Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 22:58 |
|
|
Тема номера
|
"Интурмаркет-2013": зеркало дальневосточного туризма
Да и деловая программа выставки началась с решения проблем региона - заседания Координационного совета по туризму Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье», посвященного в т. ч. развитию этого проекта.
«Основные проблемы региона, мешающие развитию туризма, хорошо известны: слабая инфраструктура, дефицит трансграничного транспортного сообщения, высокие авиатарифы и прочее. Тем не менее проект «Восточное кольцо России» появился очень вовремя, и мы будем продвигать и развивать его и дальше, - открыла заседание министр по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Екатерина КОРМИЛИЦЫНА. - Нам, дальневосточникам, хочется быть услышанными, и спасибо представителям Министерства культуры, Ростуризма, Минвостокразвития и Совета Федерации за то, что смогли найти время для участия в заседании. Это вселяет уверенность в том, что проблемы Востока России небезразличны федеральной власти. Тем не менее по-прежнему констатирую, что региональная специфика учитывается не всегда. И сегодня мы вновь обращаемся к федеральным структурам с просьбой о наболевшем: упростить процедуру государственно-частного партнерства при реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, освободить действующие предприятия, содержащие аэропорты местного значения от уплаты земельного налога, увеличить объемы субсидий авиаперевозчикам в Дальневосточном и Байкальском регионах и т. д. Без этого исправить ситуацию в туризме региона нельзя».
«Самостоятельно продвигать туристический потенциал любого дальневосточного субъекта очень сложно, дорого и неэффективно, - добавляет заместитель министра по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Лена КУРБАНАЛИЕВА. - Кроме того, у нас уже есть успешный опыт совместного турпроекта с Вологдой - «Зима начинается с Якутии». А уж с земляками-дальневосточниками мы тем более найдем общий язык. В этом году мы впервые попробовали выступить единым стендом, объединившись еще с четырьмя субъектами региона под эгидой «Восточного кольца». В будущем, надеюсь, к нам присоединятся остальные».
Впрочем, это было не единственное межрегиональное объединение на выставке. Приволжский федеральный округ выставлялся под брендом «Великая Волга», Свердловская, Тюменская, Челябинская и еще ряд областей представляли «Большой Урал».
Но, честно говоря, безусловным центром притяжения гостей выставки был Алтайский край, представивший масштабную экспозицию в сердце выставочного пространства. Хлебосольный, теплый, звонкоголосый Алтай запомнился всем. На его площадке размером 800 кв. м постоянно кипела жизнь: выступали музыкальные и танцевальные коллективы, проходили мастер-классы и мини-презентации, разыгрывались призы и т. д. Что немаловажно, Алтайский край можно было попробовать на вкус (медовуха лилась рекой, бальзамы, душистые чаи, травяные лекарственные сборы и мед раскупались нарасхват), потрогать на ощупь (этому способствовала валяльно-войлочная продукция, «теплые» сувениры, хранящие энергетику алтайских мастеров), увидеть и услышать воочию, сколь талантливый народ там живет... Примечателен и тот факт, что губернатор Алтайского края Александр КАРЛИН лично презентовал туристические возможности края и побывал на мероприятиях выставки, о чем с некоторой долей зависти говорили многие участники-дальневосточники: «Все логично: есть личное желание руководителя края развивать туризм - есть результаты».
Если говорить о Дальнем Востоке, то безусловного внимания заслуживает опыт Республики Саха (Якутия), сумевшей сдвинуть туризм с мертвой точки и начавшей зарабатывать на своем холоде. Здесь действительно уделяют туристической сфере большое внимание, есть свой республиканский закон о развитии этой сферы деятельности и даже специально созданное министерство предпринимательства и туризма. Его глава - Екатерина Кормилицына - является катализатором всех позитивных перемен в туристической отрасли республики. Взвалив на свои хрупкие плечи заботу не только о республиканском турпродукте, но и о межрегиональном, она лично курирует и продвигает «Восточное кольцо России», и делает это с невероятным упорством и энтузиазмом.
«Развивать туризм на таких территориях, как Якутия, очень сложно, потому что здесь своя специфика не только климатическая, но и географическая - это сложный межотраслевой комплекс. Не стоит забывать и о том, что прежде всего это бизнес. А бизнес и туризм будут развиваться там, где в целом наблюдается развитие территории и есть большие инфраструктурные проекты, - говорит Екатерина Ивановна. - Безусловно, для Якутии туризм не является панацеей роста, республике есть на чем зарабатывать… Но если посмотреть на общемировую тенденцию тяготения к труднодоступному, этническому, экзотическому отдыху и путешествиям, то регион должен быть готов к всплеску интереса. Да, проблем немало, но они потихоньку решаются, включая крайне сложную транспортную. Если 10 лет назад у нас была одна авиакомпания, то сейчас несколько, благодаря чему включаются правила рынка. А в этом году в республику еще и заходит «Аэрофлот», что также должно сказаться на тарифах и частоте рейсов».
Если в Якутии дела с туризмом обстоят весьма неплохо, то общение с представителями турбизнеса из других регионов оптимизма не прибавило. Чувствовалось, накипело. Общая тенденция налицо: туризм в регионе находится на задворках, до него никому нет дела, а передачи из министерства в министерство ситуацию не меняют.
«Какие надежды можно возлагать на областной комитет по спорту и туризму, когда там нет ни одного специалиста в нашей области - одни спортсмены, которым туризм не интересен!» - сетуют в одном субъекте региона. «Внимания к отрасли ноль, не говоря уже о материальной поддержке, - добавляют в другом. - Оплаченный для туроператоров выставочный стенд - это, конечно, хоть что-то, но мы ждем другой, системной поддержки».
«Объекты показа есть, и какие! Только вот доставить к ним туриста нереально ввиду отсутствия дорог, - сетуют в третьем. У нас есть шикарные, но не востребованные в силу дороговизны маршруты, транспортные расходы на которых - только в одну сторону! - достигают 80 тысяч рублей. Плюс отсутствие нормальных мест размещения. Плюс проблемы с сервисом. И как вы думаете, что выберет турист - внутренний маршрут или заграницу, где его за гораздо меньшие деньги будут холить и развлекать? Алтайский край на этой выставке вне конкуренции. Да, подобные экспозиции требуют средств, но, если мы хотим превратить туризм в источник доходов, надо вкладывать. Местные же власти пока этого не хотят признавать. И еще. Алтайский губернатор нашел время и на презентацию края, и на знакомство с другими экспозициями. Наш же, находясь в Москве, даже не посчитал нужным заглянуть на «Интурмаркет». Вот и получается, что программы по туризму есть, желания и воли заниматься им - нет».
Последний день работы выставки ознаменовался появлением Дмитрия МЕДВЕДЕВА. И этот факт многие туроператоры восприняли с энтузиазмом. Если премьер-министр нашел время для выставки и даже провел там совещание, может, его примеру последуют и те администрации субъектов региона, что упорно не хотят замечать проблемы внутреннего и въездного туризма? И ситуация начнет меняться - в лучшую, конечно, сторону?
- Мы были в Грузии
- Куда жителям Приморья ехать кататься на лыжах
- В Национальный рейтинг туристических брендов-2018 вошли представители Дальнего Востока
- Соболиная охота: в капкане регламентов
- Быть здоровым - это здорово
- Какие свои начинания дальневосточники считают успешными
- Владивосток в управляемом заносе
- От наемного работника - к предпринимателю
- Самый важный человек компании
- "Остров Врангеля" - он такой один