Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Суббота| 23 Ноября, 18:21 |
|
|
Тема номера
|
Олег КОЖЕМЯКО, врио губернатора Сахалинской области: Готовы поддерживать всех, кто учитывает интересы жителей региона
Вопрос в том, насколько регион смог воспользоваться активным развитием нефтегазового сектора, подтягивает ли он на современный уровень местный бизнес. О планах развития, адаптированных к сегодняшним экономическим реалиям, «Дальневосточный капитал» разговаривал с врио губернатора Сахалинской области Олегом КОЖЕМЯКО.
- Олег Николаевич, вы отработали в островном регионе уже более 100 дней; каковы ваши личные ощущения?
- Главное: Сахалинская область - это территория очень больших возможностей в самых разных сферах человеческой деятельности. Нефтегазовый сектор - это драйвер, он таким и будет оставаться долгое время, в регионе приступают к разработке еще целого ряда месторождений, планируется строительство еще одного завода СПГ. Шельфовые проекты - генератор всего нового, что происходит на Сахалине. Но скажем честно, региональной власти обольщаться тем, что можно вечно жить за счет добычи углеводородов, не приходится. Такие сигналы прозвучали в 2009 году, когда были завершены основные капитальные объекты по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и объем инвестиций начал резко снижаться; такие предупреждения мы получили в прошлом году, когда началось резкое снижение цен на нефть, что неизбежно отражается на основных отраслях специализации области. Получается, после инвестиционного бума нам нужно адаптироваться к новым условиям.
Это значит ускоренными темпами развивать новые отрасли, в первую очередь те, где будет формироваться цепочка добавленной стоимости. Это производства, ориентированные на экспорт и уже имеющие хорошие перспективы на зарубежных рынках, это и компании, которые способны удовлетворить местный спрос - обеспечить население продуктами питания, востребованными товарами и услугами. У правительства области есть четкое понимание того, что времени для размышлений не осталось, нужно энергично и целенаправленно действовать.
- Какие отрасли могут в приоритетном порядке рассчитывать на региональную поддержку? Или так вопрос не стоит? Был бы проект…
- Мы приветствуем любые проекты, лишь бы они «стояли на земле», имели экономический смысл, и готовы поддерживать всех, кто в своих бизнес-проектах учитывает интересы жителей региона. В области разработана система мер поддержки, сформирована законодательная база, совершенствуются административные процедуры.
- Тем не менее Сахалин лишь на 54-м месте в рейтинге состояния инвестиционного климата, даже среди дальневосточников в серединке…
- Я понимаю, что это плохо, будем меняться. Эта тема постоянно в моей повестке дня.
- Возвращаясь к приоритетам…
- Это рыбная отрасль, к ней особое внимание. Группа моих коллег, в том числе здесь, на Сахалине, сейчас работает над документами к президиуму Госсовета, который рассмотрит перспективы развития рыбохозяйственного комплекса страны. Треть российской рыбы добывается в нашем регионе, поэтому Сахалин вполне может быть модельной площадкой для отработки стимулов, поощряющих береговую переработку, модернизацию флота. Главная цель - обеспечить собственно российское население качественной рыбой по доступным ценам. Плюс рыбная отрасль в таких регионах, как наши, дальневосточные, должна играть роль экономического драйвера, его долю в ВРП необходимо наращивать. Но эти задачи нужно решать исключительно в рыночных условиях, без административного диктата.
- Какие-то революционные решения предполагаются?
- Руководством страны поставлена задача аккуратно подходить к вопросам отрасли. Любая революция - это значит у кого-то забрать, а кому-то - отдать, что вызывает раздражение и социальную напряженность и в любом случае не служит интересам дела. Для бизнеса, который живет не одним днем, инвесторов, определяющих долгий горизонт развития, больше всего важны стабильные правила игры. Тем не менее сложившаяся система должна эволюционировать. Мы обсуждаем возможность создания «призового фонда», который будет стимулировать модернизацию и строительство флота на российских верфях. При этом тем, кто на протяжении десяти лет добросовестно работал, не скрывал налогов, не сдавал квоты в аренду, а реально добывал рыбу в море, абсолютно нечего опасаться.
Государство должно принять участие в создании транспортной инфраструктуры: модернизации причального хозяйства портов, формировании логистических центров в регионах, где добывается рыба. Бизнес - вложиться в переработку. Это такая обоюдная задача. Именно так она стоит и в Сахалинской области.
Мне представляется, что рыбная отрасль может стать одной из специализаций для создания территорий опережающего развития ( ТОР), такой проект на Курильских островах уже имеет высокую степень готовности. Мы будем поддерживать его на Восточном экономическом форуме. Речь идет о создании рыбного кластера по модернизации и расширению добычи и переработки сайры на Шикотане. Уже реализуется целый ряд проектов по аквакультуре.
