Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока
|
|
||||||||||||||||||||||
Пятница| 13 Декабря, 01:09 |
|
|
Тема номера
|
Игорь Пушкарев: "Владивосток находится в АТР, но это европейский город"
И хотя рыночные реформы 90-х годов прошлого столетия были чувствительными для краевого центра, породили почти болезненный скепсис многих его жителей ко всему, что делает сегодня в приморской столице власть, город все равно растет и хорошеет. Возможно, не так быстро, как его ближайший северный сосед Хабаровск, и как хотелось бы владивостокцам. Но не замечать перемен сегодня просто не возможно.
Об этих переменах и устремлениях города в завтра, о том, что дает ему побратимство с зарубежными городами и какие достопримечательности непременно надо показать гостям города, "ДК" беседовал с мэром Владивостока Игорем ПУШКАРЕВЫМ.
– Игорь Сергеевич, каждый город – это конкретные места, конкретные события, особый дух… Из каких образов и нюансов складывается ваш Владивосток?
– Для меня красивее города в нашей стране просто нет. Море, сопки, сбегающие по ним к прибрежной полосе улицы, громоздящиеся у причалов краны и океанские корабли делают его ни с чем не сравнимым. Что же касается событий, то именно сейчас на территории Владивостока реализуются такие масштабные проекты, которые никогда за всю его 150-летнюю историю в столь короткий срок не осуществлялись. Конечно же я имею в виду строительство новых дорог, мостов через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный, городка Дальневосточного федерального университета, нового жилого микрорайона "Снеговая Падь" на 60 тыс. человек и другие объекты, которые будут введены в строй к саммиту АТЭС в 2012 году и будут служить горожанам многие десятилетия.
Иной раз, признаюсь, горожане меня удивляют, задавая один и тот же вопрос в самых разных и даже весьма подготовленных аудиториях: "Неужели эти объекты все-таки достроят?". Опоры моста уже вышли к улице Светланской, а над ней высятся пролетные строения, по которым скоро начнут укладывать дорожное полотно. И, кажется, каждому должно быть понятно, что маховик стройки набрал обороты и назад пути нет… Но вновь и вновь, услышав подобный вопрос, понимаешь, насколько прочна пелена негатива, через которую многие воспринимают Владивосток. К сожалению, более полутора десятка лет на всю страну отсюда шли новости, как из горячей точки: то голодают матросы на острове Русском (это начало 90-х), то мы без воды, то без света… Хотя уже давно все по-другому, общественное мнение меняется очень медленно. И наша задача – переломить ситуацию.
Придумывать для этого ничего не надо. В городе действительно развернулось грандиозное строительство. Мы переживаем новый этап его истории и решаем задачи, поставленные руководством страны. Сегодня Владивосток развивается как окно России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Да, он исторически закладывался как форпост страны на Востоке, но сегодня это не просто военный порт (Владивосток был и остается главной базой Тихоокеанского флота России), это крупный административный, образовательный, финансовый, культурный центр. Это центр притяжения для многочисленных зарубежных организаций и компаний, наконец, формирующийся Центр международного сотрудничества в АТР.
Надо признать, последние два десятка лет город в значительной степени развивался хаотично. Этого больше не будет – принят новый генплан Владивостока, в соответствии с ним создается мощная инфраструктура, он диктует географию строительства новых микрорайонов, является гарантом сохранения исторического лица города.
– Какие задачи в связи с развернувшимся строительством приходится решать мэрии?
– Более 90% мероприятий по подготовке к саммиту АТЭС-2012 реализуется на территории города Владивостока, что требует оперативной работы по согласованию проектов, переселению, выносу коммуникаций и т.д. Все это приходится организовывать и сопровождать, чтобы объекты были построены в срок. Работы очень много – за последние два года она выросла в разы. В то время как численность муниципальных служащих уменьшилась почти на 400 человек.
Идет пошаговая работа по преобразованию города. Это касается освещения улиц, установки светофоров, ремонта фасадов зданий, решения одной из застарелых проблем города с парковками. Так, первые многоуровневые парковки появятся во Владивостоке уже в конце года. Почти миллиард рублей мы привлекли в этом году на ремонт многоквартирных домов, в 2008-м начинали эту работу со 160 млн.
Развернувшееся строительство увеличило транспортную нагрузку на дороги города: до 500 большегрузных автомобилей ежедневно работает на стройках саммита. Дорожно-уличная сеть к таким объемам и нагрузкам, конечно, не приспособлена, это создает определенное неудобство горожанам. Но город не остановился. Мы понимаем, что после завершения строительства получим комплексное решение транспортной проблемы, и всячески его поддерживаем в части компетенции муниципалитета.
– Игорь Сергеевич, ваш бизнес-опыт помогает в этой работе, вы когда-нибудь смотрите на город как на бизнес-единицу?
– У нас есть муниципальные предприятия, которые должны функционировать эффективно и прибыльно, решая жизненно важные для города задачи. И, конечно, для управления городским хозяйством нужен и бизнес-опыт, и политический опыт, и просто житейский, потому что это многоплановая работа. Это организация нормальной жизнедеятельности порядка 800 тыс. человек, которые ежедневно находятся в городе. Прописано 605 тысяч, кроме того, 100 тыс. студентов и около 100 тыс. приезжих, которые зарегистрированы в других местах, но здесь работают, учатся, постоянно находятся, – такова оценка экспертов.
