Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:14 |
|
|
Тема номера
|
Сахалин пытается выйти из списка регионов с неустойчивым транспортным сообщением
Более 90% объема пассажирских перевозок за пределы области осуществляются воздушным транспортом. Авиация во многих случаях единственная возможность доставки пассажиров в труднодоступные местности, в том числе на Курильские острова. Практически все грузы на Сахалин и Курилы, а также в обратном направлении на материк и в зарубежные страны доставляются морем. На морской транспорт здесь приходится 61,7% всего грузооборота. Внутри региона основной объем пассажирских и грузовых перевозок приходится на автомобильный транспорт и железную дорогу.
По данным правительства Сахалинской области, транспортный комплекс формирует порядка 5% валового регионального продукта. В прошлом году объем услуг, оказанных предприятиями отрасли, вырос на 16%. Отрасль имеет хорошие перспективы для роста, и правительство области, по словам губернатора Александра ХОРОШАВИНА, вкладывает немало средств в то, чтобы этот рост поддерживать и обеспечивать надежное функционирование транспортного комплекса.
Но главный вклад должен быть все-таки за федеральным центром, и регион рассчитывает на полное финансирование мероприятий, вошедших в проект ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Об этом Александр Хорошавин говорил на прошедшем недавно в Хабаровске совещании под председательством министра транспорта РФ Максима СОКОЛОВА, которое было посвящено вопросам развития пригородных железнодорожных перевозок, региональных авиаперевозок, а также привлечению внебюджетных источников в развитие транспортной инфраструктуры ДФО.
Первым делом перелеты
На территории Сахалинской области действуют 7 аэропортов, главная воздушная гавань - международный аэропорт Южно-Сахалинск. В последние годы здесь активно ведется реконструкция, в которую уже инвестировано более 3 млрд рублей. Введено в эксплуатацию новое здание аварийно-спасательной станции, значительно расширена территория перрона, построена и сдана в эксплуатацию новая рулежная дорожка №4 с установкой светосигнального оборудования, №2 и №1 сейчас реконструируются, заменены и модернизированы объекты энергоснабжения аэропорта, введена в эксплуатацию станция биологической очистки сточных вод, продолжаются работы по реконструкции перрона и мест стоянок воздушных судов. В этом году по ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» на продолжение реконструкции аэродромной инфраструктуры будет направлено 684,8 млн рублей.
Развитие аэропорта открывает новые возможности для жителей области, с острова Сахалин выполняются авиарейсы более чем по 20 направлениям: Москва, Хабаровск, Владивосток, Иркутск, Новосибирск и другие. Регулярные прямые международные рейсы из Южно-Сахалинска выполняются в Саппоро и Токио (Япония), Сеул (Республика Корея), Харбин (Китай). В прошлом году аэропорт Южно-Сахалинск обслужил 834,9 тыс. пассажиров, в итоге по сравнению с предыдущим годом общий пассажиропоток увеличился на 8%. Основная часть международных и все внутриобластные авиарейсы выполняются региональной авиакомпанией «Сахалинские авиатрассы».
За счет средств федерального бюджета по ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» продолжается строительство нового гражданского аэропорта Итуруп (о. Итуруп). Это второй по масштабам инвестиций аэропортовый проект, за последние пять лет в него было вложено 3 642,6 млн рублей. Еще 1 704,9 млн рублей будет направлено в ближайшие два года. Таким образом, будет решена одна из самых насущных проблем наиболее населенного курильского острова - Итурупа. В 2015 году в соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» планируется начало реконструкции аэропортовых комплексов Оха, Зональное.
При этом Сахалинская область готова самостоятельно искать инвесторов для дальнейшего развития главного областного аэропорта. По словам главы региона, для этого необходимо ускорить процесс передачи в собственность области аэропортов Сахалина и Курил, а также 49% акций авиакомпании «Сахалинские авиатрассы». В ходе акционирования аэропорта Южно-Сахалинск часть имущества была исключена из приватизации, и это, по словам главы региона, не позволяет региональному правительству реализовывать планы по развитию аэропортовой сети, ограничивает его текущую деятельность. От скорейшего решения этого вопроса зависит, в частности, строительство нового аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске. «Региональное правительство провело предварительную работу с рядом инвесторов и достигло с ними договоренности о привлечении на эти цели внебюджетных средств в объеме 2,5 млрд рублей после передачи аэропорта в собственность Сахалинской области», - говорит Александр Хорошавин.
