Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 12:05 |
|
|
Тема номера
|
Фальшстарт для ПОЭЗ
Итоги конкурса стали для многих неожиданными и принесли жестокое разочарование: вместо предполагаемых 6-7 зон в российских портах и аэропортах комиссия утвердила всего три особые экономические зоны - морскую портовую в Советской Гавани и две аэропортовых - "Емельяново" (Красноярск) и "Ульяновск-Восточный".
Хабаровский край давно и достаточно активно работает над развитием Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, и создание в регионе портовой ОЭЗ "Советская Гавань" - важный шаг в этом направлении. Учредитель ЗАО "Совгаванский морской торговый порт" -горнорудная компания Aricom. Она намерена построить здесь железорудный, судоремонтный, нефтеналивной и два контейнерных терминала. Это обойдется в 105,5 млрд руб., в том числе 9 млрд руб. предоставит государство.
На сегодняшний день возможности порта сдерживают недостаточные мощности железной дороги. Наращивание ее пропускной способности на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань - определяющий фактор развития. Проект реконструкции участка Оунэ - Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля финансируется из Инвестиционного фонда РФ, и, видимо, это стало дополнительным аргументом в пользу портовой зоны именно здесь. Планируется, что к 2010 г. грузооборот увеличится до 21,7 млн тонн, а к 2020-му - утроится.
По мнению главы агентства Infranews Алексея БЕЗБОРОДОВА, статус ОЭЗ - единственный выход для развития порта и окрестностей. "Этот депрессивный регион оказался между богатеющими Сахалином и Приморьем, без налоговых послаблений ему не подняться", - считает эксперт. Оставшийся после военных порт требует больших инвестиций частного бизнеса, и поэтому проекты в Советской Гавани наименее рискованны для бюджета, считает Безбородов.
Проигнорировали конкурс крупные морские порты Усть Луга и Новороссийск. Остались за бортом проекты Мурманской области, Приморского края и Камчатки, хотя, по мнению члена рабочей группы по подготовке заявки Приморского края, заместителя директора ОАО "Дальневосточный научно-исследовательский институт морского флота" (ДНИИМФ) Евгения НОВОСЕЛЬЦЕВА, портовые ОЭЗ на Дальнем Востоке, которые хотят создать у себя регионы, - не конкуренты. Их специализация разная, и они могли бы дополнить друг друга.
Так, порт Восточный имеет хорошие возможности для развития терминалов. Грузооборот портовой зоны может возрасти в четыре раза - до 90 млн тонн в год - за счёт развития контейнерных (мощность - до 6,4 млн TEU), угольного (10 млн тонн) и зернового (3,5 млн тонн) терминалов, а также терминала для рефрижераторных грузов (250 тыс. тонн). Здесь можно построить консигнационные и таможенные склады, создать мультимодальный транспортно-логистический комплекс. Портовая ОЭЗ обеспечит работой до 20 тыс. человек, и эти трудовые ресурсы в регионе имеются.
Евгений Новосельцев отметил, что ещё до принятия закона о портовых ОЭЗ Минтранс поставил задачу сделать из порта Восточного хаб (узел перераспределения грузопотоков). Это единственный в России порт, имеющий для этого все предпосылки, но не имеющий в полном объеме необходимой инфраструктуры. "Нужно переориентировать на Приморье часть товаропотока, который идёт морским путём в Европу и далее на Москву, где он попадает на таможенные и консигнационные склады, а потом частично возвращается в Сибирь и к нам. Если мы создадим нужную инфраструктуру, мы автоматически войдём в складскую систему крупных грузоотправителей Азии", - пояснил он.
ПОЭЗ "Авача" планируется разместить к северу от центра Петропавловска-Камчатского. Глубины бухты позволяют создать глубоководные причалы для приёмки практически всех типов судов. Здесь планируется создать современную инфраструктуру рыбопереработки и судоремонтные мощности для рыбопромысловых судов, грузовые и транспортные терминалы, склады, рыбную биржу. Через 10 - 15 лет после создания портовой ОЭЗ мощности рыбоперерабатывающего комплекса должны увеличиться в 2 - 2,5 раза.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%