Муниципальные предприятия в последнее время демонстрируют положительную динамику. Например, Владивостокское предприятие электрических сетей наращивает объемы, увеличивает зарплату работникам, городской водоканал в этом году полностью рассчитался с долгами, приобретает новую технику. Городские теплосети нормально завершили отопительный сезон, сэкономив за счет новых технологий и систем учета 14% топлива, хотя зима была дольше и суровее, чем предыдущая. Тот же МУП "Дороги Владивостока" оказался конкурентоспособнее некоторых частных компаний, которые раньше занимались уборкой города.
Помните, в песне Высоцкого "Было время, и цены снижались…". Так вот, они и у нас снижались, на продукты первой необходимости. А на хлеб уже два с лишним года не повышались. И мы ни копейки бюджетных денег на это не потратили, просто создали на этом рынке конкурентную среду. Если раньше был один производитель – "Владхлеб" и никого сюда не пускали, то сейчас все могут продавать свою продукцию: и смоляниновский завод, и уссурийские, и спасские производители, и малые пекарни. Любой фирме, чтобы получить право продавать свою продукцию, надо только заплатить 200 рублей за машино-место на рынке. И это лишь один пример решения проблемы с учетом законов рынка. В целом же мы активно поддерживаем малый бизнес, выигрываем специальные гранты. Только в прошлом году дополнительно направили предпринимателям 10 млн руб., полученных в виде грантов.
– Вы считаете, малый бизнес нуждается в административной поддержке? Или для него главное – не мешать.
– Конечно, важнее – не мешать, но если еще и поддерживать, то совсем хорошо. Одним из показателей нормального взаимоотношения власти и бизнеса является участие в исполнении государственного муниципального заказа. Его объем за последние годы увеличивался в среднем на 40%, а вот число участников выросло в разы. В 2008 году в муниципальном заказе участвовало 416 предприятий, в 2009-м – 2300. Если раньше при проведении конкурса было в среднем два-три участника и максимальное количество – шесть, то на последних аукционах доходило до 42 претендентов. Все это позволяет существенно экономить на муниципальном заказе, а также свидетельствует о доступности информации. Любой предприниматель может предложить муниципалитету свои услуги. И в этом смысле, я считаю, мы создаем для бизнеса хорошие условия.
– То есть, если бы в ДФО проводился конкурс "Города, удобные для бизнеса", у Владивостока был бы шанс в нем победить?
– Во всяком случае, согласно независимым исследованиям, Владивосток входит в первую десятку лучших городов России для ведения бизнеса. Я думаю, что у нас очень демократичные условия ведения бизнеса. В частности, у нас большая часть автобусных пассажирских перевозок – это бизнес. В строительной отрасли работает порядка 800 компаний, которые являются генеральными застройщиками, а в других дальневосточных городах – единицы. Наверное, все это говорит о том, где условия для бизнеса лучше.
– В 1991 году, когда Владивосток стал открытым городом, он пережил период братания со многими зарубежными городами. Недавно, после некоторого затишья, у Владивостока появились новые города-побратимы. Не кажется ли вам, что в этом движении есть некая формальность?
– Ну, можно формально быть мужем и женой, а можно – по-настоящему. А если серьезно, то наполнение отношений зависит от двух сторон. К примеру, не так давно мы подписали соглашение с эквадорским городом Манта – эквадорские розы и кофе уже появились в наших магазинах. Если наша кондитерская фабрика будет напрямую покупать там какао-бобы на 30-40% дешевле, думаю, для города это тоже неплохо. Ведутся переговоры с нашими компаниями об отправке туда продукции.
И такие отношения со всеми городами-побратимами дают возможность для развития туризма, бизнеса, образования. А важность, которую придает руководство нашей страны развитию побратимских отношений, подчеркивает тот факт, что Владивосток – первый город в России, который договор о побратимских отношениях подписал в Кремле в присутствии глав государств. Если мы развиваем Владивосток как окно в Азиатско-Тихоокеанский регион, мы должны стать городом понятным и близким для жителей его стран. И эту задачу можно решить, в том числе развивая побратимские отношения.
- Мемориал энергетикам – героям Великой Отечественной войны – открыт в России
- ФАС заинтересовался кнопками "ЭРА-Глонасс"
- Сбербанк создает дочернюю компанию Sber Automotive Technologies
- Путин поблагодарил Грефа и Сбербанк за больницу в Тулуне
- Российские спортивные тренеры получат статус педагогов
- В России дорожает авиасообщение
- Сбербанк осуществил самую масштабную за всю историю банка трансформацию
- Сбербанк провёл платёж клиента, находящегося в Северном Ледовитом океане
- Сбербанк профинансировал компании группы "Аэрофлот" на 1,8 млрд рублей по госпрограмме кредитования под 2%
- Сбербанк просит увеличить лимиты госпрограммы поддержки занятости с кредитами под 2%