Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 23:33 |
|
|
Тема номера
|
Дальний Восток как единый турпродукт - утопия, но объединяться регионам надо
Что за темы поднимались на форуме, какие страны являются наиболее перспективными для дальневосточного туристического рынка, чем туристы отличаются от путешественников и стоит ли дальневосточным регионам продвигать свой туристический потенциал сообща?
- Кирилл Геннадьевич, какова была тема вашего выступления на KITF?
- Я делал презентацию «Интегрированные коммуникационные стратегии для китайского рынка» в рамках секции China Talks. В настоящий момент всех интересуют китайские туристы, поскольку объемы выездного туризма в КНР демонстрируют в последние 5 лет ошеломляющий рост, в том числе в отношении России. В мировом масштабе это, возможно, не такая большая доля в процентных показателях - всего 1-1,5%, но общая прогнозная цифра по количеству китайских туристов, путешествующих за границу, в этом году просто грандиозна - 135 млн человек. Доминирующую долю китайского выездного туризма составляют в первую очередь «домашние» направления - Гонконг, Макао, Тайвань, Южная Корея и Япония, а также страны Юго-Восточной Азии - Таиланд, Индонезия, Малайзия, Сингапур. Если же брать Европу, а именно так китайцы воспринимают российское направление, то на нашу страну приходится около 14% от всего въезда китайцев в европейские страны, и это очень хороший показатель. Наши преимущества заключаются в неких исторических причинах лояльности взрослого китайского населения к России как наследнице СССР, в действующей системе безвизового въезда для групповых туристов из Китая, большой общей границе между нашими странами и наличию существенного потока приграничного туризма. Специфика аудитории китайцев, посещающих Россию, - доминирование старшего поколения жителей Поднебесной в возрасте от 45 лет. Этот сегмент аудитории имеет долю всего в 6%. В то время как 82% от всего выездного потока из Китая составляют туристы в возрасте 25-45 лет. Из чего можно сделать выводы о мегаперспективности китайского направления для России, если мы, конечно, сможем предложить этой категории туристов привлекательные для нее продукты и сервис.
- Каковы успехи Дальневосточного региона в этом плане?
- К сожалению, российские данные региональной и федеральной статистики во многом противоречат друг другу: cо статистикой у нас просто беда. Тем не менее Приморский край, например, имеет существенную долю - около 20% - в общем въездном потоке китайцев в Россию. Это очень сильная рыночная позиция региона. Но она достигнута не благодаря, а вопреки. По большому счету, количество китайцев могло бы быть несоизмеримо большим, если бы это позволяли наши приграничные переходы, емкость гостиничного номерного фонда, развитость прямого авиасообщения с китайскими городами и качество развития городской и краевой туристической инфраструктуры в целом.
- Какие еще вопросы рассматривались на форуме?
- Современные тренды в коммуникациях, продвижение России как туристического направления на международных рынках в рамках деятельности национальных маркетинговых офисов Visit Russia, использование цифровых технологий продвижения, SMM-стратегий, тревел-журналистики, событийного туризма, развитие сегмента онлайн-тревел-агентств. Форум шел два дня, и на нем выступили более 20 российских и иностранных спикеров из США, Италии, Испании, Германии, Швейцарии и других стран. Одним из главных вопросов индустрии туризма на сегодняшний день, на мой взгляд, является дискурс о туристах и путешественниках: чем они различаются и каким образом становиться привлекательным и для тех, и для других.
Конечно, это весьма условное деление, тем не менее эти различия чрезвычайно важны для понимания того, как надо работать с этими группами людей. Условно говоря, турист - это человек, покупающий пакетный тур в тревел-агентстве, его ключевые потребности - это привычный стандартный продукт по относительно низкой цене, как правило в составе группы либо с использованием чартеров и других видов группового переезда. Путешественник же - это образованный, искушенный турист, который самостоятельно организовывает свое путешествие, ищет новые ощущения и впечатления, не боится аутентичности тех мест, которые посещает, обходится без групповых экскурсий и развлечений. И эти различия надо обязательно учитывать при планировании въездного турпотока.
- Что из опыта Татарстана в развитии туризма стоит перенять региону и в частности Приморью?
