Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 04:03 |
|
|
Тема номера
|
Приморский край получит зону свободной торговли
Комментируя факт одобрения концепции закона Государственно-правовым управлением, министр по развитию Дальнего Востока Александр ГАЛУШКА сказал, что это в значительной степени повышает вероятность его скорого принятия. «По мнению управления, закон должен быть принят в таком виде. Есть ряд замечаний не концептуального характера. Это нормально для законотворческого процесса, и мы обязательно учтем и отработаем все детали», - сказал министр.
Зону Свободного порта Владивосток предлагается создать в границах обширной территории, согласно последней редакции она составит 17,5 тыс. кв. км. В нее включены 12 муниципальных образований и городских округов Приморского края, в начальном варианте предлагалось 7. И все же площадь создаваемого Свободного порта будет скромнее, чем во времена царской России.
Досье «Дальневосточного капитала»: В территорию Свободного порта включены: городские округа Владивосток, Уссурийск, Артем, Находка, Большой Камень, Партизанск и муниципальные образования Пограничный, Партизанский, Шкотовский, Надеждинский, Хасанский и Октябрьский, а также море и акватория.
По стопам царского указа
С принятием закона о Свободном порте Владивосток на Дальнем Востоке история порто-франко повторится. Впервые этот статус был введен в 1828 году на Камчатке. Он вводился на 1, 2, 3 года, но продлевался и расширял границы. В 1860 году высочайшим решением порто-франко было распространено фактически на все Тихоокеанское побережье Дальнего Востока, включая Владивосток, и в общей сложности просуществовало 54 года.
Считается, что царское правительство достаточно эффективно регулировало эти процессы. Например, иностранцам было запрещено ввозить на территорию России чай, чтобы защитить уже сложившийся российский чайный бизнес. И с каждым годом все больше вводило ограничений на поставляемые товары - в зависимости от того, как в регионе увеличивалось население и развивалось российское купечество.
Территория порто-франко во времена царской России включала Амур до города Сретенска в Читинской области, 50-верстную полосу вдоль китайской границы, Камчатку, Сахалин, на юге достигала границы с Кореей. Владивосток постепенно становился основным портом, через который шли импортные товары.
В конце XIX - начале XX века территория порто-франко на Дальнем Востоке постепенно стала сворачиваться. Появилась КВЖД, и потоки российских товаров пошли на восток по железной дороге, началось активное вытеснение иностранной торговли российским бизнесом. Процесс этот растянулся на несколько лет. В 1901 году были введены пошлины на большое количество товаров. Но в 1904 году из-за русско-японской войны и урона, нанесенного региону, потребовалось вновь вернуть свободу торговли. Окончательно действие статуса порто-франко было прекращено на Дальнем Востоке в 1913 году с введением на его территории полного таможенного контроля.
На новом витке истории
В современной России Свободный порт Владивосток предполагается создать сразу на 70 лет.
- Готовящийся федеральный закон «О Свободном порте Владивосток» призван помочь Приморскому краю использовать географические и экономические преимущества для быстрой интеграции в экономическое пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона, - считает советник Минвостокразвития и разработчик законопроекта Павел ВОЛКОВ. - Он станет продолжением проекта по превращению Владивостока в центр международного сотрудничества в АТР, начатого в период подготовки саммита АТЭС. В то же время мы видим проект порто-франко комплексным проектом, который затронет весь экономический потенциал Приморского края.
Речь идет о развитии международной торговли со странами АТР, создании производств, основанных на применении современных технологий, ориентированных на выпуск конкурентоспособной в этих странах продукции.
- Мы предусмотрели стандартный набор таможенных процедур Таможенного союза на пунктах пропуска, которые будут расположены внутри территории свободного порта, - комментировал цели и задачи законопроекта во время многочисленных дискуссий Павел Волков. - Суть этих мер в построении административных практик, которые должны по своим временным и качественным характеристикам быть сравнимы и конкурентны с аналогичными лучшими мировыми практиками. Набор мер направлен на обеспечение свободы предпринимательства.
Проект закона сразу привлек внимание и вышел на широкое обсуждение. Представителей регионального бизнеса интересовало многое, но главное - как вписаться в этот процесс и не потерять конкурентоспособность. Ведь резидентами Свободного порта смогут стать не все желающие, в основном эта привилегия касается нового бизнеса. По оценке доктора экономических наук, депутата Думы города Владивостока Ольги ВОРОЖБИТ, резидентами Свободного порта в первый год смогут стать от трех до пяти процентов действующих предприятий. Это и настораживает, потому и звучат предложения в защиту действующего бизнеса. «Нужно создать комфортные условия прежде всего для бизнес-сообщества Приморского края», - высказал общее мнение генеральный директор ОАО «Владивостокский морской торговый порт» Валерий МЕСТУЛОВ.
