Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 03:44 |
|
|
Тема номера
|
Флот – изгой
История с возвращением в государственную собственность 27 судов, широкой общественности известных как "супера", получила продолжение. Благая цель вернуть флот государству, похоже, оборачивается бизнес-проектом отдельных весьма влиятельных структур. По информации "ДК", планы по передаче флота в государственную собственность трансформировались. Сегодня рыбакам уже предлагается отдать не только флот, но и акции своих компаний.
Напомним, что в начале этого года вступили в силу поправки в ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", которые запрещают судам, находящимся под иностранной юрисдикцией, вести промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Как и рассчитывали законодатели, введение этой нормы поставило на прикол все суда, зарегистрированные в оффшорах, в том числе и 27 промысловиков, построенных в кредит под гарантии Правительства России в начале 90-х. Правда, законодатели не приняли во внимание, что регистрация судов в оффшорных компаниях Кипра изначально была предусмотрена государственными чиновниками. Еще в 1992 г. СП "Рыбкомфлот" (созданное по приказу Минрыбхоза СССР) и передало суда в оффшорные компании.
Если говорить языком цифр, то кредит на строительство этих судов в размере $385,5 млн в свое время выдал немецкий KfW-банк кипрским Ohodsk Fishing Company и Bering Trawlers под госгарантии (распоряжение правительства № 534-р от 21 марта 1992 года). Построенные суда были переданы во фрахт нескольким российским компаниям, в том числе ООО "Водолей", "Поронай", "Посейдон", "Сахалинрыбаксоюз", ЗАО "Сахалин Лизинг Флот". 12 ярусоловов ушли на Камчатку под оперативное управление ЗАО "АКРОС". В 2001 году немецкий KfW переуступил права требования по кредиту Внешэкономбанку. Причем переуступка прав требований стала возможной за счет средств вновь привлекаемого кредита от того же KfW.
Но это история. А вот настоящее и будущее вызывают у рыбацкой общественности растерянность и недоумение. Дело в том, что передача судов как мера возврата долгов государству потерпела полное фиаско. Хотя идеологи данного проекта попытались разыграть эту карту, доказывая долг фрахтователей и судовладельцев перед федеральным бюджетом. Сделать это им не удалось. Дело в том, что на данный момент ВЭБ проиграл суды во всех четырех инстанциях. Он не смог доказать, что компании-фрахтователи имеют долги перед государством.
Об этом главный рыбак страны Андрей КРАЙНИЙ докладывал в своей аналитической записке премьер-министру Владимиру ПУТИНУ. Но, похоже, идея вернуть флот под крыло созданного при ФГУП "Нацрыбресурсы" ОАО "Нацрыбфлот" ничего общего с государственными задачами не имеет. По замыслу чиновников, уставный капитал последнего должны составить те самые 27 "кипрских" судов. Росрыболовства надеется купить кипрские компании по номинальной цене – по $2,5 тыс. В качестве обеспечения "Нацрыбресурсы" также рассчитывают получить в собственность 100% акций всех компаний-фрахтователей, которые должны находиться в залоге до полного погашения задолженности по кредиту. Активы должны быть переданы госкомпании "Нацрыбфлот".
Но есть еще одна подоплека, о которой чиновники ФАР предпочитают умалчивать. Новая государственная компания планировала занять на свое развитие за рубежом $90 млн. Таким образом, все разговоры о том, что "Нацрыбфлот" будет работать во благо государственных интересов, не более чем миф. Существует даже подробный бизнес-план на 90 страницах, из которого ясно, какие цели на самом деле преследуются. Таким образом, по факту планировался передел рынка, причем дальневосточные рыбаки всерьез опасаются появления этой "непредсказуемой" компании с мощным административным ресурсом.
Но пока суда еще не переданы. Спорный и сомнительный проект не дает ответа на один резонный вопрос. Кому это выгодно? Ответ на него есть в документах, попавших в распоряжение "ДК", и мнениях руководителей рыбодобывающих компаний.