- Прежде всего, это системный профессиональный подход к делу, который проявляется во всем, начиная от мелких организационных вопросов самого форума, заканчивая государственной политикой в области развития туризма на республиканском уровне. Туризм в Татарстане не на словах, а на деле становится важнейшей отраслью экономики, над развитием которой дружно работают и республиканское правительство, и мэр города, и лично президент Рустам МИННИХАНОВ. В республике создана система государственного управления индустрией туризма, которая включает в себя такие институты развития, как государственный комитет по развитию туризма, АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан», АНО «Туристско-информационный центр», «Экскурсионный центр», «Туристическая служба качества». Все эти структуры в партнерстве с бизнесом и общественностью работают над повышением привлекательности Татарстана и Казани как туристического направления на уровне мировых отраслевых стандартов. А главное, в эту работу активно вовлекается население: это уроки гостеприимства в школах, курсы для таксистов, продавцов магазинов, водителей общественного транспорта и т. д.
- Дальний Восток последние годы стремится к единому продвижению на туристическом рынке, однако это пока не дает ощутимых результатов, как считаете, почему?
- На мой взгляд, Дальневосточный регион как единое туристическое направление - это утопия. Причин несколько, и основная заключается в том, что Дальний Восток - весьма расплывчатое понятие даже для россиян, не говоря уже про иностранцев: это где-то очень далеко за Сибирью, где люди практически не живут. Причем многие причисляют к Дальнему Востоку и Байкал вместе с Иркутской областью, Забайкальем и Бурятией. Это не случайно, так как даже ДФО в своих административных границах представляет собой набор достаточно разнородных по своей идентичности огромных регионов. Если смотреть на дальневосточные субъекты как на туристические направления, то мы сможем найти немного общего между ними, однако по большому счету их практически ничего не объединяет, и они не могут строить общую коммуникацию со своей целевой аудиторией туристов и путешественников. Собственно, поэтому и не происходит никакого общего продвижения Дальнего Востока как туристического направления ни внутри России, ни за рубежом. Идея так называемого «Восточного кольца», рожденная в недрах Ростуризма, утопична не только в силу логистических сложностей, высоких цен на перелеты и колоссальных расстояний на Дальнем Востоке, но и по своей сути. Нет таких потребностей у людей, чтобы в рамках одной поездки посмотреть на камчатские вулканы, побывать в Морском заповеднике на юге Приморья, затем заглянуть в музей мамонтов в Якутске и транзитом через полюс холода в Оймяконе проехать по Колымской трассе, которую иностранцы называют «дорогой смерти». Если на «галопом по Европам» вам понадобится 10-14 дней езды по автобанам или в комфортабельных поездах, то аналогичный «галоп» по Дальнему Востоку может растянуться на месяц или даже полтора, если захватить еще и Чукотку.
Тем не менее регионам необходимо объединяться. Это мировая практика, когда однородные по своей природе территории объединяют свои ресурсы для общего продвижения и позиционирования на нужных им туристических рынках. Я сторонник идеи общего позиционирования ряда морских регионов Дальнего Востока, имеющих общее тихоокеанское побережье, - Камчатки, Сахалина, Приморья, Хабаровского края и Колымы под общей платформой бренда «Тихоокеанская Россия». Помимо этого, необходимо внутрирегиональное сотрудничество на основе связки «хаб - регион». Такими хабами являются Владивосток и Хабаровск. И они должны в первую очередь сотрудничать друг с другом, формируя единую цепочку бизнес-возможностей, а не конкурировать за право называться хабом. К сожалению, стратегия развития туризма на Дальнем Востоке как таковая пока отсутствует, возможно потому, что в туризм никто особо не верит, или потому, что это сложнее, чем продавать ресурсы. Но я бы в таком проектировании с удовольствием принял участие.
- Где на Дальнем Востоке туризм развивается наиболее хорошо, на ваш взгляд?
- По количественным показателям - и по внутреннему, и по въездному туризму - с большим отрывом лидирует Приморский край и в частности Владивосток. Если же говорить о мировой известности бренда и уникальности продукта, то это однозначно Камчатка. А с точки зрения качества государственного управления развитием туризма я бы на первое место поставил Республику Саха (Якутия), где туризм развивается более системно и правильно.
На фото: Кирилл Потапенко с директором Центра развития Татарстана Оксаной Саргиной.
Татьяна СУШЕНЦОВА.
- Мы были в Грузии
- Куда жителям Приморья ехать кататься на лыжах
- В Национальный рейтинг туристических брендов-2018 вошли представители Дальнего Востока
- Соболиная охота: в капкане регламентов
- Быть здоровым - это здорово
- Какие свои начинания дальневосточники считают успешными
- Владивосток в управляемом заносе
- От наемного работника - к предпринимателю
- Самый важный человек компании
- "Остров Врангеля" - он такой один