Учесть риски
Директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН, академик Петр БАКЛАНОВ на стадии общественных слушаний обосновал положительные последствия для Приморья закона «О Свободном порте Владивосток», но посоветовал не забывать о возможных рисках.
- К положительным последствиям можно отнести рост грузооборота за счет экспорта из РФ и из других стран Европы транзитом через Свободный порт Владивосток. Режим свободного порта будет стимулировать и рост импорта. В связи с увеличением грузооборота повысится занятость населения, возрастут налоговые доходы, в том числе в местные бюджеты. Появится новый потенциал для развития отраслей импортозамещения. За счет ввозимых беспошлинно импортных компонентов, с последующим расширением круга отечественных, возможна организация импортозамещающих производств, ориентированных на внутренний рынок: производство бытовой, компьютерной, автомобильной и иной техники. Новый импульс к развитию могут получить обрабатывающие производства, ориентированные в том числе на экспорт: нефтехимические, минеральных удобрений, изделий из древесины, наукоемких продуктов, биопрепаратов и др.
Режим свободного порта с безвизовым посещением Владивостока иностранными туристами создаст благоприятные условия для развития въездного туризма, в том числе морского круизного. Упрощение портового режима в целом должно способствовать активизации экономической деятельности в Приморье.
Однако, основываясь на реальной экономической ситуации, нельзя упускать из виду и возможные риски, отмечает академик:
- Так, существующая транспортная система Владивостока и пригородных территорий имеет массу инфраструктурных проблем. Возросший грузопоток через действующие порты города приведет к перегруженности железнодорожных и автомобильных магистралей. В сложившейся ситуации выход видится лишь в выносе основной доли возрастающих грузопотоков за пределы Владивостока и строительстве нового мощного глубоководного порта в пределах Владивостокской агломерации.
Такой проект, кстати, существует. Это ожидаемое строительство в Хасанском районе Приморья нового современного порта Зарубино.
- Беспошлинный режим порта может также спровоцировать рост экспорта необработанного сырья: древесины, нефти, газа, металлов, рыбы и других природных ресурсов Дальнего Востока и Сибири - вместо развиваемых в последние годы на государственном уровне стратегических установок на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, - считает Петр Бакланов. - А облегченный ввоз импортной сельхозпродукции может привести к усилению конкурентного давления на аграрную отрасль Приморья.
- Особое внимание разработчикам проекта следует уделить механизму распределения полномочий между органами местного самоуправления и органами управления Свободного порта Владивосток, в частности в вопросах передачи в распоряжение земельных участков и объектов инфраструктуры, с учетом оценки неизбежной конкуренции новых резидентов свободного порта с уже работающими здесь субъектами хозяйствования, - говорит академик Бакланов.
Внимательно следует подойти к определению специализированных территорий в рамках свободного порта.
- В ряде случаев предпочтительнее было бы применение дифференцированного подхода: вместо выделения специализированных территорий для некоторых территорий Свободного порта возможно выделение специализированных функций с последующей передачей прав резидентам. Например, в целях оптимизации грузопотоков за отдельными портами Владивостокской агломерации закрепить приоритетные функции - перевалка угля, нефтепродуктов, минеральных удобрений, контейнеров, зерна, комплектующих и др.
Кстати, в четвертой редакции законопроекта исключено деление Свободного порта на типы территорий: промышленную, портовую, технико-внедренческую и туристическую. Поменялись функции органов управления Свободного порта, в частности возросла роль Наблюдательного совета как высшего коллегиального органа. Набсовет наделен функциями координации территориальных, региональных и местных органов власти. К четвертой редакции законопроекта о Свободном порте Владивосток изменился срок безвизового пребывания иностранных граждан на территории Свободного порта - с 72 до 120 часов.
По мнению Бакланова, видится целесообразным формирование перечня приоритетных видов деятельности на территории Свободного порта с учетом особенностей региона, интересов и перспектив его развития. Такая работа должна обязательно согласовываться с руководством Владивостока и Приморья. Серьезной проработки требует предварительный расчет плановых расходов и предполагаемых доходов и их распределения между местным и государственным бюджетами в условиях деятельности Свободного порта.
- Наконец, комплексное развитие Приморского края невозможно без разработки специальной, детальной планировки территории Свободного порта, ее микрозонирования, в особенности - береговых структур южного Приморья и прибрежной зоны в целом, - отметил Бакланов.
