Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 22 Ноября, 04:09 |
|
|
Тема номера
|
Хабаровский край: обеспечивая будущее
В последние годы Хабаровский край прочно закрепился на позициях лидера ДФО по уровню инновационной активности - 15,5% предприятий региона занимаются внедрением инноваций. Это лучший показатель не только на Дальнем Востоке. Статистика свидетельствует: в среднем по РФ только 6,6% компаний проявляют инновационную активность. Центром инновационного роста в ближайшие годы обещает стать авиа-судостроительный кластер. Это первый на Дальнем Востоке подобный проект высокотехнологичного развития, получивший официальное признание на уровне правительства РФ, включившего кластер в число 25 пилотных проектов, реализация которых будет осуществляться на принципах государственной поддержки.
Уже сегодня участниками кластера стали 95 организаций, только 69 из которых представляют Хабаровский край. На пресс-конференции губернатор рассказал, что филиал ОАО «Компания Сухой» Комсомольский-на-Амуре авиационный завод закончил ремонт выкупленного им у обанкротившегося «Дальавиа» ремонтного авиаангара и вскоре приступит к размещению там мощностей по обслуживанию своих Суперджетов с перспективой организации на этой базе сборки самолетов. Вероятно, скоро начнут прорастать и другие «саженцы» кластера, для развития которых региональное правительство прилагает максимальные усилия.
Признаками кластерного развития обладает и формируемый краевым правительством Ванино-Совгаванский транспортно-промышленный узел, частью которого является портовая особая экономическая зона «Советская Гавань». Несмотря на появившиеся в прошлом году скепсис по поводу ее дальнейшего развития и даже слухи о возможном закрытии проекта, региональным властям удалось не только отстоять, но и расширить ПОЭЗ. Губернатор сообщил, что Минэкономразвития РФ одобрило предложение края о включении в границы зоны Ванинского морского порта и участков береговой полосы Ванинского района. С вводом в строй в конце года Кузнецовского тоннеля, являющегося ключевым звеном реконструкции участка Комсомольск - Совгавань, укрепляются надежды на решение самой главной проблемы побережья Хабаровского края - отсутствие провозных мощностей железной дороги.
Повод для оптимизма дает и загрузка предприятий машиностроения, их настрой на модернизацию производства. Базой развития этой отрасли является оборонный заказ, который с 2008 по 2012 годы вырос в крае в 5,2 раза - с 3,4 млрд до 16,1 млрд рублей: с 2,3 млрд до 12,8 млрд рублей в авиастроении, с 0,8 млрд до 5,3 млрд рублей в судостроении. Загрузка военными контрактами дает возможность предприятиям развивать и гражданское направление. Флагман авиационной промышленности России Комсомольский авиазавод работает над выпуском самых современных боевых истребителей СУ-35С, ведет разработку комплекса фронтовой авиации пятого поколения Т-50, отправляет заказчикам среднемагистральные лайнеры «Сухой Суперджет 100».
Постепенно восстанавливает былое значение и ОАО «Амурский судостроительный завод», на стапелях которого растут корветы для ВМФ, аварийно-спасательное судно Минтранса, корабли для ООО «Газфлот». В развитии Хабаровского судостроительного завода правительство края выступает не только как партнер и лоббист, но и как один из ведущих заказчиков. По его инициативе ОАО «Хабаровскводтранс» заключило с предприятием контракт на строительство 3-х пассажирских судов для эксплуатации на Амуре - один корабль на 100 мест и два судна на воздушной подушке, вместимостью 30 и 50 мест. В соответствии с программой «Развитие транспортной системы Хабаровского края», в краевом бюджете на 2013 год предусмотрены средства на начало строительства еще 6 речных кораблей.
Уникальными для России инновационными технологиями извлечения золота обладает гидрометаллургический комбинат в городе Амурске (АГМК), на котором «Полиметалл» уже ведет пуско-наладочные работы. Ожидается, что в перспективе АГМК станет ключевым элементом большого золотодобывающего кластера, специализирующегося на переработке руд мелких и средних месторождений золота на Дальнем Востоке и в Сибири.
