Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 22:52 |
|
|
Тема номера
|
Опрос "Дальневосточного капитала": Стоит ли отправлять детей на зарубежные образовательные программы?
Елена ФЕДОТОВА, генеральный директор центра отдыха «Кедровая падь»:
- Мы отправляли на краткосрочные зарубежные языковые программы и сына, и дочь. При этом не настраивались на то, чтобы дети впоследствии получали академическое образование за рубежом. Нам было важно, чтобы они улучшили уровень знания английского, научились выстраивать коммуникации со сверстниками в незнакомой среде, познакомились с другими странами и культурами. Сын в итоге окончил российский вуз, дочь пока учится в 10 классе и до конца не определилась с выбором профессии и страны, но с удовольствием раздвигает для себя границы мира и получает бесценный опыт, параллельно открывая в самой себе какие-то новые стороны, порой неожиданные.
В каком возрасте начинать погружение в чужую языковую среду, каждый родитель решает сам, все зависит от психологической готовности ребенка. Дочь, например, в первый раз отправилась на такую программу в 11 лет, вместе со мной (я учила язык во взрослой группе), а затем стала ездить самостоятельно. Мы всегда выбираем разные страны (или хотя бы разные школы). Отправляем индивидуально, не в составе детских групп: чем меньше контактов с русскоговорящими сверстниками, тем эффективнее будет погружение. Более того, поскольку на практике обещание школы брать на программы не более 10% детей из одной языковой среды редко соблюдается, я всегда вношу в договор условие, чтобы дочь проживала с иностранками. Хотя на деле случаются курьезы. Однажды соседкой дочери по комнате была девочка-американка, на деле оказавшаяся нашей бывшей соотечественницей и говорящая по-русски лучше, чем по-английски.
Еще один нюанс, который может показаться незначительным, но который я также оговариваю заранее: 2-местное или 4-местное размещение. Если в комнате будет проживать трое девочек, две из них, такова психология, обязательно будут дружить против третьей, а это отвлекает от учебы.
Отправляя дочь на языковые стажировки, мы пользуемся услугами туристической компании, с которой давно путешествуем. Подготовка будущей поездки начинается заранее, еще до Нового года, т. к. весной может не оказаться мест на те программы, что нам интересны. Выбираем страну, мониторим школы, изучаем отзывы и только потом принимаем решение. Оптимальный срок программы - 4-6 недель, отправлять на 2-3 недели нет смысла. Также желательно, чтобы на территории школы был запрет на общение на другом языке, помимо изучаемого, иначе - штрафы; практика показывает, что это очень эффективно.
Если цель - улучшить английский, то это должна быть страна, где этот язык является родным. Впрочем, бывают исключения: в Швейцарии дочь обучалась в очень хорошей английской школе и вернулась с отличным результатом.
Выбирая между проживанием в семье и резиденцией, мы всегда останавливаемся на втором варианте. У старшего сына был негативный опыт проживания в семье во время стажировки в Лондоне, и мы решили не повторять ошибок. Кто знает, какая попадется семья, с какими ценностями и установками. Мне спокойнее, когда ребенок живет в среде сверстников, на территории школы.
Результаты наших вложений налицо: дочь успешно учится в Международной лингвистической школе, где ряд предметов преподается на английском, у нее появились настоящие друзья в других странах, она толерантна, уважает другие культуры и обычаи, легко находит общий язык с самыми разными людьми и уверенно чувствует себя в любой языковой среде. Будет ли она учиться за рубежом или выберет российский вуз, пока не ясно. Для нас главное, чтобы образование, которое она получила, было востребовано и в нашей стране, и за границей, чтобы она всегда ощущала твердую почву под ногами и была открыта самым перспективным предложениям, что может преподнести жизнь.
Оксана ИГНАТОВА, директор центра персонального обслуживания ОАО «Восточный экспресс банк» (Владивосток):
- Выбирая высшее учебное заведение за рубежом, нужно исходить из интересов ребенка, из того, кем он хочет быть и в какой области работать. Это сразу сужает область поиска: инженерные специальности - это один набор стран, экономика и бизнес - другой, медицина - третий… Следующий фильтр после перечня стран - ценовой порог, затем - собственное ощущение комфорта пребывания в той или иной стране, и наконец - выбор конкретного вуза, основанный на отзывах и международных рейтингах.
Пообщавшись с рядом образовательных агентств, мы не стали пользоваться их услугами: они, как правило, предлагают вузы, которые платят им комиссию. Но в Европе много хороших государственных вузов с бесплатным обучением для иностранцев. Им не нужны агенты, у них и без того все в порядке с набором, поэтому они не попадают в зону внимания наших агентств, а жаль.
Нашу дочь интересовали архитектура и дизайн интерьера, а значит, первым делом предстояло выбрать страну: Италия, Франция или Великобритания. Проанализировав варианты, мы остановились на Франции: сильная школа, хорошие вузы, приемлемая стоимость обучения и проживания. Но оказалось, мы предусмотрели не все. Прилетев во Францию, мы столкнулись с проблемами. Что делать с российским аттестатом? Наши результаты по ЕГЭ французам ничего не говорят. Надо либо заканчивать французскую школу, имея понятные в их системе оценки, либо проучиться хотя бы год в российском вузе и попытаться перевестись уже в качестве студента. Кроме того, в некоторые вузы и школы искусств с ходу не попасть, надо предварительно окончить т. н. творческую школу средней ступени. И наконец, обучение выбранной нами специальности велось исключительно на французском и требовало высокого уровня знания языка. (В той же Италии, например, много англоязычных программ, пусть и в 2-3 раза дороже, чем на итальянском, во Франции мы таких не нашли.) Так или иначе, мы определились со стратегией получения образования в этой стране, и, решив подтянуть французский, дочь поступила в языковую школу в Париже. Мы исходили из того, что интересующий нас вуз также находится в столице Франции, и дочь параллельно адаптируется к долгому проживанию в этом городе.