Четвертое чтение
- Идеально отрегулировать каждую норму закона вряд ли возможно, - считает первый заместитель министра России по развитию Дальнего Востока Александр ОСИПОВ, принимая участие в дискуссии с бизнесом и общественностью. - Нормы, включенные в проект закона, уже успели себя успешно зарекомендовать. Заимствуя некоторые механизмы, мы брали только те, что успешно показали себя на той или иной территории. Да, мы намерены применять новые для России практики, но это то, что уже работает в других странах, что уже было в истории нашего государства. Даже после принятия закон будет постоянно совершенствоваться. На Дальнем Востоке ни в коем случае нельзя использовать какие-то застывшие законодательные, экономические и социальные нормы, - уверен первый замминистра.
В российском варианте порто-франко есть условие, которого пока нет ни в одном государстве региона АТР, реализующем особые экономические зоны, - аналог единого налога на доходы, налоговой базой являются доходы за вычетом расходов. Не исключено, что это временное преимущество, и тем не менее… Его сутью является взимание только одного налога в размере 10%. Причем у региональной власти есть возможность снизить его до 6%. Погашение резидентами порто-франко убытков допускается на протяжении 20 лет.
По оценке начальника управления экономики администрации г. Владивостока Натальи КУЗЬМЕНКО, социально-экономический эффект от действия закона «О Свободном порте Владивосток» положительно скажется на Приморском крае уже в краткосрочной перспективе. «Даже в соответствии с осторожным сценарием рост ВРП Приморского края к 2021 году может достигнуть 1,6 раза, а до 2034 года ВРП может вырасти в 3 раза, - отметила Кузьменко. Она позитивно оценивает и состояние налоговой базы краевого бюджета: - Мы провели расчеты по объему выпадающих доходов бюджетов всех уровней и тех поступлений, которые ожидаются с оживлением экономической деятельности, и сделали вывод, что пойдет перекрытие и весьма существенное. Уже к 2021 году новые налоговые поступления от работы резидентов Свободного порта в 2,4 раза превысят выпадающие доходы. Причем в этой оценке не учтены поступления от единого налога. С ними эффект будет намного значительнее», - считает она.
Неучтенные моменты
Бизнес продолжают волновать проблемы дерегулирования и дебюрократизации на будущей территории порто-франко. Звучат аргументы в пользу применения облегченного режима проверок резидентов Свободного порта или полного отказа от плановых проверок. Не все понятно в системе управления территорией Свободного порта.
Управление территориями Свободного порта Владивосток, согласно последнему варианту законопроекта, будут осуществлять Наблюдательный совет и Уполномоченный федеральный орган. Наблюдательный совет, как высший коллегиальный орган, займется регулированием экономических процессов Свободного порта, соблюдением баланса интересов граждан, проживающих на территории порта, и предпринимателей, устранением избыточных административных практик, координацией деятельности различных органов власти и исполнением прочих полномочий. Уполномоченный федеральный орган - это своего рода орган оперативного управления. В его руках будут сосредоточены полномочия по ведению реестра резидентов Свободного порта, контролю за выполнением ими соглашений, предоставлением земельных участков, находящихся в федеральной собственности на территории порта, по принятию решений о резервировании и принудительном отчуждении земельных участков для размещения объектов инфраструктуры Свободного порта и т. д.
При Наблюдательном совете Свободного порта будет создан и Общественный совет, главное назначение которого - снять межведомственные противоречия и существенно ускорить процесс принятия принципиальных решений, связанных с развитием территорий, прокомментировал его функции первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов. Он будет формироваться из представителей общественных организаций и объединений предпринимателей, потребителей, научных организаций и физических лиц для защиты прав и законных интересов приморских предпринимателей, резидентов Свободного порта и граждан, проживающих на территории Приморского края. Правда, у общественности есть сомнения в эффективности всей этой управленческой системы.
Как высказался один из предпринимателей, важно, чтобы Уполномоченный орган возглавил представитель Приморского края, а не москвич.
- Главное, чтобы хорошие законы не утонули в нашей реальной деятельности, - считает депутат Законодательного Собрания Приморского края, ректор ВГУЭС Геннадий ЛАЗАРЕВ. - Система управления на территории Свободного порта Владивосток должна предполагать ответственность чиновника за превышение своих полномочий или за их неисполнение. Такое предложение и еще ряд других мы внесли в законопроект о Свободном порте Владивосток и в ряд законов, подлежащих изменению в связи с его принятием, включая административный кодекс.
- Законопроект предусматривает очень большие полномочия ответственных уполномоченных органов, но при этом совершенно не прописана ответственность за принимаемые ими решения, в том числе персональная, - говорит о том же член Приморского регионального отделения Ассоциации юристов России (АЮР), замгендиректора ЗАО «СП Владитал» по правовым вопросам Виктор ПОЛУШИН. Юристы из АЮР подключились к обсуждению четвертого варианта нормативных документов, связанных с созданием Свободного порта Владивосток, и поставили немало вопросов: - Очень важен вопрос безопасности ведения бизнеса в границах Свободного порта, а в законопроекте гарантии для инвесторов и их права на обжалование прописаны слабо, - добавил Полушин.
