Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:20 |
|
|
Тема номера
|
Из Еврейской автономной области пойдет железный поток
Группа компаний «Петропавловск» в рамках комплексного проекта «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье» уже приступила к реализации проекта по разработке и освоению Кимканского и Сутарского железорудных месторождений в ЕАО. На их базе началось строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината в Облученском районе. Логичным продолжением железорудного проекта станет строительство железнодорожного мостового перехода через р. Амур в с. Нижнеленинское (РФ) и г. Тунцзян (КНР), открывающего прямой и более короткий путь готовой продукции в Китай, который не только проявляет заинтересованность в подобном сотрудничестве, но и уже активно участвует в проекте.
Проектная мощность комбината составит 17,25 млн тонн руды, объем выпуска концентрата - 3,2 млн тонн в год. Как сообщили в правительстве Еврейской автономной области, из утвержденных объемов на строительство Кимкано-Сутарского ГОКа (24 млрд рублей) освоено 7,8 млрд рублей, создано 600 рабочих мест. На стройплощадке уже возведены административно-бытовые корпуса, столовая, три общежития на 300 человек, головные энергетические сооружения ООО «КС ГОК» - подстанции и ответвления линий электропередачи. Заключен договор подряда с филиалом компании CNEEC в г. Биробиджане по строительству фабрики со сроком ввода объекта в 4 квартале 2014 года.
Для дальнейшей переработки продукции ГОКа планируется с 2015 года приступить к строительству Дальневосточного металлургического комбината, который станет первым в России металлургическим комбинатом с использованием инновационной технологии металлизации - IТmk3, разработанной в последнее десятилетие японской компанией Cobe Steel.
На основе обогащенного концентрата Кимкано-Сутарского комбината Дальневосточный металлургический комбинат в 2018 году будет производить 2,5 млн тонн железа прямого восстановления.
Совместно с китайскими партнерами планируется в ближайшее время приступить к строительству железнодорожного мостового перехода через р. Амур в с. Нижнеленинское (РФ) и г. Тунцзян (КНР). Уже проведена значительная подготовительная работа. Завершен этап проектирования мостового перехода, проектная документация прошла государственную экспертизу. Стоимость проекта - 7,5 млрд рублей. Длина моста составит 2 209 метров, из них 309 метров будут находиться на территории Российской Федерации. Инвестором уже вложено в проект 1,2 млрд рублей.
Урегулирован вопрос государственной принадлежности российской и китайской частей при строительстве и эксплуатации мостового перехода. Решается вопрос о подписании дипломатической ноты между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, что позволит окончательно снять вопрос разграничения зон ответственности двух стран при строительстве и дальнейшей эксплуатации мостового перехода.
Ведется совместная работа с заказчиком строительства железнодорожного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации «Нижнеленинское» ФГКУ «Росгранстрой» по вопросу согласования проектных решений мостового перехода и примыкающей инфраструктуры с проектом железнодорожного пункта пропуска «Нижнеленинское». Завершается процесс оформления земельных участков.
Однако, отмечают в правительстве области, на этом этапе реализации проекта имеются нерешенные вопросы по механизмам возврата частных инвестиций, направляемых в объекты капитального строительства государственного значения. Проект по строительству мостового перехода правительством области был предложен для включения в Государственную программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» со сроком реализации в 2014-2016 годах. В настоящее время инвестором ведутся переговоры с ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» о совместной реализации проекта.
Новый железнодорожный мост станет частью стратегического Евроазиатского транспортного коридора, позволит облегчить нагрузку на железнодорожные магистрали Дальневосточного федерального округа, сделать привлекательным Дальний Восток для крупных международных инвестиций, повысить конкурентоспособность дальневосточной продукции на внешнем рынке, сократив ее путь до потребителей в странах АТР на 1 500 км.