- На недавнем заседании правительства РФ, которое было посвящено проекту программы социально-экономического развития Курильских островов, вы, помимо всего прочего, заразительно говорили о развитии туризма, похоже эта тема вам близка…
- И не только мне близка… Сахалин и Курильские острова, действительно, имеют огромный рекреационный потенциал, нужно только руки приложить. Развитие туристической отрасли также является одним из приоритетов, и не просто на уровне пожеланий, но и в виде конкретных хорошо проработанных проектов. Мы вообще на эту тему смотрим широко: важны не только развитие бизнеса в этой отрасли, но и социальные аспекты. Создавая базы отдыха, спортивные сооружения, а они являются частью развивающегося на Сахалине туристического кластера, мы вовлекаем в здоровый образ жизни население островов, даем ему возможность выбора, на что потратить свободное время.
На Восточном экономическом форуме мы будем представлять проект развития спортивно-туристического кластера «Горный воздух». Южно-Сахалинск уже сегодня является популярным местом для горнолыжников и составляет конкуренцию российским да и зарубежным базам и зимним курортам. Помимо горы, оборудованной современными подъемниками, у нас уже есть хорошие гостиницы, рестораны, бассейны и проч. Но этого мало, спрос растет, у проекта складывается экономика. Мы планируем достроить несколько спусков, довести общую длину трасс до 45 км. Планируем строить биатлонный и водноспортивный комплексы. Готовим обоснования для присвоения туристическому кластеру статуса территории опережающего развития.
- Все хорошо, только добираться до вас сложно, транспортная инфраструктура пока не особенно располагает к развитию туризма...
- Тема транспортной доступности, конечно же, для нас важнейшая. Мы договариваемся с «Аэрофлотом» о докапитализации авиакомпании «Аврора», средства пойдут на покупку пяти самолетов, которые будут выведены на региональные маршруты. Что касается Курильских островов, то в новой программе развития до 2025 года сделан акцент на транспортной теме, в рамках ФЦП будут приобретаться вертолеты и грузопассажирские суда.
Планируется строительство нового аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске. Все это вопрос времени.
- У Сахалинской области очень узкий внутренний рынок, что, естественно, ограничивает ее привлекательность для крупных, в том числе иностранных, инвесторов (за скобками оставим ресурсную составляющую).
- Но есть сферы, где именно внутренний спрос, пусть даже не такой масштабный, может быть генератором инвестиционных проектов. К примеру, агропромышленный комплекс. Это тоже приоритетная для нас отрасль, где уже реализуется и планируется порядка двадцати проектов, самостоятельных и взаимодополняющих, которые позволят не только накормить свежей продукцией островитян, но и в перспективе выйти на другие рынки. Это создание агропромпарка, строительство свиноводческого комплекса, комплекса молочного животноводства, бройлерного производства, комбикормового завода и так далее.
В плане диверсификации островной экономики мы делаем определенную ставку и на развитие строительного комплекса и производство стройматериалов. На Восточном форуме будем поддерживать проект цементного завода. Ресурсная база для завода - месторождения известняка высочайшего качества. Востребованность продукции - строительство жилья, социальной сферы, транспортной инфраструктуры в регионе, все это в программах развития области, которые инвестор вполне может брать для себя за ориентир спроса. У предприятия есть возможность войти в межрегиональный и внешний рынки. Перспективным представляется проект в лесной отрасли, основанный на глубокой переработке древесины и предполагающий выпуск продукции, пользующейся спросом.
- Какие предлагаете новые формы взаимодействия инвесторов и региональной власти?
- Это, наверное, не ново, но считаю, что актуально: мы поручили муниципальным образованиям сформировать инвестиционные площадки: земля, инфраструктура - инвестор может заходить и начинать работать. В энергетике будем активно задействовать концессионные соглашения, особенно на Курильских островах. Такая форма уже опробована другими регионами и показала свою эффективность.
В ближайшее время планируем создать Корпорацию развития Сахалинской области, которая будет оказывать помощь бизнесу, через нее планируем поддерживать различные актуальные для нашего островного региона проекты. Например, в сельском хозяйстве - тех же свино- и птицеферм, тепличных комплексов. В рыбной отрасли это будут рыбоводные заводы, объекты марикультуры, перерабатывающие мощности. Через Корпорацию могут финансироваться и спортивно-туристические проекты: «Горный воздух», биатлонный центр.
Лариса ЛАРИНА. Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2015 год.
- Компас инвесторов указывает на Сахалин
- Сахалинские драйверы
- Сахалинцев становится больше
- Сахалинская область демонстрирует хорошую динамику в строительстве жилья
- Сахалин приманивает рыбу к берегу
- Оторваться от нефти: В Сахалинской области объявлена новая экономическая политика
- Сахалин: больше новоселий. Больше счастья
- Уголок родной земли: Сахалин
- Сахалину долго ждать инвестиций не придется
- Олег КОЖЕМЯКО, врио губернатора Сахалинской области: Готовы поддерживать всех, кто учитывает интересы жителей региона