Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 22:43 |
|
|
Тема номера
|
Региональные институции ищут меценатов
«На мой взгляд, динамика развития меценатства в нашем регионе слабая, и тут ничего не поделаешь: это связано, во-первых, со структурой региональной экономики, а во-вторых, с тем, что все серьезные тренды до Дальнего Востока доходят с существенным опозданием, какой бы сферы они ни касались, - считает Виктор ШАЛАЙ, директор Приморского музея им. В. К. Арсеньева. - До сих пор меценатство - это скорее моральный подвиг, а не естественная часть цивилизованной экономической деятельности».
Экономическая ситуация, мягко говоря, не сладкая, и финансовая поддержка необходима многим отраслям. Культурная сфера не исключение, и поддержка государства здесь сведена к минимуму. «Если раньше нам было тяжело обосновать целесообразность финансовой поддержки потому, что не у всех чиновников есть полное представление о том, что такое музей по своей структуре и специфике - приходилось подробно объяснять, в какие сроки и на что необходимы деньги, - то в кризис даже поднимать этот вопрос не стоит, - делится Шалай. - Но это наше хроническое состояние, которое длится еще с середины 1990-х. До этого времени старая система финансирования инерционным образом действовала. А в новой экономической реальности все закончилось, и нам приходится выбираться из этого состояния с минимальной помощью государства».
На местном уровне
Поскольку культурные институции не могут рассчитывать на достаточное финансирование из госбюджета, а коммерческой деятельностью им запрещено заниматься, то меценатство становится, пожалуй, единственным способом выжить.
Крупнейшие меценаты в России - это нефтегазовые компании, но хватает ли их доброй воли на всех игроков культурного поля? «Такие компании охотно дают деньги тем институциям, на территории которых находится зона их интересов, - рассказывает Шалай. - Счастливые регионы определяются географией газопровода. К сожалению, до Владивостока труба не дотянулась, и на поддержку этих крупных игроков рассчитывать не приходится. Но сердиться не на что: так устроена экономика в нашей стране, логику больших компаний понять можно. Зачем им поддерживать каких-то «малышей», если можно за те же деньги, поддержав всемирно известные культурные учреждения, получить значительно большую пользу для своей репутации?»
По словам Шалая, и крупные региональные игроки в бизнесе в этом вопросе редко склоняются в сторону местных институций. Ведь зачастую это - дочки больших корпораций, руководство которых находится в Москве, и даже если компании готовы к попечительству, то, как правило, решение головным офисом принимается опять же в пользу крупных федеральных учреждений. Из-за репутационной выгоды.
Соглашается с этим и Алена ДАЦЕНКО, директор Приморской государственной картинной галереи. «Бесспорно, крупные компании ориентированы на федеральные музеи, например ВТБ является спонсором многих федеральных проектов, но и мы тоже хотим заручиться его поддержкой. Удастся ли нам ее получить, я не знаю, - говорит она. - В любом случае если учреждению удается привлечь к попечительству компанию всероссийского масштаба, то в дальнейшем наличие столь крупного мецената в «портфеле» позитивно влияет на потенциальных партнеров. Поддержка такого игрока вызывает уважение, и новые меценаты идут на контакт быстрее».
Но это не отменяет общей тенденции: мотивировать бизнес на меценатство крайне тяжело. «Региональному бизнесу это неинтересно, - сетует Шалай. - Если у институции нет каких-то дружеских связей либо сильного лобби, надеяться на пожертвования не приходится. Но это связано с тем, что наш бизнес еще молодой. Те, кто начинал его строить в 90-е годы, только-только делают передышку, оглядываются по сторонам и пытаются соответствовать мировым стандартам, в том числе и в вопросе меценатства. Я на них не досадую, так как понимаю, что нельзя однажды проснуться и вдруг стать другим человеком, который осознает необходимость меценатства. До всего нужно дозреть, и нашему бизнесу тоже требуется время для того, чтобы осознать, в чем смысл пожертвований. Пока что местные игроки не видят целесообразности помощи культурным институциям».
И, по словам Николая ШУЛЬЖИЦКОГО, директора музея автомотостарины, даже столь традиционный для дальневосточников интерес к автомобилям не рождает у предпринимателей желания меценатствовать.
Пока же культурные учреждения Приморья могут выделить лишь нескольких крупных меценатов, среди которых самым ярким является Александр ФИЛЬКИН. «Бесспорно, одним из лучших друзей нашего музея (да и не только нашего) является Александр Геннадьевич, - признает Алена Даценко. - Хотя он приехал из Москвы, но настолько проникся культурой нашего города, что вписался в культурный срез Владивостока. Ему действительно интересно развитие культурной жизни столицы Приморья, и он не создает себе пиар на меценатстве. Ему это просто нравится - он покорен Владивостоком, поэтому открыто и тепло относится к музеям нашего города».
