Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Четверг| 21 Ноября, 20:57 |
|
|
Тема номера
|
Каких инвесторов искал регион в Китае?
География участников ЭКСПО, выставлявшихся в российском павильоне, включала Москву и Татарстан, Сибирь и Кубань. Впрочем, заявленных 200 российских компаний явно не наблюдалось, разве что посчитать заочных участников выставки, чьи буклеты лежали на стендах территорий. Наиболее полно был представлен, естественно, Дальний Восток, ближайший сосед Поднебесной.
Каталог инвестиционных проектов, выпущенный Инвестиционным агентством Приморского края специально к ЭКСПО на русском и китайском, включал более 60 проектов, касающихся социальной инфраструктуры, энергетики и глубокой переработки углеводородного сырья, туристско-рекреационного и транспортно-логистических комплексов, машино- и судостроения, сельского хозяйства и высокотехнологичногопроизводства. «На самом деле проектов гораздо больше, но мы выбрали те, что наиболее привлекательны для китайских инвесторов, - отметила зам. директора Инвестиционного агентства ПК Елена ЯСКЕВИЧ. – Все они предполагают комплексное развитие территорий с условиями для развития малого бизнеса».
Одним из приоритетных и самых перспективных направлений экономического сотрудничества с Китаем является сегодня транспортно-логистический комплекс.
«Наша цель – познакомить бизнес Северо-Востока Китая с нашим проектом - мультимодальным производственно-логистическим комплексом в Хасанском районе - и его возможностями. Как признают сами китайцы, это может перевернуть логистическую политику мира, - рассказывает зам. по экономическому развитию ГК «Транзит-ДВ» Василий ФИЛИПОВ. Мы предлагаем китайской стороне перевозить грузы через порты Славянка и Зарубино по всему миру, а в дальнейшем, с учетом развития Северного морского пути, и на Европу. Это позволит вдвое сократить время доставки грузов. Уже в первый день работы выставки ощутили большой интерес как со стороны китайских компаний, так и со стороны российских логистических предприятий, в частности, сибирских. После Харбина отправляемся презентовать проект в Хуньчунь, в нем очень сильно заинтересовано правительство провинции Цзилинь. С открытием железнодорожного перехода Махалина-Хуньчунь, можно существенно увеличить объемы поставок грузов. Так, если раньше через Краскино автомобильным путем можно было перевозить до 30 контейнеров в сутки, то железная дорога позволяет делать это без ограничения. И стоимость перевозки во много раз дешевле. Автомобильным путем один контейнер обходится в 1000 долларов, а железной дорогой – всего 300. 26 сентября будут отправлены первые пробные 10 контейнеров». Во время ЭКСПО было подписано соглашение между ГК «Транзит-ДВ» и китайской компанией «Чжун Гун Синь», подразумевающее готовность КНР инвестировать средства в строительство объектов инфраструктуры порта Славянка.
Группа «Феско» (группа «Сумма») представила на выставке проект «Большой порт Зарубино», который будет включать терминалы для перевалки зерна, контейнеров, генеральных и навалочных грузов. Общая мощность порта составит 6- млн. тонн грузов в год, из которых 60% будет приходиться на торговые потоки между северными и южными провинциями Китая. «Перевалка грузов через наш порт сократит транспортные расходы для импорта сырья и экспорта готовой продукции, - рассказал представитель Группы «Феско» Вадим СОНИН. - На сегодняшний день уже подписаны соглашения с рядом китайских партнеров. Уже в первый день более 20 китайских компаний заинтересовались нашим проектом. Северо-восточные провинции Китая практически не имеют выхода к морю, а имеющиеся порты перегружены экспортной продукцией, поэтому они заинтересованы в трансграничных перевозках, в т.ч. с использованием порта Зарубино. В рамках выставки запланированы подписание меморандума о взаимопонимании между Группой компаний «Сумма» и правительством провинции Хейлунцзян и организация ряда мероприятий с целью представления порта».Также было подписано соглашение о сотрудничестве с Хейлуцзянской зерновой компанией, что обеспечит грузопоток до 10 млн тонн в год через этот порт.
Дальнегорское предприятие «Приморский цеолит» хотело найти на выставке партнеров для организации производства продукции на основе цеолитового сырья - минеральной добавки в корм животным, органических удобрений, фильтрующей загрузки для водоочистки и т.д. По словам генерального директора компании Олега СЕМЕНОВА, для создания завода полного цикла достаточно 35-40 млн. рублей. Добыча цеолита будет производиться в Чугуевском районе, где есть все необходимые ресурсы, недорогая рабочая сила, не хватает инвестиций, чтобы «раскачать» производство и полноценно использовать разрез.