Предполагаемый объем перевозок по новому мосту достигнет 20 млн тонн, причем продукция горно-металлургических предприятий Амурской области и Еврейской автономной области загрузит мост на 45%. Кроме металлургической продукции в обе стороны будут перевозиться продукция лесной промышленности, строительные материалы и другие виды продукции.
С 2015 года выход на полную мощность Кимкано-Сутарского ГОКа и ввод в эксплуатацию мостового перехода Нижнеленинское - Тунцзян позволят пополнить областной бюджет на 2 млрд рублей. В ходе реализации проекта планируется создать 3 000 рабочих мест.
Но не только железорудные перспективы могут существенно изменить экономику области. В государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» включен крупный инвестиционный проект по разработке Союзного месторождения графита в Октябрьском районе.
Подготовительные работы по освоению Союзного месторождения группа компаний «Магнезит» начала еще в 2011 году. На сегодняшний день выполнен основной объем работы: закончен первый этап геологоразведки, прошел экспертизу проект по строительству подъездной автодороги от с. Столбовое до промплощадки, начались работы по прокладке трассы. Инвесторы проекта планируют в 2016 году ввести в эксплуатацию горно-обогатительное предприятие по производству кристаллического графита на 450 новых рабочих мест. В строительство предприятия запланировано вложить более 3 млрд рублей. С 2017 года с выходом на проектную мощность 40 тыс. тонн графита в год ежегодные отчисления в областной бюджет составят до 90 млн рублей.
С 2008 года в Октябрьском районе области предприятие с иностранными инвестициями ООО «Хэмэн - Дальний Восток» реализует еще один крупный проект по освоению рудника Поперечный по добыче железомарганцевых руд на Южно-Хинганском месторождении. Планируемая мощность предприятия: добыча и обогащение марганцевой руды до 150 тыс. т в год и получение 60 тыс. т концентрата марганца. Общая стоимость проекта - 1 млрд рублей. Уже в 2013-ом планируется получить порядка 20 тысяч тонн марганцевых руд. К 2015 году при выходе на полную мощность по добыче марганцевой руды до 150 тыс. тонн ежегодные отчисления в областной бюджет составят до 500 тыс. рублей. С вводом в 2020 году горно-обогатительной фабрики по выпуску концентрата до 60 тыс. тонн в год налоговые отчисления составят до 50 млн рублей.
Вместе с тем, отмечают в правительстве области, реализацию проектов по освоению месторождений в Октябрьском районе сдерживает отсутствие резерва электрической мощности питающих подстанций. Прогнозируемый прирост нагрузок здесь составит 22 МВт. Питание Октябрьского района ЕАО осуществляется по высоковольтной линии Биджан - Благословенное ВЛ 110 кВ, энергетическая инфраструктура района морально и технически изношенная.
Для реализации проектов реального сектора, обеспечения безопасности и надежности энергоснабжения потребителей требуется строительство кольцевой системы внешнего электроснабжения Октябрьского района области на напряжении 110 кВ.
- Конечно, для каждого региона программа будет носить прорывной характер, как и в целом для Дальнего Востока. Если говорить о нашей области, в нее вошли те приоритетные инвестиционные проекты, которые уже начали реализовываться. Это, прежде всего, строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината и железнодорожного мостового перехода через реку Амур, - говорит губернатор Еврейской автономной области Александр ВИННИКОВ. - Но кроме этих принципиальных проектов, которые действительно должны коренным образом изменить экономику региона, увеличить налоговые поступления в бюджет, что, безусловно, даст второе дыхание нашей области, будут реализованы и проекты социальные, начнется финансирование строительства детских дошкольных учреждений, школ, которые нами определены.
Руководитель ЕАО подчеркивает важность привлечения Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, государственных корпораций Российской Федерации и частных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства. И обращает внимание на необходимость скорейшего принятия закона о развитии Дальнего Востока, в котором должны быть сформулированы точные правила игры, должен появиться инструментарий реализации программы, который пока до конца не проработан.
Евгений ПЕТРОВ
"Дальневосточный капитал", N 5.