Но Париж оказался очень тяжелым городом для нашей девочки (возможно, выбери мы маленький уютный городок где-нибудь в провинции, адаптация прошла бы легче). Опыт языковых стажировок за рубежом оказался в этом смысле бесполезным. Обучаясь на краткосрочных программах, дети живут как в пионерском лагере: до обеда учат язык, затем - развлекательная и экскурсионная программа. Да, это позволяет повысить уровень языка, приобрести опыт общения, но не дает понимания специфики жизни в чужой стране: как самостоятельно снимать квартиру, решать бытовые вопросы, добираться на учебу, формировать бюджет… И никаких скидок на то, что ты иностранец, ты должен сразу вписаться в учебный процесс. А он принципиально иной, чем в России. Допустим, тебе дают 10 дней на обдумывание идеи проекта. Иностранцы не сразу понимают, что если первые три дня по 10-12 часов ты не посидел в библиотеке - ты упустил время и уже не нагонишь его. Включаться в учебу надо не с первой недели, а с первого дня, и заниматься по 15-18 часов. При этом ты не можешь сходу адаптироваться к методике обучения, не понимаешь, можешь ли ты, как в России, подойти к преподавателю и задать дополнительные вопросы - принято это здесь или нет, и при каких условиях. И не сослужит ли тебе это, напротив, плохую службу. Ментальность разная, и спросить совета не у кого: в языковой школе вокруг такие же иностранцы.
Наверное, в этом смысле проще поступать в зарубежные вузы через агентства (если устраивает выбор учебных заведений), специалисты которых наверняка знакомы с проблемами адаптации и могут дать много нужных советов. Есть и другой путь. Мои знакомые отправили в швейцарскую школу 14-летнего ребенка. К моменту выбора вуза он уже ассимилировался в этой среде и знал, какую стратегию выбрать для поступления.
В общем, дочери категорически не понравилось жить во Франции, она закончила семестр в языковой школе и вернулась в Россию. Поступила в очень сильный вуз по выбранному профилю в Санкт-Петербурге, после первого курса съездила во Францию на волонтерскую практику, обрела друзей из числа французов и уже другими глазами посмотрела на страну. Нынешним летом снова едет с друзьями на каникулы в Европу, планируя посетить сразу несколько стран. В ее вузе есть обменные программы с университетами Германии и Франции, но она еще не решила, какую страну выбрать. Также рассматривает варианты получения магистерской программы в Европе. Она стала старше, у нее есть опыт, и это уже будет ее личный, осознанный выбор.
Наталья ГАНИЧЕВА, совладелица и главный врач студии технологий красоты «Эстетик»:
- Я мама троих сыновей. Старший с 11 лет ездил на краткосрочные языковые программы в разные страны, сейчас заканчивает обучение в канадском университете. Его братьев также ежегодно отправляем за границу не только учить язык, но и пробовать себя в той или иной профессиональной области. Так, например, младший впервые отправился в футбольную школу в Англию в 8,5 лет. И хотя он был не один (рядом, только в другой группе, был 11-летний брат), они пересекались нечасто. Конечно, мы волновались, но оказалось, напрасно. Спустя неделю мы приехали навестить сыновей и застали, как он в кругу испано- и англоговорящих сверстников что-то очень живо обсуждал, доказывая им на русском: «Да послушайте же меня!..» И при этом они понимали друг друга!
Мы никогда не ставили цели намеренно готовить сыновей к дальнейшей жизни за границей. Я всегда исходила из того, что моя задача - дать им возможности выбора, показать, какой большой мир, помочь адаптироваться в этом самом мире, а решение, где жить и в какой области самореализовываться, они примут сами. На мой взгляд, умение выстраивать коммуникацию - это самое важное в жизни. На этом строится все: семья, бизнес…
Когда младший впервые оказался в Канаде, в его группе не было ни одного русскоговорящего ребенка. И первые дни он чуть не плакал: «Мама, мне не с кем даже поговорить!» У меня сердце кровью обливалось, но я была рада, что так случилось. В итоге ребенок очень быстро переборол стресс и влился в языковую среду.
Мы намеренно выбираем для краткосрочных программ разные страны. Так, старший к моменту выбора вуза имел опыт обучения в Англии, Новой Зеландии, США, Канаде, Европе, и по каждой стране у него было четкое и осознанное мнение. В этом году он завершает обучение в Канаде. Мы предлагали ему вернуться во Владивосток, его ждут здесь очень неплохие возможности. Но он сказал, что хочет попробовать всего добиться сам. И мы уважаем его решение. Будучи студентом, он уже работает, причем в той области, которая ему действительно по душе и где он может применять полученные знания.
Словом, несмотря на политические и экономические сложности, отправлять детей на стажировки за рубеж надо. И дело не только в языке. Одно дело, когда они изучают полотна и скульптуры мировых мастеров на картинках, и совсем другое, когда видят их вживую. Тем более что у нас, дальневосточников, нет под боком «Третьяковки» или Эрмитажа. Знакомство с миром формирует мировоззрение и избавляет от неуверенности. С таким базисом им все по плечу.
- Мы были в Грузии
- Куда жителям Приморья ехать кататься на лыжах
- В Национальный рейтинг туристических брендов-2018 вошли представители Дальнего Востока
- Соболиная охота: в капкане регламентов
- Быть здоровым - это здорово
- Какие свои начинания дальневосточники считают успешными
- Владивосток в управляемом заносе
- От наемного работника - к предпринимателю
- Самый важный человек компании
- "Остров Врангеля" - он такой один