Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 14:25 |
|
|
Тема номера
|
Автокредиты впали в спячку
Для банков региона автокредитование стало продуктом высокой степени риска. В результате многие попросту свернули подобные программы, хотя и не все это афишируют. Либо не мудрствуя лукаво выставили такую процентную ставку по этому виду кредита, что никакой здравомыслящий заемщик этот кредит брать не станет. При том, что еще в августе прошлого года дальневосточные банковские эксперты с энтузиазмом заявляли, что они приучили-таки земляков к автокредитам, а буквально в январе 2009 г. банки клялись, что они не изменили условия и ставки по кредиту, но процесс пошел...
Проценты в диапазоне 9-12% – для новых автомобилей и 11-17,5% – для подержанных авто канули в Лету. А также покупка автомобиля в кредит без первоначального взноса и без полиса КАСКО. Кредитование покупки так называемых "конструкторов" (такое тоже было) и вовсе стало раритетным.
Региональные банки тем самым лишились существенной статьи доходов, которая кормила их стабильно в среднем в течение полутора лет, – темпы автокредитования росли именно потому, что появилась возможность покупать подержанные автомобили на японских и корейских автоаукционах. Автосалоны дилеров известных мировых марок занимали в этой нише лишь 10%, поскольку за последние годы банки "подвинулись" в сторону вкусов большей части потребителей. Большинство кредитных учреждений принимало в залог авто возрастом до 10 лет.
Впрочем, некоторые банки предоставляют несколько иной расклад, покупка новых автомобилей в кредит составляла до 20%. Данная статистика говорит лишь о том, что банк отдавал приоритет работе с автосалонами и официальными дилерами и старался меньше ориентироваться на подержанные, более дешевые авто из Японии.
Сегодня кредитные ставки на покупку автомобилей установились на уровне 30% годовых и даже перешагнули этот барьер, сделав автокредит малодоступным широкому кругу потребителей. Оживить кредитный рынок попыталось Правительство России, предложив программу по льготному кредитованию на отечественный автомобиль под 9,67%. Обычная процентная ставка на иномарки и отечественные автомашины, не вошедшие в список, в три раза отличается от льготной. Такая разница, по задумкам правительства, должна либо совсем отвадить дальневосточников от такой роскоши, как "японка", либо пересадить их за левый руль.
Открыто о традиционном автокредитовании говорят лишь Альфа-Банк, ВТБ24, Райффайзенбанк, Росбанк и Сберегательный банк. Их ставки тоже существенно подросли, но идти на сокращение продуктов банки не стали. На рынке кредитного субсидирования отечественного автопрома логично вышли на первый план кредитные структуры с государственным капиталом – Сбербанк России, ВТБ24 и Россельхозбанк.
В Сбербанке нам предоставили исчерпывающий список российских автомобилей, на которые распространяется государственная программа субсидирования процентных ставок по "Автокредиту", стоимостью не более 350 000 руб. В него вошли Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia, UAZ Hunter, всевозможные LADA.. Заметим, что представленные марки действительны для получения льготных кредитов и в Россельхозбанке, и ВТБ24. Список исчерпывающий.
К примеру, банк ВТБ24 участвует в программе "Лада Финанс", предполагающей снижение процентной ставки до 0% годовых. На вопрос "ДК" о возможности кредитования сельских жителей и фермеров на покупку сельскохозяйственной техники отечественного производства в рамках льготной процентной ставки в приморском отделении Россельхозбанка ответили, что для данной категории заемщиков существуют программы кредитования на других условиях. Льготы предназначаются лишь для легковых автомобилей.
Получение кредита предусматривает обязательную страховку по программам ОСАГО и полное КАСКО со страховой суммой в размере не менее стоимости легкового автомобиля по договору купли-продажи. И конечно же обязательное требование – справки о доходах с места работы за последние 6 месяцев.
Цена вопроса – 350 тыс. руб. также создает некоторые проблемы. На руки заемщику банки выдадут лишь 70% от стоимости автомобиля (245 тыс. руб.), т.к. здесь включается правило первоначального взноса. 30% будь добр предоставить сам.
Автомобили, прямо скажем, неплохие – за такую-то цену! Более того, они сверхпопулярны в европейской части России, чем мы хуже? Жаль, что в этот перечень не входит собираемая в России TOYOTA Camry – по стоимости она гораздо дороже "льготных" авто.
Вспомнить, какие суммы требовались дальневосточным автолюбителям для покупки автомобиля в кредит, не сложно. По словам специалистов ОСБ № 8635, средняя стоимость автомобилей, на которые заемщики получали "Автокредит" до сентября 2008 г., была 550 000 руб., а с сентября 2008 г. до настоящего времени она подросла до 943 000 руб.
