси вэньти" писало: "В настоящее время еще имеется немало товарищей, которые полагают, что советская сторона вследствие острой нехватки потребительской продукции предъявляет невысокие требования относительно качества наших экспортных товаров, и даже думают, что благодаря этому можно будет найти сбыт нашим залежавшимся товарам. Это неправильно..." (1988 г. № 2).
Другой фактор, который сдерживал расширение приграничного товарообмена, - это неразвитость транспортной инфраструктуры Северо-Востока КНР. Железные дороги в большинстве своем были одноколейные, подвижной состав устарел. Ежегодно в четвертом квартале советские поставщики испытывали трудности с передачей своих грузов китайским железным дорогам.
В 1988 году В/О "Дальинторг" представлял в советско-китайской приграничной торговле хозяйственные организации Бурятской АССР, трех краев и шести областей Сибири и Дальнего Востока. Товарооборот с нашей стороны достиг уровня 250,0 млн швейцарских франков и за пять лет увеличился почти в 14 раз.
Понимая, что приграничное сотрудничество не может ограничиваться рамками товарообмена, В/О "Дальинторг" в 1987-88 годах проводит первые переговоры по судоремонту и изготовлению оснастки для производства железобетонных конструкций в обмен на традиционные товары приграничной торговли. На ремонт в Китай отправляют плавбазу "Маршал Соколовский" Приморрыбфлота; расчет произвели рыбой (сельдь-иваси). Велись переговоры в этом направлении и с другими советскими промышленными предприятиями. Было ясно, что первые сделки по приграничному внешнеэкономическому сотрудничеству обозначились.
В июне 1988 года в Пекине подписывают межправительственное соглашение о прямых торгово-экономических связях между республиканскими, отраслевыми организациями и предприятиями СССР и китайскими местными, хозяйственными организациями. Заключение соглашения способствовало изменению курса внешнеторговой реформы в Китае в сторону активизации деятельности местных внешнеэкономических компаний. Начался новый этап торгового сотрудничества, получивший название "прямые связи".
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%