Современными научными разработками насыщены новые предприятия лесопереработки, благодаря появлению которых Хабаровский край возвращает себе статус одного из российских лидеров не только по заготовке, но и по переработке древесины. С 2008 по 2012 годы производство пиломатериалов в крае выросло с 466 тыс. м куб. до 868 тыс. м куб. Очень скоро и эти показатели будут улучшены: в минувшем году в строй вступили завод по производству клееной продукции, топливных гранул и вторая линия лесопиления деревообрабатывающего комплекса ООО СП «Аркаим» в Ванино; завод по производству лущеного шпона ОАО «Дальлеспром» в городе Амурске. В регионе продолжается реализация сразу нескольких крупных инвестиционных проектов в этой сфере, речь идет о развитии деревообрабатывающего комплекса по производству ДСП ООО СП «Аркаим» в Ванино, заводе по производству ДВП ООО «Римбунан Хиджау МДФ». Дальневосточный центр глубокой переработки древесины ОАО «Дальлеспром» реализует проект на основе производств лущеного шпона, плит МДФ в Амурске и технологической щепы в Ванино. Производство строганных и профилированных пиломатериалов в пос. Березовый создает ООО «Азия лес».
Вспомнил Вячеслав Шпорт и о малом бизнесе. В минувшем году завершена программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Хабаровского края на 2010‑2012 годы». С 2009 по 2012 годы рост числа малых предприятий составил 120%, налоговых поступлений от них - 145%, их общий оборот увеличился на 152%. В 2012 году Хабаровский край на проведении Дней малого и среднего бизнеса в Москве был признан лучшим в ДФО по развитию предпринимательства. Хабаровск же в рейтинге Форбс из 30 лучших для ведения бизнеса городов России занял 16 позицию. Из дальневосточников ближе всех к нему оказался Владивосток - 25 место.
Развитие экономики не замедлило сказаться на доходной части бюджета и на благосостоянии граждан. Так, доходы консолидированного бюджета края выросли с 62 млрд 969 млн рублей в 2008 году до 91 млрд 260 млн рублей в 2012 году. А доходы в расчете на душу населения - с 32,8 тыс. рублей в 2008 году до 52,2 тыс. рублей в 2012 году. Средняя заработная плата по краю в 2008 году составляла 19 тыс. рублей, а в 2012 году - почти 30 тыс. рублей. Такое положение стимулировало рост потребительских запросов населения и привело к увеличению темпов удорожания продукции и услуг. Наиболее заметны эти явления в сфере жилой недвижимости, где спрос пока сильно опережает предложение, позволяя продавцам поднимать цену квадратного метра. Хабаровск по этому показателю в 2012 году занял 3-е место в РФ, уступая лишь Москве и Петербургу.
Надо сказать, что постоянному росту спроса на жилье способствует и правительство Хабаровского края, реализующее программы поддержки населения при покупке жилья. Количество только молодых семей, получающих поддержку из федерального, краевого и муниципальных бюджетов, выросло с 228 в 2008 году до 878 в 2012-м. Вячеслав Шпорт сообщил, что в правительстве края есть серьезные планы по расширению рынка жилищного строительства в крае, привлечению в него новых игроков за счет сокращения сроков получения разрешений на строительство, упрощения и удешевления процедур подключения к объектам энергетики и водоснабжения. Более того, выполняя указы президента РФ, в 2013 году в крае приступят к началу формирования рынка доступного арендного жилья и некоммерческого жилого фонда для граждан, имеющих невысокий уровень доходов.
База, созданная экономическим развитием Хабаровского края в последние годы, с одной стороны, ставит перед руководством территории еще более сложные задачи - как говорится, достичь роста к росту намного сложнее, чем показать положительную динамику после резкого спада. А с другой, - обеспечивает жителям уверенность в будущем региона и своем собственном.
Александр НИКОЛАЕВ.
- В Хабаровском крае перелеты на север субсидируют
- Заказы МО на корветы и Су-35 загрузят заводы Комсомольска-на-Амуре на 10 лет
- Хабаровский край стал заложником
- Хабаровский агропром идет ко дну
- Зерновой терминал впишется в МТК
- МАЙНЕКС ДВ 2019 перебрался в Хабаровск
- "Дальтрансуголь" перевалил 150-миллионную тонну
- Муниципальные котельные Хабаровского края идут ко "дну"
- Хабаровский аэропорт не хочет быть Новым
- Первое село на дальневосточном гектаре