О средней сумме автокредита в 550 000 руб. (около $20 тыс.) рассказали "ДК" и в Альфа-Банке, в то же время сегодня клиенты умерили свои запросы, остановившись на искомых 350 000 руб. ($10 тыс.). По словам специалистов группы автокредитования филиала №2754 ВТБ24, средняя стоимость автомобиля в прошлом году составляла 600 000 руб. На сегодня необходимая сумма для заемщика осталась без изменений, просто упало количество приобретаемых автомобилей. В Райффайзенбанке денежные потребности наших земляков в автокредите выросли от $19 тыс. (в сентябре 2008 г.) до $ 45 тыс. (2009 г.)
По мнению Дмитрия НИКОНЕНКО, начальника отдела Cash-кредитования департамента розничного бизнеса Восточного экспресс банка, снижение стоимости автомобилей, приобретаемых дальневосточниками, связано не с условиями по кредитам, а с общей тенденцией на рынке. "Люди стали больше экономить и приобретать в большинстве своем "бюджетные" автомобили. В среднем залоговая стоимость автомобилей снизилась процентов на 10%", – пояснили в банке.
Как подсказывает практика, наши дальневосточные автолюбители питают разноречивые чувства к автосалонам. Специалисты Приморского ОСБ № 8635 замечают, что 18% заемщиков приобрели свои автомобили именно там. Во Владивостокском филиале Райффайзенбанка эта цифра доходит до 90%, однако клиенты предпочитают в основном автомобили японского производства. Альфа-Банк предлагает любопытную статистику – каждый третий кредит банк оформляет на приобретение европейского автомобиля. Дмитрий Никоненко считает, что покупатели немногих дальневосточных автосалонов, которые специализируются в первую очередь на автомобилях премиум-класса, как правило, в кредитовании не нуждаются.
Остается надеяться, что нахождение Ford Focus (одна из самых востребованных машин в западной части нашей страны) в списке возможных транспортных средств для кредитования по льготной ставке вполне может сделать процент спроса на автомобили в салонах стабильно высоким.
Банки, как и прежде, кредитуют приобретение отечественных автомобилей, и условия традиционного (не льготного) кредитования практически не отличаются от возможной покупки зарубежного авто. Срок кредита установлен банками в пределах 3-5 лет. Максимально возможная сумма, получаемая заемщиками на руки, будет никак не более 70-80% от стоимости машины. Процентная ставка также зависит от первоначального взноса. В Райффайзенбанке – 15,5- 26,5% годовых, в Альфа-Банке – от 12,5%, в Сберегательном банке – от 15 до 17 %.
Возраст заемщика автомобиля приблизился к советскому совершеннолетию, т.е. когда можно уже курить и потреблять алкогольные напитки, а именно 21 год. Райффайзенбанк повысил начальный возрастной ценз заемщика – от 23 лет, Альфа-Банк – от 25 лет. Сберегательный банк держит верхний предел на максимальном уровне, а именно 75 лет.В то же время, к примеру, Альфа–Банк заявляет о готовности кредитовать без первоначального взноса и учитывать в стоимости кредита полис КАСКО за первый год выплат. Об аналогичной возможности упоминает и Райффайзенбанк.
Если еще год назад автолюбитель мог выбирать, приобретать ли полис КАСКО для кредитного автомобиля или нет, то сегодня это первейшее и непререкаемое условие покупки "железного скакуна". Но есть и нюансы. В области автокредитования теперь вынуждены лавировать и банки, и страховые компании. Последние в наибольшей степени пострадали от сокращения количества кредитных организаций, желающих выдавать этот рисковый продукт. Кризис заставляет их балансировать между откровенным демпингом и различными программами лояльности для клиента.
Сергей РАХМАНОВ, заместитель директора по розничному бизнесу филиала ОСАО "Ингосстрах" в г. Владивостоке, так комментирует сложившуюся ситуацию: "На сегодняшний день большинство страховых компаний, стремясь увеличить объемы сборов, предлагают в той или иной степени сниженные тарифы по программам КАСКО. В секторе автокредитных программ эта тенденция выражена особенно отчетливо, поскольку это канал поступления новых клиентов". Однако, по словам нашего собеседника, цена на КАСКО неизменно зависит от величины коэффициента, на который в свою очередь влияют срок эксплуатации автомобиля, водительский стаж владельца полиса, наличие дополнительного оборудования, а также опыт безаварийной езды. Кроме того, на стоимость сильно влияет статистика по ремонту и угону. Поэтому с большей определенностью можно говорить о снижении цены полиса на конкретные модели, например, малоугоняемые и редко попадающие в ДТП.