Законы, дающие надежду
Поскольку традиции меценатства в современном бизнес-сообществе пока еще не сформировались, власти решили стимулировать этот процесс. Так, Государственная дума в первом чтении приняла закон о меценатстве, закрепляющий правовой статус благотворителей и предоставляющий налоговые льготы компаниям. «Надеюсь, что закон о меценатстве, который приняла Госдума, изменит ситуацию, - делится Шалай. - Законопроект регламентирует налоговые льготы для юридических лиц, которые занимаются меценатством. Какая судьба ждет этот законопроект во втором и третьем чтении, пока неизвестно, но мы надеемся, что он будет принят. Этот действующий закон сможет значительно облегчить диалог бизнеса и институций. Сегодня с ними говорить сложно - эти люди разумеют просто: «А что мы получим от этого?» Жертвовать ради «спокойного сердца» не каждый хочет, и тут никого не заставишь. А если появятся налоговые льготы, то это будет уже в некотором роде сделка - предприниматель поймет, что ему выгодно меценатствовать потому, что государство его за это поблагодарит снижением налоговой нагрузки.
Пока что мы получаем эпизодическую помощь, которая не позволяет в корне изменить или поправить ситуацию с материально-технической базой, доходом сотрудников и т. д. Например, региональные компании поддерживают один-два проекта, и финансовый объем в рамках такого сотрудничества более чем скромный. А если закон «О меценатстве» примут, то нам можно будет выстраивать долгосрочное взаимодействие. И у нас не будет ощущения, что мы «спекулируем» на своей культурной принадлежности, имеем выгоду, в то время как бизнесмены от пожертвований ничего, кроме морального удовлетворения, не получают. Несмотря на то что во всем мире именно ради этого многие люди и меценатствуют, дополнительный стимул со стороны государства лишним не будет».
Также в целях поощрения благотворителей президент подписал указ о государственной премии. Так, с 1 января 2016 года меценат сможет получить 2,5 млн рублей за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности. Конечно же, для того, чтобы стать лауреатом премии, разового пожертвования будет недостаточно. Она присуждается людям, ведущим активную благотворительную поддержку и помощь которых получает широкое общественное признание во всей стране.
Позитив у учреждений культуры вызывают и законы, направленные на развитие региональной экономики. «Любой шаг, развивающий экономику, имеет благоприятный потенциал для меценатства. Проекты ТОР и Свободного порта Владивосток направлены на увеличение количества субъектов экономической деятельности, а это значит, что у нас увеличится количество потенциальных партнеров, с которыми можно вступить в диалог», - считает Виктор Шалай.
Радует и то, что в свете экономического развития все больше иностранцев начинают интересоваться регионами. «Иностранные граждане из стран АТР хотят участвовать во многих культурных проектах Приморского края, - рассказала Марина ПАК, художница и организатор выставок. - Уже сейчас существуют примеры международного сотрудничества, когда иностранная сторона полностью берет на себя организацию выставок и фестивалей. Особенно привлекательна для этих целей территория кампуса ДВФУ, который и так позиционирует себя как центр международного сотрудничества. В наших планах - расширить это сотрудничество и на культурную жизнь региона».
Что может сделать меценат?
Культурные институции предлагают заинтересованным людям жертвовать по самым разным сценариям. Многие учреждения рады абсолютно любым формам поддержки. «Существует возможность дотировать организацию, выделяя определенное количество денег в единицу времени для того, чтобы учреждение расходовало эти деньги на свое усмотрение. Или адресная поддержка, направленная на улучшение качества жизни работников. Например, премия для отдельных сегментов коллектива - для молодых либо, наоборот, пожилых сотрудников и т. д. Или стипендия, которая выплачивается на усмотрение мецената, - рассказывает о формах поддержки Виктор Шалай. - Также меценаты могут пожертвовать учреждению культуры что-либо улучшающее его материально-техническую базу, ведь технологии музейной, галерейной, театральной деятельности совершенствуются, а институции не могут позволить себе частых обновлений».
Отметил Виктор Шалай и помощь в ведении основных видов деятельности культурных учреждений. «Музей - это живой организм, он обязан развиваться и постоянно пополнять свои коллекции, - говорит он. - Мы проводим работу по привлечению музейных экспонатов, в том числе и произведений искусства, и обязаны этим заниматься вне зависимости от того, подарят нам экспонат или продадут. Поскольку государство давно уже не финансирует пополнение коллекций музея, то нам, соответственно, всегда нужны деньги на эту статью. И выделение денег для таких сделок может стать одной из форм меценатства. Меценаты выкупают экспонаты у владельцев и передают их музею в дар. Таким образом, институция остается в стороне от сделки, но при этом модерирует ее и является главным выгодополучателем».
«Когда люди попадают под обаяние шедевров и при общении с сотрудниками понимают, что музей просит помощи на вполне конкретные цели, они готовы нам помогать, - утверждает Даценко. - Так вокруг культурного учреждения формируется круг людей, который заинтересован в его развитии. Они помогают по-разному. Кто-то жертвует деньги, кто-то - техническое оборудование, кто-то может предоставить скидки на свою продукцию. Мы рады любому сотрудничеству».
Наталья КОМИССАРОВА. Журнал "Дальневосточный капитал", апрель, 2016 год.
- Мы были в Грузии
- Куда жителям Приморья ехать кататься на лыжах
- В Национальный рейтинг туристических брендов-2018 вошли представители Дальнего Востока
- Соболиная охота: в капкане регламентов
- Быть здоровым - это здорово
- Какие свои начинания дальневосточники считают успешными
- Владивосток в управляемом заносе
- От наемного работника - к предпринимателю
- Самый важный человек компании
- "Остров Врангеля" - он такой один