Бюджет Сахалинской области субсидирует выполнение социально значимых перевозок на межмуниципальных маршрутах: Южно-Сахалинск - Оха, Южно-Сахалинск - Шахтерск, Южно-Сахалинск - Южно-Курильск (Менделеево), Южно-Сахалинск - Буревестник, а также пассажирские перевозки между о. Парамушир и г. Петропавловском-Камчатским. В ходе совещания губернатор предложил провести дополнительную работу по вопросу субсидирования региональных авиаперевозок для жителей Дальневосточного федерального округа, сахалинцев и курильчан, сделав перелеты для людей более доступными.
Своя колея
Сегодня около 30% всех внутренних грузовых перевозок области обеспечиваются железнодорожным транспортом. В структуре перевозок ведущее место занимают уголь, лесные и строительные грузы, рыбопродукция и нефтепродукты. Объем грузовых перевозок в год составляет около 3,5 млн тонн, пассажирских - 1,1 млн человек.
О том, что железная дорога будет играть все большую роль в региональной экономике, можно судить по той настойчивости, которую проявляет областная администрация в продвижении мега-проекта: соединение сети железных дорог острова с общероссийскими магистралями - строительство железнодорожного моста на материк. Сегодня железнодорожные вагоны доставляются на континент через 267‑километровую паромную переправу Ванино - Холмск, введенную в эксплуатацию в 1973 году. В настоящее время на линии работает четыре железнодорожных парома, каждый вместимостью 26 вагонов. Насущная потребность, по словам губернатора, - реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного сообщения «Ванино -Холмск» и строительство двух запланированных паромов, что предусмотрено в ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года».
Однако существующая сегодня железнодорожная логистика уже в скором времени не будет обеспечивать всех потребностей островной территории, подтверждают многочисленные экспертные оценки. Предполагается, что к 2015 году потребность в перевозках грузов между Сахалином и материком возрастет до 6,8 млн тонн, к 2025 году - до 9,2 млн тонн, а наибольшие объемы грузов будут следовать на материк (соответственно 4,5 и 6,2 млн тонн). Прогнозируемый рост грузопотока в основном связан с увеличением добычи и сбыта угля с месторождений в Углегорском районе и необходимостью завоза в Сахалинскую область грузов для строительства новых крупных объектов электроэнергетики и перерабатывающей промышленности.
По словам главы региона, обеспечение устойчивой транспортной связи между материком и о. Сахалин является важнейшей социально-экономической и геополитической задачей, для решения которой необходимо строительство железнодорожной линии Селихин - Ныш с сооружением сухопутного (мостового или тоннельного) перехода через пролив Невельского, протяженностью 582 километра. Сегодня оценка стоимости строительства этого инфраструктурного объекта колеблется в достаточно широком диапазоне, в зависимости от выбора варианта прохождения трассы железной дороги и выбора створа перехода через пролив Невельского, и составляет ориентировочно около 400 млрд рублей.
В последнее десятилетие островная железная дорога уже стала крупным объектом инвестирования: с 2003 года здесь ведутся работы по ее реконструкции на общесетевую ширину колеи 1 520 мм (исторически она составляет 1 067 мм). Как сообщили в правительстве области, стоимость проекта в ценах 2007 года составляет 42,7 млрд рублей со сроком окупаемости 7 лет. За период с начала реализации проекта переустроено уже 443 км из 805 км пути.
Ближайшие перспективы наращивания объемов грузовых перевозок в островном регионе, по словам Александра Хорошавина, связаны с поставками угля на будущую Сахалинскую ГРЭС-2, а также с реализацией ряда инвестиционных проектов, в том числе в лесопромышленном комплексе, которые уже стартовали в области. На совещании в Хабаровске губернатор поставил вопрос о снижении тарифов на грузовые перевозки в Сахалинской области. «Есть ряд возможностей компенсировать возникающие здесь издержки. В результате бизнес на Сахалине получит дополнительный стимул к тому, чтобы перевозить большие объемы по железной дороге, регион - дополнительные доходы и рабочие места», - считает глава региона.
Что касается развития пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, то, как отметил губернатор, правительство Сахалинской области сейчас рассматривает возможность вхождения в акционерную компанию, созданную год назад, с целью участия в программах модернизации материально-технической базы и обновления подвижного состава.
Сахалинская область - один из немногих субъектов страны, где еще с советских времен и до сегодняшнего дня пригородные сообщения в полном объеме компенсируются за счет регионального бюджета. В 2013 году на эти цели предусмотрено около 95 млн рублей, и эти вложения областного правительства позволяют ежегодно увеличивать пассажиропоток.
Юрий РОГОВ, Дальневосточный капитал № 7, июль 2013.