«Мы приехали на ЭКСПО с очень амбициозным проектом по строительству в Приморье парка «Диснейленд» с ресторанным комплексом и аттракционами, аквапарком и студией по производству мультфильмов, - рассказал представитель компании«Диснейленд» Руслан РИСИНОВ. – Стоимость проекта 4,5 мрд рублей. Замечу, что наш проект максимально готов к реализации, начиная от инженерной документации до наличия земельного участка в Надеждинском районе. Интерес со стороны китайских компаний уже почувствовали. Но даже если он не выльется во что-то конкретное, не будем отчаиваться: это всего лишь первая презентация проекта в международном формате».
ЕАО представляла на ЭКСПО проекты по созданию горно-металлургического кластера в Приамурье, возведению железнодорожного мостового перехода через Амур между Нижнеленинским и Тунцзян, реконструкции железнодорожного участка Биробиджан-Ленинское с выходом на новый переход и другие. «В области уже успешно работают китайские инвесторы - в сфере добычи минеральных ресурсов, лесопереработке, сельском хозяйстве, жилом строительстве, производстве стройматериалов и мебели. Надеемся, что наши новые проекты также найдут отклик», - рассказала начальник управления экономики правительства ЕАО Галина СОКОЛОВА.
Павильон Якутии, как обычно, был самым ярким, а в этот раз еще и технологичным, за что удостоился отдельной награды. В области инвестиций на рассмотрение китайским компаниям были представлены проекты жилого строительства в Якутске, Технопарк «Якутия», экологические и другие. Уже во второй день было заключено десять контрактов с китайскими партнерами. Всего же по результатам работы ЭКСПО было подписано 16 соглашений, в т.ч. по застройке трех кварталов Якутска (а это требует 40 млрд. рублей), по созданию совместного предприятия по бурению скважин между компаниями «Туймааданефтегаз» и HongHuaOilandServises, Ltd, достигнута договоренность об участии китайских инвесторов в проекте по созданию индустриального парка в Кангалассах. Компания «Экологические ресурсы» получила предложения по инвестированию проектов и экспорту продукции в КНР.
Один из приоритетных инвестиционных проектов Правительства Амурской области – создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Каникурган» со строительством совмещенного автомобильного и железнодорожного моста через Амур. Его общая стоимость – 13,5 млрд рублей. Еще один не менее важный проект - строительство предприятия по переработке цементного клинкера мощностью 500 тыс. тонн в год в селе Березовка, что позволит впервые производить на Дальнем Востоке цемент сухим способом. Стоимость проекта более 1 млрд рублей, финансирование уже ведется, в т.ч. за счет привлечения иностранных инвестиций. Также были представлены амурский соевый и горно-металлургический кластеры в Приамурье, канатная дорога через Амур на китайскую сторону с двумя пассажирскими терминалами и другие проекты.
Хабаровский край представил видение комплексного развития аэропорта Хабаровск «Новый» согласно концепции AirCity. 7-метровый макет будущего аэрокомплекса заметно выделялся среди прочих стендов. Также были представлены проекты в области транспорта и логистики, сельского хозяйства и деревообработки, а также пищевой и перерабатывающей промышленности. Присутствовали и совсем молодые компании, например, «Тигровый край», выпускающий продукцию из белокорой хабаровской пихты. Инвестиционный потенциал края презентовал зам. председателя правительства региона – министр экономического развития и внешних связей края Виктор КАЛАШНИКОВ. Среди комплексных проектов - создание авиахаба в Хабаровске, рыбопромышленного комплекса в Ванино-Совгаванском транспортно-промышленном узле, конного парка. Также китайским инвесторам предлагалось участие в строительстве завода по выпуску древесностружечных плит, производстве пиломатериалов для деревянного домостроения, круизном проекте «Амур-Батюшка». По словам губернатора Хабаровского края Вячеслава ШПОРТА, в Харбине были представлены только самые реальные проекты, максимально готовые к внедрению в жизнь,
Сахалин привлекал внимание гостей выставки интерактивным стендом. Упор был сделан на три основных проекта. Это дальнейшее развитие уже успешно функционирующего спортивно-туристического комплекса «Горный воздух» - создание объектов инфраструктуры на новых горных склонах (объем инвестиций - $2,5 млрд), - создание комплексного деревообрабатывающего производства ($170 млн.) и строительство морского биотехнопарка в Сахалино-Курильском территориальном бассейне с центром по воспроизводству молоди биоресурсов, комплексом марикультурных хозяйств и научным центром. Его общая стоимость – $85 млн. (первого этапа -$50 млн.), а годовой объем производства - 960 тонн трепанга и 800 тонн гребешка. Уже в первый день работы «ЭКСПО» были подписали два контракта с провинцией Хейлунцзян, Протокол о намерениях по поводу сотрудничества в лесопромышленном комплексе и протокол о намерениях между сахалинской компанией ОАО «БМ-Сахалин» и группой компаний «Сун Линь».
