Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 15:47 |
|
|
Тема номера
|
ПТЭК "Пограничный": затянувшийся дебют
Этим летом исполнится три года с момента открытия первой очереди приграничного торгово-экономического комплекса (ПТЭК) "Пограничный" - "Суйфэньхэ". Расположенный на стыке государственных границ России и Китая, он должен был стать для Приморья новой точкой роста, зоной развития промышленности, логистической инфраструктуры, торговли. Но российский ПТЭК так и не заработал. Его администрация не исключает возможности консервации построенных объектов.
Перспективность такой формы сотрудничества России и Китая, как приграничные торгово-экономические комплексы, неоднократно признавалась на самом высоком государственном уровне. Президент Владимир ПУТИН, выступая 22 марта 2006 года на Российско-Китайском экономическом форуме в Пекине, назвал создание приграничных торговых комплексов важным условием успеха в расширении межрегиональных связей двух стран. На Дальнем Востоке России проекты приграничных комплексов рассматриваются также в Амурской области (Благовещенск), Читинской области (Забайкальск), Хабаровском крае (Хабаровск).
ПТЭК "Пограничный" считается перспективным еще и потому, что расположен в районе уже сложившихся торгово-экономических контактов, на путях автомобильного и железнодорожного сообщений с выходом на Транссиб и российские морские порты. По экспертным оценкам, к 2015 году мощность транспортного коридора "Харбин - Гродеково - Восточный - Пусан" может достичь 220-250 тыс. транзитных контейнеров. Проектом "Пограничного" было предусмотрено строительство транспортно-логистического центра международных автомобильных и железнодорожных перевозок. Значение ПТЭК, несомненно, повысится и в связи с вводом в эксплуатацию новой железной дороги Далянь - Муданьцзян. Однако обслуживанием транспортных потоков в комплексе решили не ограничиваться.
План застройки ПТЭК включает производственно-промышленную зону, предприятия в сфере лесопереработки, по сборке электробытовой техники, внедрению информационных технологий, швейного производства и пищевой промышленности, которые должны дать свыше 1500 рабочих мест. Нет необходимости говорить, насколько важно это для Приморья и Дальнего Востока, особенно сейчас, в условиях растущей безработицы. Комплекс означал бы закрепление на этих стратегических территориях российских граждан. В дальнейшем здесь должна была появиться жилая зона, социальные, туристско-рекреационные объекты. Для бюджетов всех уровней функционирование ПТЭК "Пограничный" означало миллиарды рублей налоговых поступлений!
О важности проекта говорили и говорят представители Министерства иностранных дел, Ростуризма, Министерства юстиции, Минрегиона России, руководители органов власти Приморского края и сопредельных провинций Китая. Те же из официальных лиц, кто лично побывал на комплексе, отмечают его высокую готовность к началу работы. В их числе - заместитель министра регионального развития РФ Михаил ПОНОМАРЕВ и сенатор от Приморского края Виктор КОНДРАТОВ. Посетив комплекс "Пограничный" летом 2007 года, они отметили, что такой развитой инфраструктуры нет больше нигде на всем протяжении российско-китайской границы.
Почему же при столь высоком уровне поддержки скоро исполнится три года, как фактически простаивают готовые объекты комплекса "Пограничный"?
Чтобы понять сложившуюся ситуацию, надо вернуться к истории вопроса.
Путевку в жизнь торговому комплексу "Пограничный" дало Межправительственное соглашение от 2 июня 1999 г., которым была достигнута принципиальная договоренность о распространении практики упрощенного пропуска граждан Китая в российские торговые комплексы, в том числе в торговый комплекс "Пограничный". Поясним, упрощенный порядок пропуска означает посещение российскими и китайскими гражданами соответственно китайских и российских комплексов без оформления виз.
Технические вопросы посещений комплексов должны были регламентировать органы пограничного контроля и администрации приграничных районов двух государств. Этот пункт соглашения и стал впоследствии камнем преткновения на пути развития ПТЭК.
Так, до сих пор не решены зависящие от российских контрольных органов вопросы организации посещений торгового комплекса "Пограничный" гражданами России для ведения хозяйственной деятельности - из-за его нахождения в пограничной зоне за линией инженерно-технических сооружений Пограничной службы – и гражданами КНР - из-за отсутствия указаний Пограничной службы.
Есть и другие проблемы. Самое важное: отсутствует последовательная поддержка проекта в российских органах государственной власти.
В настоящее время Министерство регионального развития Российской Федерации совместно с другими заинтересованными органами власти осуществляет доработку и согласование положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о мерах по экономическому развитию и сотрудничеству приграничных регионов России и Китая.
Остается надеяться, что в ближайшее время это соглашение будет подписано. Оно может стать тем "побудительным импульсом", который позволит открыть комплексы для посетителей и предпринимателей, продолжить дальнейшее строительство и вывести российско-китайское приграничное торгово-экономическое сотрудничество на новый уровень. Тем более что функционирование торгового комплекса "Пограничный" соотносится и с планируемым к проведению в г. Владивостоке в 2012 году саммитом организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества - как площадки общения представителей деловых кругов России и Китая, транспортного коридора между Северо-Восточными провинциями Китая и Российскими портами.
А может быть, на проект обратят внимание те министерства и ведомства, в задачу которых входят разработка и реализация мер по выходу страны из экономического кризиса? Ведь без вложений средств бюджета на территории Дальнего Востока может появиться новая "точка роста" региональной экономики - с тысячами вновь созданных рабочих мест, миллиардными доходами казны.
Оправдана ли консервация ПТЭК "Пограничный"? Время покажет.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%