Коллегу поддержал представитель ООО «Дальневосточное агентство юридических услуг» Дмитрий КЛАУС, который напомнил, что иностранные инвесторы больше всего боятся коррупции и хаоса, которые, к сожалению, присутствуют в нашей жизни. И предложил предусмотреть в законе механизм договорной подсудности, который позволит резиденту обезопасить себя при заключении договора с Уполномоченным федеральным органом. Он также считает, что в законопроекте не отражена возможность инвестора защищать свои права после приобретения им статуса резидента Свободного порта.
Евгений ПУРТОВ из ООО «Золотой родник» поднял вопрос о недостаточной финансовой защищенности инвесторов Свободного порта от возможных рисков прекращения действия режима порто-франко и потери ими вложенных средств. «В законопроекте фактически отсутствуют гарантии для инвесторов в случае досрочного прекращения деятельности Свободного порта», - отметил он. А старший преподаватель кафедры частного права ВГУЭС Александр АЛЕКСЕЕНКО предложил указать в законопроекте в качестве гарантий для инвесторов ясный порядок возмещения финансового ущерба в случае национализации имущества.
Доцент кафедры частного права ВГУЭС Элла ГОРЯН усмотрела в законопроекте угрозу авиационной отрасли РФ из-за предусмотренного права иностранным авиаперевозчикам заниматься каботажными перевозками пассажиров и грузов на территории России в рамках присвоенного аэропорту Владивосток статуса «открытое небо».
- Такая свобода воздуха обернулась для некоторых стран Восточной Европы потерей своей авиационной отрасли. Их авиарынки захватили западноевропейские авиакомпании, обладающие существенно большими финансовыми возможностями, - сказала Элла Горян. Она также высказала беспокойство относительно нормы, разрешающей работать на территории Свободного порта иностранным медицинским организациям, чьи правила могут не совпадать с требованиями российской юрисдикции.
Генеральный директор ООО «Группа «Транзит-ДВ» Игорь ПОЛЬЧЕНКО порекомендовал ввести заявительный способ привлечения резидентов и обязать их вести международный аудит по всем стандартам. Он считает также, что должна быть предусмотрена и обязательная ежегодная перерегистрация резидентов, как это принято в странах АТР. Это не даст бизнесу возможности расслабиться и не выполнить свои обязательства, отметил Польченко.
Как бы подытоживая все плюсы и минусы четвертого варианта законопроекта о Свободном порте Владивосток, доцент кафедры «Финансы и кредит» ШЭМ ДВФУ Нина ИВЕЛЬСКАЯ сказала:
- Минвостокразвития достаточно четко выстроило векторы для понимания инвесторами привлекательности нового механизма, но вопросов еще много. Нормативные акты, предлагаемые правительством к законопроекту, не предусматривают таких вещей, как затраты на логистику и транспортировку, на энергоресурсы, которые у нас существенно выше, чем у соседей по АТР. Возникают определенные сомнения в практическом исполнении прописанных в законопроектах сроках выдачи различных разрешений - на строительство, на подключение к сетям и прочих. Таких моментов много, что подтверждает, что этот закон «на вырост», а у юристов непочатый край работы, чтобы сделать его принимаемым и понимаемым для инвесторов и наших, и иностранных.
В то же время Нина Ивельская заключила, что текущий вариант законопроекта позволит Свободному порту заработать на первом этапе.
На одном из этапов обсуждения законопроекта разработчику был задан вопрос: а будут ли резидентам Свободного порта доступны длинные и дешевые деньги?
Прорабатывается создание оффшорного банка, пояснил советник Минвостокразвития Павел Волков. «Поборемся; если получить здесь инвестора, заинтересованного вкладывать длинные деньги, это будет хорошая история».
Надежда ВОРОНЦОВА. Журнал "Дальневосточный капитал", май, 2015 год.
- Социальные предприниматели Приморья могут найти кадры и получить рекламу на радио при господдержке
- Работа над мастер-планом Владивостока выходит на финишную прямую
- Владивосток обзаведётся "легким метро"
- Юные КВНщики Приморья поборолись за летний кубок и ящик мороженого "Урса"
- Новый дом "Урсы": Владивостокская фабрика мороженого открыла первый фирменный магазин
- В Приморье проведут реконструкцию станции Находка-Восточная
- Олега Кожемяко выдвинули на выборы губернатора Приморского края
- "УРСА" — новое имя Владивостокской фабрики мороженого
- Тонны черного металла изъяли в Приморье
- Концепцию строительства спортобъектов Республики Беларусь учтут в Приморье