Камчатка предложила Китаю сотрудничать в сфере энергетики, промышленности, сельского хозяйства и туризма. В частности, представила проект ТОСЭР «Камчатка», включающий многофункциональные терминалы для обработки транзитных и внутренних грузов, терминал рыбохозяйственного комплекса, базу снабжения флота и судоремонтный комплекс. Его стоимость – 60 млрд. рублей. Другой проект – Агропарк «Нагорный», на территории которого (а это 121 гектар) планируется разместить тепличное производство, транспортно-логистический центр, бытовую и выставочную инфраструктуру, а также учебные и жилые комплексы. Его стоимость – 1 210 млн. руб., а срок окупаемости - 4,5 года. Создание туристско-рекреационного кластера «Паратунка» площадью 360 гектаров, в который войдут гостиницы, санатории, SPA-центры, парк развлечений и аквапарк, горнолыжные трассы и т.д., требует 7279 млн. рублей. А строительство всесезонного международного горнолыжного курорта на базе сразу четырех площадок – горы Морозной, зоны Авачинского вулкана, хребта Тополиного и Петровской сопки – обойдется инвесторам в 24121 млн. рублей.
Магаданская область презентовала проекты по разработке угольного бассейна в Омсукчанском и Среднеканском районах области, по промышленному освоению Ланковского и Мелководнинского месторождений бурого угля с последующим получением искусственного жидкого топлива, а также по строительству новых рыбоводных заводов. В 2015 году в области вводятся дополнительные льготы для инвесторов, и это будет способствовать привлечению иностранных партнеров.
Чукотка представила проекты, связанные с минерально-сырьевой базой и сельским хозяйством. «Основной упор делаем на Баимскую рудную зону, ее ресурсный потенциал оценивается в 27 млн тонн меди и 1600 тонн золота, - рассказал глава делегации заместитель губернатора, зам. председателя правительства Чукотского автономного округа, начальник департамента сельскохозяйственной политики и природопользования Леонид НИКОЛАЕВ. – Кроме того, наш регион входит в тройку наиболее благополучных с точки зрения экологии, а возможности в сфере оленеводства и морского зверобойного промысла очень высоки. В частности, оленина и морские млекопитающие очень востребованы в китайской традиционной медицине. И этот интерес также может вылиться в конкретные проекты по переработке и производству этого сырья. Также китайские компании заинтересованы в организации турмаршрутов на Чукотку для жителей КНР.
Губернатор Хабаровского края Вячеслав ШПОРТ выразил пожелание о поочередном проведении Российско-Китайского ЭКСПО в наших странах и предложил в качестве площадки новый современный выставочный комплекс на прилегающей к аэропорту Хабаровска территории (этот проект был презентован на ЭКСПО). Воплотится ли его идея в жизнь, увидим позже.
Татьяна СУШЕНЦОВА. Журнал "Дальневосточный капитал", август, 2014 год.
- "Соджиц Корпорэйшн" готова принять участие в проектах на Дальнем Востоке
- КНДР выдала дальневосточникам долгосрочные многократные визы
- ITOCHU Corporation заинтересовалась Дальневосточным регионом
- Каких инвесторов искал регион в Китае?
- Визовый режим между Россией и Японией упростился
- Объем торговли между Россией и Китаем превысит сумму в $100 млрд
- Поставки газа с "Владивосток-СПГ" в Японию могут начаться в 2018 году
- Российско-корейское настоящее и будущее: Вона - сюда!
- Обустройство Дальневосточной госграницы идет по расписанию
- Мероприятия форума АТЭС-2012 стартовали в столице