Что касается "Ингосстраха", то в результате введения системы справедливой оценки уровня риска, а также запуска системы электронной оценки убытков компания снизила тарифы по КАСКО на отдельные модели автомобилей еще в 2008 г., а также запустила новые комплексные программы: "Домобиль", которая предполагает одновременное страхование автомобиля и имущества со значительными скидками, а также "Автопрофи" – продукт для опытных водителей, дающий право получения скидки на КАСКО.
Страхование под кредитный автомобиль всегда имело двойное дно для компании. По наблюдениям сотрудников СК "Дальакфес", как правило, машины в кредит брали молодые люди, не имеющие достаточного опыта вождения, поэтому страховой убыток по ним всегда был выше. Хотя, по мнению аналитиков страхового рынка, на полную сумму заемщики "бьются" редко. Что касается уровня страховых ставок по полису КАСКО для кредитных автомобилей, то базовые тарифы, к примеру, в компании "Дальакфес" для автомобиля, приобретенного с помощью автокредита у банка-партнера, будут на 10% ниже, чем, если человек пришел, что называется, "с улицы". Но так было всегда.
Валентина СКЛЯР, заместитель директора Владивостокского филиала ОАО "АльфаСтрахование", замечает, что тарифная политика по КАСКО кредитных авто, безусловно, отличается от тарифов на страхование автомобилей, не являющихся залогом банка, потому что "залогодержатель", как правило, выдвигает ряд требований, не входящих в стандартную программу страхового покрытия. Валентина Скляр добавляет: "Например, по риску "Угон" страховщик принимает на страхование только зарегистрированное авто, а в случае, когда "Выгодоприобретатель" – банк, мы принимаем на страхование по полному пакету рисков автомобили, не имеющие госномеров. Поэтому тарифы для такого транспорта в среднем на 2% выше".
По словам Альбины АРТЕМЕНКОВОЙ, начальника отдела автотранспортного страхования приморского филиала компании "Росгосстрах"(РГС), именно учитывая пожелания банков и клиентов, покупающих авто в кредит, в 2009 г. "Росгосстрах" скорректировал тарифы по КАСКО. Так, с февраля этого года в РГС действует единая программа страхования транспортных средств, приобретаемых по программам автокредитования.
На страхование по данной программе примут транспортное средство, находящееся в эксплуатации до 7 лет. При расчете цены страхового полиса применяется ряд дополнительных понижающих коэффициентов: в зависимости от возраста и стажа водителей, допущенных к управлению, – до 25% и т.д. Дополнительным плюсом для клиента служит возможность выбора способа возмещения ущерба – ремонт на СТО по выбору страхователя.
Вступая в отношения с банком, страховая компания хорошо осознает, что по дорогим автомобилям, приобретенным в салонах, выплаты даже по незначительным ущербам будут высоки. Валентина Скляр, приводя пример таких выплат, говорит о том, что они могут достигать 180 000-200 000 руб., что касается выплат по "бюджетным" авто, стоимостью до 300 000 руб., которые пользуются спросом у автолюбителей, то они в среднем составляют от 3 000-15 000 руб.
По статистике 2008 г., в приморском филиале "Росгосстраха" средняя выплата по кредитным автомобилям составила 45-50 тыс. руб. Последний пример крупной выплаты по договору КАСКО – страховой случай, произошедший на трассе Владивосток-Хабаровск. Клиент "Росгосстраха" – водитель автомобиля "Mersedes-Benz" 2008 г. выпуска не справился с управлением, выехал на встречную полосу и совершил столкновение с грузовиком. Страховая компания урегулировала убыток, выплатив клиенту более 2 млн руб.
Практически встала работа банков с автоаукционами, хотя теоретически кредитовать под привоз авто через услуги аукциона банки не отказываются. По мнению экспертов Альфа-Банка, из-за высоких пошлин спрос на аукционные автомобили практически отсутствует. К тому же дилер везет машину клиенту за свой счет, в нынешних условиях это усложняет работу. Подобную тенденцию отметили и в ВТБ24.
Так, стать владельцем автомобиля по программе "Автокредит" Сбербанка России и Райффайзенбанка возможно через официального дилера или компании, заключившие с банками договор о сотрудничестве. Специалисты Райффайзенбанка в беседе с потенциальными клиентами делают акцент на том, что автомобиль должен быть растаможен на юридическое лицо.
В то же время в Восточном экспресс банке более спокойно смотрят на аукционное автокредитование: "Действующие в нашем банке автокредиты предусматривают выдачу их заемщику наличными. Клиент вправе приобрести автомобиль где угодно, в том числе и на аукционах. Отдельных договоров с фирмами, предоставляющими доступ к аукционам, мы не заключали", – отметили в банке.
Хотя мина замедленного действия для дальневосточников содержится не в умирающем автокредитовании на аукционном рынке, а в пресловутом стандарте Евро4, который будет распространяться на все автомобили, ввезенные в Россию, после 1 января 2009 г. Но это уже совсем иная история.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%