"Предложенное Росрыболовством пакетное соглашение предусматривает не просто возврат судов, но и признание долга (со всеми штрафами, пеней) перед федеральным бюджетом с дальнейшим его возвратом. При этом в ходе переговоров стало ясно, что государство интересуют отнюдь не сами суда, а суда с квотами", – утверждает руководитель ООО "Водолей" Константин ПОЛЕТАЕВ. – В то же время кредитное соглашение, по которому строился и передавался флот, было нарушено – под флот не выделились необходимые для его работы квоты". "Более того, при передаче 100% акций наших компаний "Нацрыбфлоту" и квот на промысел, предусмотренных предложенным пакетным соглашением, мы даже теоретически не смогли бы обеспечивать свои обязательства. Иначе как грабительским такое предложение не назовешь", – считает председатель совета директоров ЗАО "Сахалин Лизинг Флот" Виктор СЛИВИН.
Сегодня рыбаки пытаются донести до государства, что их неисполненные финансовые обязательства вытекают из того, что оно само не выполнило свои обязательства по сырьевому обеспечению компаний. На собранном специально совещании руководители компаний-фрахтователей, судовладельцев озвучили принципиальную позицию по вопросу дальнейшей судьбы флота.
Компании настаивают на пересмотре взаимных обязательств и отмене солидарной ответственности, предусмотренной кредитным соглашением. Они уже выступали с предложением передать право собственности на суда в ведение Российской Федерации с последующей их эксплуатацией российскими предприятиями на основании приемлемой формы договоров. Сегодня они требуют ревизии отношений.
"Говорить о долгах после того, как правительством было принято решение о продаже квот на аукционах, безнравственно. Расходы ЗАО "Акрос" на приобретение квот для ярусоловов в 2001-2003 гг. составили $18 млн", – рассказывает заместитель генерального директора ЗАО "АКРОС" (менеджмент этой компании контролирует компанию фрахтователя двенадцати ярусоловов "ООО Камчатка-Восток") Владимир САВЕЛЬЕВ.
"За эти годы мы немало потратили на приобретение водных биоресурсов. Мы поддерживали суда в надлежащем техническом состоянии (например, содержание одного судна в месяц обходится в $50 тыс.) Частично гасили кредит", – говорит управляющий директор ООО "Поронай" Со Дин Гир. Вполне обоснованно будет "списать" эти расходы. Например, только на приобретение биоресурсов пул компаний потратил более $100 млн. "У каждой компании своя история взаимоотношений, которую надо учитывать, – считает председатель совета директоров ООО "Сахалинрыбаксоюз" Александр ВЕРХОВСКИЙ. – Некоторые уже почти расплатились по кредиту, и запрещать работу их флота из-за неурегулированных обязательств с другими компаниями неразумно".
На сторону рыбаков встали Всероссийская ассоциация рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Союз рыболовецких колхозов России, Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области (АСРКС), которые уже обратились к председателю Правительства РФ с просьбой способствовать скорейшему разрешению проблемы.
"Все признают абсурдность простоя флота в данный момент. Ведь суда только по формальным признакам являются иностранными. Все время эксплуатации они работали под российским флагом, на них трудились наши, российские рыбаки, налоговые поступления направлялись в российский бюджет", – говорит председатель правления АСРКС Сергей Сенько.
В условиях острого дефицита современных рыбопромысловых судов запрет на работу флота, способного эффективно работать и снабжать население рыбной продукцией, не находит разумных объяснений. Мощности простаивающего без работы флота позволяют осваивать до 220 тыс. тонн рыбы в год и обеспечивать налоговые платежи на сумму свыше 300 млн рублей. "С нового года промысловые суда имеют все шансы остаться в иностранных портах пиратским флотом, без флага РФ, без страховок, под угрозой ареста, – считает председатель правления АСРКС. – У фрахтователей не останется иных путей, кроме как, признавая право Внешэкономбанка как залогодержателя, снять с себя всю ответственность за дальнейшую судьбу флота".
По сути, рыбная отрасль России может потерять этот флот. Глава ФАР Андрей Крайний докладывает премьер-министру о том, что перевод судов в государственную собственность "невозможен из-за наличия диаметрально противоположных позиций у Минфина России и Внешэкономбанка, с одной стороны, и фрахтователей и собственников рыбопромысловых судов – с другой". По мнению Андрея Крайнего, это создает риск потери рыбопромысловых судов для Российской Федерации. Однако ФАР все равно не оставляет идею создать рыбную государственную компанию за счет активов частного бизнеса. Уж больно большой куш поставлен на карту, и у чиновников есть желание половить рыбку в "мутной" воде.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%